В течение дня определите свои врата сортировки. Досконально проанализируйте о том, как и почем вы узнали о своих ВС.

Внимательно наблюдая за людьми со стороны (дома, на работе, на улице, по телевизору и т.д.) определите их Врата Сортировки.

3. Найдите себе собеседника, и предварительно определив его врата сортировки, введите его в длительную и увлекательную беседу пользуясь его собственными ВС.

Урок третий.

Реальность – часть мира в воображении, которую мы знаем.

Повторение - мать учения.

Карта и территория.

Существует несколько способов жить. Два из них, в силу ряда причин, можно выделить особо. Один проявляется как покорность сложившимся обстоятельствам, стремле­ние приспособиться к ним или ожесточенное сражение с этими обстоятельствами. Другой связан с формированием жизненной ситуации, сообразно собственным планам.

Оба эти способа являются выражением различия представлений человека о мире, в котором он живет. Наши представления бывают конструктивными, и тогда они помогают действовать эффективно, достигать по­ставленных целей, чувствовать себя счастливым. Порой они, подобно скальпелю хирурга, расчленяют реаль­ность, позволяя ее понять, отсечь все лишнее, мешаю­щее, болезненное. Но довольно часто представления че­ловека о мире становятся внутренним препятствием, не­преодолимым жизненным барьером. Нередко люди прев­ращают свои убеждения в гильотину, да еще и умудря­ются засунуть под нее голову.

Человек отражает окружающую действительность с помощью имеющихся у него органов чувств. В результа­те их работы возникают зрительные, слуховые, тактиль­ные образы реальности. Кроме того, существует еще мир запахов и вкусовых ощущений. В итоге всех этих слож­ных процессов отражения формируется субъективная картина воспринимаемой действительности.

Большинство людей убеждены, что привычный образ мира есть нечто безусловное, однозначное, реально суще­ствующее. Причем и самих себя они воспринимают как часть этой неизменной картины. Именно данное представление лежит в основе первого способа отношения к жизни. Конструктивная сторона данного убеждения за­ключается в том, что у человека появляется точка отсче­та в изменчивом и бесконечно разнообразном мире. Опи­раясь на устойчивость своей картины мира, он оказыва­ется способным тем или иным способом организовывать собственное поведение, и в итоге как-то выстраивать ли­нию своей жизни.

Однако данное убеждение накладывает и опреде­ленные ограничения на восприятие действительности и возможные формы активности человека. В этом нет ничего удивительного, поскольку основная роль любого убеждения в том, чтобы выделив из многообразия мира какую-то одну грань, одновременно завуалировать су­ществование всех остальных. В рассматриваемом слу­чае представление о единственности и неизменности окружающей реальности заставляет человека прини­мать условия своего существования, как нечто от него не зависящее, изначально определенное. Что особенно интересно — и самих себя люди воспринимают как продукт, в первую очередь, чьих-то усилий, а отнюдь не результат собственных дел и поступков. По этой причине человек оказывается способным действовать в повседневной жизни так, как будто является сущест­вом, обладающим устойчивыми свойствами, трудно поддающимися изменениям.

Другой способ жизни опирается на представление о мире, где нет заранее заданных форм, предопределенных последовательностей событий, где любые взаимосвязи и взаимозависимости носят условный характер, а целое не является простой суммой своих частей. Из этого множе­ства элементов доступной нам действительности собира­ется грандиозное сооружение именуемое «мир человека». Кто же осуществляет сборку? Есть основание считать, что этим занимается наш разум. Последний можно опре­делить как часть психики, обученную отражать окру­жающий мир по определенным правилам.

Правила сформировались в ходе исторического раз­вития человечества. Достаточно полный свод сущест­вующих правил именуется культурой. Понятно, что речь идет не о каком-то написанном перечне норм, а о том, чему обучают человека с момента рождения, и чему он неуклонно следует до конца своей земной дороги.

Разум — вот главный автор картины мира, наивно принимаемой за действительность. Великий иллюзио­нист великой иллюзии. Следуя правилам, он отбирает из множества стимулов, действующих на наши органы чувств, лишь то, что считается значительным. Разум защищает нас от хаоса мира. Ведь любой фрагмент дей­ствительности неисчерпаем в своих свойствах и качест­вах, Если бы наш разум не стоял на пути этого многооб­разия, то мы бы утонули в многоликой реальности. Ра­зум отсекает почти все, оставляя человеку лишь крохи, но и их хватает, чтобы выстроить величественное здание воспринимаемого мира.

