Любовь царя дилипа к нандини
Царь Дилип и Индра были хорошими друзьями. Однажды Индра пригласил царя отправиться с ним в рай. Позже, возвращаясь из рая, царь увидел в небе Камадхену, но он очень был озабочен своим возвращением домой и не обратил на нее особого внимания. Конечно же, он даже не предложил Камадхену свои поклоны. Камадхену разгневалась и прокляла царя, сказав: «Если мой сын не окажет тебе милости, ты останешься бездетным».
Царь Дилип даже и не услышал этого проклятия, но впоследствии, он, его царица и подданные стали несчастны из-за того, что у него не было детей. Желая получить сына, он со своей супругой отправились к ашраму своего семейного жреца, мудрецу Васишт-хе. Услышав их просьбу, мудрец сказал: «Оставайтесь на некоторое время в моем ашраме и служите моей корове Нандини».
Царь последовал приказу духовного учителя. Его царица Судакшини рано утром поклонялась коровам. Царь сам лично отводил Нандини пастись в лес. Целый день он проводил с коровой в лесу, а вечером возвращался в ашрам своего учителя. Царица приветствовала корову и с почтением обходила вокруг нее. Так они оба заботились о корове с большой преданностью.
После 21 дня ухаживания за Нандини, царь потерял свою концентрацию на какой-то момент. Внезапно он услышал крик и увидел, что лев нападает на Нандини. Царь был настолько шокирован, что он не смог взять свой лук и стрелы, чтобы убить льва. Он просто стоял там, тяжело дыша от гнева.
В тот момент лев заговорил с царем человеческим голосом: «О царь, твое оружие так же бесполезно, как и сильный ветер. Хотя он и способен вырвать с корнем дерево, становится неэффективным при атаке на гору. Меня зовут Кумбодхара, и я являюсь другом Никумбы, спутника Господа Шивы. Господь Шива сделал меня львом и приказал мне защищать его лес от нападения диких животных, таких как слоны. Любой, кто попадается мне на глаза, становится моей добычей.
Эта корова вошла в мой лес без разрешения. Кроме того, она пришла в тот момент, когда я голоден. Поэтому я съем ее и утолю свой голод. Не надо чувствовать себя неловко и печалиться. Просто возвращайся домой».
Но царь Дилип, который был очень добросердечным, был сильно опечален, видя ужасное состояние Нандини, которая думала о своем теленке. Царь решил, что материнская любовь Нандини важнее его собственной жизни, и он стал молиться льву, чтобы тот съел его вместо коровы. Лев высмеял его предложение, сказав: «О царь, ты — владелец всей земли. Ты можешь удовлетворить своего духовного учителя, дав ему миллионы молочных коров. Зачем ты собрался лишить себя жизни в обмен на эту незначительное существо? Я считаю, что ты потерял чувство здравого смысла».
«Если ты действительно принял обет действовать на благо другим и если я съем тебя вместо коровы, тогда ты спасешь только одну жизнь. Но если ты останешься живой, ты сможешь в будущем спасти много жизней. Поэтому спасай свое собственное тело, которое является источником твоего счастья. Добровольно подвергать свое тело страданиям ради достижения рая является полностью бесполезным занятием для богатых людей как ты. Рай присутствует только в этом мире. Считается, что человек живет в раю, если у него есть все возможности для чувственных удовольствий. Только слабые и убитые горем люди желают попасть в рай».
Услышав слова льва, который был слугой Господа Шивы, самый милостивый царь Дилип взглянул на ох ваченную горем Нандини, которая умаляла оставить ее в живых. Царь, собравшись с духом кшатрия сказал: «Нет, лев! Я не могу возвратиться, позволив тебе съесть ее плоть. Я не желаю опорочить доблесть кшатрия. Мы известны в этом мире тем, что защищаем других от опасности. Наслаждаться своим царством — не наша цель в жизни. Поэтому ты можешь съесть мою плоть и оставить эту корову в покое. Так или иначе, это тело временно и ему однажды придет конец. По этой причине людям как я не престало привязываться к телу».
Затем царь отбросил свое оружие и стал перед львом, чтоб тот съел его. И тут с неба Видьядхары стали осыпать царя цветами. Нандини сказала царю: «Мой дорогой сын, поднимись».
