Периоды истории российского психоанализа

ПСИХОАНАЛИЗ

Австрийский психолог и психиатр Зигмунд Фрейд (1856–1939)является одним из тех ученых, кто во многом повлиял на все дальнейшее развитие современной психологии.

З. Фрейд назвал свое учение психоанализом по имени метода, разработанного им для диагностики и лечения неврозов. Второе название – глубинная психология – это направление получило по своему предмету исследования, так как концентрировало свое внимание на изучении глубинных структур психики.

В годы учебы в Венском университете Фрейд работал в физиологической лаборатории доктора Э. Крюке. Эта работа во многом определила уверенность Фрейда в роли биологических основ психики, его внимание к сексуальным и физиологическим параметрам, определяющим бессознательные мотивы человека. Впервые Фрейд заговорил о психоанализе в 1896 г., а через год он начал проводить систематические самонаблюдения, которые фиксировал в дневниках до конца жизни. В 1900 г. появилась его книга «Толкование сновидений»,в которой он впервые опубликовал важнейшие положения своей концепции, дополненные в следующей книге «Психопатология обыденной жизни».

Изучение роли сексуальных переживаний и детских психических травм в формировании характера дало толчок развитию новых направлений исследований, в частности сексологии. В качестве силы, движущей душевной жизнью, Фрейд выдвинул могучее сексуальное начало – либидо. Мысль о том, что странности в поведении могут иметь сексуальные основания, возникла у неврологов до Фрейда. Об этом он услышал, будучи в Париже, от Шарко. Но признать роль полового влечения в неврозе еще не значило отказаться от физиологического объяснения. Фрейд вслед за Брейером считал поначалу, что все дело в нарушении баланса нервной энергии.

Фрейд считал, что психика состоит из трех слоев – сознательного, предсознательного и бессознательного, – в которых и располагаются основные структуры личности. Содержание бессознательного, по мнению Фрейда, недоступно осознанию практически ни при каких условиях. Содержание предсознательного слоя может быть осознано человеком, хотя это и требует от него значительных усилий. В бессознательном слое располагается одна из структур личности – Ид, которая фактически является энергетической основой личности. В Ид содержатся врожденные бессознательные инстинкты. Существуют два основных врожденных бессознательных инстинкта – инстинкт жизни и инстинкт смерти.

С точки зрения Фрейда, инстинкты являются каналами, по которым проходит энергия, формирующая нашу деятельность. Либидо, о котором так много писали и сам Фрейд и его ученики, и является той специфической энергией, которая связана с инстинктом жизни. Энергии, связанной с инстинктом смерти и агрессии, Фрейд не дал собственного имени. Он также считал, что содержание бессознательного постоянно расширяется, так как те стремления и желания, которые человек не смог по тем или иным причинам реализовать в своей деятельности, вытесняются им в бессознательное.

Вторая структура личности – Эго, по мнению Фрейда, также является врожденной и располагается как в сознательном слое, так и в предсознании. Таким образом, мы всегда можем осознать свое Я. Если содержание Ид расширяется, то содержание Эго, наоборот, сужается, так как ребенок рождается, по выражению Фрейда, с «океаническим чувством Я», включая в себя весь окружающий мир. Третья структура личности – СуперЭго – не врожденная; она формируется в процессе жизни.

Ревизованный психоанализ-—это психоанализ без родового, бессознательного. Это половина оригинальной фрейдовской теории — врожденные психические влечения и воспоминания, оторванные от их источника в первобытном человеке. Словно черенок, прививает он защитные функции и вторичные процессы «я» к теории инстинктов Фрейда. Тем не менее и ревизованный психоанализ продолжает быть фрейдизмом и остается господствующим вариантом классической теории в США.

К числу ведущих теоретиков ревизованного психоанализа относятся: в Америке – Франц Александер, Карл Меннингер, Абрам Кардинер, а в Европе – дочь Фрейда Анна Фрейд (Англия) и Хайнц Гартман (Германия). Ограничимся обзором концепций двух последних авторов. Обе ревизии касаются так называемых вторичных функций Эго. Обе приведут позднее к реформации психоанализа.