Наш разум — удивительное по своим свойствам изоб­ретение культуры. Это, пожалуй, самый уникальный ин­струмент из тех, которыми владеет человек. Он позволяет людям собирать из элементов действительности все новые и новые сферы реальности. История человечества — это одновременно и история «архитектурной» деятельности разума. Он порождает целые миры и не дает им рухнуть. Ведь внимание разума удерживается на его творениях. Именно это внимание в первую очередь и создает поря­док в мире.

Но кроме созидателя, он играет и роль охранника. Именно разум не позволяет выйти за границы сотворен­ного мира. Именно он уверяет нас в единственности вос­принимаемой реальности. Ведь разум берет в расчет лишь то, что находится в рамках его идеи мира. При­чем, все время пытается убедить человека, будто данная идея и есть не что иное, как сама действительность.

Можно привести такую аналогию. Если сравнить действительность с территорией, то ее образ, создаваемый под руководством разума, будет картой. Карта может иметь разный масштаб, степень достоверности, точность прорисовки деталей. Если продолжить аналогию, то надо заметить, что бывают разные карты: политические, физические, климатические, рельефные и т. п. Все эти отличия важно учитывать. Однако важней осознать, что карта — это не территория, а наш образ мира — еще не этот мир.

Карта — не что иное, как субъективный рисунок действительности. У каждого человека такой рисунок образуется в результате процесса обучения. С момента рождения взрослые постоянно обучают ребенка действо­вать, воспринимать и понимать окружающее строго оп­ределенным образом. В первые месяцы и годы жизни ребенок узнает мир, осваивая его в движении. И именно взрослые учат ребенка правилам манипуляции различ­ными предметами (игрушками, ложкой, чашкой и т. д.). Но, пожалуй, главное, чему обучают взрослые ребенка на первом этапе - это умению управлять своим собст­венным телом. И важнейшей в этом плане является спо­собность к прямохождению.

Разве не удивительно, что из множества вариаций движения рук, ног, головы, туловища относительно друг друга человек выбирает один (с небольшими отклоне­ниями) способ их взаимного движения и пользуется этим способом перемещения в пространстве в течение всей своей жизни?

Из этого примера становится очевидным, что обуче­ние — есть процесс уменьшения степеней свободы чего-либо до минимума, и этот минимум в дальнейшем ус­ваивается, осваивается и практически используется на протяжения всей жизни. Чуть позже, научившись гово­рить, ребенок начинает познавать мир с помощью языка. Взрослые, обучая ребенка, постоянно описывают ему ок­ружающее. В конце концов, наступает момент, когда ребенок присваивает это описание. И оно становится не­прекращающимся внутренним диалогом человека. Внутренний разговор у обычного человека в обычных услови­ях не останавливается ни на минуту, превращаясь в ав­томатическое действие. Содержание этого диалога есть перечень всего, с чем сталкивается человек в повседнев­ной жизни. Основная роль диалога — удерживать при­вычный мир в его неизменности и устойчивости.

Можно сказать, что мир, который мы воспринимаем с помощью наших органов чувств, есть лишь одно из множества возможных описаний существующей дейст­вительности. Конечно, описание не сводится лишь к словесному перечню. Описывать можно и с помощью движения. Например, «описать» рукой контуры круга или «обрисовать» размеры стола. Формирование зри­тельного образа предмета тоже связано со своеобразным описанием глазом контуров этого предмета, его наиболее существенных частей и т. д.

Условность нашего субъективного образа мира, на­шей «карты» отчетливо видна на примере различных коллизий зрительного восприятия. В психологии прове­дено множество интересных экспериментов, связанных с искажением зрительно воспринимаемого пространства. Так, в одном из опытов испытуемого помещали в комна­ту, где перед ним на небольшом расстоянии от некоей поверхности подвешивали металлический шарик на ни­ти. Испытуемый надевает очки с обычными стеклами, и его просят сказать, что он видит. Человек без затрудне­ния отвечает, что видит шарик, подвешенный на нитке. В следующей части эксперимента испытуемый надевает такие же очки, но с другими линзами. Эти линзы пере­ворачивают видимое пространство «с ног на голову», то есть верх становится низом, а низ — верхом. При этом сам испытуемый до конца эксперимента остается в неве­дении относительно воздействия линз. В этой ситуации человек зрительно воспринимает шарик, соединенный с поверхностью внизу. Когда его снова спрашивают, что он видит, то его ответ меняется. Он говорит, что видит металлический шарик, прикрепленный металлическим стержнем к нижней поверхности. Этот эксперимент ил­люстрирует зависимость восприятия от нашего повсе­дневного опыта. «Набор» зрительных ощущений и в первой и во второй частях опыта одинаков, но итоговый образ оказывается разным. В первом случае — это мяг­кая гибкая нить, а во втором — из того же набора ощу­щений формируется образ жесткого металлического стержня.

