Тема 2. Психология познавательных процессов(ощущения, восприятие, представления).
Цель: познакомить студентов с познавательными психическими процессами человека (ощущения, восприятие, представление). Показать, что основным источником наших знаний о внешнем мире и о собственном теле являются ощущения, которые дают человеку возможность ориентироваться в окружающей среде и в собственном теле, что ощущения являются первой ступенью познавательного процесса, который усложняется в восприятии, представлении, воображении, которые зависят от внимания, памяти, особенностей личности. Что необходимо учитывать студентам –медикам при общении с больными.
Показать, что знания психических познавательных процессов и закономерностей их протекания необходимо студентам-медикам для использования и применения в разных видах практической деятельности.
План и тезисы лекции:
1. Ощущения. Анализаторы как органы ощущений. Систематическая классификация ощущений.
2. Пороги ощущений. Адаптация. Синестезия. Сенсибилизация.
3. Восприятие, его физиологические основы. Свойства и виды восприятия.
4. Представления и их виды.
1). Ощущение – психический процесс отражения отдельных элементарных свойств действительности, которые непосредственно воздействуют на наши органы чувств.
Физиологическим механизмом ощущений является анализаторы. Каждый анализатор – это система специализированных клеток, которые обладают способностью: поглощать только определенный вид энергии; изменять при этом свое физико-химическое состояние; превращать, возникшую таким образом химическую энергию в электрические потенциалы.
Анализатор состоит из трех частей:
1. периферический отдел (рецептор) – воспринимающая часть анализатора.
2. афферентные (центростремительные) или чувствительные нервы, проводящие возбуждения в нервные центры (центральная часть анализатора);
3. корковые отделы анализатора, в которых происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов. Каждый анализатор имеет проекцию периферии в коре головного мозга.
Для возникновения ощущения необходима работа всего анализатора
как целого. Анализатор – это орган, рефлекторно перестраивающийся под воздействием раздражителей.
Систематическая классификация делит все ощущения на три группы: интероцептивные (ощущения от внутренних органов), экстероцептивные (ощущения и з внешнего мира: зрительные, слуховые, вкусовые, кожные, обонятельные), проприоцептивные (кинестезические и статические).
Разные виды ощущений характеризуются общими свойствами, к которым относятся: качество, интенсивность, продолжительность, пространственная локализация.
2). Не всякое раздражение вызывает ощущение. Чтобы оно возникло, раздражитель должен достичь определенной величины. Минимальная величина раздражителя, при котором впервые возникает ощущение, называется нижним абсолютным порогом ощущения. Раздражители, которые не достигают ее, лежат под порогом ощущения (пылинки). Различные анализаторы обладают разной чувствительностью.
Абсолютная чувствительность анализатора имеет и верхний порог ощущения – это максимальная сила раздражителя, при которой еще возникает адекватное действующему раздражителю ощущение. Дальнейшее увеличение силы раздражителя вызывает болевое ощущение (сверхгромкий звук).
От абсолютной чувствительности надо отличать относительную, т.е. чувствительность к изменению раздражителя (если в освещенной комнате зажечь фонарик). Минимальное различие между двумя раздражителями, вызывающее едва заметное различие ощущений называется порогом различения. Чем больше величина первоначального раздражителя, тем больше должна быть прибавка к ней. Для зрительного анализатора 1/100, для слухового 1/10, для тактильного 1/30. Это дробь, которая показывает, какую часть первоначальной силы раздражителя надо прибавить или убавить, чтобы получить едва заметное ощущаемое изменение в силе данных раздражителей.
Исследования Вебера и Фехнера, носит название основного психофизического закона, который гласит: ощущения растут в арифметической прогрессии, когда раздражители растут в геометрической прогрессии.
Изменения чувствительности, зависящие от условий среды, называются адаптацией органов чувств. Адаптация различна для разных органов чувств. Слух адаптируется через 15 сек, слабое прикосновение к коже - через несколько секунд, зрение -20 минут.
Адаптация может быть негативной – при сильном раздражителе снижается чувствительность анализаторов (полное исчезновение или притупление ощущения) и позитивной – повышение чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя.
Все наши анализаторные системы способны в различной мере влиять друг на друга. Это проявляется в повышении и понижении чувствительности. Слабые раздражители повышают, а сильные понижают чувствительность анализаторов при их взаимодействии. Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнения называется сенсибилизацией.
Взаимодействие ощущений проявляется в синестезии – возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для других анализаторов. Синестезия встречается у 12 % людей.
3).Восприятие – это целостное отражение предметов и явлений объективной действительности, непосредственно воздействующих на органы чувств.
Человеческая психика отражает мир в форме восприятий. В процессе восприятии как совокупности ощущений воссоздаются конкретные образы предметов и явлений. Но восприятия, как результат работы различных органов чувств, требуют синтезирования получаемых с их помощью ощущений.
