Тема 2. Психология познавательных процессов

2. Цель:

- проанализировать психические познавательные процессы в их многообразии и единстве;

- упорядочить представления о познавательных процессах, рассмотрев их специфические особенности;

3. Тезисы лекции:

3.1 Общая характеристика психических познавательных процессов

3.2 Классификация ощущений

3.3 Восприятие. Свойства восприятия

3.4 Понятие о внимании

3.5 Общая характеристика памяти

3.6 Понятие о воображении

4. Иллюстративный материал: таблица, показ слайдов

3.1 Общая характеристика психических познавательных процессов

Познавательная деятельность человека складывается из серии познавательных процессов, представляющих собой формы психического отражения, благодаря которым человек познает окружающий мир, приспосабливается к нему и преобразует его. Познание окружающего мира осуществляется на двух уровнях: чувственного познания, включающего в себя ощущения, восприятия, представления, и логического познания посредством понятий, суждений, умозаключений.

Ощущение представляет собой простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Ощущения — источник наших знаний о мире и самих себе. Способность к ощущениям есть у всех живых существ, обладающих нервной системой. Осознаваемые же ощущения есть только у живых существ, имеющих головной мозг и кору головного мозга.

Ощущения являются, с одной стороны, объективными, так как в них всегда отражен внешний раздражитель, а с другой — субъективными, поскольку зависят от состояния нервной системы и индивидуальных особенностей человека.

Раздражители вызывают в нервной ткани возбуждение. Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель и как всякое психическое явление имеет рефлекторный характер.

Физиологическим механизмом ощущений является деятельность специальных нервных аппаратов, называемых анализаторами. Анализаторы принимают воздействие определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и перерабатывают их в ощущения.

Периферический (рецепторный) отдел анализаторов состоит из всех органов чувств — глаза, уха, носа, кожи, а также специальных рецепторных аппаратов, расположенных во внутренней среде организма (в органах пищеварения, дыхания, в сердечно-сосудистой системе, в мочеполовых органах). Этот отдел анализатора реагирует на конкретный вид раздражителя и перерабатывает его в определенное возбуждение.

Рецепторы делятся на экстероцепторы, интероцепторы и проприоцепторы.

Экстероцепторы находятся на поверхности тела и реагируют на внешние раздражители. Такими рецепторами обладают зрительный, слуховой, кожный, вкусовой, обонятельный анализаторы.

Интероцепторы располагаются на поверхности внутренних органов тела и реагируют на изменения, происходящие внутри организма.

Проприоцепторы находятся на мышцах и связках. Они реагируют на движение и положение органов тела, а также участвуют в определении свойств и качеств объектов.

Таким образом, периферический отдел анализатора играет роль специализированного, воспринимающего аппарата.

Передающий (проводниковый) отдел анализаторов состоит из путей и подкорковых центров. Основные функции проводникового отдела заключаются в анализе и передаче информации, осуществлении рефлексов и межанализаторного взаимодействия.

В центральном (мозговом) отделе анализатора, представленного соответственными зонами коры головного мозга, осуществляется высший анализ и синтез высших возбуждений, а также формирование соответствующего ощущения.

3.2 Классификация ощущений

По наличию или отсутствию непосредственного контакта рецептора с раздражителем, вызывающим ощущение, выделяют дистантную и контактную рецепцию. Зрение, слух и обоняние относятся к дистантной рецепции. Вкусовые, болевые, тактильные ощущения — к контактной.

По модальности раздражителя ощущения делят на зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные, статические и кинестетические, температурные, болевые, жажды, голода.

Зрительные ощущения возникают в результате воздействия световых лучей (электромагнитных волн) на чувствительную часть глаза — сетчатку, являющуюся рецептором зрительного анализатора. Свет воздействует на находящиеся в сетчатке светочувствительные клетки двух типов — палочки и колбочки, названные так за их внешнюю форму.

Слуховые ощущения также относятся к дистантным и также имеют большое значение в жизни человека. Благодаря им человек слышит речь, имеет возможность общаться с другими людьми. Раздражителями для слуховых ощущений являются звуковые волны — продольные колебания частиц воздуха, распространяющиеся во все стороны от источника звука. Орган слуха человека реагирует на звуки в пределах от 16 до 20 тыс. колебаний в секунду.

