Менеджмент в здравоохранении
Успешному осуществлению реформ в здравоохранении может способствовать внедрение принципов менеджмента и маркетинга, экономических и социально-психологических методов в управлении учреждениями здравоохранения. Важным является замена роли организатора, которая была типичной в условиях централизованного управления, на роль менеджера, управленца.
Менеджмент — это деятельность, направленная на совершенствование форм управления, повышение эффективности производства с помощью совокупности принципов, методов и средств, активизирующих трудовую деятельность, интеллект и мотивы поведения как отдельных сотрудников, так и всего коллектива.
Управление возникает тогда, когда происходит объединение людей для совместного выполнения какой-либо деятельности. Управляющая сторона (субъект управления), управляемые — объекты управления (коллективы, отдельные работники). Основу управленческой деятельности составляют способы воздействия управляющих на объекты управления. Анализ управления определяется принципами, методами, функциями и целями управления.
Выделяют следующие принципы управления.
1. Организационные, координационные и оперативные, которые направлены на активизацию и усиление мотивации деятельности каждого сотрудника и всего коллектива. Среди них: власть и ответственность; единоначалие; единство руководства; централизация; линейное управление; порядок; стабильность; инициатива.
2. Принципы развития, направленные на оптимизацию взаимоотношений и повышение эффективности коллективной деятельности. Это — дисциплина, справедливость, подчинение индивидуальных интересов общим, кооперативный дух, постоянство персонала, вознаграждения и др.
3. Принципы повышения имиджа, авторитета, представительства учреждения.
Методы управления бывают организационно-распорядительные, экономико-хозяйственные, правовые и социально-психологические.
К методам управления относят:
— методы подкрепления и стимулирования;
— методы регулирования поведения;
— методы по оптимизации трудового процесса и роста ответственности сотрудников;
— развитие инициативы сотрудников и повышение индивидуального мастерства.
Функции управления определяются уровнем системы управления. Система управления любого объекта имеет 3 уровня — стратегический, тактический и оперативный. На стратегическом уровне определяются цели и возможные результаты в перспективе. Тактический уровень позволяет оптимально определить конкретные задачи, организацию, поэтапное выполнение и контроль результатов. Оперативный уровень обеспечивает эффективное выполнение производственных процессов с оптимальным использованием имеющихся ресурсов. К этому уровню можно отнести учет, контроль и анализ деятельности уже функционирующих структур.
Среди функций управления главными являются следующие.
1. Технические операции — производство. Для медицинских учреждений к производственным функциям относятся диагностика, экспертиза, реабилитация, меры профилактики и др.
2. Коммерческие — покупка, продажа, обмен; для медицинских учреждений — это продажа отдельных видов медицинских услуг.
3. Финансовые операции — привлечение средств и распоряжение ими для осуществления деятельности.
4. Страховые — страхование и охрана имущества и лиц.
5. Учетные — бухгалтерия, учет, статистика и др.
6. Административные — перспективное программно-целевое планирование, организация, координация, распорядительные функции и контроль.
Целями управления могут быть: новаторские, решение проблем, реализация конкретных обязанностей, самосовершенствование.
Целям и функциям управления соответствует определенная установка (техническая, коммерческая, административная, финансовая, учетная, страховая). Каждая установка ориентируется на группу качеств и знаний, определяемых такими параметрами, как физическое здоровье, умственные способности (рассудительность, гибкость ума, уровень кругозора), нравственные качества (энергия, сознание ответственности, чувство долга, чувство достоинства, доброта, тактичность, честность), специальные (профессиональные) знания и опыт работы.
Процесс управления включает: планирование, организацию, распорядительность, координацию, контроль, анализ, оценку эффективности, принятие решения, подбор персонала, мотивацию и оптимизацию индивидуальной деятельности, представительство и ведение переговоров и сделок.
Алгоритм (последовательность) управленческих решений:
1) постановка цели и задачи (программно-целевое планирование);
2) сбор необходимой информации;
3) моделирование и предварительная экспертиза возможных решений;
4) принятие управленческого решения;
5) организация исполнения;
6) контроль исполнения;
7) оценка эффективности и корректировка результатов.
На эффективность управленческих решений влияет ряд факторов, среди которых компетентность, информационное обеспечение, взвешенность решения, своевременность акта управления.
