Объяснение психических расстройств с позиции классического и оперантного научения
С точки зрения поведенческого подхода симптомы психологических расстройств обязаны своим появлением неверно сформированным навыкам.
Теоретическим источником поведенческой терапии является концепция бихевиоризма Уотсона. Основываясь на теорию научения терапевты рассматривали неврозы и аномальное развитие личности как выражение выработанного в онтогенезе неадаптивного поведения. В поведенческой терапии выяснение сложных психических причин развития психогенных расстройств считалось излишним. Внимание было сосредоточено на симптомах как форм неадаптивного поведения.Айзенк считал, что достаточно избавить больного от симптомов чтобы устранить невроз.
Поведенческая терапия - это лечение, которое использует принципы научения для изменения поведения и мышления, и как следствие устранение неврозов.
Виды научения:
1. Классическое обусловливание.Основы заложены Павловым. Павлов доказал, что новые формы поведения могут возникать в результате установления связи между врожденными формами поведения и новым раздражителем. Открыл ряд феноменов, на которые опираются соверменные терапевты: 1. Генерализация стимула – если развивается усл. реакция, её может вызвать похожий на условный стимул. 2.Различение – люди различают похожие стимулы. 3. Феномен угасания - если в течение определенного времени нейтральный стимул больше не сопровождается подкреплением (например, звон колокольчика не сопровождается кормлением), то выработанный ранее условный рефлекс постепенно исчезает.
2. Оперантноеобсуловливание.Условные связи могут возникать между поведением и его последствиями. Это процесс обучение, при котором реакции приводят к награждению или желаемому эффекту.
Поведенческая психотерапия ставит своей целью устранение нежелательных форм поведения и выработку полезных для клиента навыков поведения. Наиболее успешно поведенческая терапия применяется для лечения фобий, поведенческих расстройств и зависимостей, то есть тех состояний, в которых возможно выделить какой-то определенный симптом как «мишень» для терапевтического вмешательства. Её этапами являются: анализ поведения, определение этапов, необходимых для коррекции поведения, постепенная тренировка новых навыков поведения, отработка новых навыков поведения в реальной жизни.Основная цель поведенческой терапии — не понимание причин проблем, возникших у пациента, а изменение его поведения
21. Социально-когнитивная терапия (Дж.Роттер, А.Бандура): научение по моделям, воспринимаемый контроль, самоэффективность
Бандура предположил, что приобретение самоэффективности может происходить любым из четырех путей (или любой их комбинации):
1. Способность выстроить поведение.aнаиболее важным источником эффективности является прошлый опыт успеха и неудач в попытке достичь желаемых результатов.успешный личный опыт порождает высокие ожидания, а предыдущие неудачи порождают низкие ожидания.
2. Косвенный опыт – наблюдение за другими людьми, успешно выстраивающими поведение, может вселить в человека надежду на самоэффективность и уверенность, что с подобной деятельностью вполне можно справиться.
3. Вербальное убеждение. Эффективность может также быть достигнута или изменена через убеждение человека в том, что он обладает способностями, необходимыми для достижения цели. Бандура выдвигает гипотезу о том, что сила вербального убеждения ограничивается осознаваемым статусом и авторитетом убеждающего. Терапевт может убедить чересчур полного пациента поменьше есть и побольше заниматься физическими упражнениями; но тот же самый терапевт вряд ли сможет убедить клиента в том, что тот способен влезть на Эверест.
4. Эмоциональный подъем – любой способ, понижающий возбуждение, повысит прогноз эффективности. Человек, испытывающий неуверенность при общении с женщинами, может почувствовать, как его сердце начинает ускоренно биться и ладони становятся мокрыми, когда он звонит женщине, назначая ей свидание. Если он относит эти физиологические реакции к тревоге, он может решить, что слишком нервничает, чтобы вынести все это. Если, однако, он замечает, что вполне спокоен, набирая номер, то может решить, что он более эффективен, чем полагал, видно из данного примера, люди с большей вероятностью.
Дж.Роттер Полагал, что существуют индивидуальные различия, которые зависят от того, на кого люди возлагают ответственность за происходящее с ними. Ввел понятие "ожидание", т. е. уверенности или субъективной вероятности того, что определенное поведение людей в данной психологической ситуации будет каким-то образом подкреплено. В этой связи Р. выделил два типа людей: среди первых те, кто уверен, что сможет проконтролировать и повлиять на получаемые подкрепления — это люди с интернальным (внутренним) локусом контроля (интерналы); среди других те, кто считает, что подкрепления — дело случая или судьбы — это люди с экстернальным (внешним) локусом контроля (экстерналы). Р. разработал "Шкалу интернальности-экстернальности" для измерения этих индивидуальных различий. Экспериментально ему удалось показать, что экстерналы более беспомощны, у них более слабая мотивация, они более склонны к конформизму.Его теория социального научения - это попытка объяснить, как научаются поведению путем взаимодействия с другими людьми и элементами окружения.