Клинические особенности детского церебрального

паралича................................................................... 20

§ 1. Определение понятия........................................... 20

§ 2. Этиология и патогенез ДЦП................................ 23

§3. Клинические формы ДЦП .................................... 27

§ 4. Ранняя диагностика и прогноз ДЦП..................... 38

Психологические особенности детей с церебральным
параличом....................................................................................... 44

§ 1. Нарушения двигательных функций...................... 45

§ 2. Нарушения сенсорных функций........................... 49

§ 3. Нарушения зрительно-моторной координации .... 53 § 4. Нарушения пространственного анализа

и синтеза............................................................. 54

§ 5. Нарушения предметно-практической

деятельности ....................................................... 56

Нарушение высших психических функций у детей

с церебральным параличом...................................................... 63

§ 1. Теоретические предпосылки

нейропсихологического исследования.................. 63

§ 2. Нейропсихологическое исследование

познавательных процессов................................... 67

§ 3. Нейропсихологическое исследование

при спастической диплегии ................................ 72

§ 4. Нейропсихологическое исследование

при гемипаретической форме ДЦП ..................... 80

§ 5. Нейропсихологическое исследование

при гиперкинетической форме ДЦП.................... 90

§ 6. Сравнительный анализ нейропсихологических

исследований при разных формах ДЦП............... 91

Нарушение интеллектуальных функций у детей

с церебральным параличом...................................................... 95

§ 1. Нарушение интеллектуальных функций

у школьников со спастической диплегией............ 96

§ 2. Нарушение интеллектуальных функций

у детей с гемипаретической формой ДЦП.......... 105

Оглавление

Оглавление



Глава VI. Нарушение речевых функций у детей

с церебральным параличом................................................... 109

§ 1. Речевые нарушения у детей с церебральным

параличом в раннем возрасте Щ

§ 2. Нарушение формирования артикуляции

и орально-моторных рефлексов 116

§3. Речевые расстройства .................................... 122

§ 4. Дизартрия при спастической форме ДЦП.... 127

§ 5. Дизар'трия при гиперкинетической форме

ДЦП 129

§6. Дизартрия при других формах ДЦП.............. 132

§ 7. Алалии .....___________________________ 134

§8. Нарушения письменной речи......................... 135

Глава VII. Нарушение формирования личности ребенка

с ДЦП..............................................................................................138

§ 1. Основные причины нарушения развития

личности детей с церебральным параличом 138

§2. Психопатологические варианты личности ... 141

§3. Нарушение коммуникативных функций ....... 147

§ 4. Нарушение формирования образа «Я»......... 151

§ 5. Нарушение формирования эмоционально-
волевой сферы................................................. 156

Глава VIII. Психологическая диагностика детей

с церебральным параличом................................................... 162

§ 1. Значение ранней психодиагностики.............. 162

§ 2. Психодиагностика в системе реабилитации

больных........................................................... 164

§ 3. Особенности психологического обследования

детей ............................................................... 169

§ 4. Психодиагностика двигательных функций

ребенка............................................................ 173

§ 5. Психодиагностика сенсорно-перцептивных

функций 176

Глава IX. Коррекционная работа при ДЦП.......................................... 189

§1. Медицинская коррекция............................. __ 190

§ 2. Принципы психокоррекции ребенка.............. 196

§ 3. Психологическая-коррекция познавательных

процессов........................................................ 203

§ 4. Психологическая коррекция эмоциональных

нарушений....................................................... 209

§ 5. Проблемы коррекции детей с ДЦП, имеющих

патохарактерологические и невротические

проявления ..................................................... 221

§ 6. Коррекция нарушений речи........................... 224

§7. Коррекция нарушений чтения и письма......... 236


Глава X. Комплексная реабилитация детей с церебральным
параличом в специальных (коррекционных)
учреждениях...............................................................................

