Исследование счетных навыков

Особое место у детей с ДЦП занимает нарушение функ­ций счета. Понятие числа имеет сложную психологическую структуру, что в значительной степени связано с простран­ственным восприятием множества объектов, с речевым раз­витием и требует высших форм анализа и синтеза.

Исследование количественных представлений необходи­мо проводить поэтапно. Сначала исследуется способность ре­бенка дифференцировать «много—мало», «один—много», «больше—меньше», одинаковое количество. Важно иссле­довать способность ребенка абстрагироваться от формы и величины предметов и ориентироваться только на количе­ство.

Для этого необходимо приготовить счетный материал из предметов разной величины и формы и на этом материале изучить, как дети соотносят 'количества разных предметов. Можно, например, предложить детям два стержня, на од ном из них нанизаны кольца, а на другом — шары. Несмотря на одинаковое количество деталей на обоих стержнях, пирамид­ка с шарами будет выглядеть выше, чем с кольцами. Спро­сить: «Чего больше — колец или шаров?»

При обследовании детей школьного возраста рекоменду­ется использование и психометрических методов, например

ветодики Равена и Векслера. Их целесообразно использовать [для детей с преимущественным поражением нижних ко-вечностей с относительно сохранным развитием речи, как (лексической, так и фонематической ее сторон.

Психодиагностику детей с ДЦП обязательно производят ! при определении ребенка в специализированное лечебное или шчебное учреждение для выяснения вопроса об обучаемости ребенка, а также при выборе школьной программы; для оп­ределения внутренней картины болезни пациента и его реа-\ билитационного потенциала; при разработке индивидуаль-! ных психокоррекционных программ, включающих в себя постановку и решение конкретных дидактических и психо-:, терапевтических задач; для текущей и окончательной оцен-• ки эффективности психокоррекционной работы.

При отборе детей в специальные (коррекционные) дошко-[льные и школьные образовательные учреждения психологу [ следует опираться на действующие нормативно-правовые доку­менты Министерства образования РФ, в которых определены [ показания и противопоказания к приему в эти учреждения.

Прнему в детское дошкольное учреж­дение для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата под­лежат дети, не нуждающиеся в индивидуаль­ном уходе, умеющие себя обслужить или имеющие двигательные возможности для воспитания у них навыков самообслуживания, умеющие хо­дить самостоятельно или с помощью ортопе­дических приспособлений, со следующими заболеваниями:

— церебральными параличами, последствиями полиомие­
лита в восстановительном и резидуальном периодах;

— различными врожденными и приобретенными деформа­
циями опорно-двигательного аппарата;

— артрогриппозом, хондродистрофией, миопатией;

— сколиозом.

Глава VIII. Психологическая диагностика детей с ДЦП

§ 5. Психодиагностика сенсорно-перцептивных функций



Не подлежат пр нему в детское дошкольное \ учреждение указанного типа дети:

— не передвигающиеся без посторонней помощи, не способ- ]
ные обслужить себя в силу тяжести двигательных нару-1
шений;

— страдающие умственной отсталостью в умеренной и тя-'
желой степени;

— с выраженными нарушениями слуха и зрения;

— с заболеваниями, которые являются противопоказания­
ми для приема в детские дошкольные учреждения обще­
го типа.

Пр нему в специальные (к орр екцио н-\ ные) школ ы-и нтернаты для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата подлежат дети школьного возраста при нормаль­ном интеллекте, самостоятельно передвигающие­ся, не требующие индивидуального ухода, со с л е-! дующими заболеваниями:

— церебральными параличами;

— последствиями полиомиелита в восстановительном и ре-
зидуальном периодах;

— различными врожденными и приобретенными деформа­
циями опорно-двигательного аппарата;

— артрогриппозом, хондродистрофией, миопатией.

Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата и ум­ственной отсталостью направляются в специальные классы, организуемые при наличии контингента в составе данных школ по решению отдела образования.

Не подлежат приему в школы-интернаты для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

— дети, не передвигающиеся самостоятельно, не обслужи­
вающие себя, требующие индивидуального ухода;

— страдающие эпилептическими припадками;

— страдающие недержанием мочи и кала вследствие орга­нического поражения центральной нервной системы.

Итак, психологическое обследование детей, страдающих ДЦП, в прагматическом смысле оказывается ценным настоль­ко, насколько оно позволяет осуществить их результативную реабилитацию. Это предъявляет соответствующие требования к организации, процедуре психологического обследования и, что особенно важно, к анализу, интерпретации, получаемой при этом психодиагностической информации, в конечном счете именно это дает возможность разработать научно обоснован­ную, индивидуальную и достаточно эффективную программу психологической реабилитации ребенка, без которой невоз­можна его полноценная интеграция в общество.

Основные тр ебования к психодиагностике детей с церебральным параличом:

1. Психодиагностика должна быть максимально ранней,
т. е. проводиться непосредственно после установления ме­
дицинского диагноза.

2. Психодиагностика должна обеспечить обоснованность
разработки программы психокоррекции, текущий кон­
троль ее результативности в процессе сопровождения пси­
хического развития ребенка, оказания ему, в случаях не­
обходимости, психологической помощи.

3. Психодиагностике подлежат не только сами дети, но по
возможности и их родители, семья.

4. Программа психодиагностики должна определять по воз­
можности все нарушения психического развития, а ис­
пользуемые методы и методики должны отличаться на­
дежностью, валидностью и быть адекватными возрасту
и степени тяжести заболевания ребенка.

5. Результаты психодиагностики носят конфиденциальный
характер, и к ее проведению могут привлекаться лишь
лица, прошедшие специальную психологическую подго­
товку.





Глава VIII. Психологическая диагностика детей с ДЦП Контрольные вопросы и задания


Наши рекомендации