Наш опыт и есть наша «карта». И именно особенно­сти человеческой «карты» будут определять, какой кон­кретно образ сформируется из того или иного набора ощущений.

Совсем маленькие дети зрительно воспринимают ок­ружающий мир в виде множества цветовых пятен раз­личной конфигурации. Их опыт намного беднее, чем у взрослых. На их «карте» не «прорисованы» многие важ­ные особенности. Например, на ней отсутствуют пред­ставления о каких-либо фигурах — круге, квадрате, тре­угольнике и т. п. Нет различия близкого и далекого, вы­сокого и низкого. Этот список можно долго продолжать. Ребенок будет расти и на его «карте» станут появляться новые линии, начнут «вырисовываться» существенные детали окружающего мира. «Карта» будет меняться, но эти изменения не связаны с изменениями «территории».

В связи с темой разговора, интересно вспомнить об од­ном эксперименте, поставленном самой жизнью. Явления, которые сегодня мы называем «неопознанными летаю­щими объектами» (НЛО) возникло не в 20 веке. Челове­чество неоднократно сталкивалось с ними и в прошлые периоды своей истории. Есть масса сохранившихся рас­сказов о такого рода встречах. Для нас интересно, как раньше люди описывали то, что мы называем НЛО.

Ныне многие из тех, кто столкнулся с подобным, го­воря о форме этого объекта, сравнивают его с «тарел­кой» или «шаром». Описания подобного рода встреч в начало века отличаются тем, что форма объекта воспри­нимается как сигарообразная. Читатель, наверное, помнит, что на рубеже 19-20 веков появился и получил широкое распространение летательный аппарат дири­жабль, как раз имеющий форму сигары. В средние века главными объектами схожих рассказов являются «летучие корабли» и «ангелы». Все это показывает, что человек формирует для себя картину окружающего мира, исходя из опыта эпохи, в которую он живет.

Другой Важной особенностью строения нашего внут­реннего мира является то, что человеческая «карта» имеет большое количество деталей, связанных со взаи­моотношениями между людьми. Многие, наверное, за­мечали, что иногда, разговаривая с собеседником, начи­наешь испытывать некоторый дискомфорт, хотя види­мых причин для этого нет. Оказывается, степень психологической близости с партнером определяет и ту дистанцию, на которой мы с ним обычно общаемся. И если эта дистанция нарушена, то возникает безотчетное беспокойство. С известной степенью условности можно выделить четыре типа дистанций:

Люди, находящиеся в очень близких отношениях, могут позволить себе общаться на расстоянии от О до 40 см и при этом не испытывать дискомфорту. Это расстояние получило название «интимная дистанция общения». Со знакомыми, коллегами по работе, не очень близкими друзьями, мы обычно общаемся на расстоянии от 40 см до 1,5 м. Это «личностная дистанция общения». «0фициальная дистанция» — от 1,5 до 3-4 м. Это дистанция общения в отношениях типа «начальник-подчиненный». Еще существует так называемая «открытая дистанция» —

свыше 4 метров, дистанция общения, с аудиторией или

большой группой людей.

Дистанция комфорта не является чем-то неизмен­ным. Например, она зависит от особенностей культуры, в которой воспитывался человек, или даже, географического места его рождения. Так, например, у американ­цев есть шутка: «Если южноамериканец и североамери­канец начнут беседу в одном углу комнаты, то закончат ее в другом». Комфортная дистанция общения у людей, живущих на юге меньше, чем у тех, кто живет на севе­ре. Поэтому в ходе беседы южноамериканец будет все время приближаться к партнеру, а североамериканец соответственно отодвигаться. При этом у них возникнут разные впечатления друг о друге. Южанин скажет себе: «Надо же, какой высокомерный и холодный человек», а северянин подумает: «Какой навязчивый этот южноаме­риканец».

