Менеджмент в здравоохранении

Успешному осуществлению реформ в здравоохранении может способствовать внедрение принципов менеджмента и маркетинга, экономических и социально-психологических методов в управлении учреждениями здравоохранения. Важным является замена роли организатора, которая была типичной в условиях централизованного управления, на роль менеджера, управленца.

Менеджмент — это деятельность, направленная на совершенствование форм управления, повышение эффективности производства с помощью совокупности принципов, методов и средств, активизирующих трудовую деятельность, интеллект и мотивы поведения как отдельных сотрудников, так и всего коллектива.

Управление возникает тогда, когда происходит объединение людей для совместного выполнения какой-либо деятельности. Управляющая сторона (субъект управления), управляемые — объекты управления (коллективы, отдельные работники). Основу управленческой деятельности составляют способы воздействия управляющих на объекты управления. Анализ управления определяется принципами, методами, функциями и целями управления.

Выделяют следующие принципы управления.

1. Организационные, координационные и оперативные, которые направлены на активизацию и усиление мотивации деятельности каждого сотрудника и всего коллектива. Среди них: власть и ответственность; единоначалие; единство руководства; централизация; линейное управление; порядок; стабильность; инициатива.

2. Принципы развития, направленные на оптимизацию взаимоотношений и повышение эффективности коллективной деятельности. Это — дисциплина, справедливость, подчинение индивидуальных интересов общим, кооперативный дух, постоянство персонала, вознаграждения и др.

3. Принципы повышения имиджа, авторитета, представительства учреждения.

Методы управления бывают организационно-распорядительные, экономико-хозяйственные, правовые и социально-психологические.

К методам управления относят:

— методы подкрепления и стимулирования;

— методы регулирования поведения;

— методы по оптимизации трудового процесса и роста ответственности сотрудников;

— развитие инициативы сотрудников и повышение индивидуального мастерства.

Функции управления определяются уровнем системы управления. Система управления любого объекта имеет 3 уровня — стратегический, тактический и оперативный. На стратегическом уровне определяются цели и возможные результаты в перспективе. Тактический уровень позволяет оптимально определить конкретные задачи, организацию, поэтапное выполнение и контроль результатов. Оперативный уровень обеспечивает эффективное выполнение производственных процессов с оптимальным использованием имеющихся ресурсов. К этому уровню можно отнести учет, контроль и анализ деятельности уже функционирующих структур.

Среди функций управления главными являются следующие.

1. Технические операции — производство. Для медицинских учреждений к производственным функциям относятся диагностика, экспертиза, реабилитация, меры профилактики и др.

2. Коммерческие — покупка, продажа, обмен; для медицинских учреждений — это продажа отдельных видов медицинских услуг.

3. Финансовые операции — привлечение средств и распоряжение ими для осуществления деятельности.

4. Страховые — страхование и охрана имущества и лиц.

5. Учетные — бухгалтерия, учет, статистика и др.

6. Административные — перспективное программно-целевое планирование, организация, координация, распорядительные функции и контроль.

Целями управления могут быть: новаторские, решение проблем, реализация конкретных обязанностей, самосовершенствование.

Целям и функциям управления соответствует определенная установка (техническая, коммерческая, административная, финансовая, учетная, страховая). Каждая установка ориентируется на группу качеств и знаний, определяемых такими параметрами, как физическое здоровье, умственные способности (рассудительность, гибкость ума, уровень кругозора), нравственные качества (энергия, сознание ответственности, чувство долга, чувство достоинства, доброта, тактичность, честность), специальные (профессиональные) знания и опыт работы.

Процесс управления включает: планирование, организацию, распорядительность, координацию, контроль, анализ, оценку эффективности, принятие решения, подбор персонала, мотивацию и оптимизацию индивидуальной деятельности, представительство и ведение переговоров и сделок.

Алгоритм (последовательность) управленческих решений:

1) постановка цели и задачи (программно-целевое планирование);

2) сбор необходимой информации;

3) моделирование и предварительная экспертиза возможных решений;

4) принятие управленческого решения;

5) организация исполнения;

6) контроль исполнения;

7) оценка эффективности и корректировка результатов.

На эффективность управленческих решений влияет ряд факторов, среди которых компетентность, информационное обеспечение, взвешенность решения, своевременность акта управления.

Менеджмент рассматривается в виде оптимизации технологических решений и психологических установок.

