Социальное партнерство как ключевое направление реализации социальной политики.
Социальное партнерство — система взаимоотн-ий м/у работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами гос-ой власти, органами местного самоупр-ия, направ-ая на обесп-ие соглас-я интересов раб-ов и работод-ей по вопр. регулир-я труд-х отнош-ий и иных непоср-но связ-х с ними отношений.
Важнейшими элементами механизма социального партнерства являются:
- постоянно действующий переговорный процесс между представителями институтов социального партнерства, т. е. профсоюзов, объединений работодателей, предпринимателей и властных структур;
- постоянно работающие органы (трехсторонние комиссии) по регулированию социально-трудовых отношений;
- установление и соблюдение процедур согласования интересов и позиций сторон;
- кодификация отношений партнерства в законах РФ, субъектов Федерации, в нормативных документах органов государственного управления;
- системы контроля за выполнением принятых договоров и соглашений;
- работа экспертов партнерских отношений, анализирующих состояние и перспективы развития системы социального партнерства;
- доведение идей социального партнерства до широких слоев трудящихся.
Осн-е принципы соц. Парт-ва: следование нормам законно-ва; полномочность и равноправие предст-ей сторон в свободе выбора и обсуждения вопр., вход-х в состав сод-ия кол-х дог-ов и соглаш.; Добров-ть сторон в принятии и несении обяз-в и ответ-ти; регулярность контроля и ответ-ть за выполнение обязательств.
Субъекты (стороны) социального партнерства - государство, работники и работодатели.
Представительными органами, выражающими интересы сторон в переговорном процессе, могут быть следующие:
- со стороны государства - органы исполнительной власти на трех уровнях (федерального, субъекта Российской Федерации),
- со стороны работников - профессиональные объединения (профсоюзы) и иные уполномоченные представительные органы работников; - от имени работодателя на уровне организации - руководитель организации; владелец имущества, на которого положено выполнение функций работодателя или уполномоченные им лица; на федеральном, отраслевом и территориальном уровнях - представительные органы соответствующего уровня объединений работодателей, обладающие определенными полномочиями.Государство, будучи субъектом социального партнерства, выступает и как владелец имущества, и как работодатель (если это касается государственных предприятий).
Одной из самых главных функций государства есть разработка правовой базы и механизма развития форм организации социального партнерства, правил и механизма взаимодействия субъектов социального партнерства, выведение рассчитанных размеров и последовательности установления минимальных социально-трудовых показателей (минимальной оплаты труда, социальных пособий, льгот, компенсаций и гарантий и др.), укрепляющих диалог между сторонами.
Объект - основные мероприятия по осуществлению общественно-трудовой политики в государстве, исходя из оценок уровня жизни и показателей, характеризующих этот уровень в целом по Российской Федерации, в субъектах Российской Федерации, а также в районах, городах и в организациях. Функции прямые – представ-во и защита общегос-х интересов в сфере труда, интересов - бизнеса и интересов наемных работников; косвенные (сопутствующие) - воздействие соц. Парт-ва на форм-е гражд. Об-ва и на развитие экон-ой демократии, обесп-е соц. Стаб-ти, соц.-экон. Безоп-ти и соц. Справ-ти.
Мех-зм СП: 1. Соглашение — это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения м/у работниками и работодателями. Оно устанавливает общие пр-пы регул-ия соц-труд. Отнош. на всех уровнях. Основное содержание соглашений - заработная плата;– соц. гарантии работников в ходе приватизации и акционирования предприятия, защита интересов работников при банкротстве, повышение квалиф-ии и переподг-ки кадров, соблюдение закон-ва об охране труда, обесп-е мер по охране -здоровья работников.
Опыт реализации и контроль за выполнением различного рода соглашений показывает, что они являются важным инструментом управления и регулирования социальных процессов и явлений.
2. Кол-ые договоры и контракты - осн-е док-ты, регул-ие вопросы оплаты труда и мат-го стим-ия работников. Элементы права на кол-ые дог-ры(Конвенция МОТ): - Право труд-ся треб-ть от гос-ва и нанимателей признания своих кол.-труд. полномочий, -Право свободно определять содержание коллективных договоров, участвуя в рассмотрении возникших при этом трудовых конфликтов, включая забастовки.
3. Партнерские переговоры. процесс, в кот.реш-е не навяз-ся одной из сторон, а выраб-ся всеми его уч-ми в усл-х равноправия. При пост-ом взаимод-ии конфл-х сторон переговорный процесс становится самым рац-ым способом достиж-я взаимоприем-х результатов. Принцип консенсуса.
4. Переговоры — это соц. Диалог, наука, треб-ая подготовки, гибкой тактики, творчества. В пользу выбора переговоров: осознания своих истинных интересов; выявления истинных интересов оппонирующей стороны, как явных, так и скрытых; оценки реального поведения сторон.