Экспериментально было обнаружено, что на воспри­ятие человека в процессе общения влияет такой фактор, как тип телосложения. Полный мужчина вызывает впе­чатление добро душного, сердечного, немного болтливого, старомодного, доверчивого, эмоционально открытого людям, любителя житейского комфорта и еды. Мужчине атлетического вида приписываются такие качества, как сила, мужество, смелость, уверенность в себе, энергичность, дерзость, инициативность. Хрупкий, высокий, худощавый мужчина воспринимается как любящий уе­динении, скрытный, нервный, честолюбивый, подозри­тельный, чувствительный к боли.

Замечено, что направление взгляда другого человека может влиять на наше впечатление о нем. В одном экс­перименте, новый преподаватель, впервые читая лекцию аудитории, по просьбе экспериментатора, долго и непре­рывно смотрел на одну группу студентов, а на другую только мельком. После опроса студенты из первой груп­пы оценили его, как властного и уверенного в себе чело­века, а другие отнесли его к разряду очень стеснитель­ных людей.

Хотелось бы подчеркнуть, что и выражение глаз су­щественно влияет на складывающееся впечатление о другом человеке. В эксперименте молодым людям пока­зывали несколько одинаковых фотографий девушки, сделанных с одного негатива. На одной фотографии с помощью ретуши были чуть расширены зрачки. Моло­дых людей просили сказать, на какой из фотографий девушка выглядит наиболее привлекательно. Обычно выбиралась фотография, на которой зрачки чуть расши­рены. Когда испытуемых спрашивали, а почему именно эта, то признак, действительно повлиявший на выбор, не назывался. Обычно говорили об удачно выбранном ра­курсе съемки, о лучшей контрастности и тому подобное.

Наша «карта» содержит множество подобного рода деталей, о существовании которых мы даже и не подоз­реваем. Но именно эти детали часто и определяют воз­никающие симпатии и антипатии, влияют на выбор и принятие определенного решения, приводят или не при­водят к желанной цели.

Образ мира, субъективная карта, система представ­лений о действительности - все это лишь способ гово­рить о внутреннем опыте человека. Значительно инте­реснее и полезнее непосредственно соприкоснуться со своим опытом. Ощутить себя художником, а не только созерцателем личностной картины мира. Научиться держать кисть и карандаш, используя всю палитру изу­мительных красок человеческой психики.

Упражнение третье.

Во время дискуссии с собеседником, пытайтесь определить его «карту мира». Взглянуть на мир его глазами, понять и осознать весь субъективный мир собеседника так, как он воспринимает его. Но не в коем случае не вступайте в спор и не пытайтесь переубеждать визави. Помните, что это всего лишь его «карта мира», которая сложилась на протяжении определенного времени. Карта – не территория. Субъективный мир – не весь мир в целом.

Не отзывайтесь о субъекте плохо и не раздражайтесь, если он вам всячески не приятен. Он вас не трогает и вы не намерены его оскорблять и проявлять негативные эмоции по отношению к нему. Он всего лишь живет по своей привычной «карте», по своим понятиям, по своему привычному шаблону, а ваша задача только понимать все то, по какой «карте» живет субъект и по возможности выбирать все лучшее для себя.

УРОК ЧЕТВЕРТЫЙ.

Жест – это не движения тела, а движение души.

Язык тела.

Порой, когда о собеседнике очень мало знаешь, приходится прибегать к внешней оценке, давая характеристику по наблюдениям за «языком тела».

Подчеркивая определенную связь внутреннего, психологического содержания личности с внешними, морфологическими особенностями строения лица, следует помнить, что лицо любого человека не является чем-то застывшим, а представляет собой целую гамму различных движений, что выражается в мимике.

Например, полностью поднятая голова указывает на уверенность в себе, выраженное самосознание, полную открытость и внимание к окружающее миру из-за интенсивных отношений с ним. Подчеркнуто поднятая голова обнаруживает отсутствие близости, самопревознесение или высокомерие. Запрокидывание головы назад демонстрирует) большое желание деятельности, вызов. И, напротив, склоненная набок голова указывает на отказ от собственной активности, полную открытость собеседнику "стремление идти навстречу вплоть до покорности. Расслабленно свисающая вниз голова – признак всеобщей нехватки готовности к напряжению, безволие.

