Из анонимного интернет-источника

Бог обычно нисходит, по крайней мере, один раз во время мук сексуального экстаза. «О Боже!.. Боже, пожалуйста!.. Боже, не останавливайся!..» Это не просто фразы, предшествующие оргазму. На первый взгляд может казаться, что между религиозным экстазом и сексуальным удовольствием нет ничего общего, кроме разве что взывания к Богу. Однако если копнуть глубже, обнаруживается потрясающее сходство. И религиозные, и сексуальные действа обычно обставляются ритуалами, музыкой, свечами. Оба действа связаны с мольбами о помощи (если рассматривать «О Боже, не останавливайся!» как просьбу о помощи), и оба связаны с «неземной» радостью.

В последние годы сканирование используется учеными в качестве инструмента для исследования функций мозга, в том числе касающихся религиозных переживаний и сексуального экстаза. Исследователи приходят к пониманию, что поведение, казавшееся кардинально различающимся, имеет больше общего, чем принято думать. Оба эти процесса связаны с активностью главным образом правой половины мозга, особенно правой височной доли и лобной коры. Получается, что всплеск одних эмоций действительно может подтолкнуть другие. Усиление активности правого полушария может коснуться и религиозных, и сексуальных переживаний.

Существуют ли доказательства о связи между религиозным возбуждением и сексуальным экстазом?

Сексуальный экстаз, или оргазм, проявляется главным образом в правом полушарии. Исследователи из Университета Куопио в Финляндии использовали метод ОЭКТ для изучения восьми здоровых праворуких мужчин в процессе оргазма. Они обнаружили общее снижение активности мозга за исключением коры правой лобной доли, где церебральной кровоток возрос многократно!

В ходе эксперимента Отделения неврологии Норвежского университета науки и технологии в Тронхейме были обследованы 11 пациентов с эпилепсией, которые сообщили об удовольствии или экстазе при приступе. Из них четверо обычно переживали эротические ощущения, а пятеро описывали свои переживания как «религиозные/духовные».

Сотрудники Лаборатории неврологического поведения Университета Онтарио в Канаде под руководством Майкла Персингера в течение многих лет изучают религиозные переживания и деятельность мозга. Они сообщают, что религиозные переживания, в особенности с ощущениями присутствия Бога, могут быть вызваны наличием слабых электромагнитных полей около правой височной доли. Женщины, вообще имеющие больший доступ к правому полушарию, чем мужчины, сообщали о более частых случаях «ощущения присутствия Бога», мужчины же рассматривали эти впечатления как

«вторжение», происходящее из негативного чуждого источника. С активностью правой височной доли ассоциированы такие явления, как ощущение вмешательства «злобных сущностей», богов, а также опыты выхода из тела и искажения пространства-времени.

Нейротеология

Рейфорд и Джилл — оба пережили сильные религиозные видения. Он был скептик, а она — христианка. Ему показалось, что его преследует дьявол; она «видела», как перед ней появилась Пресвятая Богородица. У обоих была височная форма эпилепсии. Как и другие формы эпилепсии, состояние характеризуется конвульсиями, но, кроме того, религиозными чувствами, сексуальным экстазом, а иногда и галлюцинациями. Изучение того, почему люди, подобные Рейфорду и Джилл, видят то же, что увидели они, открывает еще одно направление науки о мозге — нейротеологию.

Я думаю, что некоторые религиозные деятели страдали височной эпилепсией. Например, Эллен Уайт — одна из основателей движения Адвентистов Седьмого дня, родившаяся в 1827 году. Полученная ею в возрасте девяти лет черепно-мозговая травма полностью изменила ее личность, после чего ее начали посещать яркие религиозные видения.

Известно, что у писателя Федора Достоевского были приступы «височных припадков». Он ощущал свой недуг как «священный трепет». Его биограф Рене Фулоп-Миллер цитировал Достоевского, который писал: «Я чувствую полную гармонию в себе и во всем мире, и это чувство так сильно и сладостно…» В романе «Идиот» Достоевский предлагает нам одно из самых достоверных описаний такого переживания:

«…В эпилептическом состоянии его была одна степень, почти перед самым припадком (если только припадок приходил наяву), когда вдруг, среди грусти, душевного мрака, давления, мгновениями как бы воспламенялся его мозг, и с необыкновенным порывом напрягались разом все жизненные силы его.

Ощущение жизни, самосознания почти удесятерялось в эти мгновенья, продолжавшиеся, как молния. Ум, сердце озарялись необыкновенным светом; все волнения, все сомнения его, все беспокойства как бы умиротворялись разом, разрешались в какое-то спокойствие, полное ясной гармоничной радости и надежды, полное разума и окончательной причины. Но эти моменты, эти проблески были еще только предчувствием той окончательной секунды (никогда не более секунды), с которой начинался самый припадок. Эта секунда была, конечно, невыносима. Раздумывая об этом мгновении впоследствии, уже в здоровом состоянии, он часто говорил сам себе, что ведь все эти молнии и проблески высшего самоощущения и самопознания, а стало быть, и „высшего бытия“, — не что иное, как болезнь, как нарушение нормального состояния, а если так, то это вовсе не высшее бытие, а, напротив, должно быть причислено к самому низшему… И, однако же, он дошел, наконец, до чрезвычайно парадоксального вывода: „Что же в том, что это болезнь, — решил он, наконец, — какое до того дело, что это напряженье ненормальное, если самый результат, если минута ощущения, припоминаемая и рассматриваемая уже в здоровом состоянии, оказывается в высшей степени гармонией, красотой, дает неслыханное и негаданное дотоле чувство полноты, меры, примирения и встревоженного, молитвенного слития с самым

высшим синтезом жизни?“»

При подобных приступах мозг наполняется радостью и восторгом, но также чувствует грусть и боль.

