Право граждан на бесплатную медицинскую помощь. Общая характеристика законодательства о медицинской помощи и обслуживании
Охрана здоровья - это социальная проблема. Ведущую роль в ее решении играет прежде всего государство. В Конституции Республики Беларусь закреплено, что государство создает условия доступного для всех граждан медицинского обслуживания. В соответствии со ст. 45 Конституции граждане Республики Беларусь имеют право на бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения.
Охрана здоровья народа является важнейшей задачей государства, одним из направлений, определяющих его социальную политику. На сегодняшний день нет ни одной страны, где бы эта проблема не являлась острой. Даже в самых благополучных, экономически устойчивых государствах вынуждены решать множество вопросов, связанных с оптимизацией медицинской помощи населению. В Республике Беларусь сохранена государственная бюджетная система здравоохранения, которая, несмотря на определенные недостатки, позволяет обеспечивать все население республики доступной квалифицированной медицинской помощью.
Право на бесплатное медицинское лечение и обслуживание - это совокупность закрепленных в законодательстве полномочий, которые обеспечивают каждому гражданину возможности получения в случае обращения в государственное медицинское учреждение бесплатного квалифицированного лечения и медико-социального обслуживания, выбора учреждения здравоохранения при реализации данного права, а также возможности требовать защиты в случае его нарушения. |
Право на медицинскую помощь в объективном смысле представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе удовлетворения потребностей населения в медицинском обеспечении.
Субъектами правоотношений по медицинскому обслуживанию, с одной стороны, выступают граждане-пациенты, нуждающиеся в медицинском лечении и обслуживании, с другой - учреждения здравоохранения. Гражданин-пациент выступает управомоченной стороной. Обязанной стороной в этих правоотношениях выступают учреждения здравоохранения (фельдшерско-акушерские пункты, поликлиники, консультации, больницы, диспансеры и т.д.), являющиеся субъектами предоставления медицинской помощи.
А.В. Тихомиров1 выделяет в правоотношении по предоставлению медицинской помощи также субъекта оказания медицинской помощи - медицинского работника, который осуществляет непосредственно медицинскую помощь, т.е. совокупность нужных в конкретном случае профессиональных действий. Вопрос о субъектном составе правоотношений по предоставлению медицинской помощи нужно решать исходя из того, кто несет ответственность перед пациентом. Если медицинский работник, оказывавший медицинскую помощь, состоит в трудовых правоотношениях с медицинской организацией, то обязанным субъектом является медицинская организация. Если же это частнопрактикующий медицинский работник, осуществляющий медицинскую деятельность как индивидуальный предприниматель, то именно он выступает в роли, обязанного субъекта.
Объектом правоотношений по медицинскому обеспечению выступают медицинские услуги. Медицинская услуга представляет собой разновидность профессиональных услуг. При их оказании законом предъявляются повышенные требования к квалификации исполнителя.
Притязание гражданина на получение конкретного вида медицинской помощи и предоставление ему таковой обязанным субъектом на условиях социальной алиментар-ности, - это основная схема поведения участников отношений по медицинскому обеспечению.
Субъективное право на медицинскую помощь является выражением правовых возможностей, адресуемых гражданам правовыми нормами как субъектам права. Субъективное право граждан на конкретный вид медицинского лечения и обслуживания представляет собой право данного лица, реализуемое в конкретном правоотношении по поводу профилактической, лечебно-диагностической, реабилитационной помощи и мер медико-социального характера по уходу за больными. Каждый гражданин имеет право пройти медицинское обследование и получить медико-санитарную помощь в любом медицинском учреждении с учетом его профиля и мощности; граждане имеют право на получение полной и достоверной информации о состоянии своего здоровья.
Учреждение здравоохранения, в котором гражданин состоит на медицинском обслуживании, обязано обеспечить ему медицинскую помощь, а в случае необходимости направить его на обследование и лечение в другие лечебно-профилактические учреждения. Граждане имеют право на консультацию и лечение за пределами республики и т.д.
Граждане-пациенты в этих правоотношениях всегда выступают правопритязательной стороной. Медицинские учреждения обязаны отвечать положительными действиями на притязание лица, обладающего правовыми основаниями предоставления конкретного вида медицинской помощи. Иначе гражданин имеет возможность обратиться к государственным органам за защитой своего нарушенного права с непосредственной целью восстановления нарушенного права и, в конечном счете, реализации субъективного права.
