Клинические особенности детского церебрального
паралича................................................................... 20
§ 1. Определение понятия........................................... 20
§ 2. Этиология и патогенез ДЦП................................ 23
§3. Клинические формы ДЦП .................................... 27
§ 4. Ранняя диагностика и прогноз ДЦП..................... 38
Психологические особенности детей с церебральным
параличом....................................................................................... 44
§ 1. Нарушения двигательных функций...................... 45
§ 2. Нарушения сенсорных функций........................... 49
§ 3. Нарушения зрительно-моторной координации .... 53 § 4. Нарушения пространственного анализа
и синтеза............................................................. 54
§ 5. Нарушения предметно-практической
деятельности ....................................................... 56
Нарушение высших психических функций у детей
с церебральным параличом...................................................... 63
§ 1. Теоретические предпосылки
нейропсихологического исследования.................. 63
§ 2. Нейропсихологическое исследование
познавательных процессов................................... 67
§ 3. Нейропсихологическое исследование
при спастической диплегии ................................ 72
§ 4. Нейропсихологическое исследование
при гемипаретической форме ДЦП ..................... 80
§ 5. Нейропсихологическое исследование
при гиперкинетической форме ДЦП.................... 90
§ 6. Сравнительный анализ нейропсихологических
исследований при разных формах ДЦП............... 91
Нарушение интеллектуальных функций у детей
с церебральным параличом...................................................... 95
§ 1. Нарушение интеллектуальных функций
у школьников со спастической диплегией............ 96
§ 2. Нарушение интеллектуальных функций
у детей с гемипаретической формой ДЦП.......... 105
Оглавление
Оглавление
Глава VI. Нарушение речевых функций у детей
с церебральным параличом................................................... 109
§ 1. Речевые нарушения у детей с церебральным
параличом в раннем возрасте Щ
§ 2. Нарушение формирования артикуляции
и орально-моторных рефлексов 116
§3. Речевые расстройства .................................... 122
§ 4. Дизартрия при спастической форме ДЦП.... 127
§ 5. Дизар'трия при гиперкинетической форме
ДЦП 129
§6. Дизартрия при других формах ДЦП.............. 132
§ 7. Алалии .....___________________________ 134
§8. Нарушения письменной речи......................... 135
Глава VII. Нарушение формирования личности ребенка
с ДЦП..............................................................................................138
§ 1. Основные причины нарушения развития
личности детей с церебральным параличом 138
§2. Психопатологические варианты личности ... 141
§3. Нарушение коммуникативных функций ....... 147
§ 4. Нарушение формирования образа «Я»......... 151
§ 5. Нарушение формирования эмоционально-
волевой сферы................................................. 156
Глава VIII. Психологическая диагностика детей
с церебральным параличом................................................... 162
§ 1. Значение ранней психодиагностики.............. 162
§ 2. Психодиагностика в системе реабилитации
больных........................................................... 164
§ 3. Особенности психологического обследования
детей ............................................................... 169
§ 4. Психодиагностика двигательных функций
ребенка............................................................ 173
§ 5. Психодиагностика сенсорно-перцептивных
функций 176
Глава IX. Коррекционная работа при ДЦП.......................................... 189
§1. Медицинская коррекция............................. __ 190
§ 2. Принципы психокоррекции ребенка.............. 196
§ 3. Психологическая-коррекция познавательных
процессов........................................................ 203
§ 4. Психологическая коррекция эмоциональных
нарушений....................................................... 209
§ 5. Проблемы коррекции детей с ДЦП, имеющих
патохарактерологические и невротические
проявления ..................................................... 221
§ 6. Коррекция нарушений речи........................... 224
§7. Коррекция нарушений чтения и письма......... 236
Глава X. Комплексная реабилитация детей с церебральным
параличом в специальных (коррекционных)
учреждениях...............................................................................
