Как научить быть активным слушателем.
Самый легкий путь сделать собеседников активными слушателями - это попытаться заставить их перефразировать ваши слова. Если вы хотите быть уверенным, что человек, к которому вы обращаетесь, понимает ваши слова, заставьте его включиться в активное слушание, сказав: "Не давайте мне советов и не пытайтесь разрешить мою проблему. Мне нужно только знать, что вы понимаете меня".
В эмоционально напряженной атмосфере ссоры очень легко неверно интерпретировать слова собеседника. Именно здесь искусство активного слушания особенно важно. Скажите собеседнику: "Раз мы должны быть уверены, что понимаем, друг друга, давайте попробуем вести разговор по-другому. После каждого вашего слова я буду говорить вам, как я вас понял, прежде чем отвечать. Если я понял неправильно, повторите ваши слова снова до тех пор, пока мы не придем к полному пониманию. И я поступлю так же. Договорились?" И затем начинайте разговор снова, постоянно спрашивая собеседника, правильно ли вы его поняли и правильно ли понял вас он. Помимо этого сконцентрируйте внимание и примените технику активного слушания.
Будьте честным слушателем.
И, наконец, последний мой совет - будьте честным по отношению к окружающим. Честное отношение означает, что вы мобилизуете все свои возможности. Честный слушатель слушает глазами, ушами, разумом, всем своим телом. Если вы стремитесь слушать добросовестно, приблизьтесь к собеседнику и физически, и ментально. Не отвлекайтесь на протяжении всей беседы. Сконцентрируйтесь на каждом слове собеседника, на том, как он произносит его. Только так мы можем чему-либо научиться от других. Уверяю вас - вы станете более популярным, ваша жизнь будет более счастливой и удачной.
Упражнение первое.
В течение недели используйте знания, полученные в первом уроке. Начните применять свои знания вначале на знакомых людях (дома, на работе, и т.д.), потом немного усложните задачу перейдя на незнакомых вам людях. Используйте любой момент и как можно дольше пытайтесь поговорить с субъектом, но только как почувствуете, что настал конец разговора или собеседнику пора уходить, берите инициативу в свои руки и вежливо закончив разговор, распрощайтесь.
Урок второй.
Даже маленькая практика стоит большой теории.
Врата сортировки.
Порой бывает так, что как бы вы не старались общаться с собеседником он не охотно ведет беседу с вами. Это происходит из-за того, что вы общаетесь в разных жизненных ориентирах, так называемые врата сортировки:
"Врата Сортировки" (ВС) - жизненные ориентиры человека, это те вещи, которые для него важны. Они бывают такие:
1. Люди.
2. Вещи, Действия.
3. Ценности.
4. Процесс.
5. Время.
6. Место.
Человек с большим удовольствием будет их обсуждать, сразу становясь скучным, если вы выберете что-то другое. Правда, совершенно не обязательно, что при совпадении ВС собеседник будет с вами согласен. Это только лишь означает, что вы, скорее всего, сможете поговорить и найдете общую тему для разговора, но при этом можете спорить до хрипоты. Правда, у человека обычно более представлены 2-3 ВС, например (Люди и Процесс; Вещи, Ценности и Время).
Люди.
Кто?
Два кирпича лежат на краю крыши и разговаривают:
- Жаль, погода сегодня нелетная.
- Ничего, главное - чтобы человек хороший попался!
Для него важны люди, кто и с кем. И в первую очередь он выясняет, кто говорит в основном о людях. Если его куда-то приглашают, то наиболее важный для него вопрос: Кто там будет?
Профессии, связанные с общением обычно предполагают ВС "люди" или "ценности". Например, учитель с ВС "люди" будет интересоваться именно людьми, а с ВС "ценности" - достижением неких идеалов или воплощением идей. И поведение этих учителей будет сильно отличаться.
Вещи и Действия.
Что?
- За сколько бы ты пробежал стометровку?
- Долларов за сто, наверное, попробовал бы.
Эти люди обращают много внимания на вещи и предметы. Если его спросить, на что он в первую очередь обратил внимание, он начнет описывать обстановку, одежду, цвет обоев или расположение мебели.
Кроме того, сюда будут относиться "овеществленные процессы" - действия. Слова, которые их описывают, называются номинализациями: любовь, счастье, дружба, вера, надежда...
Если человек с ВС "процесс" на вопрос: - А что там будет? - ответит: "разговаривать", "общаться", "есть", то человек действий ответит: "разговор", "общение", "еда".
Скорее всего, в речи будет много существительных, номинализаций и мало глаголов и вообще описаний процессов или последовательности действий.
Ценности.
Зачем?
- Доктор, я жить буду?
- А смысл?
Для него важны ценностные представления о мире, ценности. При разговоре он обращает внимание в первую очередь на них и говорит больше с этих позиций. Он пытается определить причину или смысл действия. Вопрос "а зачем все это нужно?" проходит сквозь все его рассуждения.
