Варусная (о-образная) деформация ног

это искривление ног определяется у стоящего с плотно сжатыми стопами ребёнка, если его колени отклонены кнаружи и между ними имеется промежуток, по величине которого можно судить о величине деформации, основной причиной О-образных ног является рахит. Однако, этот дефект может быть и у практически здоровых детей, которым разрешили стоять и ходить слишком рано, то есть Тогда, когда тяжесть тела представляла ещё чрезмерную нагрузку для слишком податливых костей ребёнка особенно страдают дети полные и тяжёлые. Для профилактики рахита и, особенно, его осложнений необходимо как можно чаще гулять с малышом на свежем воздухе, делать ему массаж, заниматься гимнастикой, не стоит ставить ребёнка на ножки, дождитесь, пока он сделает это самостоятельно, не стоит помещать ребёнка в манеж и в тому подобные устройства, ограничивающие его подвижность и позволяющие стоять подолгу. Ребёнок обязательно должен ползать на четвереньках и ползать как можно дольше, потому что только этим способом он приобретает нужную выносливость мышц и устойчивость скелета, необходимые в дальнейшем для вертикальной позы. При варусной деформации происходит неравномерное развитие коленного сустава, увеличение наружного мыщелка бедренной кости и уменьшение внутреннего приводит к сдавливанию внутреннего мениска, суставная щель становится шире с наружной стороны и уже с внутренней, растягиваются связки, укрепляющие коленный сустав, особенно с наружной стороны. Кости голени часто искривлены выпуклостью кнаружи, в тяжёлых случаях происходит ротация (поворот) бедра кнаружи, а голени (её нижней трети) кнутри, стопы приобретают плосковарусную установку: пятки отклонены вовнутрь, передние отделы стоп- тоже, развивается косолапость, ребёнок не разгибает полностью колени, что заметно, если посмотреть на него сбоку. Лечить О-образное искривление ног надо обязательно, так как в запущенных случаях нарушается походка, ребёнок часто падает, быстро устаёт, страдает позвоночник, появляются (по закону компенсации) различные нарушения осанки, возможен сколиоз. Лечение длительное и настойчивое под контролем врача-ортопеда, может в значительной степени уменьшить деформацию костей и суставов, нормализовать тонус мышц и в конечном счёте привести к полному излечению. Детский организм очень пластичен, всё в нём растёт и изменяется, поэтому консервативный метод лечения особенно эффективен, в этот метод обязательно входит (в лёгких случаях является основой) массаж и лечебная гимнастика. Ортопедическая обувь подбирается с учётом рекомендаций врача, она должна быть новой, не разношенной, с жёстким задником, хорошо фиксировать голеностопный сустав, применяется скошенный кнутри каблук или ортопедические стельки, сделанные по индивидуальному заказу. Дома не следует носить мягкие шлёпанцы и войлочные тапки, лучше ходить босиком, давая возможность развиваться мелким мышцам стопы. В тяжёлых случаях применяют корригирующие укладки во время сна и ношение специальной обуви постоянно, всем детям необходимо делать специальный массаж и заниматься с ними лечебной гимнастикой. Лечебная гимнастика и массаж- наиболее физиологические способы исправления костномышечных деформаций, позволяющие учитывать индивидуальные особенности ребёнка, его физическое и умственное развитие, в то же время оказывающие общее оздоравливающее воздействие на весь организм, это тот редкий случай, когда лечение не имеет побочных эффектов, надо только проконсультироваться со специалистом по лечебной физкультуре и внимательно наблюдать за ребёнком. Массаж проводится курсами по 12-20 процедур ежедневно или через день, с перерывами между курсами две-четыре недели, интенсивность воздействия постепенно возрастает к середине курса, массаж необходимо сочетать с упражнениями для исправления порочного положения стопы. Исходное положение- ребёнок лежит на животе, под голеностопными суставами- небольшой валик- массаж спины- поглаживание по всей спине от поясницы вверх к шее и в стороны к подмышкам, растирание (кончиками пальцев, тыльной поверхностью согнутых пальцев, пиление), разминание, снова поглаживание, поглаживание проводится несколько раз после каждого приёма, в начале и в конце, кроме этого, поглаживанием