Тема: структурно-функциональная организация иммунной системы.

I. МОТИВАЦИЯ ЦЕЛИ: Современная иммунология имеет большое значение для решения многих кардинальных задач медико-биологических дисциплин и клинической медицины. С успехами иммунологии связывают решение таких проблем как получение новых высокоэффективных диагностических и лечебных препаратов, преодоление инфекционных заболеваний на принципиально новых подходах (искусственные, генные вакцины), уточнение механизмов наиболее тяжелых заболеваний человека (иммунодефициты, в частности СПИД, аутоиммунные, аллергические заболевания, рак, инфекции и др.). Успехи иммунологии широко используются в клинической практике, поэтому будущему врачу необходимы знания о строении и функционировании иммунной системы в норме и нарушениях ее функций при различных патологических состояниях.

II. ЦЕЛЬ САМОПОДГОТОВКИ: после самостоятельного изучения темы студенты должны знать строение иммунной системы, особенности ее функционирования, компоненты и функции врожденного и приобретенного иммунитета, их особенности и связи.

III. УМЕТЬ ПРАКТИЧЕСКИ: уметь производить подсчет клеток периферической крови с анализом параметров нормы и патологии.

IV. БАЗИСНЫЕ РАЗДЕЛЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ: к практическому занятию студент должен повторить:

· Биология: учебник: в 2 т. / под ред. В.Н. Ярыгина. – М.: ГОЭТАР-Медиа, 2011. – Т. 2. – 560 с.: ил. Радел V, глава 14.7. Защита и поддержание целостности организма, постоянства его внутренней среды, оптимальных условий для процессов жизнедеятельности. Эволюция иммунной системы. с. 238-244.

· Сапин М.Р., Билич Г.Л. Анатомия человека: учебник: в 3 т. – изд. 3-е испр., доп. – М.: ГОЭТАР-Медиа, 2009. – Т. 2. – 496 с.: ил. Органы кроветворения и иммунной системы, с. 246-308.

· Гистология, эмбриология, цитология: учебник / под ред. Ю.И. Афанасьева, Н.А. Юриной. – 6-е изд., перераб.и доп. – М.: ГОЭТАР-Медиа, 2012. – 800 с.: ил. Глава 7. Кровь и лимфа. Кроветворения. с. 159-179. Глава 14. Система кроветворения и иммунной защиты. с. 423-450

V. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ МАТЕРИАЛА:

1. Особенности иммунной системы и ее функций.

2. Строение центральных и периферических органов иммунной системы, их функции.

3. Лимфоидная ткань: строение, функции.

4. Характеристика гемопоэтической стволовой клетки.

5. Лимфоцит – как основная структурная единица иммунной системы.

6. Особенности врожденного и приобретенного иммунитета, их взаимосвязь.

VI. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Основная:

1. Хаитов, Р.М. Иммунология: учеб. для студентов мед. ВУЗов. Р.М. Хаитов. - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2009. – 320 с.: ил. Гриф УМО. CD-ROM прилагается. Глава 1. Основные представления. с. 13-24. Глава 2. Компоненты иммунной системы. с.24-31.

2. Хаитов, Р.М. Иммунология. Норма и патология: Учебник. / Р.М.Хаитов, Г.А. Игнатьева, И.Г. Сидоpович. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 2010. – 752 с.: ил. (Учеб. лит. для студ. медвузов). Глава 1. Определение биологического явления «иммунитет», разделы 1.1.-1.3. с. 15-66. Глава 2. Анатомия и цитология иммунной системы с. 87-103.

3. Лекция.

Дополнительная:

Электронная библиотека медицинского вуза «Консультант студента» www.studmedlib.ru

1. Клиническая иммунология и аллергология с основами общей иммунологии: учебник / Л. В. Ковальчук, Л. В. Ганковская, Р. Я. Мешкова. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 640 с. : ил.

2. Иммунология : учебник / А. А. Ярилин. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 752 с. : ил.

VII. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

1. Назовите определение понятия «иммунная система».

2. Назовите особенности иммунной системы и ее физиологические функции.

3. Охарактеризуйте строение тимуса, костного мозга, селезенки, лимфатического узла.

4. Перечислите виды лимфоидной ткани.

5. Расскажите об особенностях лимфоидной ткани.

6. Объясните функциональные различия центральных и периферических органов иммунной системы.

7. Назовите клеточные и гуморальные факторы врожденного и приобретенного иммунитета

8. Назовите особенности врожденного и приобретенного иммунитета.

9. Назовите виды стволовых клеток.

10. Назовите морфологические и фенотипические особенности стволовых гемопоэтических клеток.

11. Перечислите и кратко охарактеризуйте этапы развития гемопоэтической клетки.

12. Назовите группы клеток иммунной системы.

13. Какие клетки относятся к истинным иммунокомпетентным? Каковы их отличительные особенности?

14. Расскажите о лимфоците как основном элементе иммунной системы.

15. Охарактеризуйте В-лимфоциты и основные субпопуляции (В1 и В2 клетки).

16. Назовите и охарактеризуйте субпопуляции Т-лимфоцитов.

17. Каковы особенности клеток памяти.

18. Перечислите и охарактеризуйте основные клеточные элементы врожденного иммунитета.

19. Назовите факторы взаимосвязи врожденного и приобретенного иммунитета.

VIII. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ:

1. Нарисуйте схему строения тимуса, лимфатического узла.

2. Заполните таблицу "Лейкоцитарная формула".

Название Содержание
абсолютное Относительное
лейкоциты    
нейтрофилы - палочкоядерные    
нейтрофилы - сегментоядерные    
эозинофилы    
базофилы    
лимфоциты    
моноциты    

3. Нарисуйте схему гемопоэза.

Наши рекомендации