В действующем законодательстве о медицинском обеспечении не предусмотрен механизм защиты нарушенных прав. Защита производится на основе норм гражданского или уголовного права. Не предусмотрено в Законе Республики Беларусь «О здравоохранении» и право граждан на обжалование действий государственных органов и должностных лиц, ущемляющих права и свободы граждан в сфере медицинского лечения и обслуживания. Правовые механизмы защиты граждан от некомпетентного лечения, так же как и врача от необоснованных претензий пациентов, нуждаются в разработке.
Законы и другие нормативные правовые акты по медицинскому обеспечению можно классифицировать следующим образом.'.
• регулирующие основы организации и осуществления права на медицинскую помощь;
• посвященные отдельным видам медицинской помощи;
• посвященные медицинскому обеспечению отдельных категорий граждан.
В Республике Беларусь принято более 70 нормативных актов, не считая многочисленных ведомственных подзаконных актов, принятых Министерством здравоохранения, которые призваны регулировать медицинские отношения. В первую очередь это:
Закон Республики Беларусь от 18 июня 1993 г. «О здравоохранении»1;
Закон Республики Беларусь от 23 ноября 1993 г. «О санитарно-эпидемическом благополучии населения»;
Закон Республики Беларусь от 31 января 1995г. «О донорстве крови и ее компонентах»;
Закон Республики Беларусь от 4 марта 1997 г. «О трансплантации органов и тканей человека»;
Закон Республики Беларусь от 1 июля 1999 г. «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»;
Закон Республики Беларусь от 12 мая 2000 г. «Об использовании и защите эмблем Красного Креста и Красного Полумесяца»;
Указ Президента Республики Беларусь от 26 июня 2000 г. № 354 «Об обязательном медицинском страховании иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в Республике Беларусь»;
постановление Совета Министров Республики Беларусь, 29 октября 1998 г. № 1655 «О направлении граждан Республики Беларусь на лечение или консультацию за пределы республики»;
постановление Кабинета Министров Республики Беларусь от 27 августа 1996 г. № 566 «О платных видах медицинской помощи и услуг, оказываемых в государственных учреждениях здравоохранения» и т.д.
Среди актов законодательства о медицинском обеспечении особое место занимает Закон Республики Беларусь «О здравоохранении», в котором закреплено право граждан на бесплатную медицинскую помощь в государственных учреждениях здравоохранения и пути осуществления этого права. В этом нормативном акте систематизированы правовые нормы, регулирующие вопросы организации охраны здоровья граждан, допуска к занятию медицинской и фармацевтической деятельностью, профессиональных обязанностей и прав медицинских работников, защиты их профессиональной чести и достоинства, определены отдельные права гражданина-пациента.
Организации и проведению санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий посвящены отдельные нормы Закона Республики Беларусь «О санитарно-эпидемическом благополучии населения», одной из целей которого является сохранение и укрепление здоровья, физического, духовного развития и многолетней активной жизни граждан.
Отношения, связанные с развитием трансплантации органов и тканей человека в целях обеспечения права граждан на охрану здоровья, регулируются Законом Республики Беларусь «О трансплантации органов и тканей человека». Закон закрепляет понятие трансплантации органов и тканей человека, определяет условия и порядок трансплантации органов и тканей человека, правовой статус реципиента и донора. В Законе указано, что органы и ткани человека не могут быть объектом гражданско-правовых сделок, за исключением сделок, носящих безвозмездный характер.
Закон Республики Беларусь «О донорстве крови и ее компонентов» регулирует отношения, связанные с развитием донорства крови и ее компонентов. Он определяет права и обязанности доноров, государственных органов, медицинских учреждений и нанимателей по организации и развитию донорства крови и ее компонентов, организацию и порядок осуществления контроля за качеством донорской крови, ее компонентов, препаратов из донорской крови, консервирующих растворов. Следует подчеркнуть, что Законом предусмотрены меры по защите государством прав донора и предоставлены ему льготы.
Донор имеет право на:
• освобождение от работы в день сдачи крови и ее компонентов и на дополнительный день отдыха;
• бесплатное питание в день сдачи крови или его денежную компенсацию;
• получение платы за сдачу крови и ее компонентов (при платном донорстве);
• возмещение ущерба, причиненного его здоровью в связи с выполнением им донорских функций, и др.