всего тела начинается и заканчивается сеанс массажа. Пояснично-крестцовая область- поглаживание, энергичное растирание, разминание, поглаживание от позвоночника вниз и в стороны. Ягодичная область- поглаживание в круговом или X-образном направлении, интенсивное растирание гребешками согнутых пальцев, энергичное разминание, тонизирующие ударные приёмы (поколачивание, похлопывание, рубление), поглаживание. Задняя поверхность бедра- поглаживание, мягкое растирание, мягкое разминание по типу валяния, поглаживание, при тугоподвижности в коленном суставе применяется большее количество поглаживаний, потряхивание мышц бедра и голени (задних поверхностей), вибрация. Голень (задняя поверхность)- щадящий массаж- поглаживание, лёгкое растирание, разминание (валяние), потряхивание, поглаживание по внутренней части икроножной мышцы, наружная часть массируется более энергично, ахиллово сухожилие не массируется. Область коленного сустава (коррекция)- поглаживание боковых поверхностей сустава, их растирание, надавливание на наружную поверхность (наружный мыщелок), для коррекции бедра и голени применяется ритмичное надавливание по наружной стороне ноги. Исходное положение- ребёнок лежит на спине (валик под коленями)- передняя поверхность бедра- поглаживание в направлении от колена вверх и кнаружи, интенсивное растирание и разминание, тонизирующие ударные приёмы, поглаживание. переднебоковая поверхность голени- поглаживание от стопы вверх до наружной стороны колена, энергичное растирание и разминание, поглаживание, для коррекции повторить ритмичное надавливание по наружной поверхности бедра и голени. Область коленного сустава- поглаживание по контуру большими пальцами, растирание, разминание в виде сдвигания коленной чашечки в продольном и поперечном направлении, коррекция- надавливание на наружный мыщелок бедра. Стопа- поглаживание на тыльной поверхности от пальцев к голеностопному суставу, растирание поперечное или граблеобразное, поглаживание и растирание вокруг лодыжек, особенно интенсивно вокруг наружной, растирание и разминание наружного края стопы, растягивание внутреннего края, поглаживание. Во время массажа и следующих за ним упражнений для стоп необходимо следить за тем, чтобы коленные чашечки на обеих ногах смотрели строго вверх, это положение ног старайтесь соблюдать по возможности чаще, особенно во время сна на спине, полезно класть в ножной конец кроватки плотный валик или что-нибудь, создающее упор для стоп, если малыш спит на животе, то стопы должны свисать с края кровати. Малыш, страдающий искривлением ног, не должен ходить или стоять подолгу, с учётом этого подбираются игры и занятия. Очень полезно ползание, постарайтесь сохранить этот навык подольше, ребёнок, передвигаясь на четвереньках, не нагружает ноги и в то же время тренирует мышцы практически всего тела, некоторые дети передвигаются, опираясь только на ладони и стопы- по-медвежьи, это тоже неплохо. У сидящего ребёнка контролируйте положение колен- они должны занимать строго соединённое положение, хороша для игр поза сидения между стоп. Полезно научить малыша кататься на велосипеде, если есть возможность, купите своему сынишке или дочурке трёхколёсный велосипед и позвольте кататься на нём не только во время прогулок, но и дома. Незаслуженно забыты педальные машинки, которые также подолгу занимают ребёнка и в то же время укрепляют (без осевой нагрузки) мышцы ног, развивают координацию движений и творческое воображение. Плавание необходимо всем детям для гармоничного развития, но особенно в нём нуждаются дети с заболеваниями костномышечной системы, вода, мягко воздействуя на тело, снимает излишнее мышечное напряжение, успокаивает нервную систему, движения совершаются легче, но в большем объёме. Плавание развивает и укрепляет мышцы всего тела, благотворно влияет на обменные процессы в организме, тренирует дыхательную и сердечно-сосудистую системы, усиливает иммунитет. Особенно полезно (для детей с О-образным искривлением ног) плавание на спине, важно, чтобы ноги ребёнка не совершали движений, как при плавании брассом, а были вытянуты и работали преимущественно стопами. Если нет возможности ходить в бассейн, то можно заниматься с малышом в ванне с тёплой (не