§ 1. Психолого-педагогическая коррекция

в дошкольных учреждениях .......................... 241

§ 2. Диагностика готовности к обучению ........... 248

§ 3. Специальное (коррекционное) обучение

детей................................................................ 252

§ 4. Проблемы реабилитации и обучения детей

с тяжелыми формами ДЦП............................. 268

§ 5. Организация психологического сопровождения

в школе............................................................ 271

§6. Профессиональная ориентация...................... 274

Глава XI. Психологические особенности детей

с прогрессирующей мышечной дистрофией
(миопатией)............................................................................ — 291

§1. Этиология и патогенез миопатий................... 291

§ 2. Клинические особенности миопатий

Дюшенна ......................................................... 293

§ 3. Психологическая характеристика детей

с болезнью Дюшенна...................................... 298

§ 4. Восприятие собственного «Я» детьми

с болезнью Дюшенна...................................... 301

§ 5. Взаимоотношения в семье ребенка

с болезнью Дюшенна............. ,....................... 307

• §6. Психологическая коррекция детей-миопатов — 310

Глава XII. Социализация и интеграция детей

с нарушениями опорно-двигательного аппарата ........ 314

§ 1. Социальная и педагогическая интеграция:

современные проблемы 314

§ 2. Изменение нормативно-правовой базы

в отношении инвалидов 327

§ 3. Отношение разных слоев общества

к интеграции инвалидов 330

§ 4. Отношение к интеграции в общество

инвалидов с нарушением опорно-двигательного
аппарата........................................................... 347

Приложение (анкеты).............................................................. 353

(иторатура.............................................................................. 359


 

«•вммнвммн

IВведение

В вузах Российской Федерации «Психология детей с нару­шением функций опорно-двигательного аппарата» с 2000 г. выделена как самостоятельная учебная дисциплина в Госу­дарственном образовательном стандарте высшего профессио­нального образования второго поколения. Эта дисциплина включена в блок программ профессиональной подготовки по специальности 031900 — «Специальная психология» и пред­ставляет интерес для специальностей дефектологического спектра, в которых предмет с таким названием не выделен, но имеются разделы в курсах специальной психологии и спе­циальной педагогики по изучению детей с двигательной па­тологией.

Подготовка специальных психологов в нашей стране ве­дется сравнительно недавно, чуть более 10 лет, и только в не­большом числе вузов Москвы, Санкт-Петербурга и некото­рых других регионов, поскольку отсутствуют необходимые кадры высшей квалификации для их обучения, а также научно-методическое оснащение учебного процесса. Однако сегодня в России, как и в других странах мира, эта специ­альность является необычайно востребованной, соединяя тео­ретические и практические знания и навыки, крайне необхо­димые для коррекции и реабилитации, помощи и поддержки большой категории «проблемных» детей и подростков, их родителей и учебно-воспитательного персонала учреждений образования, здравоохранения и социального обеспечения.

Выделение курса «Психология детей с нарушением функ­ций опорно-двигательного аппарата» в самостоятельное на­правление специальной психологии обусловлено необходи­мостью не только знания психологом различных категорий детей с отклонениями в развитии, но и совершенствования психолого-педагогической помощи таким детям, так как эта патология чрезвычайно распространена и имеет тенденцию к росту. Особенно значительно увеличивается число больных детей с детским церебральным параличом (ДЦП).

Так, по данным Госкомитета РФ на начало 2002 г. на учет» и России состояли 658,1 тыс. детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, что почти на 60 тыс. больше, чем в 1998 I1. Каждый

Введение

десятый ребенок-инвалид является инвалидом по причине за­болеваний опорно-двигательного аппарата. В структуре забо­леваемости детей до 14 лет болезни опорно-двигательного ап­парата составляли в 1990г. 91,7тыс. случаев (впервые установ­ленный диагноз), в 1995 г. — 547 тыс., а в 2001 г. — 741 тыс. случаев.

Дети с нарушением функций опорно-двигательного аппара­та уже несколько десятилетий являются объектом присталь­ного внимания специальных педагогов, психологов, логопедов, клиницистов. В системе образования создана сеть специальных (коррекционных) дошкольных и школьных учреждений для воспитания, обучения и реабилитации этих детей.

К сожалению, факультеты специальной (коррекционной) педагогики и психологии не готовят специалистов для работы В этих учреждениях, и специфическая направленность психолого-педагогического процесса обеспечивается лишь благодаря методическому руководству небольшой группы ученых, разра­батывающих проблемы реабилитации детей с нарушениями «опорно-двигательного аппарата. Разумеется, что при таком положении дел возникают трудности с открытием новых учреждений, а существующие недостаточно укомплектованы квалифицированными кадрами.