Инвалидность донора, наступившая в связи с выполнением им донорских функций, приравнивается к инвалидности, наступившей по причине трудового увечья. В целях защиты реципиента важными являются правовые нормы, согласно которым взятие крови и ее компонентов проводится после медицинского обследования донора. С точки зрения защиты здоровья реципиента важно также и то, что в нормативном порядке закреплены обязанности донора. Гражданин, изъявивший согласие стать донором крови и ее компонентов, обязан сообщить известные ему сведения о перенесенных им в прошлом и имеющихся у него в настоящее время заболеваниях, а также об употреблении им наркотических средств. Таким образом, в Законе определен комплекс мер, направленных на защиту прав донора - реципиента. Специальным разделом Закона регулируются вопросы, связанные с организацией донорства крови и ее компонентов. В силу массового характера донорства крови и ее компонентов и его значимости в медицинской практике эти положения очень важны.
Общественные отношения, связанные с оказанием психиатрической помощи, регулируются Законом Республики Беларусь «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». Основополагающими принципами оказания психиатрической помощи являются добровольность обращения за оказанием психиатрической помощи и получение согласия гражданина на лечение или отказ от лечения. В Законе большое внимание уделено законодательному закреплению прав граждан при предоставлении психиатрической помощи. Впервые в медицинской сфере на уровне законодательного акта столь детально определяется правовой статус пациента.
Пациенты при оказании им психиатрической помощи имеют право на:
• уважительное и гуманное отношение, исключающее жестокость, бесчеловечность и унижение человеческого достоинства. Медицинские средства и методы применяются только в диагностических и лечебных целях в соответствии с характером болезненных расстройств и не должны использоваться для наказания гражданина, страдающего психическим расстройством (заболеванием), или в целях жестокого, бесчеловечного либо унижающего его достоинство обра-1цения, или в интересах других граждан;
• оказание психиатрической помощи в наименее ограничительной для пациентов форме по возможности по месту жительства. Не допускается ограничение прав и свобод граждан, страдающих психическими расстройствами (заболеваниями), только на основании диагноза психического расстройства (заболевания), фактов нахождения под диспансерным наблюдением в психиатрическом (психоневрологическом) учреждении либо психоневрологическом учреждении для социального обеспечения или специального обучения. Гражданин может быть признан временно непригодным вследствие психического расстройства (заболевания) для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности или деятельности, связанной с источником повышенной опасности, на срок не более пяти лет и с правом последующего переосвидетельствования;
• содержание в психиатрическом стационаре в течение срока, необходимого для обследования и лечения;
• все виды лечения, необходимого по медицинским показаниям;
• дачу предварительного согласия и на отказ на любой стадии оказания психиатрической помощи от использования пациентов в качестве объектов испытания медицинских средств и методов, научных исследований или учебного процесса, от фото-, видео- и киносъемки;
• на приглашение по их требованию любого специалиста Республики Беларусь, оказывающего психиатрическую помощь, с согласия этого специалиста для работы во врачебной комиссии;
• помощь адвоката, законного представителя. Защиту прав и законных интересов несовершеннолетнего в возрасте до четырнадцати лет, а также гражданина, признанного в установленном порядке недееспособным, при оказании им психиатрической помощи осуществляют их законные представители;
• получение информации о своих правах, а также получение в доступной для пациентов форме и с учетом их психического состояния сведений о характере имеющихся у них психических расстройств (заболеваний), целях лечения, применяемых методах лечения, включая альтернативные, и его предполагаемой продолжительности, а также болевых ощущениях, возможном риске, побочных эффектах и об ожидаемых результатах.
Вопросы организации деятельности лечебно-профилактических учреждений, лечения и реабилитации больных, профилактики заболеваний наряду с законами регулируются декретами и указами Президента Республики Беларусь, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, ведомственными нормативными актами. Нормы права о медицинской помощи и обслуживании содержатся в международных договорах Республики Беларусь.
