Исследование счетных навыков
Особое место у детей с ДЦП занимает нарушение функций счета. Понятие числа имеет сложную психологическую структуру, что в значительной степени связано с пространственным восприятием множества объектов, с речевым развитием и требует высших форм анализа и синтеза.
Исследование количественных представлений необходимо проводить поэтапно. Сначала исследуется способность ребенка дифференцировать «много—мало», «один—много», «больше—меньше», одинаковое количество. Важно исследовать способность ребенка абстрагироваться от формы и величины предметов и ориентироваться только на количество.
Для этого необходимо приготовить счетный материал из предметов разной величины и формы и на этом материале изучить, как дети соотносят 'количества разных предметов. Можно, например, предложить детям два стержня, на од ном из них нанизаны кольца, а на другом — шары. Несмотря на одинаковое количество деталей на обоих стержнях, пирамидка с шарами будет выглядеть выше, чем с кольцами. Спросить: «Чего больше — колец или шаров?»
При обследовании детей школьного возраста рекомендуется использование и психометрических методов, например
ветодики Равена и Векслера. Их целесообразно использовать [для детей с преимущественным поражением нижних ко-вечностей с относительно сохранным развитием речи, как (лексической, так и фонематической ее сторон.
Психодиагностику детей с ДЦП обязательно производят ! при определении ребенка в специализированное лечебное или шчебное учреждение для выяснения вопроса об обучаемости ребенка, а также при выборе школьной программы; для определения внутренней картины болезни пациента и его реа-\ билитационного потенциала; при разработке индивидуаль-! ных психокоррекционных программ, включающих в себя постановку и решение конкретных дидактических и психо-:, терапевтических задач; для текущей и окончательной оцен-• ки эффективности психокоррекционной работы.
При отборе детей в специальные (коррекционные) дошко-[льные и школьные образовательные учреждения психологу [ следует опираться на действующие нормативно-правовые документы Министерства образования РФ, в которых определены [ показания и противопоказания к приему в эти учреждения.
Прнему в детское дошкольное учреждение для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата подлежат дети, не нуждающиеся в индивидуальном уходе, умеющие себя обслужить или имеющие двигательные возможности для воспитания у них навыков самообслуживания, умеющие ходить самостоятельно или с помощью ортопедических приспособлений, со следующими заболеваниями:
— церебральными параличами, последствиями полиомие
лита в восстановительном и резидуальном периодах;
— различными врожденными и приобретенными деформа
циями опорно-двигательного аппарата;
— артрогриппозом, хондродистрофией, миопатией;
— сколиозом.
Глава VIII. Психологическая диагностика детей с ДЦП
§ 5. Психодиагностика сенсорно-перцептивных функций
Не подлежат пр нему в детское дошкольное \ учреждение указанного типа дети:
— не передвигающиеся без посторонней помощи, не способ- ]
ные обслужить себя в силу тяжести двигательных нару-1
шений;
— страдающие умственной отсталостью в умеренной и тя-'
желой степени;
— с выраженными нарушениями слуха и зрения;
— с заболеваниями, которые являются противопоказания
ми для приема в детские дошкольные учреждения обще
го типа.
Пр нему в специальные (к орр екцио н-\ ные) школ ы-и нтернаты для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата подлежат дети школьного возраста при нормальном интеллекте, самостоятельно передвигающиеся, не требующие индивидуального ухода, со с л е-! дующими заболеваниями:
— церебральными параличами;
— последствиями полиомиелита в восстановительном и ре-
зидуальном периодах;
— различными врожденными и приобретенными деформа
циями опорно-двигательного аппарата;
— артрогриппозом, хондродистрофией, миопатией.
Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата и умственной отсталостью направляются в специальные классы, организуемые при наличии контингента в составе данных школ по решению отдела образования.
Не подлежат приему в школы-интернаты для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
— дети, не передвигающиеся самостоятельно, не обслужи
вающие себя, требующие индивидуального ухода;
— страдающие эпилептическими припадками;
— страдающие недержанием мочи и кала вследствие органического поражения центральной нервной системы.
Итак, психологическое обследование детей, страдающих ДЦП, в прагматическом смысле оказывается ценным настолько, насколько оно позволяет осуществить их результативную реабилитацию. Это предъявляет соответствующие требования к организации, процедуре психологического обследования и, что особенно важно, к анализу, интерпретации, получаемой при этом психодиагностической информации, в конечном счете именно это дает возможность разработать научно обоснованную, индивидуальную и достаточно эффективную программу психологической реабилитации ребенка, без которой невозможна его полноценная интеграция в общество.
Основные тр ебования к психодиагностике детей с церебральным параличом:
1. Психодиагностика должна быть максимально ранней,
т. е. проводиться непосредственно после установления ме
дицинского диагноза.
2. Психодиагностика должна обеспечить обоснованность
разработки программы психокоррекции, текущий кон
троль ее результативности в процессе сопровождения пси
хического развития ребенка, оказания ему, в случаях не
обходимости, психологической помощи.
3. Психодиагностике подлежат не только сами дети, но по
возможности и их родители, семья.
4. Программа психодиагностики должна определять по воз
можности все нарушения психического развития, а ис
пользуемые методы и методики должны отличаться на
дежностью, валидностью и быть адекватными возрасту
и степени тяжести заболевания ребенка.
5. Результаты психодиагностики носят конфиденциальный
характер, и к ее проведению могут привлекаться лишь
лица, прошедшие специальную психологическую подго
товку.
Глава VIII. Психологическая диагностика детей с ДЦП Контрольные вопросы и задания