Конституционно-правовые основы права граждан на медицинскую помощь
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………………...4
1. 1 Понятие, состав и содержание права граждан на медицинскую помощь...…7
1.2 Становление и развитие права на медицинскую помощь в отечественном законодательстве …………………………………………………………………...12
2. Конституционные и организационно-правовые гарантии
реализации права граждан на медицинскую помощь……………………………24
2.1 Основы обязательного и добровольного медицинского страхования……...53
2.2 Правовое регулирование платных медицинских услуг
в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения…………63
3. Основные мероприятия для осуществления концепции развития здравоохранения……………………………………………………………………70
3.1 Главные цели, задачи и основные направления концепции развития здравоохранения……………………………………………………………………70
3.2 Формирование здорового образа жизни………………………………………72
3.3 Гарантированное обеспечение населения Российской Федерации качественной медицинской помощь………………………………………………75
3.3.1 Организация и стандартизация медицинской помощи ……………………78
3.4 Осуществление единой кадровой политики …………………………………83
3.5 Инновационное развитие здравоохранения…………………………………..85
3.6 Финансовое обеспечение оказания гражданам бесплатной медицинской помощи……………………………………………………………………………...87
3.7 Информатизация здравоохранения……………………………………………92
3.8 Законодательное и нормативно - правовое обеспечение реализации Концепции…………………………………………………………………………..95
Заключение………………………………………………………………………….99
Список используемой литературы……………………………………………….104
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Конституция Российской Федерации 1993 г. провозгласила человека, его права и свободы высшей ценностью, которую государство обязалось признавать, соблюдать и защищать. В соответствии со ч. 41 Конституции РФ, к числу таких прав и свобод отнесено право на охрану здоровья и медицинскую помощь, которое предполагает наличие у граждан права на бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения и обязанность государства финансировать федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, поощрять деятельность, способствующую укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. В Конституции Российской Федерации 1993 г. закреплена также и обязанность государства создавать и развивать эффективную государственную, муниципальную и частную системы здравоохранения, которые являются стабилизирующим фактором и гарантом успешного развития страны.
Конституционная характеристика Российской Федерации в качестве социального государства (ст. 7 Конституции Российской Федерации 1993 г.) ориентирует деятельность всех государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Для обеспечения высокого уровня жизни граждан государство направляет свою деятельность, прежде всего, на охрану здоровья населения, чем способствует продлению жизни и улучшению ее качества, как для каждого отдельного человека, так и всего общества в целом; а также на развитие систем санитарно-эпидемиологического благополучия и на этой основе - гарантирование каждому гражданину конституционного права на медицинскую помощь.
Однако за последние 10-15 лет, в процессе формирования рынка медицинских услуг, уровень качества оказания медицинской помощи снизился. Как следствие, отмечаются нередкие случаи нарушения и несоблюдения права граждан РФ на медицинскую помощь и, в частности, не предоставлении всего объема бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, что преимущественно связанно с недостаточным финансированием государственной системы здравоохранения. В результате граждане вынуждены оплачивать часть своего лечения из собственных средств -больные либо приобретают лекарства и расходные медицинские материалы за свои средства, либо неофициально оплачивают лечение медицинскому персоналу. Указанная проблема усугубляется низкой заработной платой медицинских работников, которая вполне соизмеримо воспринимается как мало ценность труда врача; сокращением лечебных коек в государственных учреждениях здравоохранения; значительным сокращением подготовки числа врачей и медсестер в государственных медицинских университетах и медицинских училищах. Все это обусловливает бесспорную актуальность изучения вопросов современного состояния конституционно-правового обеспечения права граждан на медицинскую помощь под углом зрения его содержания, значения и практической реализации.
Объектом исследования выступают правоотношения, складывающиеся в процессе реализации конституционного права граждан РФ на медицинскую помощь.
Предметом исследования являются нормы права, закрепленные в Конституции Российской Федерации 1993г., законах и иных подзаконных актах Российской Федерации, регулирующих оказание медицинской помощи гражданам Российской Федерации.