Слуховые ощущения отражают высоту звука, которая зависит от частоты колебания звуковых волн; громкость, которая зависит от амплитуды их колебаний; тембр звука — формы колебаний звуковых волн.

Все слуховые ощущения можно свести к трем видам — речевые, музыкальные и шумы.

К слуховым ощущениям примыкает вибрационная чувствительность. У них общая природа отражаемых физических явлений. Вибрационные ощущения отражают колебания упругой среды. Этот вид чувствительности образно называют "контактным слухом". Специальных вибрационных рецепторов у человека не обнаружено. В настоящее время считают, что отражать вибрации внешней и внутренней среды могут все ткани организма. У человека вибрационная чувствительность подчинена слуховой и зрительной.

Обонятельные ощущения относятся к дистантным ощущениям, которые отражают запахи окружающих нас предметов. Органами обоняния являются обонятельные клетки, расположенные в верхней части носовой полости.

Вкусовые ощущения вызываются действием на вкусовые рецепторы веществ, растворенных в слюне или воде. Вкусовые рецепторы — вкусовые почки, расположенные на поверхности языка, глотки, неба — различают ощущения сладкого, кислого, соленого и горького.

Кожные ощущения. В кожных покровах имеется несколько анализаторных систем: тактильная (ощущения прикосновения), температурная (ощущения холода и тепла), болевая. Система тактильной чувствительности неравномерно распределена по всему телу. Более всего скопление тактильных клеток наблюдается на ладони, на кончиках пальцев и на губах. Тактильные ощущения руки, объединяясь с мышечно-суставной чувствительностью, образуют осязание — специфически человеческую, выработавшуюся в труде систему познавательной деятельности руки.

Если прикоснуться к поверхности тела, затем надавить на него, то давление может вызвать болевое ощущение. Таким образом, тактильная чувствительность дает знания о качествах предмета, а болевые ощущения сигнализируют организму о необходимости отдалиться от раздражителя и имеют ярко выраженный эмоциональный тон.

Третий вид кожной чувствительности — температурные ощущения — связан с регулированием теплообмена между организмом и окружающей средой. Наиболее чувствительна к холоду спина, наименее — грудь.

О положении тела в пространстве сигнализируют статические ощущения. Рецепторы статической чувствительности расположены в вестибулярном аппарате внутреннего уха. Резкие и частые изменения положения тела относительно плоскости земли могут приводить к головокружению.

Особое место и роль в жизни и деятельности человека занимают интероцептивные (органические) ощущения, которые возникают от рецепторов, расположенных во внутренних органах и сигнализируют о функционировании последних. Эти ощущения образуют органическое чувство (самочувствие) человека.

3.3 Восприятие. Свойства восприятия

Восприятие — целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии на органы чувств. Вместе с процессом ощущения восприятие обеспечивает непосредственно-чувственную ориентировку в окружающем мире. Восприятие — это результат деятельности системы анализаторов. Оно делает возможным создание интегральной, целостной картины действительности в отличие от ощущений, отражающих отдельные качества реальности.

Так как восприятие требует объединения основных существенных признаков, возникает явление стереотипизации. Стереотип — это определенное устойчивое на данный отрезок времени представление о предмете или явлении.

Восприятие является субъективным, так как одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному, в зависимости от интересов, потребностей, способностей и т. п. Зависимость восприятия от прошлого опыта, индивидуальных особенностей человека называется апперцепцией.

Восприятие характеризуется следующими свойствами:

1. Целостность, т. е. восприятие есть всегда целостный образ предмета. Однако способность целостного зрительного восприятия предметов не является врожденной, об этом свидетельствуют данные о восприятии людей, которые ослепли в младенчестве и которым возвратили зрение в зрелые годы: в первые дни после операции они видели не мир предметов, а лишь расплывчатые очертания, пятна различной яркости и величины, т. е. были одиночные ощущения, но не было восприятия. С течением времени у этих людей формировалось зрительное восприятие, но оно было ограничено тем, что они узнали ранее путем осязания. Таким образом, восприятие формируется в процессе практики, т. е. восприятие — система перцептивных действий, которыми надо овладеть.