Среди факторов, мешающих развитию индивидуальных качеств у специалистов-менеджеров, можно выделить:

— отсутствие личных ценностных ориентаций;

— отсутствие личной заинтересованности;

— недостаточная профессиональная квалификация;

— неумение влиять на людей;

— неумение самосовершенствоваться;

— неумение владеть собой;

— рвачество;

— отсутствие чувства долга;

— необязательность;

— неорганизованность;

— нечестность;

— неумение подчинять личные интересы задачам и установкам групповым, коллективным и др.

Для эффективного управления важны мотивация (заинте­ресованная деятельность и приверженность персонала), сочетание производственных, физиологических и психологических ориентиров. Среди качественных способов воздействия на коллектив в менеджменте важную роль играет стиль лидерства (совокупность методов управления и психологии управления). Существует 6 основных стилей лидерства.

1. Директорский стиль, когда лидер руководствуется принципом “делай так, как я сказал”, держит сотрудников под контролем и в качестве движущей силы использует поощрение, наказание, инициативу.

2. Лидер-организатор — это строгий, но справедливый руководитель. Дает подчиненным ясные указания, воздействует убеждением и сообщает каждому свою оценку его качеств и достижений.

3. Личностный стиль, когда руководитель следует девизу “прежде всего люди, а дело — потом”. Доверяет людям, ценит добрые отношения в коллективе. В качестве стимула обеспечивает сотрудникам дополнительные льготы, чувство комфортности, безопасности, спокойствия.

4. Демократический стиль, когда лидер придерживается принципа “один человек — один голос”. Такой лидер побуждает сотрудников активно участвовать в принятии решений, каждого лично контролирует и побуждает к активным действиям.

5. Стремление задать темп работы. Лидер, стремящийся больше выполнять сам, берется за многие задания, много работает, предполагая, что остальные сотрудники последуют его примеру, предоставляет многим возможность самостоятельно планировать и работать.

6. Наставнический стиль, когда лидер руководствуется принципом “ты можешь это сделать”. Лидер такого типа помогает членам “команды” и поощряет их работать лучше, давая им возможность личного развития.

Успешное лидерство руководителя возможно при использовании различных стилей руководства.

3. Лицензирование и аккредитация медицинских учреждений в системе медицинского страхования.

Лицензирование- это выдача государственного разрешения медицинскому учреждению на осуществление им определенных видов деятельности и услуг по программам ОМС и добровольного медицинского страхования. Лицензированию подлежат все меди­цинские учреждения независимо от формы собственности.

Лицензирование проводят лицензионные комиссии, создаваемые при органах государственного управления из представителей органов управления здравоохранением, профессиональных медицинских ас­социаций, медицинских учреждений, общественных организаций (объединений).

Территориальная лицензионная комиссия образуется и осуще­ствляет свою деятельность в соответствии с положением о лицен­зировании медицинских учреждений и предприятий в системе медицинского страхования граждан Российской Федерации и нор­мативными документами органов управления здравоохранением территорий.

Не менее чем за 1 мес до лицензирования медицинское учреж­дение представляет комиссии необходимые документы, а также данные, позволяющие оценить материально-техническую базу уч­реждения, его оснащение, квалификацию персонала.

Лицензионная комиссия в течение 1 мес изучает деятельность медицинского учреждения. По заявлению учреждения лицензиро­ванию могут подвергаться учреждение в целом, его отдельные под­разделения или виды деятельности. Рабочая группа экспертов мо­жет рекомендовать выдать лицензию (не более чем на 5 лет), отказать в лицензировании и дать рекомендации по дальнейшей деятельности учреждения, условно лицензировать отдельные виды деятельности. Окончательное решение о выдаче лицензии прини­мается на заседании лицензионной комиссии, при положительном решении медицинское учреждение получает лицензию в 10-днев­ный срок. По истечении срока действия лицензии процедура ли­цензирования повторяется в установленном порядке.

При проведении лицензирования медицинские учреждения имеют право получать всю необходимую информацию о проведе­нии лицензирования, оспаривать решение территориальной ли­цензионной комиссии в республиканской комиссии, решение которой является окончательным; проходить повторное лицензи­рование, по согласованию с комиссией увеличивать сроки лицен­зирования, приглашать на процедуру лицензирования независимых

экспертов с правом совещательного голоса. Медицинское учреж­дение при проведении лицензирования обязано в установленные сроки подавать заявку и необходимые документы на проведение ли­цензирования; нести административную ответственность за досто­верность сведений в документах, представленных для лицензиро­вания; создавать условия для проведения экспертизы; обеспечить представительство учреждения на заседании лицензионной комис­сии.

