В историко-антропологической ретроспективе

Главная цель любого учебного пособия – это усвоение учащимися некоего набора позитивного материала, без которого невозможно понимание предмета данной науки. Но существует еще более важная цель – вызвать у студента интерес к истории фармации, желание самому покопаться в источниках, полистать труды выдающихся представителей науки. Самая прекрасная мечта преподавателей, пока еще плохо реализуемая на практике, – это сомневающийся ученик, пытающийся самостоятельно добраться до истины, но при этом отталкивающийся от знаний, полученных от преподавателя или из учебника.

Обычно, когда преподаватели в первый раз входят в аудиторию к студентам и начинают излагать свой предмет, они начинают с того, что рассказывают, насколько важна их наука для будущей работы специалиста. Одни уверяют, что без умения применять современные количественные и качественные методы анализа провизор не сможет решать производственные задачи, другие – что без знания психологии или социологии нельзя будет управлять коллективом, третьи обоснованно доказывают, что самой главной дисциплиной для аптечного работника является учет и отчетность. Преподавателям истории фармации и фармацевтического менеджмента невозможно этим похвастаться. Нельзя же в самом деле уверять студента в том, что, если он не будет знать систему организации аптечного дела в арабских халифатах или организационную структуру Аптекарского приказа времен Ивана Грозного, он не сможет эффективно трудиться в современной фармацевтической фирме.

Предмет истории фармации и фармацевтического менеджмента относится к тому циклу дисциплин, которые имеют скорее просветительский, чем практический, прикладной интерес. Главная задача предмета – это расширение кругозора студентов, формирование общей экономической культуры молодого поколения. И хотя на первый взгляд наш предмет совершенно бесполезен, интерес к истории фармации и фармацевтического менеджмента никогда не гаснет среди студентов и специалистов.

Предмет истории фармации – изучение эволюционного развития способов изобретения и производства лекарственных средств, сменяющих друг друга на протяжении веков.

Термин фармация представляет собой международную кальку греческого слова pharmakeia, происходящего, в свою очередь, от pharmakon — лекарство. Так называют отрасль научных знаний и практической деятельности, решающую вопросы получения, обработки, изготовления, хранения и отпуска лекарственных средств их потребителям, пациентам. Как видно, перед нами вечная и закономерная часть медицины и соответственно культуры любого человеческого сообщества. Причем отрасль, относящаяся к решающей, действенно-практической стадии медицинской помощи в преодолении болезни или же поддержания здоровья человеческого организма. Без лекарственного препарата лечебное воздействие на страдающий организм невозможно в абсолютном большинстве случаев (даже если порой препарат отчасти или преимущественно представляет собой плацебо).

Аптека, где концентрируются лекарственные препараты, вещественные аксессуары терапевтических и хирургических технологий, всегда и везде составляла неотъемлемый атрибут врачевателя, обязательную часть больницы. От сумки, в которой шаман хранил целебные коренья и травы, до современного аптечного терминала, фармакологической лаборатории пролегли многие тысячелетия культурного развития всего человечества.

Общечеловеческие тенденции и регионально-хронологические особенности в организации лекарственной помощи страждущим телесно и душевно всегда прихотливо сочетались друг с другом. Любое лекарство, будучи открыто среди людей того или иного рода-племени, рано или поздно становится международным достоянием; его соавторами и пользователями выступают представители самых разных цивилизаций. Поэтому в истории фармацевтического дела региональные, национальные традиции сочетаются с интернациональным опытом, а в последние десятилетия — с небывалой в прошлом глобализацией лекарственной индустрии и торговли.

Изучение истории фармации — важный этап в процессе подготовки современного провизора. Нельзя забывать, что настоящее — всё то, чем сегодня владеет человечество — является закономерным наследием прошедшего времени. Все ныне накопленные знания и умения медленно и постепенно подготавливались трудом предыдущих поколений. Каждое из них неминуемо уходит в историю и предполагает уважительное, понимающее внимание к себе со стороны своих культурных, интеллектуальных наследников.