2. Константность восприятия, т. е. мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т. п. Источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы (системы анализаторов, обеспечивающих акт восприятия). Многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях позволяет выделить относительно постоянную инвариантную структуру воспринимаемого объекта. Константность восприятия не врожденное свойство, а приобретенное. Нарушение константности восприятия происходит, когда человек попадает в незнакомую ситуацию, например, когда люди смотрят с верхних этажей высотного здания вниз, то автомобили, пешеходы им кажутся маленькими; в то же время строители, работающие постоянно на высоте, говорят, что они видят объекты, расположенные внизу, без искажения их размеров.

3. Структурность восприятия, которая подразумевает, что восприятие не является простой суммой ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру. Например, слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию, и узнаем ее, если ее исполняет оркестр, либо один рояль, или человеческий голос, хотя отдельные звуковые ощущения различны.

4. Осмысленность, т. е. восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предметов.

5. Избирательность восприятияпроявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими.

Виды восприятия

Выделяют следующие виды восприятия:

· восприятие времени;

· восприятие движений;

· восприятие пространства;

· восприятие вида деятельности;

· восприятие человека человеком.

Восприятие времени, пространства и движений — это сложные формы восприятия, имеющие многочисленные характеристики: продолжительный – краткосрочный, большой – маленький, высокий – низкий, далекий – близкий, быстрый – медленный.

В восприятии человека человеком выделяют следующие эффекты:

· первого впечатления;

· новизны;

· ореола (авторитета);

· проекции.

Восприятие бывает внешненаправленным (восприятие предметов и явлений внешнего мира) и внутренненаправленным (восприятие собственных мыслей и чувств).

Восприятие может быть ошибочным (иллюзорным). Иллюзия — это искаженное восприятие реально существующей действительности. Иллюзии обнаруживаются в деятельности различных анализаторов. В наибольшей мере известны зрительные иллюзии, которые имеют самые различные причины: практический опыт, особенности анализаторов, изменение привычных условий. Например, вследствие того, что движение глаз по вертикали требует больших усилий, чем движение по горизонтали, возникает иллюзия восприятия прямых одной длины, по-разному расположенных: нам кажется, что вертикальные линии длиннее, чем горизонтальные.

Восприятие может быть неэффективным. Опытным путем можно убедиться в том, что уровень восприятия текста при его чтении путем проговаривания вслух гораздо ниже, чем при чтении глазами. Дело в том, что пропускная способность слуха ниже, чем пропускная способность зрения.

Восприятие бывает преднамеренным и непреднамеренным. Преднамеренное восприятие характеризуется целенаправленностью (связано с постановкой определенной задачи) и наличием волевого усилия. В этом случае восприятие выступает как познавательная деятельность (наблюдение). Непреднамеренное восприятие характеризуется непроизвольностью, не предполагает наличия цели и волевого усилия.

3.4 Понятие о внимании

На человека постоянно воздействует множество самых различных раздражителей. Из них человек выделяет те, которые представляют для него интерес, соответствуют его потребностям, жизненным планам. Эту особенность сознания связывают с таким его свойством, как внимание. В отличие от познавательных процессов оно представляет собой "сквозной" процесс, является динамической стороной всех познавательных процессов.

Внимание — это направленность и сосредоточенность сознания человека на определенном объекте при одновременном отвлечении от других. Именно благодаря вниманию познавательный процесс становится более ясным и отчетливым.

В соответствии с теорией А. А. Ухтомского физиологической основой внимания является доминантный очаг возбуждения в коре головного мозга, усиливающийся под воздействием раздражителей и вызывающий торможение соседних областей.

Согласно концепции П. Я. Гальперина внимание является одним из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности. Оно осуществляет контроль за содержанием образа, мысли. Если человек не мобилизует своего внимания, то в его работе неизбежны ошибки, в восприятии — неточности, пробелы. Не сосредоточив внимания, человек может смотреть и не видеть, слушать и не слышать, есть и не ощущать вкуса. Внимание организует психику на все многообразие ощущений.

Таким образом, внимание определяет:

· точность восприятия;

· прочность и избирательность памяти;

· направленность и продуктивность мышления.

В системе межличностных отношений внимание способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов.

Внимание характеризуется следующими основными свойствами:

· объемом;

· распределением;

· концентрацией;

· устойчивостью;

· переключением.

Объем внимания определяется количеством одновременно воспринимаемых объектов.

Распределение внимания характеризуется возможностью успешного одновременного выполнения нескольких различных видов деятельности.

Концентрация внимания выражается в степени его сосредоточенности на объекте.

Устойчивость внимания определяется длительностью концентрации внимания на объекте.

Переключение определяется скоростью произвольного переноса внимания с одного объекта на другой.

Важным фактором внимания является мотивация к деятельности — наличие потребности, интереса, а также отношение к объекту познания — новизна, активность.

Своеобразным фактором внимания является установка, т. е. неосознаваемая готовность воспринимать предметы и явления действительности определенным образом.

Существенное влияние на устойчивость внимания оказывают сложность и напряженность деятельности. Монотонность, шаблонность, стереотипность выполняемых операций (даже мыслительных) понижает устойчивость внимания.

Управление вниманием связано с умением управлять движением. Человек, который не умеет управлять своей мускулатурой, не способен к развитию внимания.

Итак, внимание — это сложная, многогранная психическая функция. Внимание является необходимым условием овладения любыми видами деятельности. Изменения внимания зависят от индивидуально-типологических, возрастных и других характеристик личности.

Виды внимания

Различают три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

В психологической литературе употребляют несколько синонимов для обозначения непроизвольного внимания. В некоторых исследованиях его называют пассивным, в других — эмоциональным. Непроизвольное внимание возникает и поддерживается независимо от сознательных намерений человека, в силу особенностей объекта (его новизны, силы воздействия и др.).

Известно, что любой раздражитель, изменяя силу своего действия, привлекает внимание.

Непроизвольное внимание может вызывать новизна раздражителя.

Предметы, вызывающие в процессе познания яркий эмоциональный тон (насыщенные цвета, мелодичные звуки, приятные запахи), вызывают непроизвольное сосредоточение внимания. Еще большее значение для возникновения непроизвольного внимания имеют интеллектуальные, эстетические и моральные чувства. Предмет, вызвавший у человека удивление, восхищение, восторг, продолжительное время приковывает его внимание.

Интерес, как непосредственная заинтересованность чем-то происходящим и как избирательное отношение к миру, обычно связан с чувствами и выступает одной из важнейших причин длительного непроизвольного внимания к предметам.

Произвольное внимание иногда называют активным или волевым. Все три термина подчеркивают активную позицию личности при сосредоточении внимания на объекте. Произвольное внимание направляется и поддерживается сознательно поставленной целью (оно неразрывно связано с речью, а в условиях затрудненной деятельности — с волевыми усилиями). Согласно моторной теории Т. Рибо интенсивность и продолжительность произвольного внимания непосредственно обусловлены интенсивностью и продолжительностью связанных с объектом внимания эмоциональных состояний.

Есть целый ряд условий, облегчающих произвольное сосредоточение внимания.

Сосредоточение внимания на умственной деятельности облегчается, если в познание включено практическое действие. Например, легче удержать внимание на содержании научной книги, когда чтение сопровождается конспектированием.

Важным условием поддержания внимания является психологическое состояние человека. Утомленному человеку очень трудно сосредоточиться. Многочисленные наблюдения и опыты показывают, что к концу рабочего дня увеличивается количество ошибок при выполнении работы, а также субъективно переживается состояние усталости: трудно сосредоточить внимание. Эмоциональное возбуждение, вызванное причинами, посторонними для выполняемой работы (озабоченность какими-то другими мыслями, болезненное состояние и другие подобного рода факторы), значительно ослабляет произвольное внимание человека.

Послепроизвольное внимание возникает на основе произвольного и заключается в сосредоточении на объекте в силу его ценности для личности. Послепроизвольное внимание представляет, по мнению К. К. Платонова, высшую форму профессионального внимания.

Кроме того, в зависимости от того, где находится объект внимания — во внешнем мире (материальные объекты, действия) или в субъективном мире личности (собственные мысли, чувства, переживания), — выделяют внешнее (сенсорно-рецептивное) и внутреннее (интеллектуальное) внимание. Первое является необходимым условием познания и преобразования человеком окружающего мира, второе — необходимое условие самопознания и самовоспитания.

Виды внимания

Различают три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

В психологической литературе употребляют несколько синонимов для обозначения непроизвольного внимания. В некоторых исследованиях его называют пассивным, в других — эмоциональным. Непроизвольное внимание возникает и поддерживается независимо от сознательных намерений человека, в силу особенностей объекта (его новизны, силы воздействия и др.).

Известно, что любой раздражитель, изменяя силу своего действия, привлекает внимание.

Непроизвольное внимание может вызывать новизна раздражителя.

Предметы, вызывающие в процессе познания яркий эмоциональный тон (насыщенные цвета, мелодичные звуки, приятные запахи), вызывают непроизвольное сосредоточение внимания. Еще большее значение для возникновения непроизвольного внимания имеют интеллектуальные, эстетические и моральные чувства. Предмет, вызвавший у человека удивление, восхищение, восторг, продолжительное время приковывает его внимание.

Интерес, как непосредственная заинтересованность чем-то происходящим и как избирательное отношение к миру, обычно связан с чувствами и выступает одной из важнейших причин длительного непроизвольного внимания к предметам.

Произвольное внимание иногда называют активным или волевым. Все три термина подчеркивают активную позицию личности при сосредоточении внимания на объекте. Произвольное внимание направляется и поддерживается сознательно поставленной целью (оно неразрывно связано с речью, а в условиях затрудненной деятельности — с волевыми усилиями). Согласно моторной теории Т. Рибо интенсивность и продолжительность произвольного внимания непосредственно обусловлены интенсивностью и продолжительностью связанных с объектом внимания эмоциональных состояний.

Есть целый ряд условий, облегчающих произвольное сосредоточение внимания.

Сосредоточение внимания на умственной деятельности облегчается, если в познание включено практическое действие. Например, легче удержать внимание на содержании научной книги, когда чтение сопровождается конспектированием.

Важным условием поддержания внимания является психологическое состояние человека. Утомленному человеку очень трудно сосредоточиться. Многочисленные наблюдения и опыты показывают, что к концу рабочего дня увеличивается количество ошибок при выполнении работы, а также субъективно переживается состояние усталости: трудно сосредоточить внимание. Эмоциональное возбуждение, вызванное причинами, посторонними для выполняемой работы (озабоченность какими-то другими мыслями, болезненное состояние и другие подобного рода факторы), значительно ослабляет произвольное внимание человека.

Послепроизвольное внимание возникает на основе произвольного и заключается в сосредоточении на объекте в силу его ценности для личности. Послепроизвольное внимание представляет, по мнению К. К. Платонова, высшую форму профессионального внимания.

Кроме того, в зависимости от того, где находится объект внимания — во внешнем мире (материальные объекты, действия) или в субъективном мире личности (собственные мысли, чувства, переживания), — выделяют внешнее (сенсорно-рецептивное) и внутреннее (интеллектуальное) внимание. Первое является необходимым условием познания и преобразования человеком окружающего мира, второе — необходимое условие самопознания и самовоспитания.

3.5Общая характеристика памяти

Психическая деятельность, связанная с задачами запоминания, называется мнемонической (по имени Мнемозины — богини памяти в греческой мифологии).

Памятью называют процессы запоминания, сохранения и воспроизведения человеком его опыта. Память лежит в основе любого психического явления. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества.

Существуют различные гипотезы и теории, в которых исследователи пытаются объяснить феномен памяти, но единой законченной теории памяти нет до сих пор. Представителями разных наук выдвинуты разнообразные концепции и модели памяти: физическая теория, химическая, биохимическая, физиологическая и психологическая.

Согласно физической теории памяти нервный импульс, проходя через определенную группу нейронов (нервных клеток), вызывает в местах их соприкосновений электрические и механические изменения и оставляет после себя физический след. Эти изменения обеспечивают вторичное прохождение импульса по знакомому пути, и таким образом происходит запоминание.

Согласно химической теории памяти информация запоминается вследствие химических изменений в нервных клетках под действием раздражителей. Происходит перегруппировка белковых молекул нейронов, прежде всего молекул нуклеиновых кислот. Дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК) считается носителем генетической памяти, а рибонуклеиновая (РНК) — основой индивидуальной памяти.

Биохимическая теория памяти основывается на гипотезе о двухступенчатом характере запоминания. По мнению ее сторонников, на первой ступени в мозге происходит кратковременная (несколько секунд) реакция, вызывающая физиологические изменения. Эти изменения имеют обратимый характер и являются механизмом кратковременного запоминания. На второй ступени — собственно биохимической — происходит обрабатывание новых белковых веществ (протеинов). Эта стадия приводит к необратимым изменениям в нервных клетках и считается механизмом долговременной памяти.

Физиологическая теория памяти базируется на учении Павлова о закономерностях высшей нервной деятельности. В основе физиологического акта запоминания лежит условный рефлекс — акт образования связи между новым и ранее закрепленным содержанием.

В группе психологической теории памяти можно выделить такие направления, как: ассоциативное, теорию деятельности. Суть ассоциативной теории заключается в следующем: если определенные психические образования возникли в сознании одновременно или непосредственно друг за другом, то между ними образуется ассоциативная связь и повторное появление какого-либо из элементов этой связи обязательно вызывает в сознании представление всех ее элементов. Согласно теории деятельности именно деятельность личности является фактором, определяющим формирование процессов памяти. Деятельность человека определяет запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Сохранение информации включает следующие процессы памяти:

а) запоминание — это способность принимать новые импульсы (восприятия, мысли, опыт). В основе запоминания лежат ассоциации, представляющие собой связь между двумя событиями, факторами или несколькими психическими процессами (например, ощущениями и представлениями). Эта связь выражается в том, что появление одного из психических процессов вызывает появление других;

б) сохранение, удержание памяти — это способность удерживать, сохранять знания и сведения;

в) воспроизведение — это способность помнить и обновлять (репродуцировать) определенное содержание сознания. Воспроизведение усиливает или ослабляет ряд факторов: утомление, сильное возбуждение, алкоголь, кофеин, отдых. Воспроизведение может осуществляться в форме реминисценции (отсроченное воспроизведение того, что было первоначально временно забыто) и персеверации (проявляется в устойчивости, навязчивости какой-либо мысли, воспоминания);

г) забывание является важным условием запоминания, поэтому носит относительный характер. Как правило, забывается то, что перестает для личности быть существенным, важным. Темп забывания в первое время после заучивания быстрее, чем в последующее. Забывание и запоминание зависят от того, кто и что запоминает, а также от конкретного отношения к тому, что подлежит запоминанию.

В целом эффективность памяти определяется ее воспроизведением. Воспроизведение зависит от грамотной организации процессов восприятия, записи, хранения информации.

Виды памяти

Память является одной из самых сложных психических функций человека. Психологами выделяются разные виды и формы памяти. Прежде всего, можно выделить такие виды памяти, как генетическая (наследственная) и прижизненная. Генетическая память включает в основном инстинкты и почти не зависит от условий жизнедеятельности человека. Эта память хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. Это единственный вид памяти, на который мы не можем влиять через обучение и воспитание. Что касается прижизненной памяти, то она является хранилищем информации, полученной с момента рождения до смерти. Прижизненную память можно классифицировать по разным основаниям:

а) по наличию целевой установки и затрачиваемым усилиям на запоминание память можно разделить на непроизвольную и произвольную.

Непроизвольная память — это автоматическое запоминание и воспроизведение информации, происходящее без усилий со стороны человека и установки на запоминание.

Произвольная память — запоминание, имеющее специальную установку "запомнить" и требующее определенных волевых усилий;

б) по степени осмысленности память делят на механическую и смысловую.

Механическая память основана на повторении материала без его осмысления. При таком запоминании слова, предметы события, движения запоминаются точно в таком порядке, в каком они и воспринимались. Механическая память выступает как способность к научению, приобретению жизненного опыта.

Смысловая память предполагает осмысливание запоминаемого материала, которое основано на понимании внутренних логических связей между его частями;

в) в зависимости от установки на время хранения информации выделяют память кратковременную, оперативную и долговременную.

Кратковременная память хранит информацию в среднем около 20 секунд. Эта память сохраняет не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Она работает без предварительной сознательной установки на запоминание, зато с установкой на последующее воспроизведение материала.

Оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений при этом определяется задачей, стоящей перед человеком, и рассчитан только на решение этой задачи. Данный вид памяти по длительности хранения информации и своим свойствам занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной.