«Язык взгляда» очень разнообразен. Так, полностью открытые глаза характеризуют высокую восприимчивость чувств и рассудка, общую живость. Слишком же широко открытые ("вытаращенные") глаза свидетельствуют об усилении оптической привязанности к окружающему миру. Прикрытые, «занавешенные» глаза – зачастую признак инертности, равнодушия, высокомерия, скуки или сильного утомления. Суженный или прищуренный взгляд означает либо сконцентрированное пристальное внимание (наблюдение), либо (в сочетании со взглядом сбоку) коварство, хитрость. Прямой взгляд, с лицом, полностью обращенным к партнеру, демонстрирует интерес, доверие, открытость, готовность к прямому взаимодействию. Взгляд сбоку, углами глаз, свидетельствует об отсутствии полной отдачи, скепсисе, недоверии. Взгляд снизу (при склоненной голове) указывает либо на агрессивную готовность к действиям, либо (при согнутой спине) на подчиненность, покорность, услужливость. Взгляд сверху вниз (при откинутой голове) обнаруживает чувство превосходства, высокомерие, презрение, поиски господства. Уклоняющиеся взгляд указывает на неуверенность, скромность или робость, возможно чувство вины.

Оттянутые вниз уголки рта символизируют в целом негативное отношение к жизни, общее невеселое выражение лица. Приподнятые уголки рта отражают позитивное отношение к жизни, оживленное и веселое выражение лица. Если рот выглядит пухлым, то его указывает на увеличенную жизненность чувств; мягким – на чувствительность; острым, точно вырезанным – на интеллектуальность; твердым – на определенность воли.

Немецкий антрополог Карстен Нимиц, исследуя с помощью видеомагнитофона улыбку в ее динамике, установил, что впечатление об искренности или притворности улыбки возникает в зависимости от скорости, с которой поднимаются уголки рта, и от одновременного расширения глаз с последующим кратким смещением век. Исследователь подчеркивает, что слишком длительное расширение глаз без их кратковременного закрывания в сочетании с улыбкой рассматривается как угроза. Напротив, кратковременно закрывание глаз – умиротворяющий элемент мимики. Улыбающийся как бы дает понять: «Я не жду от вас ничего плохого, видите, я даже закрываю глаза».

К средствам невербальной коммуникации принадлежат кроме мимики и жесты. «Чтение» языка рук и в целом жестов все больше становится предметом исследований, особенно за рубежом (например, Г. Калеро, Д. Ньюренберг, А. Штангль, С. Данкелл и др.).

А. Штангль в своих работах описывает множество жестов, в особенности рук и кисти, «чтение» которых позволяет лучше пою мать собеседнике. Вяло свисающие вдоль тела руки – пассивность, отсутствие готовности к действии, недостаток воли.

Скрещенные на груди руки – защитная реакция, известная изоляция «некоторое выжидание. Руки заложены за спину – отсутствие готовности к действию, а также скрытые с ношение, робость, затруднительное положение. ладонь, открытая кверху – жест объяснения, убеждения, открытого представления, отдавания. Одна или обе руки спрятаны в карманах – скрывание затруднений, неуверенности, потеря непосредственности. Рука сжимается в кулак – концентрация, овладение волнением, стремление к самоутверждению. Потирание рук – человеком овладели приятные, удовлетворяющие его мысли.

Рука что-то берет или делает движение в определенном направлении – непосредственно телесное, материальное захватывание, что признак жадного слишком много думающего о материальном обладании человека.

Движения рук, закрывающие лицо или часть его – желание скрыть, спрятать, утаить свое состояние; задумчивость иди затруднение. Стирающее движение рук по лбу – стирание нехороших мыслей, плохих представлений или концентрация на размышлениях.

Раскрытая ладонь гладит что-нибудь приятное на ощупь (например, другую руку) – мягкий нрав, благодушное настроение.

Напряженно выпрямленный указательный палец – знак концентрации на внутреннем состоянии, безотносительно к другим людям. Указательный палец, прямой, касается края губ – чувство неуверенности, поиск причин, помощи.

Палец засунут в рот – наивность, состояние рассеянности, непонимания.

Палец касается глаз или ушей – знак некоторой неловкости, известная робость, желание убежать.

Кончики указательного я большого пальцев соприкасаются, в то время как остальные, особенно мизинец, оттопырены – высокая степень концентрации внимания к тончайшим деталям.

