Графические навыки, моторика

Программное содержание:

* Учить интонационно выделять звук «Ж» («песенки жука» ) в словах

* Знакомить с термином «ЗВУК»

* Учить внимательно слушать текст стихотворения, подбирать сло­ва не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу

* Закрепить навыки правильного произношения звука «Ж»

* Формировать избирательность зрительного восприятия, ориен­тируясь на звуковые свойства предметов

>^ Развивать графические навыки — рисование прямых и округ­лых линий

>^ Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно

* Формировать навык самоконтроля и самооценки

1. Игра «ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО»

Задания детям:

* Подсказать слово в конце стихотворения.

* Сказать, чья «песенка» слышна в каждом подсказанном
слове (песенка жука).

Лежебока рыжий кот Отлежал себе ... (живот).

Вяжет мама длинный шарф, Потому что сын ... (жираф).

И бежит Айболит к бегемотикам, И хлопает их по ... (животикам).

А рядом бегемотики Схватились за ... (животики).

* Назвать слова, которые они подсказали, интонационно вы­
деляя (произнося) звук «Ж». (Ж-ж-живот, ж-ж-жираф, ж-
ж-жарко, ж-ж-животики.)

2. Игра «НАЗОВИ И РАСКРАСЬ»(лист 9, рисунок 1)
Задания детям:

* Назвать слова, в которых есть «песенка жука», звук «Ж»
(ежи, лыжи, жираф)

* Закрасить картинки, в названии которых есть «песенка
жука», звук «Ж» (ежи, лыжи, жираф)

* Произнести названия этих картинок, интонационно выде­
ляя звук «Ж» (еж-ж-жи, лыж-ж-жи, ж-ж-жираф)

3. Физкультминутка

Игра «ЖУКИ»

Дети стоят по кругу. Правая рука сжата в кулачок, вытянут впе­ред указательный палец (жук). Левая ладошка раскрыта (листик).

Дети производят вращательные движения указательным паль­цем правой руки и жужжат (жук летит). Затем кладут палец на левую ладошку (жук отдыхает).

Повторить движения несколько раз. (Можно выполнять дви­жения и другой рукой.)

4. Игра «НАРИСУЙ ЖЕЛУДИ» (лист 9, рисунок 2)
Задания детям:

• Отдагать загадку.

В этот гладкий коробок

Бронзового цвета

Спрятан маленький дубок

Будущего лета.

(Желудь) -к Нарисовать желуди, как показано на рисунке.

5. Самоконтроль и самооценка выполненной работы (см.
конспект занятия № 1, стр. 9)

6. Дополнительный материал для работы вне занятий

Игра «КТО ВНИМАТЕЛЬНЫЙ»

Цель. Развитие слухового внимания.

Дети должны хлопнуть в ладоши, если в слове, названном пе­дагогом, они услышат звук «Ж» («песенку жука» ).

Слова: жаба, лыжи, жук, слон, ежик, жеребенок, флажок, со­бака, кружок, ножи, желуди, листья, пожарник, ножницы, моро­женное, слива.

Занятие № 10

Тема. ЗВУК «Ж» В СЛОВАХ И ФРАЗОВОЙ РЕЧИ

Программное содержание:

* Закрепить умение интонационно выделять звук в словах и фра­зовой речи

* Продолжить знакомить с термином «ЗВУК»

* Учить выразительно исполнять стихотворение, пользоваться ес­тественными интонациями, логическими паузами, ударения­ми, передавать свое отношение к содержанию

* Учить отгадывать загадки с опорой на рисунок

* Развивать внимание, логическое мышление

* Понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки

* Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее

самостоятельно * Формировать навык самоконтроля и самооценки

1. Разучивание стихотворения(лист 10,рисунок 1)

Прочитайте детям стихотворение Г. Лагздыня:

Дождик вылился из тучки, Вымыл ежику колючки, Еж доволен, сыт, умыт, На кроватке сладко спит.

Предложите детям назвать слова из стихотворения, в которых есть звук «Ж» («песенка жука»), интонационно выделяя его в сло­вах (дож-ж-ж-дик, е-ж-ж-жик).

Прочитайте стихотворение еще раз.

Задайте вопросы по содержанию стихотворения:

1. Откуда взялся дождик? {Дождик вылился из тучки.)

2. Что сделал дождик? (Вымыл ежику колючки.)

3. Что случилось с ежиком? (Он доволен, сыт, умыт, на кро­
ватке сладко спит.)

Следите за тем, чтобы на вопросы дети отвечали строчками из стихотворения.

Прочитайте стихотворение еще раз с установкой на запоминание.

При чтении стихотворения детьми, следите, чтобы слова со зву­ком «Ж» они произносили интонационно выделяя его.