Разумеется, в истории фармацевтической науки и практики сегодняшняя стадия поглощает и вытесняет предыдущие. Это в искусстве шедевры художников прошлых веков, или же в религии заповеди былых пророков живут и процветают до сего дня. А в точном знании, каковы медицина и фармация, исторический опыт сам по себе интересует только узкий круг специалистов-историков, историографов. Наивно полагать, будто в далеком прошлом ещё таятся какие-то незаменимые секреты врачевания, чудесные рецепты для исцеления сегодняшних недугов человечества. Практически всё, что сохраняет свою актуальность, из врачебного опыта разных стран, народов и эпох уже использовано учеными-фармакологами при разработке действующих лекарственных препаратов. Творческая мысль фармацевтов устремлена в будущее. Только там возможны действительные открытия, которые позволят преодолеть старые и новые заболевания. Ссылки на магические тайны восточной, народной, вообще древней медицины сегодня — не более чем рекламный прием для завлечения доверчивых покупателей экзотических снадобий. Иногда полезный, иногда безобидный, иногда опасный для их здоровья.

Тем не менее изучение прошлого своей специальности, ее исторических истоков и этапов, культурных форм и национальных традиций столь же полезно для будущих провизоров, как и для любых других специалистов с университетским образованием. С известной долей условности можно разграничить несколько взаимосвязанных задач данного учебного курса:

· мировоззренческая (закрепление и обогащение общих представлений специалиста об истории и культуре человечества, о вкладе разных народов в прогресс цивилизации — на материале своей собственной профессии, фактов и выводов из ее длительной эволюции);

· методологическая (осознание разницы между истиной и заблуждением в познании и на практике, между наукой и лженаукой; их сложных отношений в прошлом и настоящем);

· социально-психологическая (использование исторических данных при организации рекламы, вообще позиционирования аптечных товаров, услуг; декоративном оформлении материальных атрибутов провизорской деятельности);

· педагогическая (апелляции к историческому опыту ради усиления мотивации профессионального отбора абитуриентов, учебы на фармацевтических факультетах, труда работников аптечных учреждений);

· практически-организационная (даже самые отдаленные традиции того, как люди воспринимали болезнь и выбирали средства от нее, какими путями стремились предотвратить заболевание, как общество относилось к аптекарям и т.п. моменты фармацевтической психологии и социологии так или иначе влияют на организацию аптечного дела в современных условиях).

Для чего мы изучаем историю фармации?

Во-первых, это просто интересно (тому, кто интересуется фармацией или вообще чем-либо интересуется). История расширяет кругозор провизора - профессионала, делает его более культурным, интеллигентным и интересным человеком.

Во-вторых, исторические факты, хорошо изученные, систематизированные и проанализированные, могут стать основанием для создания новых теорий и предположений.

Конечная цель курса истории фармации — формирование у менеджеров лекарственного рынка чувства уверенности в решении проблем во многом неопределенного будущего, в том числе и благодаря обогащению своих познаний о прошлом своей специальности. Кое-кто посчитает, что историческая литература не относится к числу приоритетов у менеджеров. Легендарный автомобилестроитель и финансист Генри Форд (1863–1941), например, полагал, что история — это «в большей или меньшей степени чепуха». Точнее, для него «нет такой идеи, которая была бы хороша только потому, что она стара, или плоха потому, что она новая; но, если старая идея оправдала себя, то это веское свидетельство в ее пользу. … Задача в том, чтобы реализовать ее на практике» [1][1]. А вот философ Джордж Сантаяна (1863–1952) думал иначе: «Тот, кто не помнит прошлого, обречён повторить это прошлое ещё раз». Точнее всего по данному вопросу высказался английский публицист Эдмунд Бёрк (1729–1797): «Почему мы должны оглядываться в прошлое для того, чтобы подготовиться к будущему? Да потому, что больше некуда смотреть» [2][2].

Предлагаемая авторами настоящего пособия методика изучения всемирной истории фармации предполагает последовательное знакомство студентов с отдельными разделами этой книги. Каждый из них посвящен важнейшему этапу развития одной из основных цивилизаций человечества. После сжатого очерка общих особенностей и этапов развития этой цивилизации дается представление о присущей ей медицине и, в особенности, фармации. Учитывая наличие учебников и пособий по истории медицины, как и то, что наше пособие предназначено прежде всего для студентов фармацевтических вузов и факультетов, сведения о различных отделах медицинской науки и практики рассматриваются, как правило, лишь в связи с их лекарственным обеспечением, аптечной стороной. Конечно, историю фармации невозможно отделить от истории остальной медицины полностью, однако в существующих пособиях этого профиля фармацевтические аспекты чаще всего оказываются в тени. Особое внимание нами уделяется растительному и прочему естественному сырью для приготовления лекарственных препаратов — ведь в древности, до изобретения химического синтеза, оно служило основным ресурсом аптечного дела.