Менеджмент рассматривается в виде оптимизации технологических решений и психологических установок.
Среди факторов, мешающих развитию индивидуальных качеств у специалистов-менеджеров, можно выделить:
— отсутствие личных ценностных ориентаций;
— отсутствие личной заинтересованности;
— недостаточная профессиональная квалификация;
— неумение влиять на людей;
— неумение самосовершенствоваться;
— неумение владеть собой;
— рвачество;
— отсутствие чувства долга;
— необязательность;
— неорганизованность;
— нечестность;
— неумение подчинять личные интересы задачам и установкам групповым, коллективным и др.
Для эффективного управления важны мотивация (заинтересованная деятельность и приверженность персонала), сочетание производственных, физиологических и психологических ориентиров. Среди качественных способов воздействия на коллектив в менеджменте важную роль играет стиль лидерства (совокупность методов управления и психологии управления). Существует 6 основных стилей лидерства.
1. Директорский стиль, когда лидер руководствуется принципом “делай так, как я сказал”, держит сотрудников под контролем и в качестве движущей силы использует поощрение, наказание, инициативу.
2. Лидер-организатор — это строгий, но справедливый руководитель. Дает подчиненным ясные указания, воздействует убеждением и сообщает каждому свою оценку его качеств и достижений.
3. Личностный стиль, когда руководитель следует девизу “прежде всего люди, а дело — потом”. Доверяет людям, ценит добрые отношения в коллективе. В качестве стимула обеспечивает сотрудникам дополнительные льготы, чувство комфортности, безопасности, спокойствия.
4. Демократический стиль, когда лидер придерживается принципа “один человек — один голос”. Такой лидер побуждает сотрудников активно участвовать в принятии решений, каждого лично контролирует и побуждает к активным действиям.
5. Стремление задать темп работы. Лидер, стремящийся больше выполнять сам, берется за многие задания, много работает, предполагая, что остальные сотрудники последуют его примеру, предоставляет многим возможность самостоятельно планировать и работать.
6. Наставнический стиль, когда лидер руководствуется принципом “ты можешь это сделать”. Лидер такого типа помогает членам “команды” и поощряет их работать лучше, давая им возможность личного развития.
Успешное лидерство руководителя возможно при использовании различных стилей руководства.
3. Лицензирование и аккредитация медицинских учреждений в системе медицинского страхования.
Лицензирование- это выдача государственного разрешения медицинскому учреждению на осуществление им определенных видов деятельности и услуг по программам ОМС и добровольного медицинского страхования. Лицензированию подлежат все медицинские учреждения независимо от формы собственности.
Лицензирование проводят лицензионные комиссии, создаваемые при органах государственного управления из представителей органов управления здравоохранением, профессиональных медицинских ассоциаций, медицинских учреждений, общественных организаций (объединений).
Территориальная лицензионная комиссия образуется и осуществляет свою деятельность в соответствии с положением о лицензировании медицинских учреждений и предприятий в системе медицинского страхования граждан Российской Федерации и нормативными документами органов управления здравоохранением территорий.
Не менее чем за 1 мес до лицензирования медицинское учреждение представляет комиссии необходимые документы, а также данные, позволяющие оценить материально-техническую базу учреждения, его оснащение, квалификацию персонала.
Лицензионная комиссия в течение 1 мес изучает деятельность медицинского учреждения. По заявлению учреждения лицензированию могут подвергаться учреждение в целом, его отдельные подразделения или виды деятельности. Рабочая группа экспертов может рекомендовать выдать лицензию (не более чем на 5 лет), отказать в лицензировании и дать рекомендации по дальнейшей деятельности учреждения, условно лицензировать отдельные виды деятельности. Окончательное решение о выдаче лицензии принимается на заседании лицензионной комиссии, при положительном решении медицинское учреждение получает лицензию в 10-дневный срок. По истечении срока действия лицензии процедура лицензирования повторяется в установленном порядке.
При проведении лицензирования медицинские учреждения имеют право получать всю необходимую информацию о проведении лицензирования, оспаривать решение территориальной лицензионной комиссии в республиканской комиссии, решение которой является окончательным; проходить повторное лицензирование, по согласованию с комиссией увеличивать сроки лицензирования, приглашать на процедуру лицензирования независимых
экспертов с правом совещательного голоса. Медицинское учреждение при проведении лицензирования обязано в установленные сроки подавать заявку и необходимые документы на проведение лицензирования; нести административную ответственность за достоверность сведений в документах, представленных для лицензирования; создавать условия для проведения экспертизы; обеспечить представительство учреждения на заседании лицензионной комиссии.
При несогласии с решением лицензионной комиссии медицинское учреждение вправе обратиться в республиканскую лицензионную комиссию в течение 15 дней.
В перечень обязательных документов лицензионной комиссии входит программа проведения экспертизы по лицензированию ЛПУ. С этой программой может заранее ознакомиться ЛПУ.
Для проведения лицензирования медицинское учреждение подает заявление установленной формы, в котором указывает виды медицинской помощи, на которые оно хочет получить лицензию. К заявлению прилагаются копия устава или положения учреждения, копия ордера или договора об аренде помещения, заключение государственного санитарного надзора, заключение государственного пожарного надзора, отчет о состоянии техники безопасности, заключение об эксплуатации здания, финансовый отчет за последний год, годовой отчет учреждения за три последних года. При проведении лицензирования проводится опрос сотрудников по специальной анкете, анализируются кадровый состав персонала и его квалификация, качество работы. По специальным анкетам оценивается удовлетворенность населения медицинскими услугами. В качестве основных показателей деятельности рекомендовано использовать полноту выполнения заявленных видов деятельности, обеспеченность кадрами ЛПУ, их квалификационную характеристику, оснащенность медицинского учреждения и удовлетворенность населения медицинской помощью.
Получение лицензии позволяет медицинскому учреждению заключать договор со страховой медицинской организацией на оказание медицинской помощи по программам ОМС и получать от них соответствующую оплату медицинских услуг, оказанных застрахованным.
Лицензирование медицинских учреждений должна дополнять их аккредитация.Аккредитация — определение соответствия медицинских учреждений профессиональным стандартам. Аккредитации, как и лицензированию, по закону подлежат все медицинские учреждения независимо от форм собственности. Аккредитацию медицинских учреждений проводят аккредитационные комиссии, создаваемые из представителей органов и учреждений здравоохранения, профессиональных медицинских ассоциаций, страховых медицинских организаций. Аккредитованному медицинскому учреждению органами исполнительной власти выдается сертификат.
Так как определенные виды деятельности лицензионных и акк-редитационных комиссий совпадают, то администрация отдельных территорий может принять решение о создании совместных лицен-зионно-аккредитационных комиссий. Аккредитационные комиссии на федеральном уровне не создаются, поэтому споры разрешаются третейским судом аккредитационных комиссий других территорий.
Деятельность органов и учреждений ОМС происходит в соответствии с программами медицинского страхования, которые во многом определяют деятельность медицинских учреждений.
В соответствии с законом основой программ является базовая программа медицинского страхования, которую разрабатывает Минздрав РФ и утверждает правительство РФ.
Объем оказания медицинской помощи, предусматриваемый территориальными программами, не может быть меньше установленного в базовой программе.
Основы составления базовой программы ОМС отражены в приложении к Постановлению Правительства от 23.01.92. В соответствии с этим постановлением базовая программа ОМС граждан Российской Федерации определяет объем и условия оказания медицинской и лекарственной помощи гражданам Российской Федерации в рамках программы ОМС. На основе базовой программы составляются территориальные программы ОМС. Медицинские учреждения реализуют программы добровольного медицинского страхования без ущерба для программы ОМС. В соответствии с базовой программой гражданам Российской Федерации гарантируются обеспечение первичной медико-санитарной помощью, включая скорую медицинскую помощь, диагностику и лечение в амбулаторных
456 4- ЧАСТЬ II -0- Раздел 12
условиях (включая неотложную и доврачебную помощь); осуществление профилактики заболеваний; стационарная помощь в большинстве случаев.
Подробный перечень мероприятий, включенных в базовую программу ОМС, разрабатывается с учетом реальных социально-экономических условий Министерством здравоохранения, Министерством экономики и финансов, Федеральным фондом ОМС с участием профсоюзов. В соответствии с Постановлением правительства Министерством здравоохранения России 10.09.92 был составлен и направлен территориальным органам перечень заболеваний, профилактических и лечебно-диагностических мероприятий для разработки и составления территориальных программ ОМС.