2. Физкультминутка

Игра «ЖУК»(лети имитируют движения по тексту стихотворения)

На лужайке, на ромашке Жук летал в цветной рубашке. Жу-жу-жу, жу-жу-жу, Я с ромашками дружу. Тихо по ветру качаюсь, Низко-низко наклоняюсь.

«ЗАГАДКИ И ОТГАДКИ» (лист 10, рисунок 2) Задания детям:

* Отгадать загадки.

* Назвать слова-отгадки, интонационно выделяя звук «Ж».

* Найти отгадки на картинке, обвести их.

Он высокий и пятнистый, С длинной-длинной шеей. И питается он листьями, Листьями деревьев.

(Жираф)

Жу-жу-жу, жу-жу-жу На спине иголки

Я на ветке сижу, Длинные и колкие,

Я на ветке сижу, А свернется он в клубок,

И звук «Ж« - твержу. Нет ни головы, ни ног.
(Жук) (Ежик)

В золотой клубочек Спрятался дубочек.

(Желудь)

4. Самоконтроль и самооценка выполненной работы

(смотри конспект занятия № 1, стр. 9)

5. Дополнительный материал для работы вне занятий

ЧИСТОГОВОРКИ

При произнесении последнего слога, учите детей интонацион­но выделять звук «Ж».

Жа-жа-жа, жа-жа-жа есть иголки у е... (жа)

Жу-жу-жу, жу-жу-жу как-то уж пришел к е... (жу)

Жи-жи-жи, жи-жи-жи мне ежаток пока... (жи)

Жу-жу-жу, жу-жу-жу я с ужами не дру... (жу)

Жа-жа-жа, жа-жа-жа уж уходит от е... (жа)

СТИХИ АЛЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЯМ

Прочитав стихотворения, попросите детей назвать слова, в ко­торых есть звук «Ж» («песенка жука»). Учите интонационно вы­делять звук «Ж» в названных словах.

Ёжик и лиса

Бежит ежик Вдоль дорожек, Да скользит по льду. Говорит ему лисица:

- Дай переведу!
Отвечает серый ежик:

- У меня две пары ножек -
Сам я перейду.

СМаршак

ЁЖИК

Ходит ежик без дорожек, Не бежит ни от кого. С головы до ножек Весь в колючках ежик. Как же взять его?

А. Капралов

Медвежата

Не знали медвежата, Что колются ежата, И давай с ежатами Играть, как с медвежатами Вдруг медвежата в слезы: - Ежики-занозы Испугались ежики: Несут щипцы и ножики, И давай по штучке Вынимать колючки.

Э. Котляр

Занятие №11

Тема. ЗВУК «Ш» («песенка ветра»), ГРАФИЧЕСКИЕ НАВЫКИ

Программное содержание:

* Учить интонационно выделять звук «Ш» в словах

* Продолжать знакомить с термином «ЗВУК»

* Продолжать учить внимательно слушать текст стихотворения, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходя­щие по смыслу

* Ориентировать зрительное внимание на звуковые свойства пред­метов

* Развивать графические навыки — рисование округлых форм, штриховка

* Формировать умение понимать поставленную задачу и выпол­нять ее самостоятельно

>• Формировать навык самоконтроля и самооценки

1. Игра «ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО»

Предложите детям не только подсказать слово в конце стихотво­рения, но и сказать, чья песенка слышна в начале каждого слова.

Сегодня все ликует, В руках у детворы От радости танцуют Воздушные ... (шары).

Я рубашку сшила мишке,

Я сошью ему ... (штанишки).

Если мы растем на ели, Мы на месте, мы при деле. А на лбах у ребятишек Никому не нужно ... (шишек).

Вылезла из норки мышка, На нее упала ... (шишка).

Предложите детям назвать слова, которые они подсказали, интонационно выделяя звук «Ш» («песенку ветра»). Уточните, что первый звук в каждом подсказанном слове — «Ш». (Ш-ш-шары, ш-ш-штаниш-ш-ш-ки, ш-ш-шиш-ш-ш-ки.)

2. Физкультминутка

Игра «ШАРИК»

Описание игры:

Дети образуют маленький круг, держась за руки. Педагог го­ворит, что это маленький шарик.

На слова педагога- «шарик большой» дети образуют большой круг, отходя маленькими шагами назад.

На слова педагога «шарик лопнул» дети отпускают руки, са­дятся на корточки и произносят звук «Ш-Ш-Ш-Ш-Ш».

Игру повторить 2-3 раза.

3. Игра «НАЙДИ И ОБВЕДИ» (лист 11, рисунок 1)
Задания детям:

•к обвести предметы, в названии которых есть звук «Ш»; * назвать эти предметы, интонационно выделяя звук «Ш» (ма­трешка, машина, мишка).

Спросите, какие предметы они обвели (мишка, матрешка, ма­шина).

