Вопрос 4 Поведения как предмет психологии. Теоретические положения классического бихевиоризма и необихевиоризма. Основные виды научения.

Бихевиоризмопределил облик американской психологии XX века. Его основатель Джон Уотсон (1878-1958) сформулировал кредо бихевиоризма: «Предметом психологии является поведение». Отсюда и название – от английского behavior – «поведение» (бихевиоризм можно перевести как поведенческая психология). Анализ поведения должен носить строго объективный характер и ограничиваться внешне наблюдаемыми реакциями (все, что не поддается объективной регистрации, – не подлежит изучению, т.е. мысли, сознание человека не подлежат изучению, их нельзя измерить, регистрировать). Все, что происходит внутри человека, изучить невозможно, т.е. человек выступает как «чёрный ящик». Объективно изучать, регистрировать можно только реакции, внешние действия человека и те стимулы, ситуации, которые эти реакции обусловливают. И задача психологии заключается в том, чтобы по реакции определять вероятный стимул, а по стимулу предсказывать определенную реакцию.

К поведению относятся все внешние наблюдаемые реакции организма (в т.ч. отдельных его органов) на внешнее воздействие (стимулы), которые можно объективно зафиксировать невооруженным глазом.
Задачи классического бихевиоризма:

- Изучение поведения (установление связей между стимулом S и реакцией R).

- Управление поведением, его моделирование (создание желаемых R с помощью S).

- Научение - адаптация, приспособляемость к окружающим условиям.

- Выработка навыков – постепенное изменение актуально возможного поведения, получение в результате опыта.

Все реакции Уотсон делит на врожденные (их небольшое количество, это некоторые рефлексы, физиологические реакции и элементарные «эмоции») и приобретенные (привычки, мышление, речь, сложные эмоции, социальное поведение и т.д.). Развитие поведения заключается в приобретении новых реакций на основе имеющегося репертуара врожденных реакций на безусловные стимулы, которые в опыте индивида связываются с другими, условными (обуславливание) и впоследствии эти условные стимулы вызывают соответствующие реакции.

Так например, эмоцию страха (замирание на мгновение, а затем громкий плач), по наблюдениям Уотсона вызывают у младенца всего два безусловных стимула: резкий звук и потеря опоры. Если сочетать этот стимул с другим (напр. показом белого пушистого кролика), то вскоре реакцию страха может вызвать только один показ кролика (произошел процесс обусловливания). Элементарные реакции связываются в опыте друг с другом, и образуются сложные реакции (привычки, память).

Закон эффекта Э.Торндайка - связь между S и R усиливается, если есть подкрепление. Подкрепление может быть положительным (похвала) или отрицательной (наказание, боль). Этот ученый разработал методику изучения поведения животных при помощи клеток с секретом, механизм которого должно «открыть» само животное. Торндайк сделал вывод, что в поведении животного отсутствует целесообразность, то есть характерное для человека внезапное понимание и принятие решения на основе единственной пробы. Представляя интеллект животных как инструмент приспособления к среде,Торндайк сформулировал закон «проб и ошибок»: пробы, случайно оказавшиеся удачными, в дальнейшем закрепляются, создавая видимость целесообразного поведения.

Необихевиористы подвергли сомнению главный постулат классического бихевиоризма «стимул-реакция». По мнению Э.Толмена формула поведения должна состоять из трех членов: Стимул- Промежуточная переменная – Реакция S-V-R. Под V-промежуточной переменной он понимал внутренние процессы, которые опосредуют действие стимула, т.е. влияют на внешнее поведение. Это - образ, цель, ожидания, установки, которые являются феноменами поля сознания. Но являются они «конструктами», о которых следует судить исключительно по свойствам поведения.

Необихевиоризм стремился преодолеть ограниченность исходной бихевиористской доктрины, сохранив, однако, ее основную установку на биологизацию человеческой психики. Активно использует такие понятия, как образ, цель, потребность, интеллект, ожидание, успех-неуспех, которые являются феноменами поля сознания. К необихевиоризму относятся: концепция Б. Скиннера, концепция К. Холла, концепция Э. Толмена.

Скиннер Беррес Федерик считает, что психология должна ограничиться формулой S-R. Он выдвинул концепцию оперантного (от «операция») научения, которое характеризуется тем, что в его рамках образование условных рефлексов происходит при подкреплении спонтанно возникающей у субъекта реакции, а не стимула. Первоначально Скиннер изучал оперантное поведение на животных, предложив ряд оригинальных методик и приборов. Исходя из идеи об идентичности механизмов поведения животных и человека, Скиннер распространил свою концепцию на усвоение речи, психотерапию и обучение в школе, став инициатором программированного обучения, в трактовке которого у Скиннера сильны элементы механицизма. Скиннер выступал с утопическими проектами переустройства общества на основе идей оперантного бихевиоризма, об управлении человеческим поведением, что вызвало резкую критику.

Основные виды научения:

У человека есть несколько видов научения.

  • 1-ыйпростейший из них объединяет человека со всеми другими живыми существами. Это научение по механизму импритинга – быстрого, автоматического, почти моментального, по сравнению с длительным процессом обучения, приспособления организма к конкретным условиямего жизни с использованием практически готовых с рождения форм поведения. Через описанный механизм импритинга формируются многочисленные прирожденные инстинкты, включая двигательные, сенсорные и другие.
  • 2-ойвид научения – условно - рефлекторное. Начало его исследованиям было положено работами И. П. Павлова. Данный вид научения предполагает возникновение новых форм поведения как условных реакций на первоначально нейтральный стимул, который раньше специфической реакции не вызывал. Например, определенная, ставшая привычной обстановка, в которой неоднократно оказывается во время кормления младенец, условно - рефлекторным путем может начать вызывать у него органические процессы и движения, связанные с приемом пищи.
  • 3-ий вид научения - оперантное. При данном виде научения знания, умения и навыки приобретаются по так называемому методу проб и ошибок.

Все описанные виды научения встречаются как у человека, так и у животных и представляют собой основные способы приобретения жизненного опыта различными живыми существами.

Но у человека есть и особые, высшие способы научения, редко или почти не встречающиеся у других живых существ.

  • научение через прямое наблюдение за повелением других людей, в результате которого человек сразу перенимает и усваивает наблюдаемые формы поведения. Данный тип научения называется викарным и представлен у человека в наиболее развитой форме.
  • вербальное научение, т. с. приобретение человеком нового опыта через язык. Благодаря ему человек имеет возможность передавать другим людям, владеющим речью, и получать сам необходимые способности, знания, умения и навыки, описывая их словесно достаточно подробно и понятно для обучаемого. Символическое, или вербальное, научение становится основным способом приобретения опыта, начиная с момента усвоения речи, и особенно при обучении в школе.

Наши рекомендации