38. Сучасна его-психологія і неофрейдізм.

Новым направлением, представители которого, усвоив основные схемы и ориентации ортодоксального психоанализа, пересмотрели базовую для него категорию мотивации, стал неофрейдизм. При этом решающая роль придавалась влиянию социокультурнон среды. В свое время Адлер стремился объяснить бессознательные комплексы личности социальными факторами. Намеченный им подход был развит группой исследователей, которых принято называть неофрейдистами. То, что Фрейд относил за счет биологии организма, заложенных в нем влечений, неофрейдисты объясняли адаптацией индивида к исторически сложившейся культуре. Эти выводы базировались на большом антропологическом материале, собранном при изучении нравов и обычаев племен, далеких oт западной цивилизации.

Одним из лидеров неофрейдизма была Карен Хорни (1885- 1953). В своей теории, на которую она опиралась в психоаналитической практике, Хорни доказывала, что все конфликты, возникающие в детстве, порождаются отношениями ребенка с родителями. Именно из-за характера этих отношений у него возникает базальное чувство тревоги, отражающее беспомощность ребенка в потенциально враждебном мире. Невроз есть не что иное как реакция на тревожность, описанные же Фрейдом извращения и агрессивные тенденции являются не причиной невроза, а его результатом. Невротическая мотивация приобретает три направления: движение к людям как потребность в любви, движение от людей как потребность в независимости и движение против людей как потребность но власти (порождающая ненависть, протест и агрессию).

Э. Фромм разрабатывал проблему счастья человека, возможностей его достижения, дал анализ двух основных способов существования - обладания и бытия. Центральной проблемой является проблема идеала и реальности в конкретной жизни человека. По Фромму, человек осознает себя как особое существо, отделенное от природы и других людей, своего физического тела и лиц другого пола, то есть осознает свою совершенную отчужденность и одиночество, что составляет основную проблему человеческого существоваиня. В качестве единственного ответа на проблемы человеческого существования Фромм называет любовь, как 'конечную и реальную потребность каждого человеческого существа'. Пути удовлетворения этой основной потребности и выражается в двух основных способов существования. Стремление иметь Потребительское общество, невозможность удовлетворить всё возрастающие потребности человека в потреблении. Разделение обладания на экзистенциальное (не противоречащее ориентации на бытие) и характерологическое, выражающее направленность на обладание.

Гарри Салливен не получил специального психоаналитического образования и не принял фрейдовскую терминологию. Он выработал свою собственную систему и терминологию. Тем не менее его концептуальная схема повторяет в общих чертах реформированный психоанализ Хорни и Фромма.

Свою теорию Салливен назвал "интерперсональной теорией психиатрии". В ее основе лежат три принципа, заимствованные из биологии: принцип коммунального (общественного) существования, принцип функциональной активности и принцип организации. При этом Салливен модифицирует и соединяет в своей концепции два наиболее распространенных в США психологических направления - психоанализ и бихевиоризм.

Эрик Эриксон: Эго-психология.А.Фрейд и норвежский психоаналитик Э. Эриксон являются основателями концепции, которая получила название "эгопсихология". Согласно этой концепции главной частью структуры личности является не бессознательное Ид, как у З.Фрейда, а ее сознаваемая часть Эго, которая стремится к сохранению своей цельности и индивидуальности. В теории Э.Эриксона (1902-1994) не только пересматривается позиция Фрейда в отношении иерархии структур личности, но и существенно изменяется понимание роли среды, культуры, социального окружения ребенка, которые, с точки зрения Эриксона, имеют огромное значение для развития. Эриксон считал, что развитие личности продолжается всю жизнь, a не только первые шесть лет, как полагал Фрейд. Влияет на этот процесс не только узкий круг людей, как считал традиционный психоанализ, но и общество в целом. Сам этот процесс Эриксон называл формированием идентичности, подчеркивая важность сохранения и поддержания личности, цельности Эго, которое является главным фактором устойчивости к неврозам. Он выделил восемь основных этапов развития идентичности, в течение которых ребенок переходит от одной стадии осознания себя к другой, причем каждая стадия дает возможность для формирования противоположных качеств и черт характера, которые осознает в себе человек и с которыми он себя идентифицирует.