Целью дипломной работы является системное научно-правовое изучение конституционного права граждан Российской Федерации на медицинскую помощь с точки зрения его самостоятельности и во взаимосвязи с другими социальными правами граждан России, и на основе этого -выработка конкретных предложений по совершенствованию законодательства об охране здоровья в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели исследования были определены следующие задачи:
произвести анализ Конституции Российской Федерации 1993 г. и иных нормативных актов Российской Федерации и зарубежных стран, регулирующих отношения в сфере оказания медицинской помощи;
осуществить системный анализ конституционного права граждан РФ на медицинскую помощь, раскрыть содержание и показать его место в системе
основных прав и свобод российских граждан;
обосновать основные характеристики здоровья человека как конституционно-правовой ценности на основе правовых и социальных отношений в современном российском обществе;
рассмотреть и систематизировать существующие гарантии осуществления конституционного права граждан на медицинскую помощь в Российской Федерации, действующие организационно-правовые, процессуальные, финансовые и иные механизмы защиты прав граждан при оказании медицинской помощи;
произвести анализ практики применения систем обязательного и добровольного медицинского страхования в России с целью определения их роли в механизме осуществления конституционного права граждан на медицинскую помощь;
исследовать государственную, муниципальную и частную системы здравоохранения, существующие в Российской Федерации, определить роль системы здравоохранения в качестве одной из ключевых конституционно-правовых гарантий права граждан на медицинскую помощь.
Методологическую базу работы составили диалектическая теория познания и основанные на ней методы. Были использованы современные методы научного познания как общего характера (анализ, синтез, обобщение, индукция, дедукция и т.д.), так и специальные (формально-логический, сравнительно-правовой и др.).
Теоретической основой исследования являются труды ведущих российских ученых юристов в области конституционного права и теории права и государства: С.А. Авакьяна, М.В. Баглая, И.Н. Барцица, А.В. Васильева, Б.П. Елисеева, В.Б. Исакова, Д.А. Керимова, М.Н. Кузнецова, О.Е. Кутафина, Б.М. Лазарева, В.В. Лазарева, Ю.И. Лейбо, Г.В. Мальцева, Т.Д. Матвеевой, Н.И. Матузова, Б.Н. Топорнина, В.Е. Чиркина, Т.М. Шамбы, Б.С. Эбзеева, А.И. Экимова, И.С. Яценко и др. Специфика и не достаточная разработанность темы потребовали изучения специальной литературы, работ по вопросам организации здравоохранения, социологии, медицинской практики.
Структура дипломной работы определяется объектом, предметом, целью и задачами исследования и состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании вышеизложенного анализа действующей системы конституционно-правового регулирования закрепления и реализации прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь в Российской Федерации можно сделать следующие выводы:
1. Конституционное право на охрану здоровья являются одним из главных социальных прав граждан, и включает в себя право на нормальные жилищные условия; на достойную заработную плату, позволяющую обеспечить полноценный и сбалансированный режим питания; на безопасные условия труда и охрану труда, право на отдых и благоприятную окружающую среду; на медицинское и социальное страхование; на получение своевременной квалифицированной медицинской помощи, на реабилитацию, необходимую для полного восстановления здоровья; право на судебную и иные формы защиты своих личных неимущественных прав.
2. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь как одно из главных социальных прав нашло свое закрепление в конституциях стран с развитой демократией. В развитие конституционных положений, как показывает анализ правового регулирования в этих странах, созданы системы правового регулирования данных отношений, позволяющих реализовать и надежно защитить права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь. Сформированные в этих странах правовые системы полностью соответствуют нормам международного права.
3. Обеспечение реализации конституционного прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, закрепленное в ст.41 действующей Конституции Российской Федерации, необходимо считать важнейшим делом не только государства в лице его органов, но и самих граждан, общественных объединений, юридических лиц.
4. Право на здоровье каждого человека представляет собой обеспеченное юридическими нормами международного и внутригосударственного характера единства возможностей своими действиями приобретать, сохранять и укреплять наивысший уровень физического и психического здоровья; требовать от государства и третьих лиц исполнения обязанность по обеспечению и защите здоровья; Прибегнуть к законным мерам защиты нарушенного права на здоровье.
5. В свою очередь, право на медицинскую помощь- это и есть система правовых норм и гарантий, обеспечивающих возможность получения доступной, качественной, квалифицированной медицинской помощи. Право на медицинскую помощь, являясь одним из ключевых элементов права на охрану здоровья, включает в себя право на получение бесплатной медицинской помощи (в том числе и лекарственной),а также право на получение оплачиваемой медицинской помощи.
6. Право на охрану здоровья широко связано с иными конституционными правами и свободами человека и гражданина. Оно вытекает из фундаментального права на жизнь. Более конкретные связи права на здоровье иных прав, в особенности из категории личных, прослеживаются при обращении к некоторым спорным вопросом современной биомедицины и юриспруденции, среди которых следует отменить трансплантологию и донорство, эвтаназию, искусственное прерывание беременности, изменения пола, клонирования человека и другие.