Руки упираются в бедра – потребность в усиления я, упрочении, демонстрация своей твердости и превосходства, вызов, бравада – от наивной до злобной формы. Часто сверхкомпенсация скрываемого чувства слабости или смущения.

Руки поддерживают верхнюю часть туловища, опираясь на что-то (например, о стол, спинку стула, низкую трибуну и т.д.) – стремление к духовной опоре или внутренняя неуверенность.

Каждый жест человека – это как слово в языке. Читая жесты, мы осуществляем обратную связь, которая играет главную роль в процессе взаимодействия, а тестовые группы – важная составляющая обратной связи.

«Бессловесная» обратная связь может предупредить о том, что вам нужно изменить поведение, сделать что-либо, чтобы достичь нужного вам результата в общении с воспитанниками или с конкретным собеседником.

Приведем некоторые группы жестов, описанные американскими специалистами в области коммуникации Д. Ньюренбергом и Г. Калеро.

Жесты открытости. Среди них можно выделить следующие: раскрытые руки ладонями вверх (жест, с вязанный с искренностью и открытостью), пожимание плечами, сопровождающееся жестом открытых рук (обозначает открытость натуры), растегивание пиджака (люди открытые и дружески расположенные к вам часто расстегивает пиджак во время разговора и даже снимают его в вашей присутствии). Например, когда дети гордятся своими достижениями, они открыто показывают руки, а когда чувствуют свою вину или насторожены, прячут руки либо в карманы, либо за спину. Специалисты заметили также, что во время успешно идущих переговоров их участники расстегивают пиджаки, распрямляют ноги, передвигаются на край стула блике к столу, который отделяет их от собеседника.

Жесты защиты (оборонительные). Ими реагируют на возможные угрозы, конфликтные ситуации. Когда мы видим, что собеседник скрестил на груди руки, следует пересмотреть то, чти мы делаем или говорим, ибо он начинает уходить от обсуждения. Руки, сжатые в кулаки также означают защитную реакцию говорящего.

Жесты оценки. Они выражают задумчивость и мечтательность. Например, жест «рука у щеки» – люди, опирающиеся щекой на руку, обычно погружены в глубокое раздумье. Жест критической оценки – подбородок опирается на ладонь, указательный палец вытягивается вдоль щеки, остальные пальцы – ниже рта (позиция «подождем-посмотрим"). Человек сидит на краешке стула, локти на бедрах, руки свободно свисают (позиция «это замечательно!"). Наклоненная голова – жест внимательного слушания. Так, если у большинства слушателей в аудитории головы не наклонены – значит, группа в целом не заинтересована тем материалом, который излагает учитель. Почесывание подбородка (жест «хорошо, давайте подумаем") используется, когда человек занят принятием решения. Жесты о очками (протирает очки, берет в рот дужку очков к т. п.) – это пауза для размышления, обдумывания своего положения перед тем как оказать более решительное сопротивление, требуя пояснений или ставя вопрос.

Расхаживание – жест, обозначающий попытку разрешить сложную проблему или принять трудное решение. Пощипывание переносицы – жест, обычно сочетающийся с закрытыми глазами, и говорящий о глубокой сосредоточенности «напряженной мысли.

Жесты скуки. Они выражаются в постукивании ногой о пол или щелкании колпачком авторучки. Голова в ладони. Машинальное рисование на бумаге. Пустой взгляд ("Я смотрю на вас, но не слушаю").

Жесты ухаживания, «прихорашивания». У женщин они выглядят как приглаживание волос, поправление прически, одежды, рассматривание себя в зеркале и повороты перед ним; покачивание бедрами, медленное скрещивание и разведение ног на глазах у мужчины, поглаживание себя по икрам, коленям, бедрам; балансирование туфли на кончиках пальцев ("в вашем присутствии я чувствую себя уютно"), у мужчин – поправление галстука, запонок, пиджака, выпрямление всего тела, движение подбородком вверх-вниз к др.

Жесты подозрения и скрытности. Рука прикрывает рот – собеседник старательно скрывает свою позицию по обсуждаемому вопросу. Взгляд в сторону – показатель скрытности. Ноги или все тело обращены к выходу – верный признак того, что человек хочет закончить разговор или встречу. Потрагивание или потирание носа указательным пальцем – знак сомнения (другие разновидности этого жеста – потирание указательным пальцем за ухом или перед ухом, потирание глаз).