При несогласии с решением лицензионной комиссии медицин­ское учреждение вправе обратиться в республиканскую лицензи­онную комиссию в течение 15 дней.

В перечень обязательных документов лицензионной комиссии входит программа проведения экспертизы по лицензированию ЛПУ. С этой программой может заранее ознакомиться ЛПУ.

Для проведения лицензирования медицинское учреждение по­дает заявление установленной формы, в котором указывает виды медицинской помощи, на которые оно хочет получить лицензию. К заявлению прилагаются копия устава или положения учрежде­ния, копия ордера или договора об аренде помещения, заключение государственного санитарного надзора, заключение государствен­ного пожарного надзора, отчет о состоянии техники безопасности, заключение об эксплуатации здания, финансовый отчет за после­дний год, годовой отчет учреждения за три последних года. При проведении лицензирования проводится опрос сотрудников по спе­циальной анкете, анализируются кадровый состав персонала и его квалификация, качество работы. По специальным анкетам оцени­вается удовлетворенность населения медицинскими услугами. В качестве основных показателей деятельности рекомендовано ис­пользовать полноту выполнения заявленных видов деятельности, обеспеченность кадрами ЛПУ, их квалификационную характерис­тику, оснащенность медицинского учреждения и удовлетворенность населения медицинской помощью.

Получение лицензии позволяет медицинскому учреждению зак­лючать договор со страховой медицинской организацией на оказа­ние медицинской помощи по программам ОМС и получать от них соответствующую оплату медицинских услуг, оказанных застрахо­ванным.

Лицензирование медицинских учреждений должна дополнять их аккредитация.Аккредитация — определение соответствия медицинских учреждений профессиональным стандартам. Аккредитации, как и лицензированию, по закону подлежат все медицинские уч­реждения независимо от форм собственности. Аккредитацию ме­дицинских учреждений проводят аккредитационные комиссии, создаваемые из представителей органов и учреждений здраво­охранения, профессиональных медицинских ассоциаций, стра­ховых медицинских организаций. Аккредитованному медицин­скому учреждению органами исполнительной власти выдается сертификат.

Так как определенные виды деятельности лицензионных и акк-редитационных комиссий совпадают, то администрация отдельных территорий может принять решение о создании совместных лицен-зионно-аккредитационных комиссий. Аккредитационные комис­сии на федеральном уровне не создаются, поэтому споры разре­шаются третейским судом аккредитационных комиссий других территорий.

Деятельность органов и учреждений ОМС происходит в соот­ветствии с программами медицинского страхования, которые во многом определяют деятельность медицинских учреждений.

В соответствии с законом основой программ является базовая программа медицинского страхования, которую разрабатывает Минздрав РФ и утверждает правительство РФ.

Объем оказания медицинской помощи, предусматриваемый тер­риториальными программами, не может быть меньше установлен­ного в базовой программе.

Основы составления базовой программы ОМС отражены в при­ложении к Постановлению Правительства от 23.01.92. В соответ­ствии с этим постановлением базовая программа ОМС граждан Российской Федерации определяет объем и условия оказания меди­цинской и лекарственной помощи гражданам Российской Феде­рации в рамках программы ОМС. На основе базовой программы составляются территориальные программы ОМС. Медицинские уч­реждения реализуют программы добровольного медицинского стра­хования без ущерба для программы ОМС. В соответствии с базовой программой гражданам Российской Федерации гарантируются обеспечение первичной медико-санитарной помощью, включая ско­рую медицинскую помощь, диагностику и лечение в амбулаторных

456 4- ЧАСТЬ II -0- Раздел 12

условиях (включая неотложную и доврачебную помощь); осуществ­ление профилактики заболеваний; стационарная помощь в большин­стве случаев.

Подробный перечень мероприятий, включенных в базовую про­грамму ОМС, разрабатывается с учетом реальных социально-эконо­мических условий Министерством здравоохранения, Министерством экономики и финансов, Федеральным фондом ОМС с участием профсоюзов. В соответствии с Постановлением правительства Ми­нистерством здравоохранения России 10.09.92 был составлен и направлен территориальным органам перечень заболеваний, профи­лактических и лечебно-диагностических мероприятий для разработ­ки и составления территориальных программ ОМС.

В программе были представлены минимальные объемы меди­цинской помощи, которые должны быть гарантированы населе­нию России (расчетные нормативы, на которые целесообразно ориентироваться при составлении территориальных программ ОМС), и расчеты стоимости медицинской помощи в ценах сере­дины 1992 г. (которые в дальнейшем должны были использовать­ся с учетом индексации).

Этот вариант базовой программы был заменен новой в соответ­ствии с Программой Государственных гарантий обеспечения граж­дан РФ бесплатной медицинской помощью (утвержденной Поста­новлением Правительства РФ от 11.09.98). В эту программу вошла новая базовая программа ОМС и программа субсидирования средств из государственного бюджета.

Программой государственных гарантий гражданам РФ бесплат­но предоставляется:

- скорая медицинская помощь при состояниях, угрожающих жиз­ни или здоровью граждан или окружающих его лиц, вызванных вне­запными заболеваниями, обострением хронических заболеваний, не­счастными случаями, травмами и отравлениями, осложнениями беременности и при родах;

- амбулаторно-поликлиническая помощь, включая проведение мероприятий по профилактике (в том числе диспансерному наблю­дению), диагностике и лечению заболеваний как в поликлинике, так и на дому;

— стационарная помощь:

- при острых заболеваниях и обострениях хронических болез­ней, отравлениях и травмах, требующих интенсивной терапии;

•v- Медицинское страхование -Ф- 457

- при патологии беременности, родах и абортах;

— при плановой госпитализации с целью проведения лечения и реабилитации, требующих стационарного режима.

Условия и порядок предоставления медицинской помощи по программе определяются Минздравом РФ по согласованию с Фе­деральным фондом ОМС.

Основной реально действующей программой ОМС должна стать территориальная программа, составленная с учетом базовой феде­ральной программы и дополнительных местных финансовых и ма­териальных ресурсов здравоохранения.

Программы ОМС должны соответствовать объему и качеству ме­дицинской помощи, которая может быть гарантирована населению, а также материальным и финансовым возможностям общества в сфере здравоохранения.

Важнейшими вопросами работы в условиях медицинского стра­хования являются заключение договоров, цены на медицинские ус­луги, контроль их качества, взаиморасчеты и защита прав субъек­тов медицинского страхования.

Договор на предоставление лечебно-профилактической помо­щи (медицинских услуг) — это соглашение, по которому медицин­ское учреждение обязуется предоставлять застрахованному контин­генту медицинскую помощь определенного объема и качества в конкретные сроки в рамках программы медицинского страхования.

Взаимоотношения субъектов страхования определяются усло­виями договора. В договоре должны быть отражены нэлменова-ния сторон, численность застрахованных, виды лечебно-профи­лактической помощи (медицинских услуг), стоимость работ и порядок расчетов, порядок контроля качества медицинской по­мощи и использования страховых средств, ответственность сто­рон. При необходимости в договор могут включаться другие ус­ловия, не противоречащие закону. Договор между медицинским учреждением и страховой медицинской организацией заключа­ется только при наличии лицензии. В соответствии с лицензией страховая медицинская организация имеет право на заключение с медицинским учреждением договора на оказание медицинских услуг застрахованным в рамках ОМС и/или добровольного ме­дицинского страхования, а медицинское учреждение, имея ли­цензию, получает право на заключение договора со страховой организацией, оказание услуг в соответствии с договором и их

458 <• ЧАСТЬ II •» Раздел 12

оплату. Выдавая государственную лицензию, государство гаран­тирует защиту прав субъекта страхования в соответствии с зако­ном.

Важнейшей проблемой медицинского страхования остаются та­рифы на медицинские услуги. В соответствии с законом в разра­ботке тарифов на медицинские услуги принимают участие фонды ОМС, страховые медицинские организации, органы государствен­ного управления, профессиональные медицинские ассоциации. Тарифы устанавливаются соглашением. Нормативно-методические документы по этому вопросу носят межведомственный характер.

Тарифы на медицинские и иные услуги при добровольном ме­дицинском страховании устанавливаются по соглашению между страховой медицинской организацией и предприятием, учрежде­нием, организацией или лицом, предоставляющим медицинские услуги.

