Классификация детского церебрального паралича

В настоящее время в нашей стране принята классификация, удобная в практической работе врачей, логопедов-дефектологов, психологов, принадлежащая К. А. Семеновой (1974—1978). Соот­ветственно современным представлениям о патогенезе заболева­ния эта классификация учитывает все проявления поражения моз­га, характерные для каждой формы заболевания: двигательные, речевые и психические, а также дает возможность прогнозировать течение заболевания. Согласно этой классификации выделяются пять форм детского церебрального паралича: спастическая дипле-гия, двойная гемиплегия, гемипаретическая форма, гиперкине­тическая форма, атонически-астатическая форма.

Спастическая диплегия

Спастическая диплегия — наиболее часто встречающаяся фор­ма ДЦП. Ею страдают более 50 % больных церебральным парали­чом. В литературе эта форма известна под названием «болезнь Лит-тля». При спастической диплегии имеет место двустороннее, иногда асимметричное поражение или недоразвитие центрального двига­тельного нейрона. По распространенности двигательных наруше­ний спастическая диплегия является тетрапарезом (поражены руки и ноги), причем нижние конечности поражаются в значительно большей степени, чем верхние. Степень поражения рук различна — от выраженных парезов до минимальных нарушений в виде легкой моторной неловкости, выявляемой по мере развития манипуля-тивной деятельности и тонких дифференцированных движений пальцев рук в процессе овладения актом письма и трудовыми опе­рациями.

Основным признаком спастической диплегии является повы­шение мышечного тонуса (спастичность) в конечностях с ограни­чением силы и объема движений в сочетании с сохраняющимися тоническими рефлексами. Наблюдается перекрещивание ног при опоре на пальцы, что нарушает спорность стоп; осанку, затрудня­ет стояние и ходьбу. При развитии контрактур конечности могут «застывать» в неправильной позе, передвижение становится не­возможным.

Прогностически спастическая диплегия — это благоприятная форма заболевания в плане преодоления психических и речевых расстройств и менее благоприятная в отношении становления дви­гательных функций. Тонические рефлексы исчезают у детей к 2—3 годам, иногда позже. Установочные рефлексы развиваются поздно, после 1,5—2 лет, с теми или иными ограничениями. Лишь 20 — 25 % детей ходят самостоятельно, без поддержки и подручных средств. Около 40—50 % способны передвигаться, используя кос­тыли или канадские палочки, на коляске (Л. О. Бадалян, Л. Т. Жур-ба, О. В. Тимонина, 1988). Ребенок, страдающий спастической дип­легией, может научиться обслуживать себя, писать, овладеть ря­дом трудовых навыков. Социальная адаптация возможна, при от­носительно сохранном умственном развитии и достаточной функ­ции рук стЬпель^ее может достигать уровня здоровых детей.

Двойная гемиплегия

Это самая тяжелая форма ДЦП, при которой имеет место то­тальное поражение мозга, прежде всего его больших полушарий. Двигательные расстройства выражены в равной степени в руках и в ногах, либо руки поражены сильнее, чем ноги. Основные клини­ческие проявления двойной гемиплегии — преобладание ригидно­сти мышц, усиливающейся под влиянием сохраняющихся на про­тяжении многих лет интенсивных тонических рефлексов. Произволь­ная моторика отсутствует или резко ограничена. Дети не сидят, не стоят, не ходят. Функция рук практически не развивается.

Почти у всех детей (до 100 % — К. А. Семенова, Е. М. Мастю­кова, М. Я. Смуглин) отмечаются грубые нарушения речи по типу анартрии, тяжелой дизартрии (речь полностью отсутствует либо ребенок произносит отдельные звуки, слоги или слова). Голосовые реакции скудные, часто недифференцированные. Речь может от­сутствовать и в связи с тем, что у большинства детей (в 90 %• слу­чаев) отмечается умственная отсталость (в степени выраженной дебильности, имбецильности или даже идиотии). Первичное от­сутствие мотивации в значительной степени усугубляет тяжелые двигательные расстройства. Психическое развитие обычно мини­мальное, оно находится на уровне примитивных эмоциональных реакций — больные знают близких, радуются им, реагируют от­рицательными эмоциональными реакциями на дискомфорт. Часто отмечаются судороги (у 45—60 % детей).

Прогноз двигательного развития неблагоприятный. Стояние и ходьба невозможны. Некоторые дети с трудом овладевают навы­ком сидения, но даже в этом случае тяжелые отклонения в психи­ческом развитии препятствуют их социальной адаптации.

В большинстве случаев дети с двойной гемиплегией необучае­мы. Тяжелые двигательные нарушения рук, сниженная мотивация исключают самообслуживание и даже простую трудовую деятель­ность. Диагноз «двойная гемиплегия» указывает на полную или почти полную инвалидность ребенка и, поставленный ребенку стар­ше 3 лет, нередко является основанием для направления его в интернат Министерства социальной защиты.

Наши рекомендации