В состав законодательства о медицинском лечении и обслуживании входит большое количество ведомственных нормативно-правовых актов. Речь идет о многочисленных приказах, инструкциях, положениях, правилах, разрабатываемых и утверждаемых Министерством здравоохранения Республики Беларусь как центральным органом государственного управления в сфере здравоохранения. Именно ведомственными нормативными актами регулируется в здравоохранении очень широкий круг отношений, которые напрямую касаются основных прав и интересов граждан. Нормативно-правовые акты Министерства здравоохранения Республики Беларусь имеют общеобязательную силу для всех государственных и общественных органов, предприятий, учреждений, организаций, их должностных лиц и граждан. Приказами Министерства здравоохранения Республики Беларусь устанавливается правовое регулирование таких важных вопросов, как обязательная иммунопрофилактика (вакцинация детей против туберкулеза, полиомиелита, коклюша, столбняка и т. д.), порядок прохождения обязательных медицинских осмотров работниками специальных производств и профессий, порядок оказания медико-санитарной помощи иностранным учащимся, беженцам.
Законодательство о медицинской помощи и обслуживании — это система нормативных правовых актов и норм, регулирующих организацию медицинской помощи и реализацию права на медицинскую помощь, в том числе предоставление всех видов медицинской помощи, определяющих гарантии и права граждан при их предоставлении, порядок защиты прав граждан.
2. Права граждан при предоставлении медицинской помощи. Виды медико-социальной помощи
Общие нормы, определяющие правовой статус пациента, содержатся в Конституции Республики Беларусь. Это право на свободу и личную неприкосновенность, право не подвергаться медицинским опытам иначе как с добровольного согласия, право на неприкосновенность частной жизни.
В действующем законодательстве о медицинском лечении и обслуживании конкретизированы права лиц, нуждающихся в оказании медицинской помощи.
• Каждый гражданин имеет право на свободный выбор врача, учреждения здравоохранения. Пройти медицинское обследование и получить медикосанитарную помощь можно в любом учреждении здравоохранения с учетом его профиля и мощности. Однако в целях профилактики заболеваний, непрерывности наблюдения диспансерных больных и их лечения органы здравоохранения закрепляют граждан по их желанию за учреждением здравоохранения с учетом его профиля и мощности, а руководители учреждений здравоохранения - за врачами.
• Каждый гражданин имеет право на получение полной и достоверной информации о состоянии своего здоровья. Информация может быть неполной или ограниченной, если, по мнению медицинских либо фармацевтических работников, полная и достоверная информация ухудшает состояние здоровья больного.
• Каждый гражданин имеет право на медицинскую тайну. Соблюдение медицинской тайны - одно из классических требований профессиональной врачебной этики и одновременно обязанность врача по отношению к пациенту. В отношениях врача и пациента конфиденциальность означает выраженное или подразумеваемое соглашение о том, что врач без согласия пациента не будет распространять информацию, полученную в ходе обслуживания пациента, среди лиц, не имеющих прямого отношения к его лечению.
• Граждане Республики Беларусь имеют право на консультацию и лечение за пределами республики.
Медицинские вмешательства, в том числе хирургические операции, переливание крови и сложные методы диагностики применяются с согласия больных, а в отношении лиц, не достигших 18-летнего возраста, а также больных, по состоянию своего здоровья неспособных к принятию осознанного решения, — с согласия их ближайших родственников, опекунов либо попечителей. В случае, если промедление хирургического вмешательства, переливания крови, применения сложных методов диагностики угрожает жизни больного, а получить согласие указанных лиц не представляется возможным, решение принимает консилиум врачей, а при невозможности собрать его - лечащий врач.
Данное согласие может быть в любой момент отозвано, за исключением тех случаев, когда врачи уже приступили к медицинскому вмешательству и прекращение либо возврат к первоначальному состоянию невозможны или связаны с угрозой для жизни либо здоровья больного. Никто не может быть подвергнут принудительному медицинскому осмотру, обследованию, амбулаторному либо стационарному лечению, за исключением случаев, специально оговоренных действующим законодательством.
В интересах излечения больных с их согласия, а в отношении больных, не достигших 18-летнего возраста, а также больных, по состоянию своего здоровья неспособных к принятию осознанного решения, — с согласия родителей, опекунов или попечителей врач может применять научно обоснованные, но еще не допущенные в установленном порядке ко всеобщему применению методики диагностики, профилактики и лечения.
С лечебной либо научной целью в медицинских учреждениях квалифицированными специалистами и практикующими врачами могут проводиться на человеке клинические и медико-биологические исследования и эксперименты только с письменного согласия совершеннолетнего лица, подвергаемого исследованию, эксперименту, ознакомленного с их целью, ожидаемыми результатами и возможными последствиями для его здоровья.