Возможно, будет употреблять много номинализаций: любовь, счастье, дружба, вера, надежда... Но в отличие от ВС "вещи" он будет говорить о том, как это важно и ценно.
Процесс.
Как?
- Подсудимый, все было так, как описал прокурор?
- Нет, но его метод тоже заслуживает внимания.
Для него очень важно как что-либо делать. И в первую очередь он обращает внимание на то, "чем мы будем заниматься и как решать данную задачу". В речи это может быть представлено, как некая последовательность событий: "за летом приходит осень, за осенью зима".
Но при этом не надо путать с ВС "время". Для ВС "процесс" важна последовательность действий, событий, а для ВС "время" - когда это происходило. И если в первом случае будет всегда присутствовать некая последовательность людей, событий, вещей, то во втором случае акцент будет именно на времени событий: "1845 год, прошлой весной, позавчера, месяц назад".
Время.
Когда?
Точное вологодское время - вот-вот восемь.
Для него очень важно время. Он ориентируется на время и хорошо в нем разбирается, для него важно, когда это было, во сколько, какой день недели, часы минуты. И если его приглашают куда-либо, он спросит: Когда начнется и когда закончится?
- Это было во Вторник. Нет в среду... Хотя возможно и во вторник, но самое главное, что это было в половине пятого!
Место.
Где?
Разговор в психбольнице.
Психиатр: - Ну, у вас и мысли!
Пациент: - Так у вас и место...
Место, в котором будет что-либо происходить, его местоположение. Скорее всего, этот человек с большим удовольствием будет рассказывать о местах, в которых бывал или собирается быть. Или где он находился в какой-то момент времени. Его может интересовать, где он сядет или в каком месте будут собираться на вечеринку.
Учтите, что предпочитаемых ВС может быть несколько (2-3). И при том в различных ситуациях это может меняться. ВС образуют пары противоположностей:
Люди - Вещи.
Ценности - Процесс.
Место - Время.
Ценностные ориентиры из одной пары одновременно встречаются довольно редко. ВС - это не столько сами ценности, сколько способ их представления. Об одной и той же вещи можно говорить, зачем она нужна, что с ней делать и кому, собственно, она понадобилась. Совпадение по ВС не означает совпадение взглядов, а всего лишь общие точки. Коммунист с Демократом могут спорить до хрипоты, но точки зрения у них разные, а ВС одинаковые. Одинаковые ВС означают только, что вы вообще будете говорить на данную тему, что она для вас важна, но не означают совпадение мнений.
Хочу обратить ваше внимание на некоторые вещи, которые касаются Врат Сортировки. Например, если у кого-то ВС "Люди", то они могут поддерживать любой разговор, просто, когда тема будет не их, они будут становиться скучными и неинтересными. Для работы с людьми ВС обязательно должны быть либо "Люди", либо "Ценности", но при этом будут очень сильно отличаться учителя ориентированные на людей и на ценности: одних будут интересовать ученики, а вторых - воплощение своих идей. И вести себя они будут соответственно совершенно по-разному. Не могу сказать, что одно лучше или хуже, но различия обязательно будут. Я думаю, вы сможете вспомнить как учителей первого типа, так и второго. Если какие-то ВС очень важны для человека, то иногда его поведение может казаться весьма забавным. Например, для меня достаточно важны "Ценности" (впрочем, и "Люди" тоже) и если мы обсуждаем какую-то идею или тему вопрос "зачем?" требует для меня обязательного ответа. При чем не совсем важно, чтобы это совпадало обязательно с моими представлениями об этом, просто иногда я совершенно не способен продолжать разговор, пока не выясню этот вопрос. Ответили, даже полную ерунду: все нормально. Я успокаиваюсь, и мы можем обсуждать дальше. Особенно весело, когда у кого-то из компании ВС "Процесс". Это все! Он не понимает, чего я хочу от него, а я - чего от меня. Вернее, теперь то я уже немного понимаю, а вот раньше было достаточно много проблем. Еще одна забавная вещь. У меня есть знакомый, который исключительно снимает виды природы - людей же практически нет, если только они случайно туда не попали. Я же, как раз наоборот - очень люблю делать портреты, и практически отсутствуют фотографии, где нет людей. Если и есть какие-то виды - то там обязательно кто-то присутствует. Вообще говоря, ВС один из важнейших фильтров. И хотя большинство людей в определенной степени умеет подстраиваться, ВС могут накладывать очень жесткие рамки. Человек как бы может что-то изменить в себе, но только в пределах своих Врат Сортировки. Именно поэтому весьма полезно научиться обращать внимание не только на привычные темы, но и на другие тоже. При этом будет неким образом расширяться восприятие, и вы сможете обнаружить в жизни достаточно много неизвестных вам вещей, на которые вы раньше совершенно не обращали внимания.
Упражнение второе.