А – общая моторика в – артикуляционная моторика
Б – мелкая моторика г – мимическая мускулатура
Проведя повторное исследование просодических компонентов речи мы сделали следующие выводы.
Данные исследования речевого дыхания показали значительные улучшения функции дыхания. У детей реже наблюдалось излишнее напряжение мышц верхнего плечевого пояса, подъем грудной клетки вверх. Вдох стал более плавным и бесшумным. Высшую оценку получили 4 человека (в констатирующем эксперименте 1) заикающихся детей.
Состояние темпо-ритмической стороны речи после обучающего эксперимента улучшилось. Так, у 1 человека темпо-ритмическая сторона речи нормализовалась, 4 человека незначительное отклонение от нормы, у 2 человек - темп речи остался ускоренным. С замедленным темпом речи не было выявлено ни одного участника, а в констатирующем эксперименте не было выявлено ни одного участника, справившегося с заданием на 4 балла. В ходе обследования ритма у детей с врожденным гипотиреозом практически не было допущено ошибок при соотнесении ритма с проговариванием, так как в ходе формирующего эксперимента, на каждом занятии логоритмикой с ними проводились подобные упражнения.
После проведения формирующего эксперимента наблюдалась более выразительная, интонационно окрашенная речь, что нельзя было сказать до обучения: у всех детей голос был немодулированный, они не умели повышать, понижать голос для выражения утверждения, вопроса, восклицания во фразе. После обучающего эксперимента у 4 детей голос стал модулированным. Они использовали основные виды интонации в самостоятельной речи; 2 детей могли передавать заданную интонацию, но в монологической речи голос оставался немодулированным. И один ребенок ещё затрудняется в передачи основных видов интонации. А в констатирующем эксперименте только 3 человека воспроизводили интонацию с минимальным количеством ошибок.
Результаты исследования восприятия и воспроизведения логического ударения, тембра голоса показали, что 3 человека с первого раза выполняли пробы правильно и очень выразительно; у 2 человек наблюдались некоторые ошибки в воспроизведении и незначительно изменялась окраска голоса, но речь достаточно выразительна и правильна; 2 человека выполнили пробы с ошибками и без достаточной модуляции голоса, а в констатирующем эксперименте задания выполнялись правильно 4 человека и только на восприятие логического ударения.
При обследовании высоты и силы голоса у детей этой группы после коррекционно-логопедической работы состояние голосовых навыков заикающихся школьников можно считать удовлетворительным. Если в констатирующем эксперименте все участники группы имели недостаточную модуляцию голоса по высоте и силе, то после проведения формирующего эксперимента у 3 человек голос нормализовался, у 1 человека высота и сила голоса снижена, но на высоком эмоциональном подъеме голос достаточно модулирован, у 1 человека недостаточная модуляция голоса по высоте, у 2 человек недостаточная модуляция голоса по силе и высоте.
Анализ исследования просодической стороны речи после обучения показал достаточно высокий результат по сравнению с предыдущим обследованием: у детей улучшилась мелодико-интонационная выразительность речи, голос стал достаточно модулирован по высоте и силе, в хорошем состоянии ритмичность речи.
Сравнительный анализ просодической стороны речи до и после проведения коррекционно-логопедической работы представлен в виде графика (Рис. 21). Графики на каждого ребенка см. Приложение 1.
Рис. 21 Сравнительный анализ сформированности просодической стороны речи до и после коррекционной работы.
А – дыхание г – тембр и логическое ударение
Б – темпо-ритмическая организация д – высота голоса
В – интонация е – сила голоса
Вывод по III главе
После проведения комплексной коррекционной работы, включающей музыкотерапевтические занятия, предусматривающей воздействие на речь, моторику, просодику заикающихся детей с врожденным гипотиреозом, можно отметить значительное улучшение динамический координации движений рук, состояния темпо-ритмической стороны речи, просодических компонентов речи, а так же общей и артикуляционной моторики. Улучшилась в целом координация и переключаемость.
Мы можем отметить, что после проведенной коррекционно- педагогической работы не было выявлено ни одного случая тяжелой степени заикания, 4 человека имели легкую степень, 2 человека – среднюю, а 1 испытуемый избавился от заикания.
Темп речи, у большинства заикающихся, нормализовался - 60% от всей группы, с ускоренным темпом речи осталось 40% детей, замедленного темпа речи не было выявлено ни у кого.
После курса коррекционно-педагогических мероприятий повысился эмоциональный фон, работоспособность воспитанников, а утомляемость снизилась.
Обращает на себя внимание тот факт, что улучшение состояния речи совпадает с улучшениями в состоянии общей моторики. Это еще раз подтверждает зависимость состояния речи от состояния общего мышечного тонуса.