В программе были представлены минимальные объемы медицинской помощи, которые должны быть гарантированы населению России (расчетные нормативы, на которые целесообразно ориентироваться при составлении территориальных программ ОМС), и расчеты стоимости медицинской помощи в ценах середины 1992 г. (которые в дальнейшем должны были использоваться с учетом индексации).
Этот вариант базовой программы был заменен новой в соответствии с Программой Государственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью (утвержденной Постановлением Правительства РФ от 11.09.98). В эту программу вошла новая базовая программа ОМС и программа субсидирования средств из государственного бюджета.
Программой государственных гарантий гражданам РФ бесплатно предоставляется:
- скорая медицинская помощь при состояниях, угрожающих жизни или здоровью граждан или окружающих его лиц, вызванных внезапными заболеваниями, обострением хронических заболеваний, несчастными случаями, травмами и отравлениями, осложнениями беременности и при родах;
- амбулаторно-поликлиническая помощь, включая проведение мероприятий по профилактике (в том числе диспансерному наблюдению), диагностике и лечению заболеваний как в поликлинике, так и на дому;
— стационарная помощь:
- при острых заболеваниях и обострениях хронических болезней, отравлениях и травмах, требующих интенсивной терапии;
•v- Медицинское страхование -Ф- 457
- при патологии беременности, родах и абортах;
— при плановой госпитализации с целью проведения лечения и реабилитации, требующих стационарного режима.
Условия и порядок предоставления медицинской помощи по программе определяются Минздравом РФ по согласованию с Федеральным фондом ОМС.
Основной реально действующей программой ОМС должна стать территориальная программа, составленная с учетом базовой федеральной программы и дополнительных местных финансовых и материальных ресурсов здравоохранения.
Программы ОМС должны соответствовать объему и качеству медицинской помощи, которая может быть гарантирована населению, а также материальным и финансовым возможностям общества в сфере здравоохранения.
Важнейшими вопросами работы в условиях медицинского страхования являются заключение договоров, цены на медицинские услуги, контроль их качества, взаиморасчеты и защита прав субъектов медицинского страхования.
Договор на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) — это соглашение, по которому медицинское учреждение обязуется предоставлять застрахованному контингенту медицинскую помощь определенного объема и качества в конкретные сроки в рамках программы медицинского страхования.
Взаимоотношения субъектов страхования определяются условиями договора. В договоре должны быть отражены нэлменова-ния сторон, численность застрахованных, виды лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг), стоимость работ и порядок расчетов, порядок контроля качества медицинской помощи и использования страховых средств, ответственность сторон. При необходимости в договор могут включаться другие условия, не противоречащие закону. Договор между медицинским учреждением и страховой медицинской организацией заключается только при наличии лицензии. В соответствии с лицензией страховая медицинская организация имеет право на заключение с медицинским учреждением договора на оказание медицинских услуг застрахованным в рамках ОМС и/или добровольного медицинского страхования, а медицинское учреждение, имея лицензию, получает право на заключение договора со страховой организацией, оказание услуг в соответствии с договором и их
458 <• ЧАСТЬ II •» Раздел 12
оплату. Выдавая государственную лицензию, государство гарантирует защиту прав субъекта страхования в соответствии с законом.
Важнейшей проблемой медицинского страхования остаются тарифы на медицинские услуги. В соответствии с законом в разработке тарифов на медицинские услуги принимают участие фонды ОМС, страховые медицинские организации, органы государственного управления, профессиональные медицинские ассоциации. Тарифы устанавливаются соглашением. Нормативно-методические документы по этому вопросу носят межведомственный характер.
Тарифы на медицинские и иные услуги при добровольном медицинском страховании устанавливаются по соглашению между страховой медицинской организацией и предприятием, учреждением, организацией или лицом, предоставляющим медицинские услуги.