39. Розвиток психоаналізу в Росії.

В 1904 году в России появились первые упоминания о Фройдовском труде «Толкование сновидений» (З. Фройд 1899г) в виде краткого изложения его идей. Но имя З.Фройда было известно с 1884 г. в области медицины, о чем нам говорят публикации в журнале «Врач» написанной Л. О. Даркшевичем. Итак в то время как в России в 1904 году публиковали статьи Фройда, во многих странах мира о психоанализе никто даже не слышал. За последующие 10 лет, до 1914 года в России публикуется много Фройдовских работ, а так же работ его единомышленников. Потом началась первая мировая война. После войны, в 20-е годы в России активно переводятся и публикуются психоаналитические труды зарубежных специалистов. Переводятся почти все работы Фройда. Ни в одной другой стране мира того времени работам Фройда такое внимание не уделялось. Открывается Государственный Психоаналитический Институт. Россия развивалась в этом направлении очень интенсивно и являлась весьма плодотворной почвой для этой науки. Так и продолжалось почти до 30-х годов.
А потом так же как и психология, психоанализ признается «буржуазной идеологией». В то время шла идеологическая война против всего буржуазного, то есть не отечественного. А психоанализ нес сильную угрозу разоблачения заговоров политической верхушки. Все это в совокупности практически искоренило психоанализ как науку в России и сделало перспективы развития отечественного психоанализа весьма туманными а драматичными. Такие гонения и репрессии продолжались около 60 лет. И психоаналитические труды находились «за семью печатями».
Примерно в середине 80-х годов психоанализ во главе с Фройдом «возвращается» в Россию. Переиздаются Фройдовские работы, но цензура его переводов сохраняется. В конце 80-х гг. давление грядущей демократии стало достаточно сильным, чтобы дать «свободу слова » психоаналитической литературе и психоанализу вообще.
В 1990 году создается Российская Психоаналитическая Ассоциация. С 1991 года начал издаваться журнал «Российский психоаналитический вестник». Открывается Институт психоанализа в Петербурге. Публикуются статьи и психоанализ в России начинает «выходить из комы».

В целом история российского психоанализа может быть представлена в виде семи основных периодов, в совокупности охватывающих временной интервал около 100 лет – с начала XX в. вплоть до настоящего времени.

Периоды истории российского психоанализа

  1. Просветительский 1904-1910 гг.
  2. Адаптационный 1910-1914
  3. Дезинтеграционный 1914-1922
  4. Институциональный 1922-1932
  5. Латентный 1932-1956
  6. Билатеральный 1956-1989
  7. Интеграционный 1989-по н/время

1. Просветительский период (1904-1910)характеризуется тем, что проникновение и распространение идей З.Фрейда в России носило преимущественно просветительский характер. Начальной точкой психоаналитического просвещения и распространения психоанализа в России можно считать 1904 г., когда в Санкт-Петербурге вышла работа З.Фрейда «О сновидениях».

Наиболее существенную роль в распространении, популяризации и экспериментальной проверке психоаналитических идей в данный период сыграли психиатры, в общем оперативно и адекватно оценившие содержание, возможности и перспективы теоретического, прикладного и клинического психоанализа.

2. Адаптационный период (1910-1914)характеризуется распространением и адаптацией психоаналитических знаний в профессиональной среде, установлением связей с европейскими психоаналитиками, созданием первых психоаналитически ориентированных оргструктур, проверкой и развитием психоаналитических идей, методов, методики и техники, а также использованием психоанализа в качестве нового способа психотерапии.

В рассматриваемый период более чем, в предшествующий, проявилось противоречие между способностью профессионалов к естественной адаптации идей З.Фрейда и его европейских последователей и несовпадением этих идей с общекультурным российским контекстом и духовной атмосферой страны.