Результаты обучающего эксперимента свидетельствуют об эффективности предлагаемых направлений и позволяют говорить о необходимости их использования в коррекционной работе с заикающимися детьми с врожденным гипотиреозом, имеющими нарушение просодической стороны речи.
Заключение
Представленная нами работа посвящена проблеме преодоления заикания и коррекции просодической стороны речи с помощью музыкальной терапии в комплексе с другими коррекционно-педагогическими мероприятиями.
Изучение теоретического, естественнонаучного обоснования, методологической основы музыкотерапии и поэтапное, дифференцированное использование её в коррекции заикания у детей школьного возраста определили актуальность данной работы.
Целью данного исследования являлось определение роли музыкотерапевтических занятий в преодолении заикания у детей школьного возраста через комплексное психологическое, медицинское и логопедическое воздействие.
Предметом исследования являлось изучение коррекционного воздействия музыкальной терапии на процесс формирования темпо - ритмических и интонационно – мелодических навыков, преодоление недостатков моторной функции, эмоционального развития у заикающихся школьников.
Объектом нашего исследования явились особенности формирования темпо-ритмической организации речи в процессе коррекционно-логопедической работы и музыкотерапевтических занятий в группе заикающихся детей школьного возраста.
В качестве гипотезы исследования мы предположили, что предложенная в коррекционной работе система музыкотерапевтических занятий в комплексе с другими лечебными, педагогическими и психологическими мероприятиями по преодолению заикания у детей школьного возраста будет способствовать улучшению темпо-ритмической организации и мелодико-интонационной стороны речи; расширению круга речевой активности, преодолению логофобий, активизации эмоций, снятию эмоционального напряжения и других психологических проблем, возникающих как следствие логоневроза.
В данной работе мы провели теоретический обзор и анализ научно-методической литературы по проблеме исследования, совершили экскурс в историю и определили современный взгляд на данную проблему.
Нами был проведен констатирующий эксперимент, который позволил выявить особенности речевого развития в разных формах речевой коммуникации; развития общей, мелкой, артикуляционной моторики, мимической мускулатуры; темпо-ритмической организации речи, состояние мелодико-интонационного оформления речи группы школьников, страдающих заиканием. Выявлено, что степень нарушения моторики прямо пропорциональна степени тяжести заикания и интонационно-выразительному оформлению речи.
Нами предложена программа коррекционного воздействия включающая элементы музыкотерапевтической работы.
По завершению формирующего эксперимента было проведено повторное логопедическое обследование группы детей школьного возраста, страдающих заиканием.
Сопоставление данных первого и второго обследования позволяет экспериментально подтвердить положительную динамику развития моторных функций, просодических компонентов речи, а также преодоления заикания.
Музыкотерапия благотворно влияет на заикающихся за счет дозировки раздражителей: темпа, ритма, динамики музыки и слова. Музыка и словесные инструкции вызывают дифференцированные по времени, силе и форме двигательные реакции. Музыка и слово помогают активно реализовывать движение или затормозить моторную реакцию, способствуют воспитанию и перевоспитанию личностных качеств.
Использование музыкотерапевтических приемов в процессе коррекционной работы со школьниками, страдающими заиканием, облегчает не только переход от одного этапа коррекции к другому, но и от одной стадии к другой благодаря организующему влиянию ритма и подключению речи к формированию произвольных основ поведения и движений. Это свидетельствует о перспективности применения подобных технологий в коррекционно-педагогическом процессе.
Список используемой литературы
1. Шевцова Е.Е. Преодоление рецидивов заикания. Т/ц. Сфера, М., 2005.
2. Поваляева М.А. Музыкотерапия в коррекционной и лечебной педагогике. Справочник логопеда. Р-на-Д: Феникс, 2007.
3. Миссуловин Л.Я. Патоморфоз заикания. Союз, СПб., 2002.
4. Волкова Г.А. Заикание и дизонтогенез. Методы изучения и преодоления речевых расстройств. СПб., 1994.
5. Волкова Л.С., Шаховская С.Н. Логопедия, М., Владос, 2007.
6. Абелева И.Ю. Психология заикания у взрослых на разных фазах процесса речевой коммуникации, Вопросы психологии №4, М., 1974.
7. Шкловский В.М. Заикание: Монография, М., ICE, 1994.
8. Богомолова А.И. Устранение заикания у детей и подростков, Просвещение, М.,1977.
9. Сикорский И.А. Заикание. М., Астрель, 2005.
10.Селиверстов В.И. Заикание у детей. Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия, М., Владос, 2001.
11. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание. М., Эксмо-пресс, 1998.
12. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. Просвещение, М., 1985.
13. Леонтьев А.Н. Общее понятие о деятельности. Основы теории речевой деятельности. М., 1974.
14. Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. – М., 1996.
15. Коломенский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей дошкольного возраста. М., 1988.
16. Брусиловский Л.С. Музыкотерапия. Руководство по психиатрии. Ташкент, 1979.
17. Бахур В.Г. Эмоции. М., Знание, 1979.
18. Гольдварг И.А. Функциональная музыка. Пермь,1968.
19. Ветлугина Н.А., Кинеман А.В.Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. М., 1983.
20. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. Просвещение, М., 1985.
21. Андроновой Л.З., Арутюнян М.А. «О влиянии пения на заикание». Ж.Дефектология №4 1987.
22. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. Просвещение, М., 1989.
23. Флоренская Ю.А. Избранные работы по логопедии. Астрель, М., 2006.
24. Власова Н.А., Pay Е.Ф., Методы работы по перевоспитанию речи у детей-заик дошкольного и преддошкольного возраста. М.,Учпедгиз,1933.
25. Чевелева Н.А., Исправление речи у заикающихся дошкольников. М., Просвещение, 1966.
26. Ходорова З.С. Практическое руководство в работе с заикающимися школьниками подростками. М., Учпедгиз, 1940.
27. Миронова С.А. Исправление заикания у дошкольников в процессе обучения. Преодоление заикания у дошкольников. М., 1975.
28. Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. М., 1983.
29. Ястребова А.В. Коррекция заикания у учащихся общеобразовательной школы. М., 1980.
30. Арутюнян Л.З. (Андронова) Как лечить заикание: Методика устойчивой нормализации речи. М., Эребус, 1993.
31. Светозарова Н.Д. Интонационная система русского языка. ЛГУ, 1982.
32. Бондаренко Л.В., Вербицкая Л.А., Щербакова Л.В. Об определении места ударения в слове. Сер. Литературы и языка. 1973.
33. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей.// М., Астрель, 2006.
34. Орлова О.С. Нарушения голоса у детей. // М., Астрель, 2005.
35. Абелева И.Ю. Речь о речи. Коммуникативная система человека. // М. «Логос». 2004.
36. Ковшиков В.А. Глухов В.П. Психолингвистика. Теория речевой деятельности. // М., Астрель, 2006.
37. Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. СПб., 1995.
38. Боромыкова О. С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением: Комплекс упражнений по совершенствованию речевых навыков у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. СПб., Детство Пресс, 1999.
39. Ворошилова Е.Л. Коммуникативные особенности заикающихся детей старшего дошкольного возраста. Логопедия, №3(9), 2005.
40. Жинкин Н.И. Механизмы речи. – М., Академия педагогических наук, 1958.
41. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. факультетов пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, М., Владос, 2007. Кн. II: нарушения темпа и ритма речи: заикание. Брадилалия. Тахилалия.
42. Логопедия. Заикание: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов педагогических ВУЗов. Составители: Белякова Л. И., Дьякова Е. А. –М.: Эксмо-Пресс, 2001.
43. Миссуловин Л. Я. Лечение заикания. Ленинград, Медицина, 1998.
44. Оганесян Е. В. Дифференциальная методика логопедической ритмики с заикающимися подростками и взрослыми. Обучение и воспитание детей с нарушениями речи. Сборник научных трудов, М., 1982.
45. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии, М., Просвещение, 1967.
46. Поварова И. А. Практикум для заикающихся. СПб., Союз, 2000.
47. Шевцова Е.Е Артикуляционный массаж при заикании. М., В. Секачев, 2002.
48. Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков. М., Просвещение, 1996.
49. Дмитриева Л.Б. Основы вокальной методики. М., Музыка, 1968.
50. Таптапова С.Л. Коррекционно-логопедическая работа при нарушениях голоса. М., 1984.
51. Евгенова А.Я., Смирнова М.В. Опыт логопедической работы со взрослыми заикающимися. М., 1960.
52. Визель Т.Г. Как вернуть речь. М.,Эксмо – Пресс, В.Секачев, 2001.
53. Морозова Н. Ю. Как преодолеть заикание. М., Эксмо-Пресс, В.Секачев, 2002.
Приложение №1
Карта речевого обследования
Фамилия. Имя______________________________________________
Год рождения______________________________________________
Сведения о семье.
Мать (ФИО, образование, место работы)_______________________
__________________________________________________________
Отец (ФИО, образование, место работы)______________________________________________________________________________________________________________________
Возраст матери во время беременности________________________
Какая по счету беременность_________________________________
Как протекала беременность_________________________________
Как протекали роды________________________________________
Оценка состояния ребенка по шкале Апгар_____________________
Особенности при рождении__________________________________
Заболевания ребенка до 3-х лет_______________________________
__________________________________________________________
Речевой анамнез.