Из-за сложной экономической ситуации и правового нигилизма исполнителей средства на ОМС как работающего, так и неработающего населения поступают не полностью и с большими задержками. В среднем на 1 неработающего гражданина средства ОМС составили примерно 50 руб., на работающего — 150 руб. При этом следует учесть, что потребность в медицинской помощи неработающего населения выше, чем работающего, в 1,5—2 раза, а сбор средств ОМС на работающее население в 2—3 раза ниже расчетных величин, соответствующих стоимости медицинского обслуживания с учетом инфляции. Некоторые территории вообще не перечисляли средства ОМС на неработающее население. Средства, которыми располагала система ОМС на отдельных территориях, были резко отличными, например, они составляли 38,7 руб. на 1 застрахованного в Кировской области и 508,2 руб. в Ямало-Ненецком автономном округе (1998).
В зависимости от местных условий действует более 20 вариантов или моделей сбора средств ОМС, из них 4 основные: страховая; смешанная; «фондовая»; «условная», или «нулевая» модель ОМС.
Страховая модель наиболее соответствует закону в редакции 1991 г. Страховщиками являются только страховые медицинские организации различных форм собственности. Они получают финансовые средства от территориальных фондов ОМС по договору и непосред-
•0- Медицинское страхование •*• 459
ственно организуют работу с застрахованным населением и медицинскими учреждениями.
При смешанной модели в качестве страховщиков выступают и страховые медицинские организации как в страховой модели, так и филиалы территориальных фондов ОМС.
При «фондовой» модели страховые медицинские организации не осуществляют ОМС, а функции страховщика в ОМС выполняют территориальный фонд ОМС и его филиалы.
При «условной», или «нулевой», модели ОМС на территориях с населением, составляющим 12,0% населения РФ, отсутствовали страховщики, и средства, собранные по закону на ОМС, передавались органам управления здравоохранением. Проконтролировать дальнейшее движение средств ОМС в этой модели сложно, но специалисты считают, что до конкретных исполнителей медицинских услуг при использовании «условной» модели доходило меньше средств, чем при использовании других моделей.
Наиболее эффективной признана смешанная модель, при которой до медицинских учреждений доходило более 98,0% средств ОМС.
В настоящее время решается проблема передачи обязанностей сбора взносов на ОМС налоговыми органами и создания единого социального фонда из средств ОМС и фонда социального страхования.
Билет №27
1. Наркомания и токсикомания как медико-социальная проблема. Обоснование актуальности социальной значимости наркомании и токсикомании. Состояние и пути совершенствования медицинской помощи наркологическим больным.
Алкоголизм, курение и наркомания
как медико-социальная проблема
Алкоголизм — один из наиболее грозных факторов риска развития различных заболеваний. Алкоголизм рассматривается как медико-социальная проблема, влияющая на показатели состояния здоровья, заболеваемости и смертности. Уровень общей заболеваемости среди злоупотребляющих алкоголем в 1,5 раза выше, преимущественно за счет болезней системы кровообращения, органов пищеварения, отравлений и травм. В структуре общей заболеваемости после болезней органов дыхания у пьющих занимают травмы.
В стране уровень алкогольных психозов составляет 10,5 случая на 100000, а частота распространенности алкоголизма — 115,3 случая на 100000 жителей.
Уровень смертности среди систематически пьющих в 3 раза выше, чем среди непьющих. В структуре смертности первое место занимают травмы и отравления, второе — болезни системы кровообращения, третье — онкологические заболевания. Злоупотребление алкоголем сокращает среднюю продолжительность жизни на 20 лет.
Курение — один из факторов риска развития тяжелых заболеваний. Медико-социальная значимость курения проявляется в показателях общественного здоровья. Оно является причиной возникновения злокачественных новообразований трахеи, бронхов, легких, гортани, пищевода, полости рта. С курением связано 90% заболеваний раком легких. У курящих чаще развиваются сердечно-сосудистые заболевания, обструктивный бронхит и эмфизема легких. Так, инфаркт миокарда у курящих возникает в 3 раза чаще, чем у некурящих. Эта вредная привычка служит причиной многих функциональных нарушений: расстройств памяти, внимания, задержки роста и полового развития у подростков, бесплодия, снижения работоспособности. Среди курящих уровень смертности на 70% выше, чем среди некурящих. Курение приводит к преждевременной смерти, сокращает продолжительность жизни на 8—15 лет.