Тем не менее в 1910-1914 гг. в Москве стал издаваться журнал «Психотерапия. Обозрение вопросов психического лечения и прикладной психологии». Заметными вехами даного периода стали: вступление группы россиян в Венское психоаналитическое общество (1911; М.В.Вульф, Д Л.М.рознес, Т.К.Розенталь, С.Н.Шпильрейн); начало издания в Москве серии книг «Психотерапевтическая библиотека» (Н.Е.Осипов, О.Б.Фельцман), в которой были опубликованы труды З.Фрейда и его последователей (1911); вступление Н.А.Вырубова в Общество индивидуальной психологии А.Адлера (1912). Рассматриваемый период завершился с началом первой мировой войны, минимизировавшей естественное развитие российского психоанализа.

3. Дезинтеграционный период (1914-1922)характеризуется распадом психоаналитически ориентированных структур и связей, фактическим прекращением групповой психоаналитической активности, исследовательской и издательской деятельности вследствие первой мировой и гражданской войн. Однако психоаналитически ориентированные психиатры и психотерапевты активно практиковали психоаналитическую терапию в полевых (фронтовых) условиях и в различных городских клиниках. За рубежом в это время работали выходцы из России (Андреас-Саломе Л., Каплан М., Шпильрейн С., Эйтингон М. и др.).

Завершение этого периода началось с организации Ермаковым И.Д. (1921) кружка по изучению психологии художественного творчества психоаналитическим методом (Ермаков И.Д., Бернштейн А.Н., Вульф М.В., Габричевский А.Г., Сидоров А.Н., Шмидт О.Ю. и др.), фактически ставшего ядром будущего Русского психоаналитического общества.

4. Институциональный период (1922-1932) характеризуется созданием, функционированием и институционализацией официально санкционированных психоаналитических организаций и групп, активной научно-исследовательской деятельностью, распространением практики психоаналитической терапии, массовым изданием психоаналитической литературы, подготовкой кадров психоаналитиков, широким обсуждением различных достоинств и недостатков классического и реформистского психоанализа, активными и представительными контактами с зарубежными психоаналитическими центрами.

Существенными вехами данного периода стали: открытие в 1921 г. при московском Государственном психоневрологическом институте (А.Н.Бернштейн и др.) Детского дома-лаборатории (И.Д.Ермаков и др.), в котором осуществлялись систематические работы по детскому психоанализу; регулярное использование психоанализа в лечебных целях (В.Н.Мясищев и др.) в психотерапевтической лаборатории Института по изучению мозга и психической деятельности (Петроград, В.М.Бехтерев и др.); издание (с 1922 г., Москва-Петербург) «Психологической и психоаналитической библиотеки» (И.Д.Ермаков, М.В.Вульф, О.Ю.Шмидт и др.),

В 1922 г. в нашей стране было организовано Русское психоаналитическое общество (РПСАО). Расцвет и институционализация психоанализа в Советской России стали одним из удивительных фактов ее истории, поскольку происходили они во время крупномасштабных идеологических и политических репрессий, включавших в себя и такие беспрецедентные акции, как принудительная массовая высылка из страны (1922 г.) лидеров философской, социологической и психологической мысли. Она была осуществлена по личному распоряжению В.И.Ленина

Вскоре и психоанализ стал одной из первых репрессированных наук.

Заметными событиями в завершающей фазе институционального периода были: декларативная попытка синтеза психоанализа и «философии общего дела» Н.Ф.Федорова (А.К.Горский и др.), создание психоаналитически ориентированного Русского психиатрического кружка в Праге (1925, Н.Е.Осипов и др.), публикация Б.П.Вышеславцевым (1931) теории ненормативной этики сублимации эроса - своеобразной этики творчества.

Насильственное прекращение психоаналитической деятельности в Советской России в решающей мере обусловило природу и сущность следующего периода истории российского психоанализа.

5. Латентный период (1932-1956)формально характеризуется прекращением всех видов психоаналитически ориентированной деятельности, дискретностью российской психоаналитической традиции при фактически скрытном их существовании в деформированных, в том числе и в нелегальных, формах, активной деятельностью российских психоаналитиков за рубежом (Л.Г.Андреас-Саломе, М.В.Вульф, Ф.Н.Досужков, Н.Е.Осипов и др.).