Из-за сложной экономической ситуации и правового ниги­лизма исполнителей средства на ОМС как работающего, так и неработающего населения поступают не полностью и с больши­ми задержками. В среднем на 1 неработающего гражданина сред­ства ОМС составили примерно 50 руб., на работающего — 150 руб. При этом следует учесть, что потребность в медицинской помощи неработающего населения выше, чем работающего, в 1,5—2 раза, а сбор средств ОМС на работающее население в 2—3 раза ниже расчетных величин, соответствующих стоимости ме­дицинского обслуживания с учетом инфляции. Некоторые тер­ритории вообще не перечисляли средства ОМС на неработаю­щее население. Средства, которыми располагала система ОМС на отдельных территориях, были резко отличными, например, они составляли 38,7 руб. на 1 застрахованного в Кировской об­ласти и 508,2 руб. в Ямало-Ненецком автономном округе (1998).

В зависимости от местных условий действует более 20 вариан­тов или моделей сбора средств ОМС, из них 4 основные: страхо­вая; смешанная; «фондовая»; «условная», или «нулевая» модель ОМС.

Страховая модель наиболее соответствует закону в редакции 1991 г. Страховщиками являются только страховые медицинские органи­зации различных форм собственности. Они получают финансовые средства от территориальных фондов ОМС по договору и непосред-

•0- Медицинское страхование •*• 459

ственно организуют работу с застрахованным населением и меди­цинскими учреждениями.

При смешанной модели в качестве страховщиков выступают и страховые медицинские организации как в страховой модели, так и филиалы территориальных фондов ОМС.

При «фондовой» модели страховые медицинские организации не осуществляют ОМС, а функции страховщика в ОМС выполня­ют территориальный фонд ОМС и его филиалы.

При «условной», или «нулевой», модели ОМС на территориях с населением, составляющим 12,0% населения РФ, отсутствовали страховщики, и средства, собранные по закону на ОМС, передава­лись органам управления здравоохранением. Проконтролировать дальнейшее движение средств ОМС в этой модели сложно, но спе­циалисты считают, что до конкретных исполнителей медицинских услуг при использовании «условной» модели доходило меньше средств, чем при использовании других моделей.

Наиболее эффективной признана смешанная модель, при кото­рой до медицинских учреждений доходило более 98,0% средств ОМС.

В настоящее время решается проблема передачи обязанностей сбора взносов на ОМС налоговыми органами и создания единого социального фонда из средств ОМС и фонда социального страхо­вания.

Билет №27

1. Наркомания и токсикомания как медико-социальная проблема. Обосно­вание актуальности социальной значимости наркомании и токсикомании. Состояние и пути совершенствования медицинской помощи наркологическим больным.

Алкоголизм, курение и наркомания
как медико-социальная проблема

Алкоголизм — один из наиболее грозных факторов риска развития различных заболеваний. Алкоголизм рассматривается как медико-социальная проблема, влияющая на показатели состояния здоровья, заболеваемости и смертности. Уровень общей заболеваемости среди злоупотребляющих алкоголем в 1,5 раза выше, преимущественно за счет болезней системы кровообращения, органов пищеварения, отравлений и травм. В структуре общей заболеваемости после болезней органов дыхания у пьющих занимают травмы.

В стране уровень алкогольных психозов составляет 10,5 случая на 100000, а частота распространенности алкоголизма — 115,3 случая на 100000 жителей.

Уровень смертности среди систематически пьющих в 3 раза выше, чем среди непьющих. В структуре смертности первое место занимают травмы и отравления, второе — болезни системы кровообращения, третье — онкологические заболевания. Злоупотребление алкоголем сокращает среднюю продолжительность жизни на 20 лет.

Курение — один из факторов риска развития тяжелых заболеваний. Медико-социальная значимость курения проявляется в показателях общественного здоровья. Оно является причиной возникновения злокачественных новообразований трахеи, бронхов, легких, гортани, пищевода, полости рта. С курением связано 90% заболеваний раком легких. У курящих чаще развиваются сердечно-сосудистые заболевания, обструктивный бронхит и эмфизема легких. Так, инфаркт миокарда у курящих возникает в 3 раза чаще, чем у некурящих. Эта вредная привычка служит причиной многих функциональных нарушений: расстройств памяти, внимания, задержки роста и полового развития у подростков, бесплодия, снижения работоспособности. Среди курящих уровень смертности на 70% выше, чем среди некурящих. Курение приводит к преждевременной смерти, сокращает продолжительность жизни на 8—15 лет.