В России лишь часть детей имеют возможность посещать учреждения, в которых оказывается необходимая психолого-педагогическая и медико-социальная помощь. При существующей структуре специальных (коррекционных) образовательных учреждений, традиционно ориентированных преимущественно на работу с детьми в группах или классах, часть детей остается без гарантированной психоло-медико-педагогической помощи. Это прежде всего дети ДЦП в сочетании с выраженными нарушениями психического развития, эмоционально-личностными отклонениями, эпилептическими припадками и т. п., т. е. такие дети, которые постоянно нуждаются в психолого-медико-педагогическом сопровождении.

Несовершенна существующая система и для детей с легкими нарушениями опорно-двигательного аппарата, обусловленными или сочетанными с неврологической патологией. Практика показывает, что эти дети могут успешно обучаться

Введение

Введение



в массовой школе, но в периоде начального обучения им тре­буется щадящий режим, поддерживающая терапия, психоло­гическая и коррекционно-педагогическая помощь. В настоя­щее время таких детей чаще всего направляют в массовые школы, где в периоде адаптации у них появляются разнооб­разные невротические реакции, приводящие к неблагопри­ятным последствиям.

В системе помощи детям с нарушением опорно-двигательного аппарата обнаруживается це­лый ряд проблем, препятствующих их социаль­ной адаптации и интеграции в современное обще­ство:

— недостаток дифференцированной психолого-педагогичес­кой и медико-социальной помощи;

— почти полное отсутствие подготовки и повышения ква­лификации специалистов для работы с детьми, имеющими
различные нарушения опорно-двигательного аппарата;

— необходимость совершенствования методов лечебной,
психологической и коррекционно-педагогической работы с этими детьми на научной основе.

Решение этих проблем частично осуществляется в орга­низации комплексных психолого-педагогических, медико-социальных и реабилитационных центров для детей с на­рушениями опорно-двигательного аппарата. Для осуществ­ления работы этих центров крайне необходимым является совершенствование ранней диагностики детей с двигатель­ной патологией. С этой целью следует еще в родильных до­мах проводить специалистами — ортопедом, невропатоло­гом, психологом — консультации детей с энцефалопатией и рожденных после неблагоприятных родов и осложненной беременности, а также постоянное наблюдение вышеуказан­ной группы, а при необходимости их лечение в течение 1-го года жизни, с вовлечением в работу специального психоло­га-педагога и логопеда. Не менее важным является органи­зация системы ясли—сад, позволяющей охватить всех детей с двигательной патологией, независимо от степени пора­жения и состояния интеллекта. Эти учреждения должны

оказывать необходимую помощь и обладать дифференциро­ванными и индивидуальными программами для воспитания детей с различным поражением опорно-двигательного аппа­рата, интеллекта и речи.

Чрезвычайно актуальной является проблема интегра­ции детей и подростков с двигательными нарушениями в общество здоровых людей, превращение их в активных членов этого общества.

Успешность социальной интеграции лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата зависит от особенности их личности. Отечественный и зарубежный опыт показывает, что дети и подростки с двигательными недостатками имеют ряд неразрешенных психологических проблем, связанных с негативным воздействием их микросоциального окруже­ния и психогенной травматизацией в связи с наличием физического дефекта. Для них характерны дезадаптационные срывы и кризы, проявляющиеся в перенапряжении эмоциональной сферы и поведенческих нарушениях. Решающее значение в социальной адаптации и интеграции имеют ин­дивидуальные особенности развития ребенка, которые пред­ставляют собой компенсаторный потенциал личности и позволяют выработать адекватные условиям среды формы пове­дения и жизнедеятельности. При этом важную роль играет своевременная и эффективная диагностика, профилактика и коррекция поведенческих, нервно-психических, патохарактерологических расстройств. Эти задачи должен уметь решать специальный психолог, опираясь на знания личностных особенностей детей и подростков с двигательными нарушениями.

Учебное пособие предназначено для студентов факультетов дефектологии, коррекционной педагогики, специальной педагогики и психологии вузов. Оно может быть использовано также практическими работниками учреждений здравоохранения, образования, социальной защиты и родителями, воспитывающих детей с двигательной патологией.

Тематика учебного пособия полностью соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта, типовому учебному плану факультетов специального образования.



