Тема 2. Психология познавательных процессов

(воображение, память).

Цель: познакомить студентов с познавательными психическими процессами человека (воображение, память). Показать, что воображение представляет собой очень важный и необходимый компонент познавательной деятельности человека «воображение охватывает все на свете, стимулирует прогресс и является источником его эволюции», а память связывает прошлое человека с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения, в основе способностей человека;

Показать, что знания психических познавательных процессов и закономерностей их протекания необходимо студентам-медикам для использования и применения в разных видах учебной и практической деятельности.

План и тезисы лекции:

Понятие о воображении, его физиологическая основа.

Виды воображения.

Общее представление о памяти. Виды памяти.

Определение внимания. Основные виды и свойства внимания.

Общее понятие о мышлении. Связь мышления и речи.

Формы и виды мышления.

1) Воображение – это создание нового в форме представлений или идей.

От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элемент фантазии, вымысла. Если воспроизведение является основной характеристикой памяти, то преобразование – основной характеристикой воображения.

В отличие от мышления (обобщенно, опосредованно познаем мир), воображение протекает в конкретно-образной форме, в виде ярких представлений.

Воображение, как и все другие психические процессы, является функцией коры больших полушарий. Обычно воображение связывают с работой только правого полушария, но необходима работа обоих полушарий, каждое из которых выполняет свои функции.

Физиологической основой воображения является актуализация нервных связей в сфере первой и второй сигнальной систем, их распад (диссоциация), перегруппировка и объединение в новые системы.

В последние десятилетия открыты факты внутренних замыканий временных нервных связей и самовозбуждения нейронов. Это означает, что мозг обладает способностью не только перерабатывать готовую, но и генерировать новую информацию. Он может создавать новые, не встречавшиеся в его опыте образы, комбинации значений, связи понятий.

2)Выделяют следующие виды воображения : пассивное – преднамеренное и непреднамеренное; активное – репродуктивное и творческое. Эмпатия как разновидность репродуктивного. Антициптирующее (предвосхищяющее) воображение.

Пассивное воображение характеризуется созданием образов, программ, которые не осуществляются или вообще не могут быть осуществлены. Образы возникают спонтанно помимо воли. К ним относят сновидения («грезы во сне») и грезы наяву. Пассивное преднамеренное воображение – грезы наяву. Пассивное непреднамеренное – грезы во сне.

Грезы могут возникать у человека не только в состоянии покоя, но и в ходе совершения им чрезвычайно изнурительных и однообразных действий, во время которых ясность сознания притупляется, человек сохраняет основной ритм действия; все остальное воспринимается бессознательно, и он погружается в чары грез, которые вызывают у человека слабые приятные чувства, притупляя действительные страдания.

Активное воображение характеризуется тем, что человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Оно может быть воссоздающим (репродуктивным) или творческим (продуктивным).

Воссоздающее воображение играет огромную роль в процессах передачи информации и коммуникации. В норме репродуктивное воображение как бы не замечают. Оно настолько неотступно сопровождает нас в ходе общения с людьми, непосредственного или через книги или произведения искусства, что кажется таким же неощутимым как воздух.

К разновидности воссоздающего воображения следует отнести феномен эмпатии, т.е. свойство проникать в психику другого человека, схватывать и учитывать его эмоциональное состояние без обязательного сопереживания. Человек меняет свое поведение, как бы вставая в воображении на место другого человека. Эмпатию называют типом социальной интеллигенции.

Творческое воображение – это такой вид воображения, в ходе которого человек создает новые образы, идеи, представляющие ценность для других людей или для общества в целом и которые воплощаются в конкретные, оригинальные продукты деятельности.

Образы творческого воображения создаются при помощи операций (агглютинация, гиперболизация, типизация и т.д. диссоциация и ассоциация).

Антициптирующий вид воображения лежит в основе способности человека – предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий и т.д. В основе антициптирующего воображения лежит принцип опережающего отражения действительности, т.е. приспособление к будущим еще не наступившим событиям.

Высшим проявлением антициптирующего воображения является фантазия и мечта, которые направляют деятельность человека на достижение целей и идеалов, являются побудительной силой человеческой психики.