Жесты доминантности-подчиненности. Превосходство может быть выражено в приветственном рукопожатия. Когда человек крепко пожимает вам руку и поворачивает ее так, что ладонь лежит поверх вашей, он пытается выразить нечто вроде физического превосходства. И, наоборот, когда он протягивает руку ладонью вверх, значит, он готов принять подчиненную роль. Когда рука собеседника при разговоре небрежно засунута в карман пиджака, а большой палец при этом снаружи – это выражает уверенность человеке в своем превосходстве.

Жесты готовности. Руки на бедрах – первый признак готовности (его часто можно наблюдать у спортсменов, ожидающих своей очереди выступать). Вариация этой позы в положении сидя – человек сидит на краешке стула, локоть одной руки и ладонь другой опираются о колени (так сидят непосредственно перед заключением соглашения или, наоборот, перед тем, как встать и уйти).

Жесты перестраховки. Различные движения пальцев отражают различные ощущения: неуверенность, внутренний конфликт, опасения. Ребенок в этом случае сосет палец, подросток грызет ногти, а взрослый часто заменяет палец авторучкой или карандашом и грызет их. Другие жесты этой группы – переплетенные пальцы рук, когда большие пальцы потирают друг друга; пощипывание кожи; трогание спинки стула, перед тем как сесть, при собрании других людей.

Для женщин типичный жест придания внутренней уверенности – медленное и изящное поднятие руки к шее.

Жесты фрустрации. Их характеризует короткое прерывистое дыхание, нередко сопровождающееся неясными звуками вроде стона, мычания и т. п. (тот, кто не замечает момента, когда его оппонент начинает часто дышать, и продолжает доказывать свое, может столкнуться с неприятностями); тесно оплетенные, напряженные руки – жест недоверия и подозрения (тот, кто пытается, сцепив руки, уверить окружающих в своей искренности, обычно не имеет успеха), руки тесно сжимают одна другую – значит, человек попал в «переделку» (например, должен отвечать на вопрос, содержащий серьезное обвинение против него); поглаживание шеи ладонью (во многих случаях, когда человек защищается) – женщины, обычно в этих ситуациях поправляют прическу.

Жесты доверчивости. Пальцы соединены наподобие купола храма (жест «купол»), что означает доверительность и некоторое сам довольство, эгоистичность или гордость (очень распространенный жест в отношениях начальник-подчиненный).

Жесты авторитарности. Руки соединены за спиной, подбородок поднят (так часто стоят армейские командиры, милиционеры, а также высшие руководители). Вообще, если вы хотите дать понять свое превосходство, надо всего лишь физически подняться над оппонентом – сесть выше него, если вы разговариваете сидя, а, может быть, я встать перед ним.

Жесты нервозности. Покашливание, прочищение горла (тот, кто часто делает это, ощущает неуверенность, беспокойство), локти ставятся на стол, образуя пирамиду, вершина которой – кисти рук, расположенные прямо перед ртом (такие люди играют с партнерами в «кошки-мышки», пока те не дают им возможности «раскрыть карты», указанием на что служит убирание рук ото рта на стол), позванивание монетами в кармане, указывающее на озабоченность по поводу наличия или нехватки денег; подергивание себя за ухо – признак того, что собеседник хочет прервать разговор, но сдерживает себя.

Жесты самоконтроля. Руки, заведенные за спину и сильно сжаты. Другая поза – сидя в кресле, человек скрестил лодыжки и вцепился руками в подлокотники (типична для ожидания приема у зубного врача/. Жесты этой группы сигнализируют о желании справиться с сильными чувствами и эмоциями.

Общие и специфические характеристики осанки и походки человека тоже могут многое рассказать внимательному наблюдателю. Хорошая, непринужденная осанка свидетельствует о высокой восприимчивости и открытости, способности к немедленному использованию внутренних сил и о свободе от какого-либо ограничения. Неподвижность или напряженность тела указывают на реакцию самозащиты, избегание контактов, закрытость, часто чувствительность, а также на неловкое старание быть корректным. Плохая, вялая осанка, сутулая спина, обнаруживают покорность, смирение, угодничество. Позы конвенциального рода (одна или две руки в карманах, руки заложены за спину или скрещены на груди и т. д.) свидетельствуют о недостатке самостоятельности я о потребности в незаметном включении себя в общий порядок.

