Нарушение психической деятельности при шизофрении

Было выделено 2 варианта психического дефекта у больных шизофренией:

1) псевдо-органический синдром, в стуктуре которого – тотальной снижение активности, в сфере побуждений. Вторичные нарушения – нарушения регуляции, произвольности когнитивной сферы.

2) Порциальный тип дефекта – на первый план выступает нарушение в системе социальных коммуникаций, нарушения мотивационного компонента общения, в то время как все прочие стороны психической деятельности оказываются более сохранными.

Гипотеза (в конце 20 в, отечественная психологическая школа, автор – Курек, ученик Зейгарник, много лет работал с Поляковым) – у больных шизофренией нарушена психическая активность, то есть психическаяактивность – изменения, и материальные, отличающиеся резкой степенью осознанности и произвольности изменения субъектом или участником которых является Я.

В психической активности Курек выделяет 2 основных процесса:

1) целенаправленная активность (выбор и достижение целей) – целеполагание и целедостижение. 3 основных параметра анализа – динамический (скорость, гибкость, подвижность целеполагания и целедостижения), волевой (выбор и достижение целей в условиях препятствий, затруднений), спонтанный (выбор и достижение целей по собственной инициативе).

2) эмоциональная активность - психические изменения, отличающиеся приятным-неприятным тоном, определенной модальностью - определенным качеством переживания. 3 параметра анализа - имприссивный (восприятие, оценка, осознание эмоциогенных стимулов), субъективный (качество внутреннего переживания, само состояние субъекта), экспрессивный (внешнее, вербальное-невербальное выражение эмоций).

Методики:

1) целенаправленная активность. Различные варианты методики формирования уровня притязаний (метод разработан в школе Левина, предложен Хоппе). Суть – выбираются задачи, которые ранжируются по сложности (задачи самого разного содержания). Перед испытуемым раскладываются карточки с номерами заданий. Объясняется испытуемому - «здесь самые простые, дальше сложные, а там-самые трудные. Вы свободны в выборе. Можете выбрать любую по сложности задачу». У экспериментатора – в руках секундомер, он говорит, что каждому заданию отводится определенное время, испытуемый не знает какое. Искусство экспериментатора – с помощью секундомера может укоротить-удленить время, в зависимости от задачи. Здоровые испытуемые – делают несколько пробных выборов, чтобы понять уровень сложности, дальше – работают в среднем диапазоне сложности задач, адекватно реагируя на успех-неуспех, после успешного решения задач-повышают уровень задач, после неуспешного решения – понижают уровень сложности. Больные шизофренией – обнаруживается нарушение всех трех параметров целенаправленной активности (спонтанной активности – сниженная инициатива целеполагания), нарушается динамический аспект целеполагания (снижается скорость выполнения заданий, нарушается волевой компонент).

У больных шизофрении есть особый патопсихологический синдром как система устойчивых внутреннее связанных иерархически организованных нарушений проявляющихся в поведении эмоциях личности и познавательной деятельности.

Структур а синдрома основное ведущие, первичное нарушение патология мотивационно потребности сферы в ____ и снижения системы побуждении и изменения искажения процесса смолообразования.

Производные: нарушение целеполагания и целедотсяжения, в части проявляются в познавательной сфере, восприятие память.

1) Тотальное падение активности системы побуждений.

2) Неустойчивость и разно плановость мотивов что обнаруживается в контексте выполнения одного задания или вида деятельности

3) Нарушение всей мотивационной иерархии с выделением одного асоциального дизодаптивного мотива.

два типа патопсихологического синдрома.

1)псевдо органический синдром в структуре которого на первое мето в качестве первичного нарушения выступает тотальное снижение активности в системе падения побуждений к деятельности. Вторичное нарушение внимания памяти.

2)парциальный в структуре которого на первый план выступает нарушение социально-мотивационного аспекта в социальной регуляции. Вторичное .Нарушения в познавательной сфере.

Наши рекомендации