Методы и технологии проведения маркетинговых исследований в сети интернет. Методики и инструменты измерения в Интернет. Анализ эффективности маркетинга и рекламы в Интернет.

Собираемые данные

Зная IP-адреса провайдеров своих пользователей, мы можем определить их географическое местоположение. ДАТА И ВРЕМЯ, в которые сделан запрос. ЗАПРОШЕННЫЙ ЭЛЕМЕНТ, REFERRER, ИЛИ ССЫЛАЮЩИЙСЯ ДОКУМЕНТ, то есть адрес страницы, на которой была ссылка на запрашиваемый элемент. USER AGENT – кодовое обозначение операционной системы и браузера. COOKIE – значение переменной, записанной в текстовый файл на компьютере пользователя

Идентификация посетителей по ip адресу. ПО COOKIE. ПО СЕССИОННЫМ ИДЕНТИФИКАТОРАМ. При помощи несложного программного модуля можно присвоить пользователю уникальный идентификатор, который будет передаваться в адресной строке при перемещении пользователя от страницы к странице. Это выглядит как добавление к адресной строке конструкции вида?sessid=65468765213249875419876, где набор цифр – это и есть уникальный идентификатор. АВТОРИЗАЦИЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ.

Производные данные

ПУТЬ ПО САЙТУ, ВРЕМЯ НА САЙТЕ, ГЛУБИНА ПРОСМОТРА САЙТА – число страниц на сайте, просмотренных пользователем в течение одной сессии. ВОЗВРАТ НА САЙТ, ПОСТОЯННАЯ АУДИТОРИЯ

Первичными показателями, используемыми при оценке посещаемости рекламируемого сайта и анализе эффективности интернет-рекламы, являются хит (или посещаемость — запрос к веб-серверу для получения файла) и хост (уникальный компьютер, выдающий эти запросы к веб-серверу ).

Число хитов на сайте в единицу времени дает возможность оценки рекламной мощности сайта. Для специалиста по интернет-рекламе хост — это пользователь, просматривающий страницы (делающий хиты). С уникальным пользователем ассоциируется уникальный IP-адрес компьютера, с которого выполняется доступ. Кроме хитов и хостов, для оценки эффективности рекламы анализируют воздействие рекламного сообщения на аудиторию с помощью относительных показателей CTR, CTB, CTI.

CTR (англ. Click-Through Rate) — основной показатель эффективности интернет-рекламы (синоним — кликабельность, по-русски может называться «откликом»):

Для динамической рекламы в рунете CTR колеблется от 0,001 % до 3 %. При хорошей организации таргетинга этот показатель может возрасти до 10 % и выше.

CTB (англ. Click-To-Buy) — показатель эффективности интернет-рекламы, измеряемый как отношение

Показатель CTB отражает конверсию посетителей ( ) в покупателей ( ), его иногда называют коэффициентом конверсии.

CTI (англ. Click-To-Interest) — показатель эффективности интернет-рекламы, измеряемый как отношение

Заинтересованным ( ) считается тот посетитель сайта, который пролистал несколько его страниц, либо вернулся сюда снова, либо запомнил адрес сайта и факт его существования.

Правовые аспекты организации предприятий электронного бизнеса. Понятие электронного документа и электронно-цифровой подписи. Аутентификация контрагентов на основе технологии электронной цифровой подписи.

Электронный документ: Документ, зафиксированный на электронном носителе (в виде набора символов, звукозаписи или изображения) и предназначенный для передачи во времени и пространстве с использованием средств вычислительной техники и электросвязи с целью хранения и общественного использования

Юридическую значимость электронному документу придаёт электронная цифровая подпись, которая на территории Российской Федерации равнозначна собственноручной подписи в документе на бумажном носителе при одновременном соблюдении следующих условий:

1 сертификат ключа подписи, относящийся к этой электронной цифровой подписи, не утратил силу (действует) на момент проверки или на момент подписания электронного документа;

2 при наличии доказательств, определяющих момент подписания;

3 подтверждена подлинность электронной цифровой подписи в электронном документе;

4 электронная цифровая подпись используется в соответствии со сведениями, указанными в сертификате ключа подписи.