Аптечная торговля и технология приготовления соответствующих снадобий связана не только с оздоровительными процедурами и лечением болезней, но и с разного рода косметическими процедурами (с кожей, волосами, чертами лица и т.д.). Фармация служила и служит не только медицине, но и эстетике, моде на тот или иной тип внешности. А это ведь не просто прихоть, но важный момент внешней культуры личности и общества. Гигиеническая и эстетическая составляющие фармации прослеживаются в настоящем пособии, когда это позволяют исторические источники.

По каждой теме приводится довольно подробный список дополнительной литературы, как научно-академической, так и научно-популярной. Во-первых, для того, чтобы отразить источники заимствованной авторами для цитирования, пересказа и анализа информации; а во-вторых, чтобы поддержать любознательных студентов в их дальнейшей работе над историей своей специальности и своим умственным кругозором вообще. Основные разделы каждой темы озаглавлены жирным шрифтом, а базовые понятия и определения выделены в тексте пособия курсивом. После каждого раздела даны вопросы для повторения темы — попытавшись ответить на них, студент лучше усвоит и запомнит учебный материал.

Фармация имеет длительную и очень интересную историю. Лекарственная терапия прошла долгий и сложный путь — от красочного, но на поверку примитивного тотемизма (культа растений и животных) до генной инженерии, биотехнологии и комплексной трансплантологии. Без изучения этой истории невозможно оценить размах современной фармацевтической науки и технологии по созданию новых, качественно более эффективных лекарственных средств. Тех, которые позволят, наконец, справиться с наиболее опасными заболеваниями, как традиционными (онкологией, ишемией, диабетом и т.п.), так и новоявленными (аллергией, СПИДом, атипичной пневмонией, вирусом птичьего гриппа и т.п.); на порядок продлить средний возраст жизни людей (перевалив по этому показателю 100-летний порог); повысить не только продолжительность, но и психосоматическое качество жизни человека на всех возрастных этапах его биографии.

Намеченная перспектива дальнейшего оздоровления человечества вовсе не означает искомой средневековыми алхимиками панацеи — мифического средства от всех болезней сразу. Всякий прогресс содержит оборотную сторону; решая одни противоречия свой жизни, люди неминуемо осложняют другие ее же стороны. Так, существенное продление среднего возраста жизни в развитых странах привело к невиданному взлету тех заболеваний (болезни Паркинсона, Альцгеймера и т.п.), до которых большинство людей в прежние эпохи просто не доживало. Постарение европейского населения создает социальную проблему — скоро каждый трудоспособный гражданин будет обеспечивать средства к жизни сразу нескольких пенсионеров. Однако путь решения такого рода осложнений пролегает вовсе не назад, в якобы более светлое и экологические чистое прошлое, не в сторону от магистрали развития науки и техники, а лишь параллельно с их дальнейшим усовершенствованием. Поэтому авторы настоящего пособия не склонны идеализировать прошлое аптечного дела (что ведет к реакционному романтизму в исследованиях) и будущее (что ведет к беспочвенному прожектерству), а стараются показать его читателям конкретно-исторически.

В существующих учебниках по истории медицины и здравоохранения в целом все этапы их развития обычно рассматриваются актуалистически, т.е. под углом зрения сегодняшнего дня. В минувшие эпохи, у разных народов выискивается только то, что приближалось к теории и методам современной медицины; такие лекарства, инструменты и способы лечения, которые представляли собой шаги по направлению к научному естествознанию и индустриальной технике. Весь остальной культурный контекст лекарственного врачевания, а именно магический, религиозный, эстетический и прочий, зачисляется историками медицины в суеверия и упоминается в лучшем случае мельком. Например, из такого влиятельного и огромного (полуторатысячелетнего) периода западноевропейской истории, как Средневековье, обычно затрагивается лишь Салернская школа (в 1213 г. преобразованная в университет) — потому, что это был первый и долгое время единственный на всю Европу центр светской медицины. А о народной, языческой, а затем и церковно-монастырской медицине и фармации нынешним студентам по сути дела ничего не известно [3][3]. Между тем и языческие, и христианские традиции отношения к болезни и больным, лекарству и аптеке до сих пор влияют на поведение и пациентов, и медиков, даже получивших естественнонаучное образование.