7.Право на благоприятную среду обитания предусматривает правомочие на санитарно-эпидемиологическое благополучие, которое в свою очередь подразделяется на ряд субъективных возможностей личности по обеспечению проведения мер, по осуществлению иммунопрофилактики инфекционных болезней (гриппа); по охране атмосферного воздуха; в области качества и безопасности пищевых продуктов; по обеспечению проведения мер, по предупреждению распространения туберкулеза в Российской Федерации и другие.
8. Закрепления права Конституции еще не означает его фактического претворения в жизнь. Следовательно, в нормах права необходима четкая регламентация процесса реализации как детально урегулированного международными, конституционными нормами и иными нормами права процесса, направленного на достижение наивысшего уровня общественного и индивидуального (физического и психического) здоровья каждого человека как приоритетной ценности современного демократического социального правового государства. При этом структуру механизма реализации права на охрану здоровья целесообразно рассматривать как сочетание конкретных форм и стадий реализации, а также организационно-юридических способов и средств, обусловливающих эффективный и полноценный процесс реализации данного права каждым человеком в Российской Федерации.
9. Учитывая тот факт, что право на здоровье закреплено в значительном числе международных договоров и деклараций, можно сделать вывод том, что в международном праве оно обладает достаточно сильным статусом. Изучения зарубежного законодательства о здравоохранении, а именно международно-правовых аспектов закрепления и реализации прав на охрану здоровья и медицинскую помощь, позволяют утверждать, что в экономически развитых странах мира сложилась устойчивая тенденция правового регулирования охраны здоровья, основанная на законах о защите здоровья людей, мира или их субъектами, а также на правовых актах международных медицинских организаций и научных рекомендациях в этой области.
10. Проведя сравнительно-правовой анализ конституционного закрепления прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь в России и за рубежом, автор утверждает, что право на охрану здоровья и медицинскую помощь как одно из главных социальных прав нашло свое закрепление в конституциях стран с развитой демократией. В развитие конституционных положений, как показывает анализ правового регулирования в этих странах, созданы системы правового регулирования данных отношений, позволяющие реализовать и надежно защитить права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь. Сформированные в этих странах правовые системы полностью соответствуют нормам международного права.
11. Исследуя механизм реализации конституционного права на охрану здоровья можно прийти к выводу, что некоторые его компоненты нуждаются в дальнейшем совершенствовании. Считая институт медицинского страхования одним из главных способов реализации прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, а также учитывая конституционное закрепление способов реализации прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь через системы государственно муниципальной и частной систем здравоохранения, автор считает необходимой скорейшую разработку и принятие федерального закона «Об основах обязательного медицинского страхования», а также соответствующих законов субъектов об обязательном медицинском страховании.
12.Анализ проблемы защиты прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь позволяет говорить о необходимости системного подхода к разработке новых и применению уже существующих средств пресечения посягательств на права, свободы, охраняемые законом интересы в исследуемой сфере. В данном случае это предусматривает проведение соответствующего исследования возможных правонарушений в образовании и обусловленной ими юридической ответственности с целью последующего исследования возможных правонарушений в образовании и обусловленной ими юридической ответственности с целью последующего их законодательного оформления. Тем самым выстраивается логическая цепочка: субъективное право (свобода) – правонарушение – правовая ответственность – правовая защита. В связи с чем, автор считает необходимым выработать четкие стандарты предоставления медицинских услуг с обязательным перечнем лечебно – диагностических процедур и лекарств, а также с минимальными требованиями и условиями оказания медицинской помощи.
13.Анализ проблемы защиты прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь позволяет говорить о необходимости системного похода к разработке новых и применению уже существующих средств пересечения посягательств на права, свободы, охраняемые законом интересы в исследуемой сфере. В данном случае это предусматривает проведение соответствующего исследования возможных правонарушений в здравоохранении обусловленной ими юридической ответственности с целью последующего их законодательного оформления. Тем самым выстраивается логическая цепочка: субъективное право (свобода) - правонарушение – правовая ответственность – правовая защита. В связи с чем, автор считает необходимым выработать четкие стандарты предоставления медицинских услуг с обязательным перечнем лечебно – диагностических процедур и лекарств, а также с минимальными требованиями и условиями оказания медицинской помощи.