В силу известных модальностей социальной жизни этот период истории российского психоанализа почти не документирован и наименее изучен. В условиях экстремальной исторической ситуации интерес к психоаналитическим идеям был сохранен, они изучались по работам З.Фрейда и других психоаналитиков, изданным в 20-е годы. Некоторая часть психоаналитически ориентированных специалистов практиковала психоаналитическую терапию. Указанные и другие свидетельства дают некоторые основания полагать, что в стране в 30-60-е годы ХХ в. все же осуществлялась определенная психоаналитическая деятельность, изучение которой является одной из наиболее актуальных и трудных задач, стоящих перед специалистами по истории российского психоанализа.

6. Билатеральный период (1956-1989) характеризуется двусторонностью развития российского психоанализа, обусловленной двойственностью инициированной и поощряемой властями идеологической борьбы. В ходе борьбы наряду с ситуативной гиперкритикой психоанализа профессионалы и общественность фактически получали всестороннюю информацию об идеях, проблемах, концепциях, течениях, школах, направлениях и публикациях практически по всему диапазону проблем психоанализа и постфрейдизма, в ряде случаев были попытки адаптировать их к реалиям советской научной жизни и психотерапевтической практики.

В 60-90-е годы публиковались монографии, брошюры, статьи, были защищены диссертации, проведены различные конференции по проблемам психоанализа, но при этом произведения З.Фрейда и лидеров современного психоанализа в открытой печати не публиковались. Фактическим источником информации о классическом и современном психоанализе и разнообразных исследованиях проблем психоаналитического класса стали труды ряда отечественных философов, социологов, психологов, медиков и т.д.(5).

Значительное расширение и углубление исследований произошло в начале 60-х годов ХХ в., вскоре после введения преподавания философии во всех вузах страны.

Существенными моментами билатерального периода явились: публикация монографий по проблеме бессознательного, публикация цикла работ по истории психологии, перевод и публикация работ зарубежных авторов по проблемам психоанализа.

Итогами билатерального периода стали: обусловленный преимущественно вторичными источниками относительно высокий уровень информированности о фундаментальных и актуальных проблемах классического и современного психоанализа и непреднамеренное создание дисперсионной психоаналитической среды. Эти факторы в значительной мере предопределили формирование и развитие современной психоаналитической ситуации в России.

7. Интеграционный период (1989 по настоящее время) – характеризуется оперативным созданием и объединением различных психоаналитически ориентированных элементов и сил, организацией специализированных психоаналитических изданий и издательств, созданием и институционализацией разнообразных психоаналитических оргструктур, открытием психоаналитических институтов, факультетов, курсов и школ, обеспечивающих массовую подготовку профессиональных психоаналитиков и психоаналитическую подготовку специалистов в пограничных областях, представительным применением всей гаммы современной психоаналитической терапии, установлением широких международных контактов и возвращением России в мировое психоаналитическое сообщество.

Символическим началом интеграционного периода стали публикации работ З.Фрейда после почти 60-летнего перерыва (1989; А.И Белкин., М.Г.Ярошевский и др.), фактически снявшие табу с издания психоаналитической литературы.

Наиболее существенными моментами рассматриваемого периода являются: создание Российской психоаналитической ассоциации 1990. С 1995 г. – Русское психоаналитическое общество; включение РПО в структуру Международной психоаналитической ассоциации (1991); создание секции психологов-психоаналитиков Ассоциации психологов-практиков 1988; организация и деятельность Восточно-Европейского института психоанализа 1991. Информационного центра психоаналитической культуры. Института психоанализа , Московского психоаналитического общества, создание и функционирование обучающих программ и различных курсов по теории психоанализа и психоаналитической терапии.

Значительными событиями интеграционного периода стали перевод и издание массовыми тиражами работ классиков, лидеров и специалистов по современному психоанализу и публикация ряда монографий современных отечественных авторов по различным проблемам психоанализа.

История и содержание российского психоанализа в его многообразии и единстве позволяет считать, что на всех этапах своего столетнего развития российский теоретический, прикладной и клинический психоанализ был и остается неотъемлемым элементом мировой гуманитарной культуры и социальной мысли, действенным средством соответствующей помощи и духовной поддержки людей.

Наши рекомендации