§ 1. Психолого-педагогическая коррекция
в дошкольных учреждениях .......................... 241
§ 2. Диагностика готовности к обучению ........... 248
§ 3. Специальное (коррекционное) обучение
детей................................................................ 252
§ 4. Проблемы реабилитации и обучения детей
с тяжелыми формами ДЦП............................. 268
§ 5. Организация психологического сопровождения
в школе............................................................ 271
§6. Профессиональная ориентация...................... 274
Глава XI. Психологические особенности детей
с прогрессирующей мышечной дистрофией
(миопатией)............................................................................ — 291
§1. Этиология и патогенез миопатий................... 291
§ 2. Клинические особенности миопатий
Дюшенна ......................................................... 293
§ 3. Психологическая характеристика детей
с болезнью Дюшенна...................................... 298
§ 4. Восприятие собственного «Я» детьми
с болезнью Дюшенна...................................... 301
§ 5. Взаимоотношения в семье ребенка
с болезнью Дюшенна............. ,....................... 307
• §6. Психологическая коррекция детей-миопатов — 310
Глава XII. Социализация и интеграция детей
с нарушениями опорно-двигательного аппарата ........ 314
§ 1. Социальная и педагогическая интеграция:
современные проблемы 314
§ 2. Изменение нормативно-правовой базы
в отношении инвалидов 327
§ 3. Отношение разных слоев общества
к интеграции инвалидов 330
§ 4. Отношение к интеграции в общество
инвалидов с нарушением опорно-двигательного
аппарата........................................................... 347
Приложение (анкеты).............................................................. 353
(иторатура.............................................................................. 359
«•вммнвммн
IВведение
В вузах Российской Федерации «Психология детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата» с 2000 г. выделена как самостоятельная учебная дисциплина в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования второго поколения. Эта дисциплина включена в блок программ профессиональной подготовки по специальности 031900 — «Специальная психология» и представляет интерес для специальностей дефектологического спектра, в которых предмет с таким названием не выделен, но имеются разделы в курсах специальной психологии и специальной педагогики по изучению детей с двигательной патологией.
Подготовка специальных психологов в нашей стране ведется сравнительно недавно, чуть более 10 лет, и только в небольшом числе вузов Москвы, Санкт-Петербурга и некоторых других регионов, поскольку отсутствуют необходимые кадры высшей квалификации для их обучения, а также научно-методическое оснащение учебного процесса. Однако сегодня в России, как и в других странах мира, эта специальность является необычайно востребованной, соединяя теоретические и практические знания и навыки, крайне необходимые для коррекции и реабилитации, помощи и поддержки большой категории «проблемных» детей и подростков, их родителей и учебно-воспитательного персонала учреждений образования, здравоохранения и социального обеспечения.
Выделение курса «Психология детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата» в самостоятельное направление специальной психологии обусловлено необходимостью не только знания психологом различных категорий детей с отклонениями в развитии, но и совершенствования психолого-педагогической помощи таким детям, так как эта патология чрезвычайно распространена и имеет тенденцию к росту. Особенно значительно увеличивается число больных детей с детским церебральным параличом (ДЦП).
Так, по данным Госкомитета РФ на начало 2002 г. на учет» и России состояли 658,1 тыс. детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, что почти на 60 тыс. больше, чем в 1998 I1. Каждый
Введение
десятый ребенок-инвалид является инвалидом по причине заболеваний опорно-двигательного аппарата. В структуре заболеваемости детей до 14 лет болезни опорно-двигательного аппарата составляли в 1990г. 91,7тыс. случаев (впервые установленный диагноз), в 1995 г. — 547 тыс., а в 2001 г. — 741 тыс. случаев.
Дети с нарушением функций опорно-двигательного аппарата уже несколько десятилетий являются объектом пристального внимания специальных педагогов, психологов, логопедов, клиницистов. В системе образования создана сеть специальных (коррекционных) дошкольных и школьных учреждений для воспитания, обучения и реабилитации этих детей.
К сожалению, факультеты специальной (коррекционной) педагогики и психологии не готовят специалистов для работы В этих учреждениях, и специфическая направленность психолого-педагогического процесса обеспечивается лишь благодаря методическому руководству небольшой группы ученых, разрабатывающих проблемы реабилитации детей с нарушениями «опорно-двигательного аппарата. Разумеется, что при таком положении дел возникают трудности с открытием новых учреждений, а существующие недостаточно укомплектованы квалифицированными кадрами.
