Теория оперантного научения (Б. Скиннер)

· Условие выработки нового поведения немедленное подкрепление уже имеющейся в поведенческом репертуаре инди­вида реакции.

· Принципы: систе­матический контроль и немедленноеподкрепление.

· Практические разработки (поведенческая терапия (метод житонов), программированое обучение)

Теория социального научения (А. Бандура)

· Принципиальное отличие научения животных и человека

· Научение человека осуществляется по механизму социального подражания, путем имитации поведения социальной модели. Научение же животных – путем проб и ошибок. Так, человеку свой­ственно учиться на чужих ошибках, наблюдая за поведением дру­гих (эксперимент с просмотром детьми фильмов с агрессивным содержанием. Та часть детей, которые смотрели фильм, где агрессор был наказан, агрессии во время игры не проявляли. А те дети, которые смотрели фильм, в котором агрессор выходил победителем, демонстрировали агрессивное поведение по отношению к игрушкам).

· Этапы научения новому поведению:

ü презентация модели поведения, подробное разъяснение;

ü имитация, воспроизве­дение ребенком модели;

ü предоставление обратной связи и под­крепления;

ü оценка правильности поведения и подкрепление; уп­ражнения.

· Решающее значение когнитивных про­цессов (восприятие, память, мышление). Способность к подражанию, моделированию образцов зависит от уровня развития когнитивных процессов

· Успех научения связан с процессами саморегуляции — самоконтроля и самоподкрепления (теория самоэффективности Бандуры).

· Теория социального научения вышла за пределы факторного подхода, рассматривая развитие нового поведения как процесс подражания, где центральное место занимают процессы саморегуляции.

Критика бихевиоризма:

ü Натурализация и биологизация психики человека

ü Недооценка роли активности в развитии ребенка

ü Недооценка роли фактора наследственности.

Двухфакторные подходы

Конвергенция (В. Штерн) -ведущее место принадлежит фактору наследственности. Психическое развитие ребенка есть результат конвергенции внутренних данных — наследственности и внешних условий сре­ды. «Развитие определяется Х-единицами на­следственности и Y-единицами среды». Штерн сформулировал четыре основных положе­ния, раскрывающих вклад наследственности и среды в психичес­кое развитие ребенка:

1. Две врожденные цели: стремление к самосохранению и стремление к саморазвитию (и физический рост, и духовное созревание).

2. Закономерности способностей: необходимо различать задатки (однозначно определены на­следственностью, задавая верхний предел или «потолок» развития способностей человека.) и свойства (реализован­ные способности, которые приобрели благодаря самосохранению из­вестную прочность). Если нет благоприятных условий, то задатки оста­ются в скрытом, латентном виде, не проявляются. Отсутствие задатков фатально пре­допределяет низкий уровень развития способностей

3. Темп развития определяется наследственностью.

4. Последовательность и содержание стадий развития определены наследственностью

Особые ожидания в отношении теории двух факторов были свя­заны с созданием нового — близнецового метода. В результате близнецовых исследований (А. Гезелл) были выявлены (по сути, критика):

ü Необходимость расширения круга детерминант (среды и наследственности), определяющих закономерности психического развития ребенка.

ü влияние среды не является прямым, а опосредованно активной действенной позицией самого ребенка (феномен близнецовой ситуации).

ü В тео­рии двух факторов наследственность понимается как биологичес­кий, органический фактор. Однако не учитывается, что наследствен­ность человека социально детерминирована и представляет собой продукт исторического развития

Подход антогонизма и конфронтации:

· Понятие вытеснения Фрейд

· Ранний Пиаже.

Критика факторного подхода:

· Натурализм

· Игнорирование активной деятельности самого субъекта и обучения, обеспечивающи присвоение и интериоризацию этих способностей.

· Не учет адекватной оценки роли и значения одного из факторов

Близнецовые исследование показали, что объяснить развитие, результаты развития невозможно. Это даже признает Арнольд Гизелл (оперируя двумя факторами, мы не можем выявить и определить все детерминанты развития)

Среда действует не как фактор, а какую позицию занимает сам ребенок, развивающийся субъект. Нужно искать другие детерминанты àподход, где на первую деятельность выдвигается деятельность.

Наши рекомендации