Учите детей произносить эти слова, интонационно выделяя звук «Ш».

4. Рисование шариков (лист 11, рисунок 2)
Задания детям:

•к Послушать стихотворение Г.Сапгира:

Шарик свернутый лежал, Чтоб в окно не убежал, А теперь его надую, С ним на улицу пойду я.

•к Нарисовать на каждой ниточке воздушный шарик, закрасить их.

5. Самоконтроль и самооценка выполненной работы

(смотри конспект № 1, стр. 9)

Дополнительный материал для работы вне занятий Игра «ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК»

Описание игры:3Детям предлагается из мешочка достать игрушки, в названии которых есть звук «Ш», и назвать их. Произнося слова, учить де­тей интонационно выделять этот звук.

Набор игрушек: машина, кубик, матрешка, пирамидка, ша­рик, неваляшка, юла и другие.

РАССКАЗ ДЛЯ ЧТЕНИЯ «Саша и мишка»

У Саши был плюшевый мишка. Саша сшила ему рубашку и штанишки. Саша взяла мишку на прогулку. Во дворе они встретили Машу. Саша и Маша катали мишку на машине.

Предложите детям назвать слова из текста со звуком «Ш», ин­тонационно выделяя его.

Занятие № 12

Тема. ЗВУКИ «Ш» и «Ж», МОТОРИКА

Программное содержание:

* Учить интонационно выделять звук «Ш» во фразовой речи

* Продолжать знакомить с термином «ЗВУК»

* Учить выразительно исполнять стихотворение, интонационно передавать разнообразие его звучания, пользоваться естест­венными паузами, ударениями, передавать свое отношение к содержанию

* Развивать фонематический слух, дифференцируя звуки «Ж» и «Ш»

* Ориентировать зрительное внимание на звуковые свойства предметов

* Формировать умение понять учебную задачу и выполнить ее самостоятельно

* Формировать навык самоконтроля и самооценки

1. Разучивание стихотворения (лист 12, рисунок 1)

Предложите детям посмотреть на рисунок и послушать от­рывок из стихотворения А.Строило:

* * *

Кошка, кот и шесть котят Ехать в Кошкино хотят, Сели кошки у окошек Восемь окон - восемь кошек.

Вопросы детям:

1. Кто хочет ехать в Кошкино? (Кошка, кот и шесть котят)

2. Где сели кошки? (Сели кошки у окошек)

3. Сколько было окон, сколько было кошек? (Восемь окон, во­
семь кошек)

Следите за тем, чтобы дети отвечали строчками из стихотворе­ния.

Дайте задание детям интонационно выделять звук «Ш» в сти­хотворении.

Прочитайте стихотворение еще раз с установкой на запоминание.

2. Физкультминутка

Игра «ЛАДОШКИ»

Дети выполняют движения по тексту стихотворения, сидя за столами, сначала вместе с педагогом, а потом самостоятельно.

Ладошки вверх, Ладошки вниз, Ладошки на бочок И сжали в кулачок.

3. Игра «КТО В КАКОМ ВАГОНЕ ПОЕДЕТ?»

(лист 12, рисунок 2)

Скажите детям, что в вагоне слева поедут животные, в назва­нии которых есть звук «Ж» (»песенка жука»).

Предложите назвать этих животных. (Жираф, ежик.) Скажите, что в вагоне справа поедут животные, в названии ко­торых есть звук «Ш» («песенка ветра»).

Предложите назвать этих животных. (Мишка, мышка.) Дайте детям задание провести линии от животных к их вагончикам.

Самоконтроль и самооценка выполненной работы

(смотри конспект занятия № 1, стр. 9)

5. Дополнительный материал для работы вне занятий

ЧИСТОГОВОРКИ

Учите детей при произнесении последнего слога интонацион­но выделять звук «Ш».

Ши-ши-ши, ши-ши-ши что-то шепчут камы... (ши)

Ше-ше-ше, ше-ше-ше это утка в камы... (ше)

Ша-ша-ша, ша-ша-ша выходи из камы... (ша)

Ше-ше-ше, ше-ше-ше нет уж утки в камы ... (ше)

Ши-ши-ши, ши-ши-ши что же шепчут камы... (ши)?

СКОРОГОВОРКИ

Предложите детям выучить скороговорки. Читая их интона­ционно, выделять звуки «Ш» и «Ж».

На окошке крошку мошку Ловко ловит лапкой кошка.

* * *

Слышен шорох в камышах. От него шумит в ушах: Сто бесстрашных лягушат Цаплю шепотом страшат.

•к -к -к

У ежа - ежата, у ужа - ужата.

•к * *

Лежит ежик у елки, у ежа иголки, А внизу, похожие на маленьких ежат, Шишки прошлогодние на траве лежат.