Изучая, как возрастают возможности мозга, можно расширить аспекты познания бытия.

Сакральный секс

Секс может быть сакральным актом. Существование внутри тела другого человека, слияние в одно целое с женщиной или мужчиной позволяет обмениваться не только телесными жидкостями, но еще и энергетикой, мыслями и стремлениями. Сексуальное единство может являться духовным опытом. Многие мировые религии обсуждают соитие в священном контексте.

«Тантра» — слово, пришедшее из санскрита и обозначающее «сплетенные вместе», «хитросплетение» — термин, применяемый в некоторых школах индуистской йоги, где секс используют как сакральную технику, врата духовности. Аналогичные сексуальные практики есть в других религиях, включая тибетский буддизм и даосизм.

Индуистская тантра

Тантра-йога насчитывает тысячи лет. Существовали ритуалы (пуджа) поклонения половым органам, такие, как Йони Пуджа — церемония чествования статуи вульвы либо живой женщины; и Линга Пуджа — церемония чествования мужского полового члена, чаще всего представленного в виде стоящего вертикально природного камня. Схожие объекты поклонения до сих пор обнаруживают по всему миру во время археологических раскопок многих культур неолита, наталкивая некоторых ученых на мысль, что сакральное отношение к сексу, в тех или иных формах, является древнейшей частью человеческого мировоззрения. Приятель с Аляски показал мне длинную резную скульптуру цилиндрической формы — моржовый член. Он сказал, что такая скульптура у аборигенов Аляски символизирует изобилие и была традиционным подарком семейным парам.

Главнейшей составляющей индуистской тантры в соответствии с традициями йоги является медитация. Вообще, йога — индуистская практика, которая учит своих последователей смирению деятельности тела и разума таким образом, чтобы человек стал способным отделить себя от них и достичь освобождения духа. Обучение медитации включает Хатха-йогу (позы тела) и Бхакти-йогу (религиозное благочестие). Многие учения йоги придерживаются несексуального подхода к поклонению. Они практикуют мысленное созерцание божества, распевание мантр, «тапас» (дисциплину) и сосредоточение на символах, называемых янтрами. В сексуальных же подходах, практикуя, например, Йони Пуджу, йогин во время медитации может представлять янтру, символизирующую вульву богини (обычно ее олицетворяет перевернутый вершиной вниз треугольник).

Некоторые гуру Тантра-йоги рекомендуют медитативные практики, содержащие элементы Кундалини-йоги, где потоки тонкой энергии в теле усиливаются посредством поз, контроля за дыханием и движениями. Учителя этого направления Тантра-йоги рекомендуют мужчинам сдерживать семяизвержение даже во время высшего сексуального экстаза. Это призвано способствовать духовному развитию.

Может ли медитация и молитва действительно увеличить возможности мозга и, в свою очередь, возвысить ваши сексуальные переживания, как здесь предполагается? Научные исследования Эндрю Ньюборга из Пенсильванского университета, а также некоторых других ученых показывают, что молитва и медитация на самом деле благотворно влияют на деятельность мозга. Изучая тибетских монахов и францисканских монахинь, доктор Ньюборг обнаружил, что их медитативная деятельность подавляла внешнее мировосприятие (теменные доли) и способствовала глубокому внутреннему сосредоточению посредством повышения активности в лобной коре.

При спонсорстве Фонда исследований предупреждения болезни Альцгеймера я и мои коллеги объединились для сотрудничества с докторами Дхарма Сингх Халса и Ниша Мани, дабы изучить влияние медитаций на мозг. Мы выбрали простую 12-минутную форму медитации из Кундалини-йоги, доступную для использования занятыми людьми. Она основывалась на пяти простейших звуках (мантрах): «саа»,

«таа», «наа», «маа», пятым звуком был «аа». Медитирующие распевали эти мантры, непрерывно касаясь большим пальцем остальных пальцев по очереди. Касания чередовали со звуками в таком порядке: 2 минуты мантры произносили вслух, затем 2 минуты — шепотом, потом 4 минуты беззвучно, 2 минуты — шепотом и 2 минуты — вслух. Мы произвели сканирование мозга испытуемых в один из дней в состоянии покоя и на следующий день сразу по окончании медитации. Мы увидели заметный спад активности в левой теменной доле (ответственной за осознание времени и пространства) и существенный всплеск активности в лобной коре. Это говорило о том, что медитация способствует настраиванию человека на внутреннее созерцание, а не на восприятие внешних воздействий. Рост активности в левой лобной доле соответствовал увеличению духовности и сексуальности, что наши медитирующие нашли весьма

занятным. «Конечно, — сказал один из них, — вот зачем мы медитируем».

На Западе хорошо известны некоторые виды Тантра-йоги, занятия которой принимают форму сексуальных ритуалов, характеризующихся медленными, околооргазмическими действиями, служащими прелюдией к общению с богом. Эта обширная категория тантрической сексуальной обрядности, берущая свое начало от доиндуистских религий поклонения Шакти и Шиве, произвела, в свою очередь, две практикующие школы. «Путь правой руки» — это медитативный моногамный обряд. А практикуя «Путь левой руки», 12 пар (или более) принимают участие в ритуальном соитии, происходящем одновременно, иногда следуя за парой наставников.

Наши рекомендации