Наркомания и токсикомания являются медико-социальной проблемой, они оказывают влияние на уровень заболеваемости и смертности. Высок риск заражения ВИЧ-инфекцией у этой группы населения.

2. Медицинская демография, определение, основные разделы. Значение демографических данных для оценки состояния здоровья населения. Роль врачей в регистрации естественного движения населения.

Использование демографических показателей в работе врача.
Статика и динамика населения

Санитарно-демографические показатели являются важнейшими критериями оценки здоровья населения. Сведения о численности населения необходимы органам здравоохранения для разработки планов оздоровительных мероприятий, определения количества, мощности и размещения сети лечебно-профилактических учреждений, для планирования подготовки медицинских кадров.

Демография как наука изучает численный состав населения, распределение населения по полу, возрасту, социальным и профессиональным группам, размещение и движение населения на территории, причины и следствия изменения состава населения, взаимосвязь социально-экономических факторов и этих изменений. Она является самой древней отраслью санитарной статистики. Показатели демографической статистики широко используются при:

— оценке здоровья населения (рождаемость, смертность, средняя продолжительность жизни, конечные показатели воспроизводства);

— оценке закономерностей воспроизводства, формирующих структуру населения;

— планировании, размещении и прогнозировании сети кадров здравоохранения на основе численности и структуры населения;

— оценке эффективности планирования и прогнозирования медико-социальных мероприятий.

В конечном итоге без знания количественного и качественного состава населения невозможно провести глубокий статистический анализ состояния его здоровья, деятельности медицинских учреждений, четко планировать их работу.

В здравоохранении широко используются данные о статике и динамике населения. Статика характеризует население на каждый данный момент (его численность, состав, особенности расселения, занятость и т. д.).

Динамика населения подразделяется на механическое и естественное движение. Под механическим движением понимают процесс миграции населения. В зависимости от продолжительности миграцию разделяют на постоянную и сезонную. При изучении состояния здоровья населения, при других социально-гигиенических исследованиях по отдельным районам страны полезно учитывать длительность проживания в данной местности, изучать состояние здоровья, процесс акклиматизации и качество лечебно-профилактического обслуживания мигрантов. Учет механического движения населения осуществляется административными органами.

Естественное движение населения — это совокупность таких демографических явлений, как рождаемость, смертность, естественный прирост населения, младенческая смертность, данные о браках, разводах, средней продолжительности предстоящей жизни, регистрация которых производится в медицинских учреждениях и органах записи актов гражданского состояния. Статистика естественного движения населения основана на обязательной регистрации рождений, смертей, браков, разводов по специальным документам (справки о рождении, свидетельства о смерти, акты о записи).

3. Порядок выдачи и оформления врачом документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность при заболеваниях и травмах.

Заболевания являются самой частой причиной временной нетрудоспособности. К ним относятся острые и хронические болезни всех органов и систем, в связи с чем врачи всех специальностей имеют дело с данным видом временной нетрудоспособности.

При заболеваниях (травмах) листок нетрудоспособности выдается в день установления нетрудоспособности, включая праздничные и выходные дни. Не допускается его выдача за прошедшие дни, когда больной не был освидетельствован врачом.

В исключительных случаях листок нетрудоспособности может быть выдан за прошедший период по решению КЭК.

В соответствии с законодательством врач имеет право единолично и единовременно выдавать листок нетрудоспособности на срок до 10 дней и единолично продлевать его на срок до 30 дней. Свыше 30 дней листок нетрудоспособности продлевается клинико-экспертной комиссией.

По решению клинико-экспертной комиссии, при благоприятном клиническом и трудовом прогнозе листок нетрудоспособности может быть продлен до полного восстановления трудоспособности, но на срок не более 10 месяцев, в отдельных случаях (травмы, состояния после реконструктивных операций, туберкулез) - не более 12 месяцев, с периодичностью продления комиссией не реже, чем через 30 дней.

В случаях, когда заболевание или травма, ставшие причиной временной нетрудоспособности, явились следствием алкогольного, наркотического, ненаркотического опьянения, листок нетрудоспособности выдается с соответствующей отметкой о факте опьянения в амбулаторной карте (истории болезни) и в листке нетрудоспособности.

В случае заболевания студентов и учащихся средних и высших учебных заведений, для освобождения их от учебы, выдается справка установленной формы.

Наши рекомендации