Занятие № 13

Тема. ЗВУКИ «С-С» (песенки «большого

и маленького насоса»), ГРАФИЧЕСКИЕ НАВЫКИ, МОТОРИКА, МОДЕЛИРОВАНИЕ

Программное содержание:

>• Учить различать согласные звуки «С и С» в словах * Учить интонационно выделять звуки «С и С» в словах * Продолжать учить внимательно слушать текст стихотворения, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подхо­дящие по смыслу

* Закрепить умение использовать простое моделирование - пря­моугольник * Развивать графические навыки — рисование вертикальных и

наклонных линий

>• Учить детей отгадывать загадки с опорой на рисунок * Развивать внимание, мышление; учить понимать поэтические

образы, лежащие в основе загадки * Формировать умение понять учебную задачу и выполнить ее

самостоятельно * Формировать навык самоконтроля и самооценки

1. Игра «ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО»

Предложите детям не только подсказать слово в конце каждо­го стихотворения, но и сказать, чья песенка слышна в каждом из них («песенка насоса», звуки С-С).

Ездить нужно осторожно,

За рога держаться можно.

Жаль вот только гривы нет...

Что за конь? ... (Велосипед)

Я в любую непогоду Уважаю очень воду, Я от грязи берегусь, Чистоплотный серый ... (гусь).

Угадайте, что за птица: Света яркого боится, Клюв крючком, глаза пятачком, Ушастая голова. Это ... (сова),

Верещунья, белобока, И зовут ее ... (сорока).

Спросите, одинаково ли звучит эта песенка в словах? Если дети затрудняются, предложите им вместе с вами произнести слова: ве­лосипед, гусь, сова, сорока.

Скажите, что в словах велосипед, гусь слышна песенка «ма­ленького насоса», звук «С».

В словах сова, сорока слышна песенка «большого насоса», звук «С».

Поупражняйте детей в произношении звуков «С - С».

2. Игра «РАЗДЕЛИ ПРАВИЛЬНО» (лист 13, рисунок 1)

Дайте детям задание нарисовать прямоугольник рядом с тем предметом или животным, которое они назовут в конце стихотво­рения.

Уточните, что прямоугольником обозначаются слова. Динь-дон, динь-дон В переулке ходит ... (слон).

Лежит лентяй на раскладушке Грызет похрустывая ... (сушки).

Часто к озеру напиться Ходит рыжая ... (лисица).

Попросите детей назвать слова с «песенкой большого насоса» (сушки, слон), с «песенкой маленького насоса» (лисица).

Поупражняйте детей в интонационном произнесении звуков «С и С». '

После того, как дети нарисуют прямоугольники, дайте им за­дание разделить их на столько частей, сколько слогов в слове.

Вопросы детям:

1. Сколько слогов в слове лисица? (Три.)

2. Сколько слогов в слове сушки? (Два.)

3. Сколько слогов в слове слон? (Один.)

3. Физкультминутка

Игра «ПАЛЬЧИКИ»

Дети по тексту стихотворения поочередно сгибают пальцы, за­тем одновременно разжимают.

Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик - прыг в кровать! Этот пальчик - прикорнул, Этот пальчик уж заснул; Тише, пальчик, не шуми Братиков не разбуди... Встали пальчики, ура! В детский сад идти пора.

4. Игра «РИСОВАНИЕ СНЕЖИНОК»(лист 13, рисунок 2)

Загадайте детям загадку:

Много-много звездочек, Тонких, как стекло, Звездочки холодные, А земле тепло.

Предложите детям рассмотреть нарисованную снежинку и дай­те задание нарисовать такие же, чтобы их было много.

5. Самоконтроль и самооценка выполненной работы

(смотри конспект занятия № 1, стр. 9)

6. Дополнительный материал для работы вне занятий

ЧИСТОГОВОРКИ

Учите детей звуки «С и С» произносить более протяжно, чем остальные звуки.

Са-са-са, са-са-са ой-ой-ой летит о... (са)

Сы-сы-сы, сы-сы-сы не боимся мы о... (сы)

Су-су-су, су-су-су видел кто из вас о... (су)

Сы-сы-сы сы-сы-сы мы не видели о... (сы)

Си-си-си, си-си-си в водоеме кара... (си)

Ся-ся-ся, ся-ся-ся вот поймать бы кара... (ся)

Се-се-се, се-се-се карасей ловили в... (се)

Ся-ся-ся, ся-ся-ся не поймали кара... (ся)

СКОРОГОВОРКА

Предложите детям выучить скороговорку, при ее чтении учи­те произносить звуки «С-С» интонационно выделяя их.

Сидел воробей на сосне, Заснул и свалился во сне, Если б он не свалился во сне, До сих пор бы сидел на сосне.

Занятие № 14

Тема. ЗВУК «С» В СЛОВАХ И ФРАЗОВОЙ

Наши рекомендации