При восприятии знакомых предметов узнавание их происходит очень быстро – человеку достаточно объединить 2-3 воспринимаемых признака, чтобы прийти к нужному решению. При восприятии новых или незнакомых предметов полное восприятие возникает как результат сложной аналитико-синтетической работы, выделяющей одни существенные признаки, тормозящей другие, несущественные и комбинирующей воспринимаемые детали в одно осмысленное целое.
Восприятие тесно связано со следами прошлого опыта: сверка новой информации с ранее сложившимися представлениями, выделением существенных признаков, созданием гипотез о предполагаемом значении, доходящей информации, синтезом воспринимаемых признаков в комплексы, с принятием решения о том, к какой категории относится воспринимаемый предмет. Иначе говоря, перцептивная деятельность близка к процессам наглядного мышления.
Работа головного мозга в периоды ощущения и восприятия чрезвычайно сложна. В настоящее время посчитано, что всего в течение 0,001 секунды наблюдается до 4 миллионов импульсов, которые должен принять и отправить головной мозг. В процессе повторных актов восприятия выступают механизмы автоматизации.
Восприятие осуществляется посредством действий, оно связано с обследованием воспринимаемого объекта. Важнейшей составной частью каждого акта восприятия являются двигательные процессы: движение глаза по контуру предмета, движение руки по поверхности предмета, движение гортани.
В основе восприятия лежат условные рефлексы, временные нервные связи, образующиеся в коре больших полушарий головного мозга при воздействии на рецепторы предметов или явлений окружающего мира, которые выступают в качестве раздражителей. В ядрах корковых отделов анализаторов происходит анализ и синтез раздражителей. Анализ - выделение объекта восприятия из фона. В основе синтеза лежит установление временных нервных связей.
В основе восприятия лежат два вида нервных связей: 1) образуемые в пределах одного анализатора 2) и межанализаторные связи.
В восприятии мы глубже познаем мир, чем в ощущениях.
К общим свойствам восприятия относят: предметность, целостность, константность, осмысленность, апперцепция.
В соответствии с тем какой анализатор играет в восприятии преобладающую роль, различают зрительные, слуховые, осязательные, кинестезические, обонятельные и вкусовые восприятия.
Основой другого типа классификации восприятий являются восприятие пространства, времени, движения (сложные формы восприятия), а также человека человеком – «социальная перцепция» (А.А. Бодалев).
4). Психические образы предметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств или вообще отсутствуют в окружении индивида, называют представлениями. В отличие от восприятия, представления могут носить обобщенный характер. Если восприятия относятся только к настоящему, то представления относятся к прошлому и возможному будущему. Представления отличаются от восприятия значительно меньшей степенью ясности и отчетливости. Представления классифицируют по модальности: зрительные, слуховые, обонятельные, тактильные и др.
Представления могут быть репродуктивными или представлениями памяти,
фантастическими или представлениями воображения, конструктивными или воссоздающими представлениями.
Способность зеркально точного воспроизведения в представлениях называется эйдетизмом (с греч. Образ). Элементы эйдетизма имеются у каждого человека. Различают эйдетизм зрительный, слуховой, тактильный.
Представление более высокая ступень познания, чем восприятие, оно является ступенью перехода от ощущения к мысли.
Ощущения, восприятия и представления – это последовательные стадии чувственного познания.
Литература основная :
1. Немов Р.С. Психология: Учеб. Для студ. Высш. Пед. Заведений: В 3 кн.
2. Общая психология. Курс лекций. Сост. Е.И. Рогов. М. ВАЛДОС. 2000.
3. Психология. Учебник/ под ред. А. А.Крылова. М. «Проспект». 1999.
4. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону: Феникс. 1999.
5. Клиническая психология. Под ред. Б.Д. Карвасарского. Национальная
медицинская библиотека. Питер, 2007
Дополнительная:
2. Гройсман А.Л. Медицинская психология: Лекции для врачей –
слушателей курсов последипломного образования. М.: Магистр, 1998.
2. Психология. Учебник./Под ред. Крылова А.А. – М. «Проспект», 1999.
3. Мягков И.Ф., Боков С.Н., Чаева С.И. Медицинская психология:
Пропедевтический курс. Учебник для вузов. М.: Логос, 2002.
4. Мясищев В.Н., Карвасарский Б.Д. и др. Основы общей и медицинской
психологии. Л. «медицина», 1975
5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер.1999.
Контрольные вопросы (обратная связь)
1. Какие виды ощущений вы знаете?
2. Как вы думаете оказывают ощущения какое-либо влияние на организм человека, если они находятся под нижним порогом ощущений?
3. Приведите в пример профессии связанные с явлением сенсибилизации.
4. Как вы думаете, если человека всю жизнь прожившего в тайге вывести в степь и показать отдаленный предмет, он будет воспринимать его как удаленный или как маленький? Почему?
5. Как мы должны расклассифицировать овчарку, волка и таксу?
6. Как вы думаете, зачем при восприятии незнакомого предмета мы обозначаем его словом?
7. Как вы можете объяснить такие явления: когда стоишь на мосту и смотришь вниз на реку кажется , что движется мост, а не река; смотришь на темное небо и кажется, что луна идет за тобой?
8. В чем главное отличие восприятия от представления?