Клинические и медико-биологические исследования и эксперименты могут проводиться на человеке при подтверждении их научной обоснованности.
Клинические и медико-биологические исследования и эксперименты должны быть прекращены по требованию лица, подвергаемого исследованию, а также в случае возникновения угрозы его жизни или здоровью.
Разрешение на проведение эксперимента могут дать специальные комиссии, создаваемые при органах здравоохранения. Ответственность за проведение эксперимента несут экспериментаторы, а также комиссии, разрешившие проведение эксперимента.
Гражданам Республики Беларусь в зависимости от субъектов и условий предоставления медицинской помощи оказываются следующие виды медицинской помощи:
1) скорая и неотложная медицинская помощь;
2) амбулаторная медицинская помощь;
3) стационарная медицинская помощь;
4) специализированная медицинская помощь.
• Скорая и неотложная медицинская помощь представляет собой комплекс медицинских услуг, оказываемых при острых нарушениях физического или психического здоровья больного, угрожающих его жизни или здоровью окружающих, а также когда состояние лица требует срочного медицинского вмешательства (при несчастных случаях, травмах, отравлениях, других неотложных состояниях и острых тяжелых заболеваниях). Скорая медицинская помощь оказывается станциями (отделениями, пунктами) скорой медицинской помощи, всеми государственными лечебно-профилактическими учреждениями. Лицам, пострадавшим от несчастных случаев или оказавшимся вследствие внезапного заболевания в состоянии, требующем срочной медицинской помощи, такая помощь оказывается безотлагательно ближайшим лечебно-профилактическим учреждением независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.
• Амбулаторная медицинская помощь в зависимости от медицинских показаний оказывается а виде профилактической, консультативно-диагностической, лечебной помощи, диспансерного наблюдения, реабилитационной помощи, протезно-ортопедической и зубопротезной помощи. Она предполагает проведение регулярных осмотров врачом и оказание необходимой медицинской и социальной помощи без круглосуточного медицинского наблюдения. Амбулаторная помощь оказывается в фельдшерско-акушерских пунктах, поликлиниках, специализированных диспансерах, больницах (отделениях, кабинетах).
• Стационарная медицинская помощь представляет собой комплекс медицинских услуг, оказываемых при острых заболеваниях и обострениях хронических болезней, отравлениях и травмах, требующих интенсивной терапии, при плановой госпитализации с целью проведения лечения и реабилитации, требующих круглосуточного медицинского наблюдения. Она оказывается в больницах, госпиталях, специализированных центрах и диспансерах и предполагает наряду с медицинской помощью предоставление услуг социального характера по уходу за больным.
• Специализированная медицинская помощь оказывается при заболеваниях, требующих применения специальных методов лечения, диагностики и использования сложных медицинских технологий. Она (психиатрическая, онкологическая, кардиологическая, наркологическая и др.) может оказываться как в форме амбулаторной, так и стационарной медицинской помощи специализированными медицинскими отделениями, центрами, диспансерами, клиническими научно-исследовательскими институтами.
В зависимости от характера заболевания медицинская помощь бывает экстренной и плановой.
Экстренная медицинская помощь - это комплекс медицинских услуг, оказываемых при состояниях, угрожающих жизни больного или здоровью окружающих его лиц.
При наличии обстоятельств, угрожающих жизни больного, медицинский или фармацевтический работник вправе использовать любой вид транспорта, имеющийся в данной обстановке, для проезда к месту нахождения больного либо для его транспортировки в лечебно-профилактическое учреждение. Отказ должностного лица в содействии медицинскому или фармацевтическому работнику в оказании экстренной медицинской помощи гражданам, а также владельцев транспорта предоставить его для этих целей влечет ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Плановая медицинская помощь - это комплекс медицинских услуг, предоставляемых при нарушениях физического или психического здоровья пациента, не представляющих непосредственной угрозы его жизни или здоровью окружающих.
В зависимости от категории субъекта, претендующего на оказание медицинской помощи, различают медицинскую помощь матери и ребенку, детям и подросткам, семье, инвалидам, беременным женщинам, лицам пожилого возраста, военнослужащим, лицам, находящимся в местах лишения свободы, и т.д.
С учетом специфики заболевания и его опасности для окружающих и самого больного выделяют медицинскую помощь гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями (психиатрические расстройства, алкоголизм, наркомания), и медицинскую помощь гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих (туберкулез, венерические заболевания, заболевание СПИДом, лепра), а также карантинных заболеваний.