Электронная подпись (ЭП) – это особый реквизит документа, который позволяет установить отсутствие искажения информации в электронном документе с момента формирования ЭП и подтвердить принадлежность ЭП владельцу. Значение реквизита получается в результате криптографического преобразования информации.

Согласно Федеральному закону №63-ФЗ «Об электронной подписи», имеет место деление на: простую электронную подпись; усиленную неквалифицированную электронную подпись; усиленную квалифицированную электронную подпись.

Аутентификация – это процесс идентификации, позволяющий удостовериться в личности, желающей получить интерактивный доступ к информации, услугам, заключить сделку и т. п.

Криптография с открытым ключом – класс асимметричных криптографических методов, использующих двуключевые шифры: открытый ключ и закрытый ключ. Открытый ключ владелец пары сообщает всем своим корреспондентам для декодирования получаемых от него сообщений, кодирования направляемых ему сообщений и проверки подлинности его ЭЦП под сообщениями. Закрытый ключ известен только его владельцу и используется для создания ЭЦП под документами и сообщениями и расшифровки сообщений, зашифрованных открытым ключом.

Как получателю информации убедиться в принадлежности открытого ключа отправителя именно данному лицу, а не мошеннику. Самый удобный способ решения данной проблемы и задачи распространения открытых ключей ЭЦП – использование сертификационных центров, хранящих в открытом доступе электронные сертификаты с информацией об открытом ключе и владельце. Сертификат является электронным аналогом удостоверения личности.

Обычно сертификат удостоверения личности содержит следующую информацию: имя владельца; адрес; идентификатор алгоритма ЭЦП; открытый ключ владельца сертификата; срок действия сертификата; название сертифицирующей организации; уникальный серийный номер сертификата; электронную подпись сертифицирующей организации; область применения ключа и дополнительные сведения о владельце и издателе сертификата (опционально).

38.Анализ рынка информационных услуг и продуктов. Основные участники ИТ-рынка. Особенности ИТ-рынка России. Условия и механизмы функционирования рынка информационных услуг и продуктов.

1991-1993 годы знаменуются рождением информационного рынка в России. Свидетельством тому является:

Во-первых, конец монополии государственной телефонной сети, появление ряда совместных с западными фирмами-производителями средств связи, предприятий, которые ввели в эксплуатацию международные выделенные цифровые сети и стали предлагать альтернативные Министерству связи услуги по передаче речи, обеспечения факсимильной связи и электронного обмена данными.Вторым свидетельством рождения информационного рынка является появление множества (более десятка) сетевых структур, предлагающих своим пользователям сходный набор услуг. Между этими информационными предприятиями возникла реальная конкуренция.

Рынок электронной информации включает четыре основных сектора:

1. Сектор деловой информации, охватывающий:

биржевую и финансовую информацию - информацию о котировках ценных бумаг, валютных курсах, учетных ставках, рынке товаров и капиталов, инвестициях, ценах, предоставляемая биржами, специальными службами биржевой и финансовой информации;

экономическую и статистическую информацию - числовую экономическую, демографическую, социальную, информацию в виде рядов динамики, прогнозных моделей, оценок и т.д.;

коммерческую информацию - информацию по предприятиям, фирмам, их продукции, ценам, руководителях и т.п.;

информацию коммерческих предложений - информацию о купле/продаже по определенным товарным группам;

деловые новости в области экономики и бизнеса;

2. Сектор юридической информации, включающей системы доступа к электронным сборникам указов, постановлений, инструкций и других документов, выпущенных органами государственной и местной власти.

3. Сектор информации для специалистов, охватывающий:

научно-техническую информацию - справочную информацию и данные в области физики, техники, информатики;

профессиональную информацию - специальные данные и информация из области разных наук, медицины, педагогики, астрологии и т.д.;

доступ к первоисточникам - библиографическую и реферативную информацию, а также доступ к полнотекстовым электронным данным.

4. Сектор массовой, потребительской информации включает:

информацию служб новостей и агентств прессы;

потребительскую информацию - местные новости, погоду, программы радио и телепередач, расписание транспорта, справочники по отелям, ресторанам, информация по прокату машин и т.п.

Рынок электронных сделок (операций) включает системы банковских и межбанковских операций, электронных торгов, системы резервирования билетов и мест в гостиницах, заказа товаров, услуг и т.п.