Особенности речи окружающих в период формирования речи ребенка__________________________________________________
Время появления:
· гуления_____________________________________________
· лепета______________________________________________
· первых слов_________________________________________
· фразовой речи_______________________________________
Необычный характер:
· первых слов_______________________________________
· первых фраз_______________________________________
Особенности темпа речи___________________________________
Возраст появления первых признаков заикания и их выраженность____________________________________________
Предполагаемая причина заикания___________________________
Реакция ребенка на первые признаки заикания__________________
_________________________________________________________
Особенности реакции окружающих на первые признаки заикания
_________________________________________________________
Оказывалась ли ранее специализированная помощь_____________
_________________________________________________________
Какое образовательное учреждение посещает__________________
__________________________________________________________
Заключение психоневролога__________________________________
Заключение отоларинголога__________________________________
Заключение окулиста________________________________________
Личностные особенности.
Работоспособность_________________________________________
Агрессивность_____________________________________________
Сила эмоций, острота эмоциональных переживаний_____________
Переключаемость с одного вида деятельности на другой__________
__________________________________________________________
Нерешительность, колебания при принятии решений_____________
__________________________________________________________
Тревожность_______________________________________________
Обидчивость, ранимость_____________________________________
Демонстративность действий_________________________________
Упрямство_________________________________________________
Интеллектуальное развитие
Память____________________________________________________
Внимание_________________________________________________
Наглядно-действенное мышление_____________________________
Логическое мышление_______________________________________
Сформированность обобщающих понятий______________________
Временные представления___________________________________
Пространственные понятия__________________________________
Психомоторные функции.
Статическая координация движений_________________________________
________________________________________________________________
Динамическая координация движений_______________________________
_________________________________________________________________
Переключаемость движений_________________________________________
_________________________________________________________________
Пространственная организация движений_____________________________
_________________________________________________________________
Двигательная память, переключаемость движений самоконтроля__
Произвольное торможение движения______________________________
Внимание_____________________________________________________
Произвольная моторика пальцев рук_______________________________
Оральный праксис______________________________________________
Объем и качество движений губ___________________________________
Объем и качество движений мышц щек_____________________________
Объем и качество движений языка__________________________________
Произвольная мимическая моторика________________________________
Объем и качество движения мышц лба______________________________
Объем и качество движений мышц глаз_____________________________
Возможность произвольного формирования определенных мимических поз____________________________________________________________
Продолжительность выдоха_______________________________________
Темп движений__________________________________________________
Сенсорные функции
Слуховое внимание_______________________________________________
Музыкальный слух_______________________________________________
Восприятие музыки______________________________________________
Звуковысотный слух______________________________________________
Тембровый слух__________________________________________________
Динамический слух_______________________________________________
Ритмическое чувство______________________________________________
Строение органов артикуляции
Прикус___________________________________________________________
Небный свод______________________________________________________
Зубы_____________________________________________________________
Язык_____________________________________________________________
Губы_____________________________________________________________
Артикуляционный праксис
Скорость, сила, объем движений органов артикуляционного аппарата__________________________________________________________
Переключаемость __________________________________________________
Реципрокная иннервация____________________________________________
Тремор___________________________________________________________
Синергии, синкинезии______________________________________________
Гиперсаливация____________________________________________________
Звукопроизношение_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Фонематический слух_______________________________________________
Фонематическое восприятие_________________________________________
Слоговая структура слова____________________________________________
__________________________________________________________________
Экспрессивный словарь_____________________________________________
Импрессивный словарь______________________________________________
Словообразование__________________________________________________
Наличие аграмматизма______________________________________________
Фразовая речь_____________________________________________________
Тип дыхания_____________________________________________________
Голос___________________________________________________________
Наличие судорог__________________________________________________
· дыхательные________________________________________________
· голосовые__________________________________________________
· артикуляционные____________________________________________
Тип судорог___________________________________________________
Степень выраженности заикания в различных речевых формах
· спонтанная речь__________________________________________
· сопряженная речь_________________________________________
· отраженная речь__________________________________________
· чтение___________________________________________________
· пересказ_________________________________________________
· шепотная речь____________________________________________
· ритмизированная речь______________________________________
· стихотворная речь_________________________________________
· пение____________________________________________________
Эмболофразия________________________________________________
Уловки______________________________________________________
Сопутствующие движения______________________________________
Логофобии___________________________________________________
Заключение________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение №2