Повышения квалификации врачей.
Качество медицинской помощи населению определяется не только адекватностью форм ее организации, состоянием материально-технической базы учреждений здравоохранения, но и наличием квалифицированных специалистов. Под общей потребностью во врачах, провизорах и сестринском персонале понимается количество должностей, обеспечивающее все виды медицинской помощи, управление, подготовку медицинских кадров и развитие медицинской науки. Фактическое кадровое обеспечение в оптимальном варианте должно соответствовать расчетным нормам планирования числа должностей, которое рассчитывается от численности населения, показателей его здоровья и заболеваемости. Действующие нормативы кадрового обеспечения должны пересматриваться как минимум каждые пять лет.
Закономерным и целесообразным является дифференцированный подход к общегосударственным показателям потребности с учетом специфики различных территорий страны: возрастно-половой структуры населения, соотношения численности городских и сельских жителей, особенностей региональной патологии, уровня промышленного и экономического развития региона, имеющегося кадрового и материально-технического потенциала здравоохранения.
Поданным на 1998 год, в системе здравоохранения России было занято 3,15 млн. человек, в том числе 670 тыс. врачей и провизоров и 1,6 млн. человек сестринского персонала. Вместе с тем, в стране насчитывалось 58 тыс. вакантных мест врачей и провизоров и около 80 тыс. вакансий для среднего медицинского персонала.
На протяжении нескольких десятилетий общей стратегической линией кадровой политики здравоохранения России являлось неуклонное наращивание численности медицинских кадров. В результате такой политики наша страна вышла на первое место в мире по числу врачей и обеспеченности ими населения. Так, в период 1988—1992 гг. обеспеченность врачами на 10 тыс. населения в стране составила 46,9. В США, Канаде, Норвегии, Финляндии этот показатель в 2 раза меньше; в Великобритании и целом рядедругих стран — в 3 раза меньше. В 1999 г. показатель обеспеченности врачами всех специальностей на 10 тыс. населения в среднем по России составлял 42,2.
Характеристика кадрового обеспечения в целом по стране не дает представления о состоянии этой проблемы по отдельным регионам. Кадровые ресурсы отдельных регионов значительно различаются. Остается неудовлетворительным показатель соотношения врачей и средних медработников.
Таким образом, при кажущемся перепроизводстве врачей в России имеется отчетливый дефицит медицинских кадров. Основная причина -недостаточное финансирование отрасли. Россия опережает экономически развитые страны по обеспеченности врачами, но отстает по доле государственных расходов на здравоохранение от ВВП (в России — 3,4%, в США— 13,9%). Зарплата российского врача значительно (в десятки, сотни раз) ниже, чем в развитых странах.
ВОЗ предложен термин «непрерывность подготовки специалистов». Обучение медицинским специальностям осуществляется в системе средних и высших медицинских учебных заведений. В настоящее время подготовка специалистов с высшим медицинским образованием проводится на факультетах: лечебно-профилактическом, медико-профилактическом, педиатрическом, стоматологическом, химико-фармацевтическом, высшего сестринского образования.
Непрерывность обучения и необходимость перехода медицинского образования к международным стандартам предусматривают совершенствование системы подготовки студентов.
В ряде вузов России предусмотрено обучение студентов на общеврачебном факультете в течение 6 лет. После окончания вуза выпускник может избрать специальность, обучаться которой будет от 1,5 до 2 лет. Учебные программы подготовки ориентированы на обучение врача общей практики (семейного врача). После окончания института обучение может быть продолжено в клинической ординатуре и аспирантуре.
Образование врача с получением диплома не заканчивается. Последипломное образование осуществляется по двум направлениям – специализация усовершенствование. Усовершенствованию подлежит каждый врач в среднем через 5 лет работы. Проводится оно на базе институтов усовершенствования и факультетов усовершенствования при медицинских вузах. Кроме комплексной подготовки, в повышении квалификации используются курсы информатики и стажировки по специальности. Существует форма подготовки на рабочем месте в лучших медицинских учреждениях, у опытных специалистов.
Постоянному росту квалификации и развитию творческой инициативы медицинских кадров способствует аттестация врачей: определение знаний и практических навыков, присвоенные квалификационной категории. Первая проводится периодически 1 раз в 5 лет, вторая – по желанию врача. По истечении 5-летнего срока врачи, имеющие квалификационные категории, проходят переаттестацию. Она проводится аттестационной комиссией. Аттестации подлежат все врачи, работающие в данном учреждении здравоохранения не менее одного года и не имеющие квалификационной категории. Молодые специалисты проходят аттестацию через 3 года после окончания интернатуры (стажировки).
Аттестационная комиссия определяет квалификацию врачей-специалистов по трем квалификационным категориям: высшая – присваивается врачам, имеющим стаж работы по данной специальности не менее 10 лет и высокую теоретическую и практическую профессиональную подготовку; первая – присваивается врачам со стажем работы по специальности не менее 7 лет; вторая – присваивается врачам со стажем работы по данной специальности не менее 5 лет.
Вопросы медицинской этики и деонтологии. Присяга врача. Врачебная тайна. Профессиональные права и обязанности медицинских работников.
Медицинская этика и деонтология – органически связанные понятия. Мед.этика – совокупность норм поведения и морали мед.работников. Деонтология – учение о юридических, профессиональных и моральных обязанностях и правилах поведения медицинских работников по отношению к больному. В истории отечественной медицины имеется немало высказываний и оценок главного вопроса медицинской этики и деонтологии – принципа нравственного, бережного, милосердного и высокопрофессионального отношения медицинского работника к больному.
Основными аспектами медицинской деонтологии являются: врач и больной, врач и общество, взаимоотношения между врачами, медицинским персоналом, врачебная тайна, врачебные ошибки, этическая оценка эксперимента.
В нашей стране этические нормы поведения совпадают с правовыми требованиями. Они все больше получают закрепление в законодательном порядке. Одним из важных вопросов в отношениях врача и больного является вопрос о соблюдении врачебной тайны (ст. 61 «Овнов законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», 1993 год), в которой говорится, что информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. Гражданину должна быть подтверждена гарантия конфиденциальности передаваемых им сведений.
Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, лицам, которым они стали известны при обучении или исполнении профессиональных, служебных и иных обязанностей, кроме случаев, установленных законом. С согласия пациента или его законного представителя допускается передача сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам, в интересах обследования и лечения пациента, для проведения научных исследований, публикации в научной литературе, использования этих сведений в учебном процессе и в иных целях. Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается:
- в целях обследования и лечения гражданина, не способного из-за своего состояния выразить свою волю;
- при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений;
- по запросу органов дознания и следствия, прокурора и суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством;
- в случае оказания помощи несовершеннолетнему в возрасте до 15 лет для информирования его родителей или законных представителей;
- при наличии оснований, позволяющих полагать, что вред здоровью гражданина причинен в результате противоправных действий.
Лица, которым в установленном законом порядке переданы сведения, составляющие врачебную тайну, наравне с медицинскими и фармацевтическими работниками, с учетом причиненного гражданину ущерба, несут за разглашение врачебной тайны дисциплинарную, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации.
В деятельности врача возможны тактические, диагностические и другие ошибки, поэтому одной из основных его черт должны быть самоконтроль и честный анализ причин совершенных ошибок.
К деонтологии имеют отношение такие проблемы, как ятрогенные заболевания, право медика экспериментировать на себе, на людях, проведение медицинского вмешательства без согласия больного, трансплантация органов и тканей, генная инженерия, знахарство, парамедицина.
Особое место вопросы деонтологии занимают в деятельности врача-организатора профилактической работы. Эффективность решения их определяется выбором форм, методов и тактических приемов. Нравственность врача формирует честный, добросовестный труд, гуманное отношение к больным.
Примером законодательного закрепления нравственных обязательств является «Клятва врача России», которую произносят выпускники медицинских вузов перед получением диплома.
Медицинские и фармацевтические работники имеют право на:
- обеспечение условий их деятельности в соответствии с требованиями охраны труда;
- работу по трудовому договору (контракту), в том числе и за рубежом;
- защиту своей профессиональной чести и достоинства;
- получение квалификационных категорий в соответствии с доступным уровнем теоретической и практической подготовки;
- совершенствование профессиональных знаний;
- переподготовку за счет средств бюджетов всех уровней при невозможности выполнить профессиональные обязанности по состоянию здоровья, а также в случаях высвобождения работников в связи с сокращением численности или штата, ликвидации предприятий, учреждений и организаций;
- страхование профессиональной ошибки, в результате которой причинен вред или ущерб здоровью гражданина, не связанный с небрежным или халатным выполнением ими профессиональных обязанностей;
- беспрепятственное и бесплатное использование средств связи, принадлежащих предприятиям, учреждениям, организациям или гражданам, а также любого имеющегося вида транспорта для перевозки гражданина в ближайшее лечебно-профилактическое учреждение в случаях, угрожающих его жизни.
- первоочередное получение жилых помещений, установку телефона, предоставление их детям мест в детских дошкольных и санаторно-курортных учреждениях, приобретение на льготных условиях автотранспорта, используемого для выполнения профессиональных обязанностей при разъездном характере работы, и иные льготы, предусмотренные законодательством, а на селе также коммунальные льготы (по решению местных органов власти)
Профилактика риска и врачебных ошибок требуют соблюдения нескольких этических правил, среди которых:
1) стремление к высокой компетентности как высшей форме профессиональной честности;
2) систематическое неформальное повышение своих знаний;
3) постоянная добросовестность в отношении к профессиональным обязанностям;
4) всегда помнить о возможности совершения ошибки;
5) соблюдать принцип «Не вреди!»;
6) идти на риск только в интересах больного;
7) не стесняться прибегать к помощи опытных коллег, консультантов;
8) уметь критически относиться к своим действиям.
В случае нарушения прав граждан в области охраны здоровья вследствие недобросовестного выполнения медицинскими и фармацевтическими работниками своих профессиональных обязанностей, повлекшего причинение вреда здоровью граждан или их смерть, ущерб возмещается в соответствии с частью первой статьи 66 настоящих Основ. Возмещение ущерба не освобождает медицинских и фармацевтических работников от привлечения их к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации.
Правовой статус лечащего врача.
Лечащий врач – это врач, оказывающий медицинскую помощь пациенту в период наблюдения и лечения его в амбулаторно-поликлиническом или больничном учреждении. Лечащим врачом не может быть врач, не обучающийся в высшем медицинском учебном заведении.
Лечащий врач организует своевременное и квалифицированное обследование и лечение пациента, предоставляет информацию о состоянии здоровья по требованию больного или его законного представителя, приглашает консультантов и организует консилиум. Рекомендации консультантов реализуются только по согласию с лечащим врачом, за исключением экстренных случаев, угрожающих жизни больного.
Лечащий врач единолично выдает листок нетрудоспособности на срок, определенный федеральными органами власти.
Лечащий врач может отказаться, по согласованию с соответствующим должностным лицом, от наблюдения и лечения пациента, если это не угрожает жизни пациента и здоровью окружающих, в случаях несоблюдения пациентом предписаний или правил внутреннего распорядка лечебно-профилактического учреждения.
Лечащий врач несет ответственность за недобросовестное выполнение своих профессиональных обязанностей в соответствии с законодательством Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации.