Тема 2. Структурно–функциональная организация нервно–психической деятельности

Органические предпосылки развития личности как системного явления. Особенности психического отражения как системное явление.

Нейрон как структурно-функциональная единица нервной системы, его функции и разновидности. Структурный и функциональный подход при классификации нейронов как единиц нервной системы.

Функциональная морфология нервной системы. Механизмы и структуры, обеспечивающие интегративную деятельность нервной системы. Понятия нервный центр. Принцип доминанты. Принцип общего конечного пути. Системный подход и концепция «физиология активности». Принцип единства психического и физиологического. Системные психофизиологические концепции. Теория функциональной системы. Системная концепция А.Р. Лурия.

Тема 3. Системный подход и основные направления психологии

Школы и направления отечественной и зарубежной психологии, которые использовали отдельные системные идеи и принципы. Системный подход и структурализм. Системный подход и функционализм. Системный подход и бихевиоризм. Системный подход и гештальт-психология. Системный подход и психоанализ. Системный подход и гуманистическая психология. Системный подход и когнитивная психология.

Системные теории психологии: теории сознания, деятельности и личности. Концепция человекознания Б.Г. Ананьева. Системный подход в психологии Б.Ф. Ломова. Системное описание психики В.А. Ганзена. Системный историко-эволюционный подход А.Г. Асмолова

Тема 4. Системные методы и объекты психологии

Область применения системного подхода. Специфика психологических объектов. Область применения системного подхода. Требования системного подхода. Системные методы в психологии. Системный анализ. Алгоритм проведения системного анализа. Системная классификация. Системное описание. Особенности моделирования психологических объектов. Модели личности и интеллекта

Тема 5. Системный подход в прикладной психологии

Области применения системных методов в психологии. Синергетика как источник системных идей в психологии. Кибернетика как источник системных идей в психологии. Применение системных математических методов в психологии: теория графов, кластерный, факторный и регрессионный анализы.

Заключение: обзор изученного материала, перспектива развития учебной дисциплины, пути дальнейшего самостоятельного совершенствования знаний, рекомендации по подготовке к зачету.

III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ

ПО СЕМЕСТРАМ, ТЕМАМ И ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

(очная форма обучения – 5 лет)

№ п/п Наименование темы Всего часов Распределение часов Сам. работа
лекции семинары
5 семестр -40 часов
1. Основные понятия системного подхода. История системного подхода.
2. Структурно–функциональная организация нервно–психической деятельности
3. Системный подход и основные направления психологии
4. Системный методы и объекта психологии
5. Системный подход в прикладной психологии
  Зачет        
ИТОГО:
(очно-заочная форма обучения – 6 лет)
№ п/п Наименование темы Всего часов Распределение часов Сам. работа
лекции семинары
3 семестр -40 часов
1. Основные понятия системного подхода. История системного подхода.
2. Структурно–функциональная организация нервно–психической деятельности
3. Системный подход и основные направления психологии
4. Системный методы и объекта психологии
5. Системный подход в прикладной психологии
  Зачет        
ИТОГО:

(заочная форма обучения – 6 лет)

№ п/п Наименование темы Всего часов Распределение часов Сам. работа
лекции семинары
2 семестр -40 часов
1. Основные понятия системного подхода. История системного подхода. Основные понятия системного подхода. История системного подхода. 0,5 6,5
2. Структурно–функциональная организация нервно–психической деятельности Структурно–функциональная организация нервно–психической деятельности 0,5 5,5
3. Системный подход и основные направления психологии Системный подход и основные направления психологии  
4. Системный методы и объекта психологии Системный методы и объекта психологии 0,5 6,5
5. Системный подход в прикладной психологии Системный подход в прикладной психологии 0,5 6,5
  Зачет        
ИТОГО:

IV. ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Наши рекомендации