Рынок программного обеспечения включает все виды программной продукции.

Рынок систем сетевых коммуникаций включает системы электронной почты, телеконференции, электронные сетевые доски объявлений (BBS), другие системы, объединяющие пользователей ПЭВМ.

Российский информационный рынок имеет свои особенности, существенно отличающие его от зарубежных:

отсутствие государственного и слабость правового регулирования;

неоднородность по регионам страны (развитие информационного рынка по традиции идет от центра к регионам);

потребительская, а не производительская роль государства;

крайне слабое развитие сектора личного потребления и, соответственно, индустрии услуг, ориентированных на удовлетворение индивидуальных потребностей.Лидирующим видом информационной услуги является ретроспективный поиск информации, который реализуется путем тиражирования баз данных и разового поиска информации (в основном научно-технической, справочной, коммерческой и статистической). Пока весьма проблематична подготовка аналитических материалов на основе баз данных. Их полнота, достоверность и оперативность существенно ниже, чем в развитых странах. Причина - недостаток специалистов в службах информации и финансовые проблемы.

Наиболее динамично развивается в России рынок Интернет-услуг, ориентированный на массового пользователя и способствующий таким образом развитию в нашей стране информационного общества.

Надо подчеркнуть две главные особенности рынка информационных технологий в России: во-первых, - это выдающийся кадровый потенциал и, во-вторых, - неограниченные перспективы роста.

Механизм функционирования рынка информационных товаров и услуг

Основные функции рынка информационных услуг:

1. управление финансами и ведение учета;

2. управление кадрами;

3. материально-техническое снабжение;

4. организация производства;

5. маркетинговые исследования;

6. лизинговые операции;

7. консультационное обслуживание;

8. страхование имущества и информации;

9. организация службы информационной безопасности;

10. сервисное обслуживание.

39.Инфраструктура информационного рынка. Составляющие рынка информационных продуктов и услуг.

Инфраструктурой информационногорынка называется совокупность секторов, которые объединяют группы людей или организации, предлагающие похожие информационные продукты и услуги.

Выделяют пять секторов рынка информационных продуктов и услуг.

1-й сектор—деловая информация, состоит из следующих частей:

• биржевая и финансовая информация — котировки ценных бумаг, валютные курсы, учетные ставки, рынок товаров и капиталов, инвестиции, цены. Поставщиками являются специальные службы биржевой и финансовой информации, брокерские компании, банки;

• статистическая информация — ряды динамики, прогнозные модели и оценки по экономической, социальной, демографической областям. Поставщиками являются государственные службы, компании, консалтинговые фирмы;

• коммерческая информация по компаниям, фирмам, корпорациям, направлениям работы и их продукции, ценам; о финансовом состоянии, связях, сделках, руководителях, деловых новостях в области экономики и бизнеса. Поставщиками являются специальные информационные службы.

2-й сектор — информация для специалистов, содержит следующие части:

• профессиональная информация — специальные данные и информация для юристов, врачей, фармацевтов, преподавателей, инженеров, геологов, метеорологов и т.д.;

• научно-техническая информация — документальная, библиографическая, реферативная, справочная информация в области естественных, технических, общественных наук, по отраслям производства и сферам человеческой деятельности;

• доступ к первоисточникам — организация доступа к источникам информации через библиотеки и специальные службы, возможности приобретения первоисточников, их получения по межбиблиотечному абонементу в различных формах.

3-й сектор — потребительская информация, состоит из следующихчастей:

• новости и литература — информация служб новостей и агентств прессы, газеты, журналы, справочники, энциклопедии;

• потребительская информация — расписания транспорта, резервирование билетов и мест в гостиницах, заказ товаров и услуг, банковские операции и т.п.;

• развлекательная информация — игры, телетекст, видеотекст.

4-й сектор—услуги образования, включает все формы и ступени образования: дошкольное, школьное, специальное, среднепрофессиональное, высшее, повышение квалификации и переподготовку. Информационная продукция может быть представлена в компьютерном или некомпьютерном виде: учебники, методические разработки, практикумы, развивающие компьютерные игры, компьютерные обучающие и контролирующие

системы, методики обучения и пр.