Лечебно-профилактическая помощь является основным для каждого гражданина видом медицинского обслуживания. Она включает лечение распространенных заболеваний, травм, отравлений и других неотложных состояний, проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, медицинских профилактических мер.
3. Предоставление экстренной и плановой медицинской помощи гражданам Республики Беларусь за пределами республики
Условия и порядок оказания экстренной квалифицированной медицинской помощи гражданам Республики Беларусь, временно пребывающим на территории других государств, определяются законодательством соответствующих государств, если международными договорами и соглашениями не установлен иной порядок.
Республика Беларусь является участником Соглашения от 27 марта 1997 г. «Об оказании медицинской помощи гражданам государств - участников Содружества Независимых Государств», Соглашения от 24 ноября 1998 г. «О взаимном предоставлении гражданам Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации равных прав в получении скорой и неотложной медицинской помощи», Договора от 25 декабря 1998 г. между Республикой Беларусь и Российской Федерацией «О равных правах граждан», которые закрепляют условия оказания гражданам скорой и неотложной медицинской помощи при внезапных острых состояниях и заболеваниях, угрожающих жизни больного или здоровью окружающих, несчастных случаях, отравлениях, травмах, родах и неотложных состояниях в период беременности и плановой медицинской помощи.
Скорая и неотложная медицинская помощь предоставляется беспрепятственно, бесплатно и в полном объеме на территории государства временного пребывания лечебно-профилактическими учреждениями независимо от организационно-правовых форм, ведомственной принадлежности и форм их собственности.
С момента, когда устранена угроза жизни больного или здоровью окружающих и возможна его транспортировка, дальнейшее оказание медицинской помощи осуществляется на платной основе.
Основанием для предоставления того или иного вида плановой медицинской помощи является наличие соответствующих медицинских документов и гарантийное обязательство направляющей страны об оплате фактической стоимости медицинской помощи.
Плановая медицинская помощь гражданам, работающим по контракту (трудовому договору) в государстве временного пребывания, осуществляется за счет средств работодателя в порядке и объемах, предусмотренных контрактом, либо за счет личных средств граждан.
Оказание плановой медицинской помощи гражданам на территории государства временного пребывания осуществляется на платной основе либо за счет направляющей стороны, либо за счет личных средств граждан.
В соответствии со ст. 20 Закона Республики Беларусь «О здравоохранении» граждане Республики Беларусь имеют право на консультацию и лечение за пределами Республики Беларусь. Порядок направления на лечение либо консультацию за пределы республики регулируется постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 октября 1998 г. № 1655 «О направлении граждан Республики Беларусь на лечение или консультацию за пределы республики», которым утверждены Положение о Комиссии по направлению граждан Республики Беларусь на лечение или консультацию за пределы республики, Порядок направления граждан Республики Беларусь на лечение или консультацию за пределы республики и Порядок оплаты расходов, связанных с направлением граждан Республики Беларусь на лечение или консультацию за пределы республики.
Граждане направляются на лечение или консультацию за границу Комиссией по направлению граждан Республики Беларусь на лечение или консультацию за пределы республики. Она создается при Министерстве здравоохранения Республики Беларусь для отбора больных, направляемых на лечение или консультацию за пределы республики, и внесения предложений Министерству здравоохранения по совершенствованию лечебно-профилактической помощи населению. Основной целью работы Комиссии является удовлетворение потребностей граждан Республики Беларусь в высококвалифицированной медицинской помощи при отсутствии возможности ее оказания в условиях учреждений здравоохранения Республики Беларусь.
Основанием для рассмотрения вопроса о направлении больного на лечение или консультацию за пределы Республики Беларусь является совокупность следующих обстоятельств:
• отсутствие эффекта (согласно заключению консилиума, возглавляемого главным специалистом Министерства здравоохранения) от использованных в отношении больного всех разрешенных и применяемых методов лечения в лечебно-профилактических учреждениях Республики Беларусь;
• отсутствие возможности диагностики предполагаемого заболевания в лечебно-профилактических учреждениях Республики Беларусь;
• применение в стране, где предполагается провести лечение, дополнительных новых методов лечения или диагностики;
§ наличие достоверных положительных результатов от лечения и диагностики, основанных на официальных научных данных, в стране, где предполагается провести лечение или обследование.