Долговременная память способна хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Многократное и систематическое воспроизведение информации упрочивает ее следы в долговременной памяти. В долговременную память поступает информация, имеющая для человека стратегическое значение.

г) по материалу, сохраняемому памятью, ее можно разделить на когнитивную, эмоциональную и личностную.

Когнитивная память — процесс сохранения знаний. Знания, получаемые в процессе обучения, выступают сначала как нечто внешнее по отношению к личности, затем постепенно превращаются в опыт и убеждения человека.

Эмоциональная память — сохранение в сознании переживаний и чувств. Эмоциональная память на пережитое — непременное условие развития способности к сопереживанию. Память на чувства — основа мастерства в ряде профессий, особенно связанных с искусством.

Личностная память обеспечивает единство самосознания личности на всех этапах ее жизненного пути. Человек не может стать личностью, если его память не хранит преемственности целей, поступков, отношений, убеждений.

д) по модальности сохраняемых образов выделяют словесно-логический и образный виды памяти личности.

Словесно-логическая память тесно связана со словом, мыслью и логикой. Человек, обладающий такой памятью, может быстро и точно запомнить смысл событий, читаемого текста, логику рассуждений. Этим типом памяти обладают ученые, опытные лекторы, преподаватели.

Образную память подразделяют на зрительную, слуховую, двигательную, осязательную, обонятельную, вкусовую. Уровень их развития у человека неодинаков.

Как особый вид образной памяти выделяется эйдетическая память (от греч. слова "эйдос" — образ, картина). Эйдетиками называют людей, способных к сохранению и воспроизведению чрезвычайно живого и детального образа воспринятых ранее предметов и явлений.

Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Она чрезвычайно важна для людей любых профессий, особенно для инженеров и художников. Данный вид памяти предполагает у человека способность к воображению, что благоприятствует хорошему запоминанию зрительных образов.

Слуховая память — это запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков (музыкальных, речевых). Она необходима в первую очередь филологам, изучающим иностранные языки, музыкантам.

Двигательная память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она участвует в формировании трудовых и спортивных умений и навыков.

Свойства памяти

Начало применения экспериментальных методов для исследования процессов памяти относят к концу XIX в. Основоположником экспериментального изучения памяти является немецкий психолог Г. Эббингауз, который в 1885 г. опубликовал первое экспериментальное исследование памяти. Благодаря его исследованиям были выявлены следующие эффекты запоминания:

Сравнительно простые события в жизни, которые производят особенно сильное впечатление на человека, могут запоминаться сразу прочно и надолго и по истечении многих лет могут выступать в сознании отчетливо и ясно.

Более сложные и менее интересные события человек может переживать десятки раз, но в памяти они надолго не запечатлеваются.

При пристальном внимании к событию достаточно бывает его однократного проживания, чтобы в дальнейшем точно и в нужном порядке воспроизвести по памяти его основные моменты.

Человек может объективно правильно воспроизводить события, но не сознавать этого, и наоборот, ошибаться, но быть уверенным, что воспроизводит их правильно. Между точностью воспроизведения событий и уверенностью в этой точности не всегда существует однозначная связь.

При запоминании длинного ряда лучше всего в памяти воспроизводятся начало и конец.

Повторение подряд заучиваемого материала менее продуктивно для его запоминания, чем распределение таких повторений в течение определенного периода времени, например, в течение нескольких часов или дней.

То, чем человек особенно интересуется, запоминается без труда. Особенно отчетливо эта закономерность проявляется в зрелые годы.

Редкие, странные, необычные впечатления запоминаются лучше, чем привычные, часто встречающиеся.

Любое новое впечатление, полученное человеком, не остается в его памяти изолированным. Будучи запомнившимся в одном виде, оно со временем может несколько измениться, вступив в ассоциативную связь с другими впечатлениями, оказав на них влияние и в свою очередь изменившись под их воздействием.

В исследованиях по изучению памяти отечественного психолога Зейгарник был выделен следующий эффект: незавершенное действие запоминается лучше. Т. Рибо, анализируя важные для понимания психологии памяти случаи амнезии — временной потери памяти, — отмечает еще две закономерности:

1. память человека связана с его личностью, причем таким образом, что патологические изменения в личности практически всегда сопровождаются нарушениями памяти;

Наши рекомендации