14.В связи чрезвычайно важным является разработка юридического механизма применения средств правовой защиты в области здравоохранения, а равно и формирование специальных способов и форм с учетом особенностей содержания взаимодействий врачей и пациентов, лечебно – профилактических учреждений. В этой связи представляется весьма перспективным создание, на первых прах, постоянно действующих третейских судов, специализирующихся на рассмотрении споров медицинского характера. Достоинством такого третейского правосудия является, в частности, возможность высокой профессиональной квалификации арбитров, а также конфиденциальность такого судебного разбирательства, являющаяся важным фактором для обеих сторон спора. В дальнейшем, Видимо, можно рассчитывать на соответствующую специализацию государственных судов, в которых могут начать действовать специализированные коллеги. Конечно, такое развитие судебных механизмов можно осуществить только при условии внесения соответствующих изменений в действующее законодательство.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………………...4
1. 1 Понятие, состав и содержание права граждан на медицинскую помощь...…7
1.2 Становление и развитие права на медицинскую помощь в отечественном законодательстве …………………………………………………………………...12
2. Конституционные и организационно-правовые гарантии
реализации права граждан на медицинскую помощь……………………………24
2.1 Основы обязательного и добровольного медицинского страхования……...53
2.2 Правовое регулирование платных медицинских услуг
в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения…………63
3. Основные мероприятия для осуществления концепции развития здравоохранения……………………………………………………………………70
3.1 Главные цели, задачи и основные направления концепции развития здравоохранения……………………………………………………………………70
3.2 Формирование здорового образа жизни………………………………………72
3.3 Гарантированное обеспечение населения Российской Федерации качественной медицинской помощь………………………………………………75
3.3.1 Организация и стандартизация медицинской помощи ……………………78
3.4 Осуществление единой кадровой политики …………………………………83
3.5 Инновационное развитие здравоохранения…………………………………..85
3.6 Финансовое обеспечение оказания гражданам бесплатной медицинской помощи……………………………………………………………………………...87
3.7 Информатизация здравоохранения……………………………………………92
3.8 Законодательное и нормативно - правовое обеспечение реализации Концепции…………………………………………………………………………..95
Заключение………………………………………………………………………….99
Список используемой литературы……………………………………………….104
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Конституция Российской Федерации 1993 г. провозгласила человека, его права и свободы высшей ценностью, которую государство обязалось признавать, соблюдать и защищать. В соответствии со ч. 41 Конституции РФ, к числу таких прав и свобод отнесено право на охрану здоровья и медицинскую помощь, которое предполагает наличие у граждан права на бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения и обязанность государства финансировать федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, поощрять деятельность, способствующую укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. В Конституции Российской Федерации 1993 г. закреплена также и обязанность государства создавать и развивать эффективную государственную, муниципальную и частную системы здравоохранения, которые являются стабилизирующим фактором и гарантом успешного развития страны.
Конституционная характеристика Российской Федерации в качестве социального государства (ст. 7 Конституции Российской Федерации 1993 г.) ориентирует деятельность всех государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Для обеспечения высокого уровня жизни граждан государство направляет свою деятельность, прежде всего, на охрану здоровья населения, чем способствует продлению жизни и улучшению ее качества, как для каждого отдельного человека, так и всего общества в целом; а также на развитие систем санитарно-эпидемиологического благополучия и на этой основе - гарантирование каждому гражданину конституционного права на медицинскую помощь.
Однако за последние 10-15 лет, в процессе формирования рынка медицинских услуг, уровень качества оказания медицинской помощи снизился. Как следствие, отмечаются нередкие случаи нарушения и несоблюдения права граждан РФ на медицинскую помощь и, в частности, не предоставлении всего объема бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, что преимущественно связанно с недостаточным финансированием государственной системы здравоохранения. В результате граждане вынуждены оплачивать часть своего лечения из собственных средств -больные либо приобретают лекарства и расходные медицинские материалы за свои средства, либо неофициально оплачивают лечение медицинскому персоналу. Указанная проблема усугубляется низкой заработной платой медицинских работников, которая вполне соизмеримо воспринимается как мало ценность труда врача; сокращением лечебных коек в государственных учреждениях здравоохранения; значительным сокращением подготовки числа врачей и медсестер в государственных медицинских университетах и медицинских училищах. Все это обусловливает бесспорную актуальность изучения вопросов современного состояния конституционно-правового обеспечения права граждан на медицинскую помощь под углом зрения его содержания, значения и практической реализации.
Объектом исследования выступают правоотношения, складывающиеся в процессе реализации конституционного права граждан РФ на медицинскую помощь.