горячей) водой, в ванне, конечно, двух-трёхлетний ребёнок плавать не сможет, зато ему будет легче выполнять упражнения лечебной гимнастики. Сгибание стоп в голеностопных суставах, ребёнок сидит, опираясь сзади руками, ноги выпрямлены, коленные чашечки смотрят строго вверх, стопы параллельны, он сгибает стопы сначала одной ногой, затем другой, обеими попеременно, нужно помогать малышу, акцентируя сгибание в тыльную сторону. Вращение стоп кнаружи- исходное положение прежнее- ребёнок вращает стопами, сначала каждой стопой по отдельности, затем обеими одновременно кнаружи. Поднимание прямых ног, ребёнок лежит на спине- поднимает выпрямленные ноги поочерёдно или обе одновременно, стараясь дотянуться до вашей ладони или игрушки. Велосипед, малыш лежит на спине, поднимает ноги вверх и поочерёдно сгибает и разгибает их, имитируя езду на велосипеде, во время выполнения упражнения 3 и 4 необходимо следить за правильным положением ног, не допуская разворота колен кнаружи, а стоп кнутри. Поза- сидя между пяток, первый вариант- ребёнок стоит на коленях, стопы разведены носками врозь, опускается и садится между пяток, второй вариант- малыш стоит на четвереньках, покачивается вперёд-назад, затем садится между пяток, такая поза очень полезна детям с О-образным искривлением ног, почаще усаживайте ребёнка таким образом, предлагая разнообразные игры и занятия. Во время ходьбы и стояния необходимо следить за положением стоп: они должны быть параллельны друг другу, для профилактики и лечения косолапости можно использовать ходьбу по дорожке-ёлочке, нарисуйте на полу мелом или на бумаге яркими красками ёлочку длиной 1-2 метра, с веточками под углом 15-30 градусов, предложите малышу пройти по такой дорожке, наступая на каждую веточку, разворачивая кнаружи стопы, летом можно такую дорожку нарисовать на песке, выложить из дощечек или кирпичей, и пусть ребёнок ходит по ней несколько раз в день. Постепенно, благодаря вашей настойчивости и терпению, вырабатывается правильная установка стоп, нормализуется походка, исправляется искривление ног.





Плавание грудных детей

раннее, с первых месяцев жизни, плавание очень полезно, это одновременно лечебно-оздоровительное и закаливающее мероприятие, благоприятное воздействие воды на недавно родившегося ребёнка объясняется длительным периодом его развития во внутриутробной (жидкой) среде и сохранением плавательных рефлексов после рождения. Плавая, ребёнок погружается в привычную ему среду, ощущает приятное массирующее воздействие воды, испытывает чувство психологического комфорта. Водные процедуры прекрасно укрепляют нервную систему, снимают напряжение, способствуют хорошему сну, плавание, как и любой другой вид физической активности, оказывает влияние на весь организм ребёнка, развивая все органы и системы. Благодаря регулярным занятиям, в организме усиливается обмен веществ, улучшаются функции дыхания, кровообращения, пищеварения, развивается опорно-двигательный аппарат, совершенствуется высшая нервная деятельность. В воде, где тело теряет свой вес, малышу легко выполнять все движения, они становятся мягкими, пластичными, не перегружают ребёнка (при правильном их применении), способствуют его тренировке. Поэтому плавание особенно рекомендуется детям, имеющим нарушения психомоторного развития, страдающим заболеваниями костномышечной и нервной систем, естественно, прежде чем начинать занятия в воде, ребёнка необходимо показать педиатру. Показания к назначению плавания очень широки. Практически каждый здоровый ребёнок, начиная с 10-15 дней жизни, при отсутствии противопоказаний может заниматься плаванием, проводить занятия можно через 40-60 минут после кормления или за 30 минут до кормления, продолжительность занятий- от 5 до 20 минут, проводить лечебное плавание и упражнения в воде лучше через 2-3 часа после лечебной гимнастики. Противопоказаниями к проведению плавания и упражнениям в воде является открытая пупочная рана, заболевания кожи, плохое самочувствие и настроение ребёнка, острые респираторные вирусные и другие инфекции в активной фазе (обострения), острый период энцефалопатии, быстрое нарастание внутричерепной гипертензии, судороги, глубокая недоношенность детей (быстрая охлаждаемость) и общие