Техническое законодательство как основа деятельности по стандартизации и оценке соответствия
Все обращаемые на рынке товары должны соответствовать определенным нормам, правилам и характеристикам, обеспечивающим их безопасность для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества граждан. Для исполнения этих требований в нашей стране существует система технического регулирования и стандартизации выпускаемой на рынок продукции.
В настоящее время первостепенной задачей фармацевтического товароведения является получение знаний, навыков и методов обеспечения высокого качества товаров, что порождается одним из основных экономических законом рынка - стремлением покупателя приобрести товар наивысшего качества.
В настоящее время на формирование системы обеспечения качества, безопасности и эффективности фармацевтической продукции оказывает влияние процесс интеграции РФ со странами СНГ и мировым сообществом, требующий стандартизации и гармонизации систем качества разных стран.
Обеспечение требований, предъявляемых к товару, регламентируется Федеральным законом 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании».
В соответствии с ним на территории Российской Федерации действует процедура технического регулирования.
Техническое регулирование - правовое регулирование отношений в области управления, применения и исполнения обязательных и добровольных требований к продукции или совместно к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам (процессы проектирования, производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации). Основными понятиями данной процедуры является технический регламент и стандарт.
Согласно данному закону, техническое регулирование включает 3 главных элемента:
1) установление, применение и исполнение обязательных требований к продукции и процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;
2) установление и применение на добровольной основе требований к продукции и названным процессам;
3) правовое регулирование в области оценки соответствия.
Первый элемент реализуется через принятие и применение технических регламентов на фармацевтическую продукцию и процессы ее обращения; второй - через стандартизацию; третий - через оценку соответствия посредством процедур сертификации и декларирования соответствия, государственного контроля и надзора, аккредитации, испытаний (например, доклинических и клинических), регистрации.
Техническое регулирование осуществляется в соответствии с рядом принципов:
- независимость органов оценки соответствия качества, а также субъектов технического регулирования, в том числе финансовая (недопустимость внебюджетного финансирования государственного контроля за соблюдением технических регламентов), от изготовителей, исполнителей и приобретателей (покупателей и заказчиков);
- недопустимость совмещения одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию; соединения полномочий органа государственного контроля и органа по сертификации (принцип реализован приказом Госстандарта России от 08.04.02 г. № 84 «О разграничении осуществляемых ЦСМ Госстандарта России функций по государственному контролю и надзору и обязательному подтверждению соответствия»); ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации; применение единых правил установления требований к продукции и процессам ее обращения;
- единство правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия; системы и правил аккредитации; применения технических регламентов независимо от видов и особенностей сделок;
- соответствие технического регулирования уровню развития национальной экономики, материально-технической базы, науки и технологий.
Федеральные органы исполнительной власти (Минздрав РФ, Минмедпром) в сфере технического регулирования вправе издавать нормативные акты только рекомендательного характера.
Обязательные требования по качеству, безопасности и эффективности продукции, разрабатываемые на основе контроля выделяемых проб, отражаются в техническом регламенте (ТР).
Технический регламент - документ, устанавливающий обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования продукции или совместно к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам.
Технический регламент- документ, который принят международным договором РФ, ратифицированным в порядке, установленном законодательством РФ, или Федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства РФ и утверждает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования.
Федеральным законом предусмотрено два вида технических регламентов - общие (ОТР) и специальные (СТР). Требования ОТР обязательны для применения и соблюдения в отношении любых видов продукции и процессов их движения, так как эти регламенты касаются вопросов безопасности (ядерной, радиационной, пожарной, биологической, экологической и др.). Требования СТР учитывают технологические и иные особенности отдельных видов продукции и процессов, чтобы исключить любую степень риска.
Технические регламенты применяются одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и места происхождения продукции, вида осуществляемых процессов ее движения, видов и особенностей сделок, физических и юридических лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами или приобретателями. ТР, принимаемый Федеральным законом или постановлением Правительства РФ, вступает в силу не ранее чем через 6 мес. со дня его официального опубликования.