Предметом исследования являются нормы права, закрепленные в Конституции Российской Федерации 1993г., законах и иных подзаконных актах Российской Федерации, регулирующих оказание медицинской помощи гражданам Российской Федерации.
Целью дипломной работы является системное научно-правовое изучение конституционного права граждан Российской Федерации на медицинскую помощь с точки зрения его самостоятельности и во взаимосвязи с другими социальными правами граждан России, и на основе этого -выработка конкретных предложений по совершенствованию законодательства об охране здоровья в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели исследования были определены следующие задачи:
произвести анализ Конституции Российской Федерации 1993 г. и иных нормативных актов Российской Федерации и зарубежных стран, регулирующих отношения в сфере оказания медицинской помощи;
осуществить системный анализ конституционного права граждан РФ на медицинскую помощь, раскрыть содержание и показать его место в системе
основных прав и свобод российских граждан;
обосновать основные характеристики здоровья человека как конституционно-правовой ценности на основе правовых и социальных отношений в современном российском обществе;
рассмотреть и систематизировать существующие гарантии осуществления конституционного права граждан на медицинскую помощь в Российской Федерации, действующие организационно-правовые, процессуальные, финансовые и иные механизмы защиты прав граждан при оказании медицинской помощи;
произвести анализ практики применения систем обязательного и добровольного медицинского страхования в России с целью определения их роли в механизме осуществления конституционного права граждан на медицинскую помощь;
исследовать государственную, муниципальную и частную системы здравоохранения, существующие в Российской Федерации, определить роль системы здравоохранения в качестве одной из ключевых конституционно-правовых гарантий права граждан на медицинскую помощь.
Методологическую базу работы составили диалектическая теория познания и основанные на ней методы. Были использованы современные методы научного познания как общего характера (анализ, синтез, обобщение, индукция, дедукция и т.д.), так и специальные (формально-логический, сравнительно-правовой и др.).
Теоретической основой исследования являются труды ведущих российских ученых юристов в области конституционного права и теории права и государства: С.А. Авакьяна, М.В. Баглая, И.Н. Барцица, А.В. Васильева, Б.П. Елисеева, В.Б. Исакова, Д.А. Керимова, М.Н. Кузнецова, О.Е. Кутафина, Б.М. Лазарева, В.В. Лазарева, Ю.И. Лейбо, Г.В. Мальцева, Т.Д. Матвеевой, Н.И. Матузова, Б.Н. Топорнина, В.Е. Чиркина, Т.М. Шамбы, Б.С. Эбзеева, А.И. Экимова, И.С. Яценко и др. Специфика и не достаточная разработанность темы потребовали изучения специальной литературы, работ по вопросам организации здравоохранения, социологии, медицинской практики.
Структура дипломной работы определяется объектом, предметом, целью и задачами исследования и состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРАВА ГРАЖДАН НА МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ
1.1 Понятие, состав и содержание права граждан на медицинскую помощь
Конституция СССР 1977 г. впервые закрепила и обеспечила рядом гарантий право граждан на охрану здоровья. В эту систему гарантий вошла и гарантия предоставления бесплатной медицинской помощи. Медицинские ресурсы в подавляющем большинстве были исключительной собственностью государства, врачи - государственными служащими. Финансирование здравоохранения осуществлялось из государственного бюджета, также являющегося исключительной собственностью государства.
Отсутствие экономических рычагов, стимулирующих с помощью материальной заинтересованности увеличение объема и улучшение качества медицинской помощи, постепенно привело к кризису в системе здравоохранения.
Проблема сущности и содержания права на медицинскую помощь обсуждалась вплоть до 90-х годов, когда перед обществом возникла необходимость перехода к рыночной экономике, формирования новых для российского общества рыночно - медицинских отношений.
Конституция Российской Федерации 1993 г. основной задачей социального государства, находящегося в центре гражданского общества, провозгласила служение личности и обществу. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7 Конституции)[1].
Из буквального смысла приведенной нормы следует, что охрана жизни и здоровья людей входит в число основных направлений деятельности, т.е. функций, Российской Федерации как социального государства, составляющих основы конституционного строя. И это несомненное преимущество действующей Конституции перед прежней.
В соответствии со ст. 17 Конституции признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Среди конституционных прав и свобод человека названы: право на жизнь (ст. 20), право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41), право на охрану достоинства личности (ст. 21), право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22), право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну (ст. 23).