противопоказания, относящиеся к назначению гимнастики и массажа. Обучение плаванию проводится в ваннах, а затем в микробассейнах детских поликлиник, удобно заниматься с ребёнком дома в обычной взрослой ванне. Главные принципы занятий в воде, как и при применении других средств лечебной физкультуры- это постепенность и систематичность. В первые 2-3 месяца ребёнок, в основном, привыкает к процедуре, в это время можно находиться в ванне вместе с малышом, многие матери отмечают, что совместное купание- огромное удовольствие. Вода должна быть приятной и на первых занятиях иметь температуру 37-37 с половиной градусов, с понижением её до конца первого месяца плавания до тридцати четырёх, третьего месяца- тридцати двух. Таким образом, происходит постепенное закаливание ребёнка, но если в занятиях произошёл перерыв, надо снова вернуться к первоначальной температуре. Обучают малыша плавать не спеша, спокойно, стараясь стимулировать проявление плавательных рефлексов, первые занятия проводят с двойной ручной поддержкой ребёнка (одна рука взрослого поддерживает головку и верхнюю часть спины, другая- область груди спереди). Таким образом удобно держать малыша в положении и на спине, и на животе, можно первое время поддерживать его под живот. Необходимо, чтобы тело ребёнка во время большей части занятия находилось в воде, сохраняя горизонтальное положение. Первые движения в воде- это скольжение по поверхности (поперёк ванны, вдоль, восьмёркой), и покачивания, уши малыша могут быть погружены в воду, при плавании на груди следует поддерживать ему подбородок, чтобы в рот не попала вода. При появлении у ребёнка гребных движений характер поддержки облегчается, двуручные поддержки заменяются одноручными, поддерживается только голова как самая тяжёлая часть тела, это создаёт условия для свободного движения руками и ногами при плавании в положении на животе и спине. Если малыш с удовольствием занимается в воде, можно начинать учить его задерживать дыхание, полейте головку и лицо ребёнка водой, захваченной рукой из ванны, детям обычно это не очень нравится, но они закрывают глаза и на две-три секунды задерживают дыхание, повторяйте это упражнение в каждом занятии по 3-4 раза. К самостоятельному плаванию можно приступать только тогда, когда ребёнок будет достаточно тренирован в задержке дыхания и овладеет навыком грести руками, но это не главная цель занятий, важно подружить малыша с водой и способствовать гармоничному развитию маленького человека.

Список литературы

Бадалян Л. О. Детская неврология. — М.: Медицина, 1984.
Белая Н. А. Руководство по лечебному массажу. — М.: Медицина, 1974.
Вербов А. Ф. Основы лечебного массажа. — М.: Медицина, 1966.
Велитченко В. К. Физкультура для ослабленных детей. — М.: Физкультура и спорт, 1986.
Волков М. В., Тер-Егиазаров Г. М. Ортопедия и травматология детского возраста. — М.: Медицина, 1983.
Волков М. В., Тер-Егиазаров Г. М., Юкина Г. П. Врожденный вывих бедра. — М.: Медицина, 1972.
Губерт К. Д., Рыс М. Г. I Под ред. проф. А. Ф. Тура. Гимнастика и массаж в раннем возрасте. — М.: Просвещение, 1972.
Гутерман В. А. Плавание грудных детей. — М.: ГУЗМ, 1978.
Дзяк Артур. Хочу иметь здоровые ноги. — Варшава: Медицинское издательство, 1975.
Добровольский В. К. Лечебное действие физической культуры. — Л.: Знание, 1968.
Иванов С. М. Лечебная гимнастика для детей, больных бронхиальной астмой. — Медгиз, 1968.
Исаева Е. Для самых маленьких. — М.: Физкультура и спорт, 1966.
Мирзоева И. И., Конюхов М. П. Ортопедия детей 1-го года жизни. — Л.: Медицина, 1983.
Пономарев С. А. Растите малышей здоровыми. — М.: Советский спорт, 1989.
Праздников В. П. Закаливание детей дошкольного возраста. — Л.: Медицина, 1988.
Рыс М. Г., Тур А. Ф. Гимнастика детей грудного возраста. — М.: Министерство здравоохранения СССР, Центральный институт санитарного просвещения, 1956.
Старковская В. Л. ЛФК в реабилитации больных и детей группы риска 1-го года жизни. — Л.: Медицина, 1991.
Старковская В. Л. Подвижные игры в терапии ослабленных детей. — М.: Медицина, 1987.
Фонарев М. И. Лечебная физическая культура при заболеваниях в детском возрасте. — М.: Медицина, 1983.
Янкелевич Е. От трех до семи. — М.: Физкультура и спорт, 1966.

Наши рекомендации