Приоритет в направлении на лечение и консультацию за пределы Республики Беларусь имеют в первую очередь дети, пострадавшие от катастрофы на Чернобыльской АЭС, с тяжелыми заболеваниями, в отношении которых использованы все разрешенные к применению методы лечения в лечебно-профилактических учреждениях Республики Беларусь, а в государстве, где будет проведено лечение, к ним могут быть применены дополнительные или новые методы лечения (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25 августа 1997 г. № 1113 с изм. и доп. от 12 мая 1998 г. № 739 «О совершенствовании порядка организации оздоровления и лечения детей за пределами Республики Беларусь»).
Подготовку вопроса на рассмотрение Комиссии о целесообразности направления больного на лечение или консультацию за пределы Республики Беларусь осуществляет Главное управление лечебно-профилактической помощи Министерства здравоохранения на основании представленных управлениями по охране здоровья облисполкомов и комитетом по охране здоровья Минского горисполкома следующих документов:
• ходатайства органа здравоохранения;
• выписки из медицинской документации в трех экземплярах в отпечатанном виде при направлении в страны, не являющиеся членами СНГ (из них 2 экземпляра - на английском языке), содержащей необходимые клинические данные о состоянии больного, проведенном обследовании и лечении;
• гарантийного письма об оплате расходов, связанных с выездом на лечение или консультацию (при направлении за счет средств ходатайствующего предприятия, учреждения, организации);
• заключения консилиума, возглавляемого главным специалистом Министерства здравоохранения об отсутствии эффекта от лечения в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения республики.
Заседания Комиссии проводятся ежемесячно. Заседания Комиссии являются правомочными, если на них присутствуют не менее 2/3 ее состава. Решения принимаются путем открытого голосования простым большинством голосов от числа присутствующих членов Комиссии. Решение Комиссии является окончательным, оно оформляется протоколом, который подписывается председателем, членами Комиссии, присутствовавшими на заседании, и сообщается заявителю в письменной форме в десятидневный срок. Комиссия повторно рассматривает документы в исключительных случаях, если появились вновь открывшиеся дополнительные обстоятельства.
По заключению Комиссии выезд на лечение или консультацию тяжелобольных может осуществляться с сопровождением их родственником или медицинским работником.
Управление внешних связей Министерства здравоохранения после принятия положительного решения Комиссией о направлении гражданина Республики Беларусь на лечение или консультацию за пределы республики обеспечивает:
• запросы в зарубежные лечебные учреждения в соответствии с решением Комиссии о возможности, сроках и стоимости лечения или консультации и совместно с Главным управлением лечебно-профилактической помощи и Главным управлением планирования экономики Министерства здравоохранения осуществляет оценку предложений и выбор клиники;
• информирование больного о приглашении на лечение или консультацию или отказе ему в этом;
• оформление договора на лечение или консультацию больного между Министерством здравоохранения Республики Беларусь и зарубежным лечебным учреждением;
• содействие в получении визы в установленном порядке на выезд из Республики Беларусь и въезд в страну, где предполагается провести лечение или консультацию;
• представление в соответствии с заключенным договором в отдел бухгалтерского учета и отчетности Министерства здравоохранения информации о результатах лечения или консультации направленного больного, финансовых отчетов и копий счетов.
Оформление документов на выезд на лечение или консультацию за рубеж не производится, если с момента получения больным ответа (решения Комиссии) он (либо его родственники) без уважительной причины более двух месяцев не обратился в Министерство здравоохранения за разъяснением.
Оплата расходов, связанных с лечением или консультацией граждан Республики Беларусь за пределами республики, направленных Комиссией, осуществляется за счет средств республиканского бюджета. Больным, выезжающим на лечение или консультацию самостоятельно, за счет собственных средств или средств предприятий (учреждений), спонсоров, благотворительных средств и фондов, Министерство здравоохранения Республики Беларусь компенсацию расходов не производит.
Оплата лечения или консультации больных, направленных Комиссией в лечебные учреждения дальнего зарубежья и стран — участниц СНГ, производится в соответствии с договорами на оказание медицинских услуг по условиям, указанным в официальных приглашениях, с последующим представлением счетов за фактически проведенное лечение в соответствии с диагнозом.
В перечень расходов, подлежащих возмещению, включаются:
• транспортные расходы, включая доставку больного в клинику и обратно;