Весьма информативна верхняя часть тела человека. Например, высоко поднятые плечи со слегка сутулой спиной и втянутым подбородком «говорят» о беспомощности, нервозности, хроническом страхе, неуверенности и боязливости, плечи, спадающие вперед, указывают на чувство слабости и подавленности, комплекс неполноценности.

Свободное опускание плеч свидетельствует о наступившем чувстве уверенности, о внутренней свободе, владении ситуацией. Отведение плеч назад означает решимость действовать, чувство силы, активность, предприимчивость, нередко переоценку собственных возможностей.

Выпяченная грудная клетка наблюдается у людей активных, с развитым ощущением собственной значимости, потребностью в социальных контактах, впалая грудная клетка часто указывает на известное равнодушие, замкнутость, пассивность, покорность и угнетенность.

Положение ног и ступней также может предоставить определенную информации о состоянии и психологических качествах человека, Так, уверенно стоящий на ногах человек (ноги расставлены не более чем на две ширины ладони), с равномерным распределением веса тела, свидетельствует, что это человек сильный «уравновешенный, спокойный, твердого характера, умеющий применяться к обстоятельствам. Неподвижная, застывшая поза, при сильном напряжении, указывает на плохую приспособляемость, упрямство, негибкое самоутверждение.

Изменчивая поза стоя, при недостатке напряжения, о частой сменой опорной ноги и позиции ступней, обнаруживает недостаток твердости и дисциплинированности, ненадежность и боязливость. Покачивание на носках означает либо подготовку к активному движению, либо агрессивную установку, либо свидетельствует о заносчивости. Стойка «широко расставив ноги» указывает на потребность в самоутверждении, широкие притязания, завышенную самооценку к часто – на чувство неполноценности.

Если походка или стойка характеризуются заметной повернутостью носков ног наружу, то это говорит «о чванливой походке», самомнении и самодовольстве ("выступает павой"). Если же носки загнуты вовнутрь, то это указывает на известную внутреннюю слабость, относительный недостаток напряжения, сомнение в своих силах.

Различают несколько типов походки:

– ритмичная – расслабленная форма приподнятого, но уравновешенного настроения типична для гуляющих; – равномерная (по типу армейского маршевого шага) – волевая деятельность или стремление к цели; – широкие шаги – часто экстраверсия, целеустремленность, предприимчивость, непринужденность абстрагирующее мышление; – короткие, маленькие шаги – чаще интроверсия, осторожность расчет, быстрое мышление и реакция, сдержанность, тип мышления, скорее, конкретный; – ритмически сильная (с усиленными движениями бедер) – наивно– инстинктивные и самоуверенные натуры, раскачивание плеч | в резонанс – в основном, эффектные, самовлюбленные индивиды; – шаркающая, «провисающая» – отказ от волевых усилие, и стремлений, вялость, медлительность, леность; – твердая, угловатая, «ходульная», «деревянная» – зажатость, недостаток контактов, робость, неспособность к свободному проявлению.

– постоянное приподнимание на напряженных носках ног – стремление вверх, ведомое сильной потребностью в чувстве превосходства, особенно интеллектуального.

Различаются несколько способов посадки человека:

– закрытая (ноги и ступни сомкнуты) – боязнь контакта, недостаток уверенности в себе; – беззаботно-открытая (ноги или бедра широко расставлены) – недостаток дисциплины, леность, равнодушно-примитивная бесцеремонность; – ноги замкнуты одна за другую – естественная самоуверенность, благодушное настроение, нет готовности к деятельности или защите; – посадка на краешке стула, с выпрямленной спиной – высокая степень заинтересованности в предмете разговора; – посадка при постоянной готовности вскочить (например, одна ступня – под сидением стоит полностью, другая – позади нее на носке) – типичная для неуверенно-боязливых или злобно-недоверчивых натур; По мнению Д. Hьюренберга и Г. Калеро, люди, которые ходят быстро, размахивая руками, имеют ясную цель и готовы немедленно ее реализовать, а люди, обычно держащие руки в карманах, скорее всего критичны и скрытны, им очень нравится подавлять других.

Те, что находятся в угнетенном состоянии духа, тоже часто при ходьбе держат руки в карманах, волочат ноги и редко глядят вверх или в том направлении, куда идут.

Таким образом, характер отношений, а также некоторые личностные особенности могут отражаться не осанке, посадке, походке и другой, типич

Наши рекомендации