5-й сектор — обеспечивающие информационные системы и средства, состоит из следующих частей:

• программные продукты — программные комплексы с разной ориентацией — от профессионала до неопытного пользователя компьютера: системное программное обеспечение, программы общей ориентации, прикладное программное обеспечение по реализации функций в конкретной области принадлежности, по решению задач типовыми математическими методами и др.;

• технические средства — компьютеры, телекоммуникационное оборудование, оргтехника, сопутствующие материалы и комплектующие;

• разработка и сопровождение информационных систем и технологий — обследование организации в целях выявления информационных потоков, разработка концептуальных информационных моделей, разработка структуры программного комплекса, создание и сопровождение баз данных;

• консультирование по различным аспектам информационной индустрии — какую приобретать информационную технику, какое программное обеспечение необходимо для реализации профессиональной деятельности, нужна ли информационная система и какая, на базе какой информационной технологии лучше организовать свою деятельность и т.д.;

• подготовка источников информации — создание баз данных по заданной теме, области, явлению и т.п.

В каждом секторе может быть организован любой вид доступа:

• непосредственный к хранилищу информации на бумажных носителях;

• дистанционный к удаленным или находящимся в данном помещении компьютерным базам данных.

Составляющие рынка информационных продуктов и услуг тесно взаимосвязаны между собой, они используются по отдельности или в совокупности. Данное понятие рассматривается как самостоятельная экономическая единица, поскольку на рынке происходит обмен информацией на коммерческой основе. И продавец и покупатель получают взаимную выгоду от сотрудничества, поскольку каждая из сторон в полной мере удовлетворяет свои потребности.

Информационные продукты – это результат интеллектуальной деятельности, который представляется в форме товара. Информационные продукты оформляются в соответствии с требованиями покупателя, к ним можно отнести базы данных, программное обеспечение, документальные архивы и т.д.

Информационные услуги ориентированы также на удовлетворение спроса потребителей в информации. К ним можно отнести обучение, обслуживание телекоммуникаций, консалтинг, поиск и подбор информации и другие операции, которые проводят профессионалы на коммерческой основе.

47.Обоснованность использования ИТ-аутсорсинга и виды ИТ-деятельности, на которые распространяется аутсорсинг.

Аутсорсинг информационных технологий (IT-аутсорсинг) представляет собой передачу стороннему исполнителю (аутсорсеру) полностью или частично функций по обслуживанию информационных потребностей компании (получение, обработка, хранение, передача информации; услуги в сфере телекоммуникации, в том числе телефония, мобильные сервисы, обеспечение доступа в Интернет; поддержка технических и программных средств; разработка и интеграция приложений и др.) на основе долгосрочного контракта.

В условиях рыночной экономики все большее количество российских компаний, в связи с усиленной конкуренцией, повышенной нестабильностью и неопределенностью внешней среды, в целях обеспечения жизнеспособности, вынуждены сталкиваться перед непростым выбором использования IT-аутсорсинга. Помимо этого, другими причинами обращения к IT-аутсорсингу могут быть жесткие ограничения на срок внедрения решения, отсутствие соответствующих навыков у штатных специалистов и нецелесообразность получения этих навыков в силу «одноразовости» проекта и ограничения на штат или фонд заработной платы.

Перспективы использования услуг IT-аутсорсинга зависят от их стоимости и доступности (включая как физическую возможность использования, например, сетевых технологий в тех или иных регионах, так и законодательные возможности и ограничения).

Решение компании об использовании услуг IT-аутсорсинга может быть принято по следующим причинам: Желание сосредоточиться на основных видах деятельности; Необходимость повышения качества обслуживания; Острая потребность в снижении затрат; Компании не хватает административного или технического опыта для создания собственного IT-подразделения; Необходимость поддержания долгосрочной технологической и экономической жизнеспособности неосновной деятельности; Существует большая гибкость в выборе возможных программно-технических средств; Наличие квалифицированных специалистов у сторонней организации; Процесс приобретения обычно требует меньше накладных расходов.

Наибольший интерес для высшего менеджмента компании представляют услуги в сфере управления организации, а также аутсорсинг бизнес-процессов на основе передовых информационных технологий, так как именно этот тип услуг IT-аутсорсинга позволяет сделать шаг к формированию современной компании.