Наркомания и токсикомания являются медико-социальной проблемой, они оказывают влияние на уровень заболеваемости и смертности. Высок риск заражения ВИЧ-инфекцией у этой группы населения.
2. Медицинская демография, определение, основные разделы. Значение демографических данных для оценки состояния здоровья населения. Роль врачей в регистрации естественного движения населения.
Использование демографических показателей в работе врача.
Статика и динамика населения
Санитарно-демографические показатели являются важнейшими критериями оценки здоровья населения. Сведения о численности населения необходимы органам здравоохранения для разработки планов оздоровительных мероприятий, определения количества, мощности и размещения сети лечебно-профилактических учреждений, для планирования подготовки медицинских кадров.
Демография как наука изучает численный состав населения, распределение населения по полу, возрасту, социальным и профессиональным группам, размещение и движение населения на территории, причины и следствия изменения состава населения, взаимосвязь социально-экономических факторов и этих изменений. Она является самой древней отраслью санитарной статистики. Показатели демографической статистики широко используются при:
— оценке здоровья населения (рождаемость, смертность, средняя продолжительность жизни, конечные показатели воспроизводства);
— оценке закономерностей воспроизводства, формирующих структуру населения;
— планировании, размещении и прогнозировании сети кадров здравоохранения на основе численности и структуры населения;
— оценке эффективности планирования и прогнозирования медико-социальных мероприятий.
В конечном итоге без знания количественного и качественного состава населения невозможно провести глубокий статистический анализ состояния его здоровья, деятельности медицинских учреждений, четко планировать их работу.
В здравоохранении широко используются данные о статике и динамике населения. Статика характеризует население на каждый данный момент (его численность, состав, особенности расселения, занятость и т. д.).
Динамика населения подразделяется на механическое и естественное движение. Под механическим движением понимают процесс миграции населения. В зависимости от продолжительности миграцию разделяют на постоянную и сезонную. При изучении состояния здоровья населения, при других социально-гигиенических исследованиях по отдельным районам страны полезно учитывать длительность проживания в данной местности, изучать состояние здоровья, процесс акклиматизации и качество лечебно-профилактического обслуживания мигрантов. Учет механического движения населения осуществляется административными органами.
Естественное движение населения — это совокупность таких демографических явлений, как рождаемость, смертность, естественный прирост населения, младенческая смертность, данные о браках, разводах, средней продолжительности предстоящей жизни, регистрация которых производится в медицинских учреждениях и органах записи актов гражданского состояния. Статистика естественного движения населения основана на обязательной регистрации рождений, смертей, браков, разводов по специальным документам (справки о рождении, свидетельства о смерти, акты о записи).
3. Порядок выдачи и оформления врачом документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность при заболеваниях и травмах.
Заболевания являются самой частой причиной временной нетрудоспособности. К ним относятся острые и хронические болезни всех органов и систем, в связи с чем врачи всех специальностей имеют дело с данным видом временной нетрудоспособности.
При заболеваниях (травмах) листок нетрудоспособности выдается в день установления нетрудоспособности, включая праздничные и выходные дни. Не допускается его выдача за прошедшие дни, когда больной не был освидетельствован врачом.
В исключительных случаях листок нетрудоспособности может быть выдан за прошедший период по решению КЭК.
В соответствии с законодательством врач имеет право единолично и единовременно выдавать листок нетрудоспособности на срок до 10 дней и единолично продлевать его на срок до 30 дней. Свыше 30 дней листок нетрудоспособности продлевается клинико-экспертной комиссией.
По решению клинико-экспертной комиссии, при благоприятном клиническом и трудовом прогнозе листок нетрудоспособности может быть продлен до полного восстановления трудоспособности, но на срок не более 10 месяцев, в отдельных случаях (травмы, состояния после реконструктивных операций, туберкулез) - не более 12 месяцев, с периодичностью продления комиссией не реже, чем через 30 дней.
В случаях, когда заболевание или травма, ставшие причиной временной нетрудоспособности, явились следствием алкогольного, наркотического, ненаркотического опьянения, листок нетрудоспособности выдается с соответствующей отметкой о факте опьянения в амбулаторной карте (истории болезни) и в листке нетрудоспособности.
В случае заболевания студентов и учащихся средних и высших учебных заведений, для освобождения их от учебы, выдается справка установленной формы.