Введение

Задачи курса «Психология детей с наруше­нием функций опорно-двигательного аппарата»:

~— обеспечение студентов теоретическими знаниями по кли­нике, этиологии и патогенетическим механизмам психи­ческих нарушений при патологии опорно-двигательного аппарата;

— формирование у студентов понимания особенностей раз­
личных форм детского церебрального паралича, их комп­лексного изучения и системного подхода к организации
психодиагностической и психокоррекционной работы;

— развитие у студентов представлений об особенностях выс­ших психических функций, нарушениях двигательных,
речевых и интеллектуальных, эмоционально-лично­стных способностях детей с ДЦП и возможностями их
психолого-педагогической коррекции;

— знакомство студентов с детьми и подростками, имеющи­ми различную форму и степень выраженности нарушений
при ДЦП;

— изучение студентами организации и содержания психо­лого-педагогического и медико-социального сопровожде­ния лиц с ДЦП в разном возрасте и разных типах образо­вательных и реабилитационных учреждениях;

— формирование у студентов приемов и навыков психоло­гической помощи и консультирования семей детей с на­
рушением опорно-двигательного аппарата.

Учебное пособие состоит из 12 глав. К каждой главе даны вопросы и задания для контроля за усвоением материала и самостоятельной работы студентов, а в конце пособия — список рекомендуемой литературы.

Авторы выражают глубокую признательность за предос­тавленные материалы собственных исследований доценту, к. п. н. И.А. Смирновой, доценту, к. п. н. Л.А. Даниловой, аспирантке К. Стока, выпускникам Института специальной педагогики и психологии С.Б. Федорову, М.Е. Михушкиной, врачу Р.Ф. Гасанову.

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ

И ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ

Основные направления курса

Психология детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата — отрасль специальной психологии, исследующая генез психических отклонений в развитии, их диагностику и коррекцию в процессе реабилитации и социальной адаптации ребенка с патологией опорно-двигательной системы.

Эта отрасль специальной психологии выделена в последние годы и имеет несколько научно-иссле­довательских направлений:

- клинико-психологическое,т. е. сопоставление особенно­стей психологического развития больного ребенка с кли­ническим течением заболевания опорно-двигательной
системы, этиопатогенезом, формами и степенью тяжести;

- психолого-педагогическое,т. е. динамическая диагности­ка и коррекция ребенка с двигательной патологией в про­цессе обучения и воспитания;

- социально-психологическое,т. е. формирование межлич­ностных отношений, личности ребенка с нарушением
движений, его социализация и профессиональное само­
определение;

- семейно-психологическое,т. е. психологическое сопро­вождение семьи больного ребенка, оказание им квалифи­цированной помощи семье и ребенку.

Предмет данной отрасли специальной психологии — изучение закономерностей психического развития детей с двигательными нарушениями.



Глава I. Общие вопросы и экскурс в историю

§ 2. История помощи лицам с физическими нарушениями



Дети с нарушением опорно-двигательного аппа­рата — это полиморфная в клиниче­ском и психолого-педагогическом от­ношении категория лиц. Среди них условно можно выделить 4 группы:

1. Дети, у которых нарушения опорно-двигательного аппа­рата обусловлены органическими поражениями нервной
системы:

— головного мозга (детский церебральный паралич, опу­холи, и травмы);

— проводящих путей (параличи рук, кривошея и т. п.);

— спинного мозга (последствия полиомиелита, травмы).

2. Дети, имеющие сочетанные поражения нервной системы
и опорно-двигательного аппарата вследствие родовых
травм.

3. Дети, имеющие нарушения опорно-двигательного аппа­рата при сохранном интеллекте (артрогриппозы, хондро-
дистрофии, сколиозы и т. д.).

4. Дети, имеющие нарушения опорно-двигательного аппа­рата наследственной этиологии с прогрессирующими мы­шечными атрофиями (миопатия Дюшенна, амнотрофия
Вердинга—Гоффмана и др.).

Изучение контингента этих детей показало, что во мно­гих случаях наблюдается сочетание выраженных нарушений опорно-двигательного аппарата с отклонениями в развитии центральной нервной системы.

В плане сохранности интеллекта получены сле­дующие результаты:

— 60% — имеют сохранный интеллект;

— 30% — частичные отклонения в развитии интеллекта;

— 10% — грубые нарушения интеллекта.

У большинства детей с нарушением опорно-двигательного аппарата причиной патологии является детский церебральный паралич. Эта категория детей является наиболее изученной в клиническом и психолого-педагогическом аспекте и составляет подавляющее число учащихся специальных (коррекционных) школ VI вида. Поэтому в курсе «Психология детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата» в основном пойдет речь о детях с церебральными параличами.

Клинические особенности детского церебрального - student2.ru

Наши рекомендации