В России лишь часть детей имеют возможность посещать учреждения, в которых оказывается необходимая психолого-педагогическая и медико-социальная помощь. При существующей структуре специальных (коррекционных) образовательных учреждений, традиционно ориентированных преимущественно на работу с детьми в группах или классах, часть детей остается без гарантированной психоло-медико-педагогической помощи. Это прежде всего дети ДЦП в сочетании с выраженными нарушениями психического развития, эмоционально-личностными отклонениями, эпилептическими припадками и т. п., т. е. такие дети, которые постоянно нуждаются в психолого-медико-педагогическом сопровождении.
Несовершенна существующая система и для детей с легкими нарушениями опорно-двигательного аппарата, обусловленными или сочетанными с неврологической патологией. Практика показывает, что эти дети могут успешно обучаться
Введение
Введение
в массовой школе, но в периоде начального обучения им требуется щадящий режим, поддерживающая терапия, психологическая и коррекционно-педагогическая помощь. В настоящее время таких детей чаще всего направляют в массовые школы, где в периоде адаптации у них появляются разнообразные невротические реакции, приводящие к неблагоприятным последствиям.
В системе помощи детям с нарушением опорно-двигательного аппарата обнаруживается целый ряд проблем, препятствующих их социальной адаптации и интеграции в современное общество:
— недостаток дифференцированной психолого-педагогической и медико-социальной помощи;
— почти полное отсутствие подготовки и повышения квалификации специалистов для работы с детьми, имеющими
различные нарушения опорно-двигательного аппарата;
— необходимость совершенствования методов лечебной,
психологической и коррекционно-педагогической работы с этими детьми на научной основе.
Решение этих проблем частично осуществляется в организации комплексных психолого-педагогических, медико-социальных и реабилитационных центров для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Для осуществления работы этих центров крайне необходимым является совершенствование ранней диагностики детей с двигательной патологией. С этой целью следует еще в родильных домах проводить специалистами — ортопедом, невропатологом, психологом — консультации детей с энцефалопатией и рожденных после неблагоприятных родов и осложненной беременности, а также постоянное наблюдение вышеуказанной группы, а при необходимости их лечение в течение 1-го года жизни, с вовлечением в работу специального психолога-педагога и логопеда. Не менее важным является организация системы ясли—сад, позволяющей охватить всех детей с двигательной патологией, независимо от степени поражения и состояния интеллекта. Эти учреждения должны
оказывать необходимую помощь и обладать дифференцированными и индивидуальными программами для воспитания детей с различным поражением опорно-двигательного аппарата, интеллекта и речи.
Чрезвычайно актуальной является проблема интеграции детей и подростков с двигательными нарушениями в общество здоровых людей, превращение их в активных членов этого общества.
Успешность социальной интеграции лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата зависит от особенности их личности. Отечественный и зарубежный опыт показывает, что дети и подростки с двигательными недостатками имеют ряд неразрешенных психологических проблем, связанных с негативным воздействием их микросоциального окружения и психогенной травматизацией в связи с наличием физического дефекта. Для них характерны дезадаптационные срывы и кризы, проявляющиеся в перенапряжении эмоциональной сферы и поведенческих нарушениях. Решающее значение в социальной адаптации и интеграции имеют индивидуальные особенности развития ребенка, которые представляют собой компенсаторный потенциал личности и позволяют выработать адекватные условиям среды формы поведения и жизнедеятельности. При этом важную роль играет своевременная и эффективная диагностика, профилактика и коррекция поведенческих, нервно-психических, патохарактерологических расстройств. Эти задачи должен уметь решать специальный психолог, опираясь на знания личностных особенностей детей и подростков с двигательными нарушениями.
Учебное пособие предназначено для студентов факультетов дефектологии, коррекционной педагогики, специальной педагогики и психологии вузов. Оно может быть использовано также практическими работниками учреждений здравоохранения, образования, социальной защиты и родителями, воспитывающих детей с двигательной патологией.
Тематика учебного пособия полностью соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта, типовому учебному плану факультетов специального образования.