В соответствии со ст. 41 Конституции каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
Содержание конституционного права на медицинскую помощь предопределяется принципами охраны здоровья и оказания медицинской помощи гражданам в Российской Федерации. Содержание права на медицинскую помощь не следует раскрывать через перечисление ее отдельных видов или форм, так как это характеризует не столько содержание юридического права, сколько многообразие медицинской помощи. Оно должно раскрываться через правовые возможности гражданина на получение бесплатной медицинской помощи в соответствии с гарантированной государством минимальной программой, на получение гарантированной государством качественной (в соответствии с современным уровнем развития медицины и других наук) и доступной медицинской помощи.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах с учетом Лимбургских принципов его применения на каждое участвующее в Пакте государство возлагается обязанность (как в индивидуальном порядке, так и в порядке международной помощи и сотрудничества) принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенно полное осуществление признаваемых в Пакте прав всеми надлежащими способами, в том числе путем принятия законодательных мер. Лимбургские принципы разъясняют, что постепенное осуществление (в частности, права на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья) может зависеть не только от увеличения ресурсов, но и от развития социальных возможностей, необходимых для реализации каждым прав, признаваемых в Пакте. В пунктах 25 и 27 Лимбургских принципов речь идет об обязанности государств обеспечить уважение минимума жизненно важных для всех прав, о справедливом и эффективном использовании имеющихся ресурсов и доступа к ним [2].
Представители указанных выше подходов к анализу социально-экономических прав в некоторых аспектах правы, в других же ими не учитывается специфика конституционных субъективных прав. Если следовать позиции М.В. Баглая, то конституционное субъективное право не имеет какой-либо ценности как мера определенного поведения гражданина. Очевидно, что реальные субъективные права ученый конструирует на основе правоспособности, реализация которых возможна лишь в рамках конкретных отраслевых правоотношений. По мнению оппонентов М.В. Баглая (Е.И. Колюшкин, В.А. Иваненко, В.С. Иваненко), конституционное субъективное право граждане реализуют непосредственно, без трансформации их в отраслевое субъективное право. Однако без этого реализация некоторых конституционных субъективных прав невозможна.
Согласно ч. 1 ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Охрана здоровья включает в себя целый комплекс мер - политических, социальных, экономических, юридических, организационных и иных, направленных на поддержание физического и психического здоровья человека, профилактику заболеваемости, обеспечение квалифицированной медицинской помощью каждого нуждающегося. Следовательно, для реализации права, предусмотренного в п. 1 ст. 41 Конституции, необходимо, чтобы были определены порядок и критерии отнесения граждан к нуждающимся в такой охране. Без этого данное право реализовать невозможно.
Изложенное позволяет сделать вывод, что конституционное субъективное право на охрану здоровья и медицинскую помощь под влиянием указанных обстоятельств претерпевает определенную трансформацию, после которой оно реализуется как отраслевое субъективное право, оставаясь в то же время конституционным субъективным правом. Если в силу каких-либо обстоятельств прекратится нуждаемость в медицинской помощи, то прекращает свое существование отраслевое субъективное право, и гражданин отказывается от медицинских услуг. Однако он сохраняет за собой свое конституционное субъективное право на медицинскую помощь.
Всякое субъективное право лишь тогда может представлять социальную ценность, когда его можно защищать в случае нарушения. В литературе ряд исследователей уже анализировали соотношение права на защиту субъективного права и самого субъективного права. Была высказана позиция, что право на защиту является самостоятельным субъективным правом. Это как бы особое субъективное право со своим специфическим содержанием. Однако тем самым объединяется социальная значимость субъективного права как такового; в его содержании уже нет указания на защиту определенной меры поведения субъекта права. Декларируется как бы право на защиту вообще. Если принять данную позицию, то встает вопрос: как быть, если право на защиту как особое субъективное право будет нарушено? Возникает необходимость наделения субъективного права на защиту особым элементом уже на защиту его самого. Более обоснованны суждения авторов, доказывающих, что право на защиту в качестве элемента входит в содержание каждого субъективного права, защищая конкретную меру поведения управомоченного лица в конкретной правовой ситуации. По сути дела, наличие права на защиту способствует тому, чтобы известную меру поведения можно было квалифицировать как субъективное право. С.Н. Братусь в связи с этим отмечал, что "обеспеченность субъективного права возможностью государственного принуждения - это неотъемлемое его качество, такая возможность существует не параллельно с другими закрепленными в субъективном праве возможностями, а свойственно им самим, так как без этого они не были юридическими возможностями[3]"