Царь очень удивился, что льва нигде не было видно, только Нандини. Она сказала: «О благочестивый царь, чтобы испытать тебя, я сотворила этого льва. По милости Васиштхи даже Ямараджа не может причинить мне беспокойств, так что же говорить о других живых существах? Я очень довольна твоей преданностью своему духовному учителю и твоим состраданием ко мне. А теперь, ты можешь попросить у меня благословения. Не думай, что я обыкновенная корова. Я — Камадхену, которая исполняет желания».
Царь сложил свои руки и попросил ее дать ему сына, который продолжил бы династию. Нандини согласилась и попросила царя подоить ее и выпить ее молоко. Нандини была очень довольна терпением царя. Они вместе вернулись в ашрам своего учителя. В должный срок царь был благословлен могущественным сыном по имени Рагху, и его преданность корове стала совершенным примером для других.
ЦАРЬ ВИРАТА И ПАНДАВЫ
Корова делает свой великий вклад в процветание страны. Корова очень важна не только для домохозяев, но также для мудрецов и аскетов. Есть много примеров в писаниях, когда цари жертвовали множество коров мудрецам и брахманам. Один такой пример можно найти в Махабхарате. Царь Вирата правил страной, под названием Матсья деша. Он был очень известен тем, что у него в царстве было много коров. Его цари соперники из-за этого завидовали ему. Пять братьев Пандавов вместе с Драупади жили инкогнито в пределах царства Вираты. Однажды Дурйодхана послал лазутчиков для обнаружения местопребывания Пандавов. Его шпионы пришли в царство Вираты и были удивлены огромному количеству коров.
Тогда Дурйодхана решил украсть этих коров. Он подумал, что если Пандавы прячутся там, они непременно выйдут из своего места укрытия, чтобы защитить коров Вираты. С другой стороны, если их там нет, то он в любом случае не будет в проигрыше, так как он завладеет огромным количеством коров. Поэтому он захватил Матсья дешу и украл всех коров Вираты. Однако, благодаря помощи со стороны Пандавов, царю удалось возвратить себе всех потерянных коров.
Сахадева, самый младший среди братьев Пандавов, когда он посетил царство Вираты, беседовал с царем о коровах. Из их беседы, как она описывается в Ма-хабхарате, становится ясно, что цари в те времена заботились о бесчисленном количестве коров и должным образом заботились об их защите. Говорится, что коровник царя Вираты находился рядом с его дворцом.
Сахадева представился смотрящим за коровами Махараджа Иудхиштхиры. Его работа заключалась в подсчете коров и присмотре за ними. Он сообщил царю, что Пандавы имеют огромное количество коров, рассказал ему об их разнообразных видах, о методе подсчета и о том, как им служили. По его словам, у царя Иудхиштхиры было 8 лакхов коров. Он имел много помещений для размещения по сотне коров в каждом. Он описал, как он присматривал за одним лакхом коров определенного вида и двумя лакхами иного вида. Так, Сахадева сказал, что был управляющим коровами Пандавов. Поэтому его называли «тантипалой».
У Сахадевы был особый дар, при помощи которого он мог рассказать о прошлом, настоящем и будущем любой коровы, пребывающей в зоне десяти йоджан. Царь Йудхиштхира знал об уникальных способностях Сахадевы. Поэтому он был очень доволен им. Сахадева также знал, как можно быстро увеличить поголовье коров и как защитить их от болезней. Он также мог распознать хорошего быка по определенным признакам. Сахадева даже мог отличить быка по запаху его мочи.
Из этих утверждений можно сделать вывод, что в те дни защите коров придавали большое значение, и все великие цари имели возможности для разведения коров. У царя Вираты было сто тысяч коров. Некоторые из них были одной масти, а некоторые другие были разноцветные. Все эти коровы обладали прекрасными качествами. У царя было много пастухов, которые заботились о коровах. Эти люди были не только знатоками искусства ухода за коровами, но и владели искусством боя. Когда Тригартха, друг Кауравов, напал и попытался украсть коров царя Вираты, эти пастухи сражались с ним решительно. В конце концов, Арджуна разгромил армию Каурава в лютой битве и освободил всех украденных коров. Только после этого пришел конец изгнанию Пандавов. Из этого примера можно понять, насколько важно служить коровам и защищать их.