Стартовые периоды истории фармации
В основу периодизации истории фармации положено принятое в общей истории деление на пять периодов: первобытное общество, древний мир, средние века, новая и новейшая история.
Периодизация развития истории медицины и фармации может быть представлена в виде таблицы:
Периоды всемирной истории | Условные хронологические рамки | Абсолютный возраст | |
99% — дописьменная история | История первобытного общества | Приблизительно 4 млн. лет назад — IV–I тыс. до н. э. | Приблизительно 4 млн. лет (40 000 веков) |
1% — письменная история | История Древнего мира | IV тыс. до н. э. — середина I тыс. н. э. | Около 4000 лет (40 веков) |
История Средних веков | 476–1640 гг. | Около 1200 лет (12 веков) | |
История Нового времени | 640–1900 гг. | Около 300 лет (3 века) | |
История Новейшего времени | с 1900-х гг. | 1 век | |
Компьютерная эра | с 2001 г. | По настоящее время |
Как видно из таблицы, историю человечества можно разделить на такие информационные эры:
· Эра бесписьменной (устной) речи
· Эра письменности
· Компьютерная эра
Долгое время человечество довольствовалось устной речью, что не позволяло людям той поры представить свою жизнь вне племени. При переходе из эры устной речи в эру письменности человек или погибал, или испытывая небывалые потрясения, сменял вольные просторы на тесные рамки города. В эру письменности возникли города и государства и исчезло само понятие племени. А что исчезнет в компьютерную эру? Человечество приобретет больше, чем потеряет. Компьютерная эра возвращает нас в былую вольность дописьменной эры, сохраняя при этом многие блага цивилизации.
По биологической шкале времени язык возник недавно. Он развивается, и вместе с ним развивается «мысленная внутренняя жизнь индивидуума».
«В древности народ запоминал, завязывая узелки на веревках», говорит Чжуан-цзы. Многие тысячелетия люди жили небольшими племенами, не зная письменности. Память народов сохранила легенды о счастливой жизни в «золотом веке». За это время численность населения Земли многократно возросла, и пять-шесть тысяч лет назад люди стали сплачиваться в государства. Жизнь в племени регулировалась родственными отношениями, так как все соплеменники были родственниками. Государство объединило множество людей, малознакомых или вовсе не знакомых друг с другом, и человек попал во власть формальных отношений. В государстве необходимо было контролировать труд большого числа работников, сохранять и распределять большие запасы продовольствия и других материальных ценностей. Для этого одной устной речи оказалось недостаточно, люди придумали и создали хозяйственные документы. Так родилась письменность. Любой письменный текст, будь то исторический документ, таблица чисел или литературное произведение, отделяет информацию от человека и сохраняет ее лучше, чем человеческая память.
Современная наука достигла такого уровня развития, когда отдельный человек не в состоянии освоить обширные знания даже одной ее отрасли. Человечество уже вступило в компьютерную эру, и, в отличие от письменных текстов, компьютеры позволяют намного проще и яснее представлять любую информацию.
Периоды развития первобытной общины во многих источниках по истории представлены как период первобытного стада (матриархат) и период родового строя (патриархат).
У специалистов нет ни единого мнения, ни сколько-нибудь точных данных о характере гендерного взаимодействия в самом далеком прошлом. Одни из них считают, что времена палеолита и неолита – 50-20 тысяч лет тому назад - были гендерно нейтральными, другие говорят, что на заре истории царил матриархат.
Матриархат – гипотетическая форма социального устройства, в которой семейная и политическая власть принадлежит женщинам. Теория матриархата возникла в русле естественнонаучного эволюционизма, развившегося в середине XIX века, как оппозиция патриархальной теории общественного устройства, доминировавшей в европейской науке и философии со времен Платона и Аристотеля.
Аргументы в пользу существования матриархата основываются на нескольких видах доказательств: данные о современных обществах, в которых женщина обеспечивает основные средства к существованию; данные об обществах, в которых наличествует матрилинейная система наследования; древние мифы о правлении женщин; археологические данные, позволяющие интерпретацию существования женских божеств – глав пантеона, королев во главе племен и государств, убийств мальчиков при рождении и т.д.
Однако современные антропологические данные свидетельствуют, что в большинстве, по крайней мере, в известных антропологам обществ, какая бы родственная организация в них не присутствовала, существует та или иная степень мужского доминирования. Никто никогда не описал общества, где за женщинами была бы публично признана власть и авторитет, превосходящие властные полномочия и авторитет мужчин. Таким образом, можно сделать вывод о том, что гендерная асимметрия была и есть, это универсальное явление социальной жизни человечества. Надо отметить, что существование матриархата связано, прежде всего, с теми концепциями власти, которые бытуют в данном обществе.
Но самые строгие исследователи доказывают, что история человечества изначально складывалась как история мужского доминирования, иерархически выстроенных мужского и женского cтатусов. По общему мнению, всеобщая распространенность патриархата обусловлена не господством мужской физической силы, а в первую очередь материнскими функциями женщины. Идеология мужского превосходства находит свое обоснование не в сексуальных отношениях, а в глобальном процессе человеческого воспроизводства – в интересах рода. И первичное разделение труда, утверждающее патриархальный уклад, тоже совершается в интересах рода. Мужчины и женщины, в ту пору существа родовые, не имевшие представления о своей личной, индивидуальной судьбе, подчиняются его предписаниям.
Ни одна из вышеприведенных точек зрения на характер гендерных отношений в доисторическую эпоху не получила окончательного признания. Очевидно другое: с началом так называемого исторического времени – примерно 7-5 тысяч лет тому назад, в момент, когда возникает тот тип общественной организации, который социологи определяют как традиционное общество, патриархат является узаконенной системой отношений между мужчинами и женщинами. Разделение труда между ними выстроено по принципу взаимодополняемости, но взаимодополняемости совсем не равноценных ролей. Мужчине отдан на откуп внешний мир, культура, творчество, притязания на господство. Женщине – дом, но и в доме она существо подчиненное. Иерархия мужской и женской ролей фиксируется совершенно четко: он – субъект властных отношений. Она – объект его власти. Как справедливо отмечает Р. Айслер, выстроенные таким образом гендерные отношения – самые фундаментальные из всех человеческих отношений.
Авторитет мужской силы, право силы, утвердившееся в гендерных отношениях, превращается в основание всех известных человечеству авторитарных режимов – власти вождей рода, «отцов» народов, монархов, диктаторов. И пока гендерное неравенство сохраняется, существует и потенциальная возможность существования власти авторитарного типа.
Обязательной частью рационализации картины мира является содержательное изменение отношений между мужчиной и женщиной, которые постепенно превращаются из отношений господства подчинения в отношения взаимной ответственности или «сознающей свою ответственность любви» (М. Вебер). И выстраиваются уже не по принципу взаимодополняемости, а по принципу взаимозаменяемости. Эти процессы в конечном счете привели к вызреванию в западноевропейском обществе новых демократических ценностей, пронизанных идеей прав человека, включая права женщин.