Преимуществ использования услуг в сфере IT-аутсорсинга (возможность концентрации на основном виде деятельности, профессиональные навыки и техническая оснащенность исполнителя, жесткая регламентация затрат и качества услуг и др.) зачастую недостаточно, чтобы принять однозначное решение о привлечении аутсорсинговой компании. Поэтому одним из основных критериев принятия решения об использовании IT-аутсорсинга для компаний, в большинстве случаев становится его экономическое обоснование.

Экономическое обоснование целесообразности использования IT-аутсорсинга по обслуживанию информационных потребностей компании необходимо производить в три этапа: отбор функций по обслуживанию информационных потребностей компании, которые можно передать на аутсорсинг (производится на основе качественных критериев); анализ рынка услуг IT-аутсорсинга; расчет экономической выгоды такого решения.

При расчете эффективности использования IT-аутсорсинга, сперва необходимо определить в каком объеме будут использоваться данные услуги, возможны два варианта:

передача стороннему исполнителю всех функций по обслуживанию информационных потребностей компании;

передача стороннему исполнителю только части функций по обслуживанию информационных потребностей компании.

Рассматривая необходимость использования IT-аутсорсинга, компания-заказчик должна оценить свои информационные потребности, а также ресурсы (внутренние возможности компании) для их удовлетворения. Речь идет о тех функциях, которые выполняет или должно выполнять IT-подразделение компании. Здесь можно говорить о технических возможностях организации, квалификации персонала, расширении функций в связи с реорганизацией, сокращении функций вследствие сокращения или реструктуризации компании, об отдельных видах работ (таких, как сбор и анализ внутренней и внешней информации), информационном сопровождении отдельных проектов и др.

Анализ бизнес-системы с выделением основных и вспомогательных бизнес-процессов для определения возможности и необходимости вынесения их на аутсорсинг не может обойтись без анализа добавленной стоимости. Проведенный на начальных этапах согласования аутсорсинг-проекта анализ добавленной стоимости позволит в дальнейшем избежать значительных проблем в отношениях с аутсорсером. Такой вид анализа позволит также исключить из структуры бизнес-процессов те этапы, которые могут привести к удорожанию услуги для компании, но с точки зрения конечного результата не являющиеся необходимыми. Этот же метод в ряде случаев позволяет обосновать выбор из возможных организаций наилучшего поставщика IT-услуг.

В аутсорсинг-проекте добавленная стоимость — это разница между валовым доходом, полученным от продажи продукции или услуг конечному потребителю, и суммой затрат на приобретение услуг IT-аутсорсинга. Таким образом, добавленная стоимость включает полную стоимость всех усилий компании на изготовление продукции, а также всю прибыль, полученную от этих усилий. Она учитывает все ресурсы, которые компания вкладывает в конечный продукт, и оценку этих усилий с точки зрения рынка. Добавленная стоимость является количественным выражением производительности, и ее увеличение в результате реализации аутсорсинг-проекта свидетельствует о реальных количественных выгодах, связанных с сотрудничеством бизнес-партнеров. Однако добавленная стоимость не может отражать влияния качественных критериев, выбранных в числе приоритетных: имиджа компании, возможностей обучения и др.

Для проведения анализа добавленной стоимости каждый этап бизнес-процесса должен быть внесен в одну из следующих категорий: добавляет реальную стоимость; добавляет стоимость для организации; никакой стоимости не добавляет.

Этапы первой категории, которые добавляют реальную стоимость, непосредственно сказываются на окончательном результате бизнес-процесса и напрямую связаны с удовлетворением потребностей конечного потребителя.

Этапы, добавляющие организационную стоимость, нужны компании-заказчику, но не добавляют стоимости с точки зрения конечного потребителя. Это, например, сбор и хранение информации, которая используется отдельными подразделениями компании, подготовка отчетов. Определяя содержание аутсорсинг-проекта, важно выделить именно те этапы бизнес-процесса, которые действительно имеют смысл с точки зрения компании-заказчика, так как любые виды работ, оправданные с точки зрения аутсорсера, но не имеющие смысла с точки зрения клиента, приводят только к нерациональному расходу ресурсов и повышению стоимости услуги.

Наконец, в любом бизнес-процессе возможно существование этапов, приводящих к увеличению фактической стоимости услуги аутсорсинга, но не добавляющих никакой стоимости с точки зрения конечного потребителя и компании-заказчика. К ним относятся всевозможные дополнительные согласования и утверждения, исправление ошибок, переделки, сбор и хранение информации, которая не нужна заказчику, хранение материалов и оборудования, которые не используются для выполнения условий соглашения, и множество других работ, возникающих при недостаточно эффективном или недостаточно квалифицированном управлении проектом со стороны аутсорсера либо со стороны заказчика. Отдельные этапы бизнес-процессов, не добавляющие реальной или организационной стоимости, могут быть исключены при составлении контракта об аутсорсинге при определении уровня делегирования полномочий либо при проектировании собственно бизнес-процесса, его входов и выходов, реструктуризации деятельности компании применительно к новым условиям функционирования.

Принимая решение о внедрении IT-аутсорсинга в практику деятельности компании, необходимо учитывать такой фактор, как успехи, уже достигнутые конкурентами с помощью этого инструмента, и, соответственно, стимулы к использованию IT-аутсорсинга или к отказу от него. Подобный практический опыт по принципам взаимодействия и способам организации работы компаний, занимающихся предоставлением услуг в сфере информационных технологий, на основании которых могут быть построены отношения аутсорсера и компании-потребителя этих услуг сведен в набор рекомендаций, получивших название библиотеки ITIL (IT Infrastructure Library). Библиотека ITIL появилась около 20 лет назад по заказу британского правительства. В настоящее время она издается британским правительственным агентством Office of Government Commerce и не является собственностью ни одной коммерческой компании.

Также стоит отметить, что IT-аутсорсинг требует перестройки мышления высшего менеджмента компании и выработки стратегии, направленной на создание эффективной структуры взаимовыгодных отношений со сторонними организациями.

Одним из этапов оценки экономической целесообразности использования IT-аутсорсинга является анализ рынка услуг в данной сфере. От развития конкуренции на рынке услуг IT-аутсорсинга зависит общее количество альтернативных вариантов, которые будут рассматриваться высшим менеджментом компании в процессе выбора сторонней организации по предоставлению услуг IT-аутсорсинга. Помимо этого подробный анализ позволит высшему менеджменту компании ответить на вопрос: «Сможет ли этот поставщик услуг по обслуживанию информационных потребностей компании предложить большую экономию средств, чем другие поставщики?».

Предварительное экономическое обоснование эффективности использования IT-аутсорсинга связано с оценкой экономии затрат, которую удастся реализовать за счет внедрения IT-аутсорсинга по сравнению с затратами на совершенствование собственного IT-подразделения.

На практике для оценки собственных затрат используется метод расчета затрат по процессам, в котором следует учитывать только те составляющие затрат, которые можно снизить в ходе IT-аутсорсинга: затраты на персонал; затраты на производственные площади; затраты на средства производства; затраты на вспомогательные средства производства; затраты на управление.

Далее необходимо сравнить затраты на приобретение результатов выполнения этих функций сторонним исполнителем и затраты на выполнение данных функций собственными средствами.

Если соотношение затрат на собственное выполнение к затратам на приобретение >1, то в этом случае следует предпочесть использование IT-аутсорсинга. Если же <1, то совершенствование собственного IT-подразделения предпочтительнее, так как передача функций по обслуживанию информационных потребностей компании стороннему исполнителю не принесет выгод в виде сокращения затрат.

48.Методология планирования материальных потребностей предприятия (MRP). Основные цели MRP-систем. Основные положения концепции MRP.