Введение
Задачи курса «Психология детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата»:
~— обеспечение студентов теоретическими знаниями по клинике, этиологии и патогенетическим механизмам психических нарушений при патологии опорно-двигательного аппарата;
— формирование у студентов понимания особенностей раз
личных форм детского церебрального паралича, их комплексного изучения и системного подхода к организации
психодиагностической и психокоррекционной работы;
— развитие у студентов представлений об особенностях высших психических функций, нарушениях двигательных,
речевых и интеллектуальных, эмоционально-личностных способностях детей с ДЦП и возможностями их
психолого-педагогической коррекции;
— знакомство студентов с детьми и подростками, имеющими различную форму и степень выраженности нарушений
при ДЦП;
— изучение студентами организации и содержания психолого-педагогического и медико-социального сопровождения лиц с ДЦП в разном возрасте и разных типах образовательных и реабилитационных учреждениях;
— формирование у студентов приемов и навыков психологической помощи и консультирования семей детей с на
рушением опорно-двигательного аппарата.
Учебное пособие состоит из 12 глав. К каждой главе даны вопросы и задания для контроля за усвоением материала и самостоятельной работы студентов, а в конце пособия — список рекомендуемой литературы.
Авторы выражают глубокую признательность за предоставленные материалы собственных исследований доценту, к. п. н. И.А. Смирновой, доценту, к. п. н. Л.А. Даниловой, аспирантке К. Стока, выпускникам Института специальной педагогики и психологии С.Б. Федорову, М.Е. Михушкиной, врачу Р.Ф. Гасанову.
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ
И ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ
Основные направления курса
Психология детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата — отрасль специальной психологии, исследующая генез психических отклонений в развитии, их диагностику и коррекцию в процессе реабилитации и социальной адаптации ребенка с патологией опорно-двигательной системы.
Эта отрасль специальной психологии выделена в последние годы и имеет несколько научно-исследовательских направлений:
- клинико-психологическое,т. е. сопоставление особенностей психологического развития больного ребенка с клиническим течением заболевания опорно-двигательной
системы, этиопатогенезом, формами и степенью тяжести;
- психолого-педагогическое,т. е. динамическая диагностика и коррекция ребенка с двигательной патологией в процессе обучения и воспитания;
- социально-психологическое,т. е. формирование межличностных отношений, личности ребенка с нарушением
движений, его социализация и профессиональное само
определение;
- семейно-психологическое,т. е. психологическое сопровождение семьи больного ребенка, оказание им квалифицированной помощи семье и ребенку.
Предмет данной отрасли специальной психологии — изучение закономерностей психического развития детей с двигательными нарушениями.
Глава I. Общие вопросы и экскурс в историю
§ 2. История помощи лицам с физическими нарушениями
Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата — это полиморфная в клиническом и психолого-педагогическом отношении категория лиц. Среди них условно можно выделить 4 группы:
1. Дети, у которых нарушения опорно-двигательного аппарата обусловлены органическими поражениями нервной
системы:
— головного мозга (детский церебральный паралич, опухоли, и травмы);
— проводящих путей (параличи рук, кривошея и т. п.);
— спинного мозга (последствия полиомиелита, травмы).
2. Дети, имеющие сочетанные поражения нервной системы
и опорно-двигательного аппарата вследствие родовых
травм.
3. Дети, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата при сохранном интеллекте (артрогриппозы, хондро-
дистрофии, сколиозы и т. д.).
4. Дети, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата наследственной этиологии с прогрессирующими мышечными атрофиями (миопатия Дюшенна, амнотрофия
Вердинга—Гоффмана и др.).
Изучение контингента этих детей показало, что во многих случаях наблюдается сочетание выраженных нарушений опорно-двигательного аппарата с отклонениями в развитии центральной нервной системы.
В плане сохранности интеллекта получены следующие результаты:
— 60% — имеют сохранный интеллект;
— 30% — частичные отклонения в развитии интеллекта;
— 10% — грубые нарушения интеллекта.
У большинства детей с нарушением опорно-двигательного аппарата причиной патологии является детский церебральный паралич. Эта категория детей является наиболее изученной в клиническом и психолого-педагогическом аспекте и составляет подавляющее число учащихся специальных (коррекционных) школ VI вида. Поэтому в курсе «Психология детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата» в основном пойдет речь о детях с церебральными параличами.