История фармации представляет собой комплексную, междисциплинарную область науки и педагогики. Она посвящена развитию лекарственной помощи и формированию фармацевтических знаний на различных этапах общественной жизни и культуры. В центре внимания каждого, кто изучает историю, всегда стоит человек и его дела. Однако любая личность так или иначе проявляет себя только в рамках социума, куда она входит. Индивидуальная инициатива обычно опирается на культурную традицию; оригинальность взглядов и замыслов культурных героев, сочетается с общенародным менталитетом. Рассматривая предпосылки, вехи эволюции той или иной науки и практики, мы должны осознать диалектику общечеловеческого и национально-специфического; вечного и преходящего; музейного и актуального сегодня компонентов исторического наследия.

Выдающийся художник русского слова Борис Леонидович Пастернак заявлял: «Дайте человеку творчески изменяться в веках, и города, государства, боги, искусства появятся сами собой, как следствие, с той естественностью, с которой зреют плоды на фруктовом дереве». Отсюда, по его мнению, «историография — это опись урожая, ведомость последствий, учетная книга жизненных достижений» [4][4]. Обогащение от эпохи к эпохе арсенала лекарственных средств, способов борьбы с болезнями составляет едва ли не самые волнующие, благородные страницы в энциклопедиях науки и культуры. Вместе с тем ретроспектива медицины и фармации не должна замалчивать и моменты ошибок, заблуждений, когда страшные заболевания или экологические катастрофы, вопреки всем усилиям врачевателей, губили миллионы людей. А знахари и астрологи без всякой пользы морочили головы своим пациентам, а то и усугубляли их страдания. Деградация и гибель множества локальных культур человечества явно имела эпидемиологическое основание (или слагаемое).

Историю фармации можно условно разделить на три составляющие: всеобщую, частную и корпоративную.

Всеобщую историю фармации образует вся совокупность знаний по лекарствоведению, которые накоплены за историю человечества, всеми народами мира, представителями разных цивилизаций. В таком ракурсе перед нами закономерная, но относительная часть истории мировой медицины и некоторых других разделов культуры.

Частная (специальная) история фармации связана с развития отдельных дисциплин, естественнонаучных, медицинских и технических, ее составляющих. В этом плане история фармации тесно связана с историей отдельных отраслей медицины и фармации (терапии, хирургии, психиатрии, педиатрии; санитарии и гигиены; технологии приготовления лекарств, фармакогнозии, фармакологии и т.д.); с развитием физики, химии, биологии; инженерной технологии. То большее, то меньшее влияние на фармацию оказывали и более обширные области культуры — такие, как экономика, финансы, политика, религия, другая идеология. Они составляли внешние условия лекарственной помощи пациентам; так или иначе предопределяли формы и способы оказания такой помощи разным слоям населения, в разных регионах их проживания.

Корпоративная история в области фармации — это «биография» отдельной фирмы, коллектива аптеки, любой другой организации, занятой на рынке лекарств и медицинских услуг вообще. Помимо общекультурного интереса к страницам коллективного прошлого, исторические данные (год создания, личность основателя и т.д.) вполне успешно «конвертируются» на практике — они активно и по праву используются в действующих рекламных слоганах, присутствуют на торговых марках аптечных учреждений, в дизайне их офисов и прочих помещений.

Источники изучения истории фармации разнообразны и взаимно дополняют друг друга. К ним принадлежат:

· письменные — сохранившиеся в архивах и библиотеках рукописи, печатные труды фармацевтов и химиков, священнослужителей и врачей, историков и философов, посвященные тем или иным способам оздоровляющего воздействия на организм человека, рецептам изготовления лекарств, описаниям болезней и эпидемий, путям их преодоления и профилактики;

· вещественные — археологические, архитектурные памятники, так или иначе относящиеся к лечебно-аптечному делу; отдельные артефакты, связанные с врачеванием (инструменты, иное врачебное, химическое оборудование); а также фармацевтическая символика на произведениях искусства, гербах, монетах, почтовых марках, фирменных логотипах и других материальных носителях;

· этнографические — обычаи, обряды, верования разных народов Земли, связанные с исцелением от болезней и поддержанием здоровья;

· аудиовизуальные — скульптуры, живописные полотна; затем в особенности фото-, кинодокументы, зафиксировавшие яркие, типичные моменты развития фармацевтической науки и практики.

Для изучения прошлого фармации используются данные различных наук: физической и культурной антропологии, археологии, истории, лингвистики, фольклористики, палеонтологии, географии, этнографии (этнологии), искусствоведения и целого ряда других.

Для преподавания истории любой отрасли практики, в том числе аптечного дела, важным подспорьем служат некоторые страницы мировой художественной литературы, образы других жанров искусства. Представляя фигуры фармацевтов и их пациентов в живой обстановке места и времени их работы и жизни, искусство превосходно иллюстрирует бесстрастные факты исторической науки. Поэтому в нашем пособии нередко цитируются такого рода художественные произведения.