Система MRP-1 - одна из наиболее популярных в мире, основанная на логистической концепции "планирование потребностей/ресурсов". Данная система оперирует материалами, компонентами, полуфабрикатами и их частями, спрос на которые зависит от спроса на специфическую готовую продукцию. Основные цели этой системы - удовлетворение потребности в материальных ресурсах для планирования производства и доставки потребителям, поддержание низкого уровня запасов материальных ресурсов, незавершенного производства, готовой продукции, планирование производственных операций, графиков доставки, закупочных операций. Система MRP-II - система планирования потребностей/ресурсов второго поколения, представляет собой интегрированную микрологистическую систему, в которой объединены финансовое планирование и логистические операции. Данная система является эффективным инструментом планирования для реализации стратегических целей предприятия в логистике, маркетинге, производстве, финансах, планировании и управлении организационными ресурсами предприятия с целью достижения минимального уровня запасов в процессе контроля над всеми стадиями производственного процесса. Преимущество систем MRP-2 перед системами MRP-1: более полное удовлетворение потребительского спроса, достигаемое путем сокращения продолжительности производственных циклов, уменьшения запасов, лучшей организации поставок, быстрой реакции на изменения спроса, большей гибкости планирования, что способствует уменьшению логистических издержек по управлению запасами. Базовыми микрологистическими подсистемами, основанными на концепции "планирования потребностей/ресурсов", в производстве и снабжении являются системы "планирования потребности в материалах/производственного планирования потребности в ресурсах" (materials/manufacturing requirements/resource planning, MRP I/MRP II), а в дистрибуции (распределении) - системы "планирования распределения продукции/ресурсов" (distribution requirements/resource planning, DRPI/DRPII). Поэтому была разработана методология планирования потребности в материалах MRP (Material Requirements Planning). Реализация системы, работающей по этой методологии, представляет собой компьютерную программу, позволяющую оптимально регулировать поставки комплектующих в производственный процесс, контролируя как запасы на складе, так и саму технологию производства. Главной задачей MRP является обеспечение гарантии наличия необходимого количества требуемых материалов и комплектующих в любое время в рамках срока планирования наряду с возможным уменьшением постоянных запасов, а, следовательно, разгрузкой склада. Другими словами, MRP-система позволяет оптимально загружать производственные мощности, и при этом закупать именно столько сырья и материалов, сколько необходимо для выполнения текущего плана заказов и возможно обработать за соответствующий цикл производства. Тем самым планирование текущей потребности в материалах позволяет разгрузить склады сырья и комплектующих (закупают их ровно в том объеме, который можно обработать за один производственный цикл и поступают прямо в производственные цеха), а также склады готовой продукции (производство идет в строгом соответствии с принятым планом заказов, и продукция, относящаяся к текущему заказу, должна быть произведена ровно к сроку его исполнения).

Идеальная реализация концепции MRP невыполнима в реальности. Например, из-за возможного срыва сроков поставок по различным причинам и последующей остановки производства. Поэтому в MRP-системах на каждый случай предусмотрен определенный страховой запас сырья и комплектующих (safety stock).

Основными целями MRP-систем являются:

• удовлетворение потребности в материалах, компонентах и продукции для планирования производства и доставки потребителям;

• поддержание низкого уровня запасов материальных ресурсов, незавершенного производства, готовой продукции;

• планирование производственных операций, графиков доставки, закупочных операций.

В процессе реализации этих целей MRP-система обеспечивает поток плановых количеств материальных ресурсов и запасов продукции на плановую перспективу. Система MRP вначале определяет, в какие сроки и сколько необходимо произвести конечной продукции. Затем определяются время и необходимые количества материальных ресурсов для выполнения производственного расписания. Входом данной системы являются заказы потребителей, подкрепленные прогнозами спроса на готовую продукцию фирмы, которые заложены в производственное расписание (графики выпуска готовой продукции). Таким образом, как и для микрологистических систем, основанных на принципах концепции "точно в срок", в MRPI основным является потребительский спрос.

Программный комплекс MRPI основан на систематизированных производственных расписаниях (графиках выпуска конечной продукции) (модуль MPS - Master Production Schedule) в зависимости от потребительского спроса и комплексной информации, получаемой из баз данных о материальных ресурсах и их запасах. Алгоритмы, заложенные в программные модули системы, первоначально переводят спрос на готовую продукцию в требуемый общий объем исходных материальных ресурсов. Затем программы вычисляют требования на исходные материальные ресурсы, полуфабрикаты, объем незавершенного производства, основанные на информации о соответствующем уровне запасов, и размещают заказы на объемы входных материальных ресурсов для участков производства (сборки) готовой продукции. Зависят заказы от специфицированных по номенклатуре и объемам требований на материальные ресурсы и времени их доставки на соответствующие рабочие места и склады.

Наши рекомендации