Мечта активна. Мечты могут быть личными и общественными.

Антициптирующее воображение, фантазия и мечта как его проявление помогает человеку жить «забегая вперед», делает его активным действующим существом.

3). Память - это способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Возможность сохранения и последующего воспроизведения в сознании прошлых образов, представлений, идей является необходимой основой психической деятельности.

Память не пассивный, а динамический процесс. Он включает в себя активное освоение и овладение материалом, его переработку и отбор, обобщение и конкретизацию, систематизацию, детализацию и т.п.

У человека есть речь как мощное средство для запоминания, множество способов хранения информации. У человека есть три вида памяти: произвольная ,логическая и опосредованная.

Человеческую память - это психофизиологический и культурный процессы, выполняющие функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации.

Существуют несколько теорий памяти: ассоциативные (различают ассоциации простые: по смежности, по сходству, по контрасту, сложные (причинно-следственные ассоциации); нейронная теория памяти; биохимические теории памяти.

Различают образный, словесно-логический и механический типы памяти.

Существует несколько оснований для классификации видов памяти. Одно из них – деление памяти по времени сохранения материала, другое – по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения анализатору.

В первом случае выделяют: мгновенную (или иконическую), кратковременную (или первичную), оперативную, долговременную (или вторичную), «вечную» (или третичную) и генетическую память.

Мгновенная память обеспечивает сохранение воспринятого, без какой-либо переработки на протяжении долей секунды (от 0,1 до 0,5 сек). Это память – образ.

Кратковременная – позволяет удерживать информацию на протяжении 20 сек без повторения. Ее характеризует объем, который равен 5-9 единицам информации. Такое число информации человек способен точно воспроизвести спустя несколько десятков секунд после однократного предъявления ему этой информации.

Оперативная – рассчитана на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока. Способность к воспроизведению продлевается более, чем на 20 сек и рассчитана только на решение одной задачи.

Долговременная – это память способная хранить информацию часы, дни, месяцы, годы. Она может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты.

Генетическая память – информация хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству.

Вечная память – способность воспроизводить когда-то запечатленную информацию сохраняется на протяжении всей оставшейся жизни. Этот вид памяти разрушается только в патопсихологических ситуациях.

Во втором случае – двигательную, зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую, осязательную, эмоциональную.

По участию воли в процессах памяти различают непроизвольную и произвольную память.

Литература основная :

1. Немов Р.С. Психология: Учеб. Для студ. Высш. Пед. Заведений: В 3 кн.

2. Общая психология. Курс лекций. Сост. Е.И. Рогов. М. ВАЛДОС. 2000.

3. Психология. Учебник/ под ред. А. А.Крылова. М. «Проспект». 1999.

4. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону: Феникс. 1999.

5. Клиническая психология. Под ред. Б.Д. Карвасарского. Национальная

медицинская библиотека. Питер, 2007

Дополнительная:

3. Гройсман А.Л. Медицинская психология: Лекции для врачей –

слушателей курсов последипломного образования. М.: Магистр, 1998.

2. Психология. Учебник./Под ред. Крылова А.А. – М. «Проспект», 1999.

3. Мягков И.Ф., Боков С.Н., Чаева С.И. Медицинская психология:

Пропедевтический курс. Учебник для вузов. М.: Логос, 2002.

4. Мясищев В.Н., Карвасарский Б.Д. и др. Основы общей и медицинской

психологии. Л. «медицина», 1975

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер.1999.

Контрольные вопросы (обратная связь)

1. Как вы думаете, творческое воображение присуще каждому человеку?

2. Представьте себе ситуацию: ваша группа сдает экзамен по философии. Все студенты вышедшие с экзамена радуются, потому что хорошо сдали экзамен, но выходит один студент с неудом. Ваше поведение изменится?

3. Как вы думаете, почему эмпатию называют типом социальной интеллигентности?

4. Как вы думаете, воображение связано с органическими процессами и может ли влиять на них?

5. Какая информация, по вашему мнению, запоминается быстрее?

6. Как вы думаете какой наиболее распространенный тип памяти?

7. Как вы думаете, какой тип памяти наиболее прочный?

Наши рекомендации