История фармации тесно связана с историей управления (менеджмента). Ведь сколько-нибудь массовое, стабильное, гарантированное оказание врачебной помощи возможно лишь на основе профессионального планирования, централизованного руководства, контроля качества и постоянного совершенствования всех этих звеньев оборота лекарств и соответствующих им врачебных услуг. Из полукустарного промысла, каким аптечное дело оставалось в традиционных, архаичных обществах, фармация с началом индустриальной эпохи, Нового времени на Западе (ориентировочно XVII–XVIII вв.) превращается в прибыльную отрасль индустрии, важный сегмент рынка товаров и услуг. По оценкам современных экспертов, прибыль от торговли лекарствами превышает доходы от незаконного трафика наркотиков и прочих криминальных занятий.

Управление, в том числе в области фармации, имеет очень длинную предысторию и довольно короткую историю. Зафиксированные на глиняных табличках, датируемых III тыс. до н. э., сведения о коммерческих сделках и законах древнего Шумера доказывают существование там практики управления потоками товаров и услуг, включая оборот целебных веществ. Ныне вывод на международный рынок нового лекарственного препарата под силу только транснациональным консорциумам. Практически ни одно государство мира, даже самое богатейшее, не в состоянии в одиночку решить такую задачу. Организация эффективной рекламы, предпродажной подготовки, массированного сбыта лекарств превратилась в одну из лидирующих отраслей современного менеджмента.

Английский фармаколог Дж. Гаддэм подсчитал, что в XVII–XVIII вв. лекарственные препараты появлялись примерно с частотой, равной 5 новым лекарствам за 100 лет; в последнее десятилетие XIX в. — с частотой 1,6 препаратов в год; в середине XX в. — 2,7 ежегодно. Общее число новых лекарственных препаратов в первой половине XX века равно количеству лечащих средств за всю предшествующую историю медицины. С 1958 по 1970 гг. на фармацевтический рынок было предложено 476 новых лекарственных препаратов, т.е. их частота составила 36 единиц в год.

В настоящее же время в мире производится более 300 тысяч лекарственных препаратов. Правда, многие из них являются разновидностями какого-то одного основного соединения; кроме того, довольно часто одно и то же соединение выпускается под разными фирменными названиями. Сегодня известно более 5 миллионов различных соединений, из которых в отношении лекарственного, фармакологического действия исследовано лишь сравнительно небольшое количество. А открытие новых свойств давно известных лекарственных препаратов продолжается постоянно.

Чтобы достичь столь впечатляющих, хотя и противоречивых показателей, ученым, врачам, аптекарям и предпринимателям пришлось пройти длинный и сложный путь совместного труда. Происхождение фармации уходит далеко вглубь веков, поскольку человек в любые исторические времена подвергался различного рода заболеваниям и искал средства, способные исцелить их или, по меньшей мере, облегчить причиняемые ими страдания. Первоначально отбор лекарственных снадобий производился исходя из бытовых наблюдений, да бесконечных проб и ошибок. От них и зависел выбор тех или иных целебных веществ, знания о которых в дальнейшем передавались из поколения в поколение.

Среди характеристик, отличительных для Homo sapiens’ов, — наша склонность и способность лечить болезни, физические и психические, с помощью лекарств. Археологические данные указывают на то, что стремление смягчить бремя болезни, отвести ее угрозу такое же древнее, как поиск человечеством других инструментов и технологий. Подобно кремню, используемому в каменном веке для изготовления ножей и топоров, лекарства редко встречаются в природе в своей непосредственной, самой полезной (или приятной) форме. Так что их действующие ингредиенты надо было открыть, найти, собрать, обработать и соединить в медикаменты. Такого рода деятельность, известная уже на заре человечества, всё еще в фокусе фармацевтической практики. Иначе говоря, фармация была и есть искусством (а позднее — прикладной наукой и профессиональной практикой) приготовления важнейшего средства воздействия на организм — лекарств.

Современным фармацевтам стоит осознать решающую роль лекарств в истории человечества, его выживания в кризисные моменты своей эволюции; при переходе отдельных народов от дикости к цивилизации; в процессе качественного повышения уровня жизни людей. Как и другие продукты деятельности человеческого разума, лекарства используются для получения большего контроля над нашей жизнью, чтобы сделать ее лучше и дольше. От периода к периоду мировой истории понимание механизма действия лекарств менялось довольно радикально. Соответственно не оставался неизменным способ их применения (и злоупотребления ими же). Тем не менее, как часто бывает на пути от знания к практике, наши сведения о лекарствах — это нечто среднее между мифом и наукой, фольклором и продемонстрированным фактом, психотерапией и биохимией. Победные открытия в истории фармации сочетались с роковыми заблуждениями, вольно или невольно приносившими вред пациентам. Не только излечение застарелых недугов, но и наркомании разного типа — плод деятельности специалистов в области фармакологии. Так что первый из педагогических и юридических уроков при изучении истории фармации состоит в осознании повышенной ответственности провизора перед обществом, его законом и моралью.

Изучение развития идей и методов, касающихся лекарств, а также эволюции профессии их изготовителей и продавцов позволяет нынешним фармацевтам более убедительно представить значение своей работы для широкой публики. Полная мировая история того, как сложились и росли знания о лекарствах; какова была их связь с общим прогрессом медицины, коммерции, производственной технологии, формами быта и промышленности, взятыми вместе, позволяет составить реалистичное представление о месте и роли фармации в мировой цивилизации и составляющих ее отдельных национально-региональных культурах.

В истории фармации можно выделить два взаимосвязанных аспекта:

1) как концепция лекарства эволюционировала с течением времени;

2) как приготовление и продвижение лекарств стали самостоятельной профессией.

На протяжении истории человечества лекарства играли богатый спектр социальных ролей. Они сопутствовали научным открытиям; вдохновляли на творения художников слова, кисти, резца, музыкальных инструментов; опосредовали коммерческие сделки; использовались в политических интригах; помогали на поле брани и в дальних странствиях; а главное - они напрямую повлияли на повседневную жизнь миллионов людей. Такие лекарства, как хинин, инсулин, нитроглицерин, помогли выжить многим тысячам заболевшим, казалось бы, обреченным на преждевременную смерть; антибиотики и химиотерапевтические агенты продолжают спасать миллионы людей, не так уж давно, несколько десятков лет назад обреченных бы на мучительную кончину от страшных заболеваний. Разного рода медицинские снадобья не только продляли земные дни, отодвигали мрак смерти, но и облегчали, разнообразили саму жизнь; сообщали людскому существованию вкус и аромат и в будни, и в праздники, и при совершении разного рода ритуалов. Лекарство, таким образом, суть универсальный медиатор культуры. А изобретатели, изготовители, продавцы лечебных снадобий, т.е. все те, кого потом стали называть провизорами, — своего рода культурные герои (наравне с политическими вождями, военными стратегами, искусными художниками, техниками-изобретателями и тому подобными лидерами человечества). Отношение к врачу и провизору в том или ином социуме характерно для общего строя его культуры, ее места на шкале развития мировой цивилизации.

Все лекарства, напомним, стали действительно полезными, относительно безопасными и доступными с появлением аптеки. Формально говоря, аптека (от греч. apotheke — склад, кладовая) представляет собой место, помещение, учреждение для приготовления, хранения и отпуска лекарств и прочих медицинских товаров. В более общем же, культурологическом плане, аптекой именуется накопленный тем или иным сообществом арсенал лекарственных знаний и практических средств врачевания недугов. В этом смысле аптечная составляющая столь же важна для характеристики любой культуры, как ее религиозные, экономические, художественно-эстетические и прочие традиции.

Именно эффективное использование лекарственных препаратов и иных целительных методик стало содержанием отдельной профессии фармацевта, чей возраст можно определять по-разному. Если фармация как домашнее ремесло так же стара, как изготовление орудий из дерева, камня и кости, то фармацевтической практике как особому искусству или специализации исполнилось «всего» несколько тысяч лет. Фармация как профессия — ровесница древнейших цивилизаций Земли и спутница всех тех культур, которые шли им на смену по мере исторического прогресса человечества. Однако превратиться из достаточно шаблонизированного ремесла в наукоемкую практику, стоящую на уровне передовых биотехнологий и остальных достижений современной медицины, фармации удалось только в недавно истекшем XX столетии. Знакомство с основными историческими вехами развития фармацевтического дела должно помочь молодому пополнению профессиональной когорты провизоров укрепиться в своем жизненном выборе, повысить свое корпоративное самоуважение и, значит, трудиться в аптечном бизнесе с большей отдачей.

Профессор И.М. Раздорская, профессор С.П. Щавелёв.

10 ноября 2006 г.

I. Первобытная фармация:

Наши рекомендации