Со дня вступления в силу Закона о техническом регулировании до утверждения разрабатываемых в настоящее время соответствующих технических регламентов законом установлен период, обозначенный как «переходное положение» и равный 7 годам.
Предполагается, что к концу семилетнего периода фонд технических регламентов составит 2000 документов.
На заводах изготовителях, для обеспечения качества ЛС, существует техническое регулирование - технический регламент - документ, который принят международными договорами или указом президента РФ и который утверждает требования к объектам технического регулирования.
На заводах изготовителях, для обеспечения качества ЛС, существует техническое регулирование - технический регламент - документ, который принят международными договорами или указом президента РФ и который утверждает требования к объектам технического регулирования.
Для контроля за качеством ЛС, изготавливаемых в заводских условиях, существует стандартизация в сфере обращения ЛС - деятельность по установлению правил и характеристик добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства. В соответствии стандартизацией должен существовать стандарт, который гарантирует качество ЛС.
На заводах изготовителях, для обеспечения качества ЛС, существует техническое регулирование - технический регламент - документ, который принят международными договорами или указом президента РФ и который утверждает требования к объектам технического регулирования.
Межведомственной рабочей группой по техническому регулированию ЛС осенью 2003 представлен проект общего технического регламента «О безопасности лекарственных средств». При его разработке группа руководствовалась принципом «золотого сечения»: установление минимальных обязательных требований по обеспечению необходимого уровня безопасности и эффективности применяемых в стране ЛС наряду с предоставлением максимально возможной свободы участникам рынка осуществлять предпринимательскую деятельность, используя оригинальные подходы, новые технологии и методы для выполнения этих требований. Большинство положений регламента гармонизировано с международными стандартами для ЛС Всемирной организации здравоохранения, Международной конференции по гармонизации, Европейского союза, различных международных ассоциаций. Предложенный законопроект включает 16 глав, 86 статей и 4 приложения. Регламентом предусмотрена возможность создания национальных стандартов, правил стандартизации, норм и рекомендаций в области стандартизации ЛС, стандартов организаций и других документов для обеспечения общей доказательной базы по выполнению обязательных требований, установленных техническим регламентом.
При разработке основных положений законопроекта применялись следующие принципы обеспечения безопасности ЛС, применяемых в РФ:
- выполнение всеми лицами, участвующими в разработке, доклинических и клинических исследованиях ЛС, процессах их производства и изготовления, хранении, перевозке, реализации, утилизации и медицинском применении, требований, предполагаемых техническими регламентами, и установление меры ответственности за их несоблюдение;
- проведение (до стадии внедрения на рынок) оценки соответствия ЛС в форме регистрации;
- обязательное подтверждение соответствия ЛС, вводимых в обращение на территории РФ, установленным требованиям;
- применение ЛС в соответствии с их предназначением;
- функционирование системы мониторинга безопасности ЛС;
- государственный контроль за соблюдением требований технических регламентов;
- публичность информации о ЛС, не удовлетворяющих требованиям ТР, и лицах, нарушающих эти требования;
- принятие производителями, дистрибьюторами и аптечными организациями добровольных обязательств по повышению ответственности за безопасность и качество ЛС (саморегулирование заинтересованных сторон).
В проекте общего технического регламента «О безопасности лекарственных средств» установлены минимальные обязательные для применения и исполнения требования к ЛС, процессам их доклинических и клинических исследований, производства и изготовления, хранения, перевозке, реализации, утилизации, медицинского применения, оценке соответствия, информации о ЛС, процессам ввоза и вывоза, регистрации.
Принципиально новыми, не применявшимися ранее в российском законодательстве положениями законопроекта являются введенные:
- системы мониторинга за безопасностью ЛС, включая фармакоэпидемиологические исследования;
- классы риска ЛС и основанные на них различные схемы обязательной сертификации и декларирования соответствия;
- классификации потенциального риска несоответствий ЛС для потребителей.