Деятельность служб социальной защиты и социальной помощи в РМЭ.

Теоретические, организационные и правовые основы деятельности служб.Организационные аспекты функционирования социальных служб, учреждений и организаций – это принципы и отношения, складывающиеся и функционирующие в системе органов и учреждений социального обслуживания населения.

Эти отношения бывают двух видов:1. по горизонтали, т.е. сотрудничество со структурами, равными себе; 2. по вертикали, т.е. по иерархии (снизу до верху) подчиненность по субординации

Социальная служба — это структура, выполняющая определённые функции социальной защиты, помощи и поддержки.

Принципами деятельности социальных служб являются:1) адресность; 2)доступность; 3)добровольность;

4) гуманность; 5) приоритетность услуг для несовершеннолетних; 6) конфиденциальность; 7)профилактическая направленность.

Типы:


1.комплексный центр социального обслуживания населения (13);2.территориальный центр социальной помощи семье и детям (3);3. центр социального обслуживания;4. центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей;5. социальные приюты для детей и подростков;6. центр псих-пед. помощи населению (1);7. центр экстренной психологической помощи по телефону;8. центры социальной помощи на дому;9.спец дома для одиноких престарелых (13);10. стационарные учр-я соц. обслуживания (13);11. геронтологический центр;12. социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних (1);13. Дом ночного пребывания (1).


Учреждения социального обслуживания в процессе своей деятельности взаимодействуют по следующим направлениям:

- между социальными учреждениями и клиентами;

- между учреждениями и их органами управления;

- между органами управления сферы социального обслуживания и органами власти (местного самоуправления, субъекты РФ)

Организационные отношения отражают:

1). Внутреннюю упорядоченность, согласованность и взаимодействие учреждений социальных служб всех уровней ( РФ, субъекты и муниципалитеты).

2). Совокупность процессов и их действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между учреждениями социальных служб (реализация комплексной программы «Дети России).

3). Объединение людей, совместно реализующих программу и общие цели (создание новых функциональных структур).

К организационным аспектам работы социальных служб относятся также:1)стиль руководства; 2) кадры (подбор, воспитание, обучение и расстановка); 3) принятие решений; 4) организация контроля исполнения; 5) разработка и освоение технологий социальной работы; 6) оценка эффективности, т.е. в какой мере реализована цель деятельности учреждения.

То есть организационные аспекты связаны с функционированием, поведением и взаимодействием с одной стороны, а с другой – с понятиями структуры, системы и управления.

Сложилось пять уровней социальной защиты населения:

1) федеральный (Министерство и ведомство РФ); 2) региональный (субъекты РФ); 3) территориальный (муниципалитеты и органы местного самоуправления); 4) локальный (трудовой коллектив) 5) негосударственный (в т.ч. благотворительные организации).

К федеральному уровню относится Министерство здравоохранения и социального развития РФ и его структуры.

К региональному уровню – органы социальной защиты населения республик в составе РФ, краев, областей, автономных органов, министерства, комитеты, управления.

К территориальному уровню – управления, отделы по социальной защиты населения и различные организационные структуры: семей, женщин, детей, пожилых людей, инвалидов и т.д.

В системе социальной защиты важную роль играют профсоюзы, структуры самоуправления, негосударственные общественные, благотворительные организации.

Каждая структура имеет свои функции. Например, трудовые коллективы, могут предусматривать в коллективных договорах дополнительные меры социальной поддержки (выплаты, льготы, натуральная помощь).

Принципами организационной деятельности являются:

- целенаправленность (планирование, координирование по вертикали и горизонтали, ведущие к достижению поставленной цели);

- законность (строгое исполнение законов и правовых актов всеми государственными органами, должностными лицами, общественными организациями и гражданами);

- демократизм (дает возможность для полного выявления творческого и созидательного потенциала, всех звеньев социальной защиты населения);

- стимулирование (побуждение исполнителя к осознанной, заинтересованной деятельности);

- единство полномочий и ответственности;

- контроль и проверка исполнения.

В общем виде организационную структуру социальной защиты населения можно охарактеризовать как устойчивую и упорядоченную систему взаимодействия организаций социальной работы и её субъектов, обеспечивающую общие условия полноценной жизнедеятельности и рациональной организации социальной защиты, нуждающихся в помощи людей в соответствии с их интересами и потребностями.

Закон РФ 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».ПринятГосударственной Думой23 декабря 2013 года. ОдобренСоветом Федерации25 декабря 2013 года. Состоит из 10 глав. Устанавливает:1) правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации;2) полномочия федеральных органов государственной власти и полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан;3) права и обязанности получателей социальных услуг;4) права и обязанности поставщиков социальных услуг.

Действие настоящего Федерального закона распространяется на граждан Российской Федерации, на иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, беженцев (далее - граждане, гражданин), а также на юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание граждан.

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) социальное обслуживание граждан (далее - социальное обслуживание) - деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам;

2) социальная услуга - действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности;

3) получатель социальных услуг - гражданин, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляются социальная услуга или социальные услуги;

4) поставщик социальных услуг - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание;

5) стандарт социальной услуги - основные требования к объему, периодичности и качеству предоставления социальной услуги получателю социальной услуги, установленные по видам социальных услуг;

6) профилактика обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании, - система мер, направленных на выявление и устранение причин, послуживших основанием ухудшения условий жизнедеятельности граждан, снижения их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.

Статья 4. Принципы социального обслуживания

1. Социальное обслуживание основывается на соблюдении прав человека и уважении достоинства личности, носит гуманный характер и не допускает унижения чести и достоинства человека.

2. Социальное обслуживание осуществляется также на следующих принципах:

1) равный, свободный доступ граждан к социальному обслуживанию вне зависимости от их пола, расы, возраста, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений и принадлежности к общественным объединениям;

2) адресность предоставления социальных услуг;

3) приближенность поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей социальных услуг, достаточность количества поставщиков социальных услуг для обеспечения потребностей граждан в социальном обслуживании, достаточность финансовых, материально-технических, кадровых и информационных ресурсов у поставщиков социальных услуг;

4) сохранение пребывания гражданина в привычной благоприятной среде;

5) добровольность;

6) конфиденциальность.

Статья 5. Система социального обслуживания

Система социального обслуживания включает в себя:

1) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального обслуживания (далее - уполномоченный федеральный орган исполнительной власти);

2) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление предусмотренных настоящим Федеральным законом полномочий в сфере социального обслуживания (далее - уполномоченный орган субъекта Российской Федерации);

3) организации социального обслуживания, находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти;

4) организации социального обслуживания, находящиеся в ведении субъекта Российской Федерации (далее - организации социального обслуживания субъекта Российской Федерации);

5) негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации социального обслуживания, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации, предоставляющие социальные услуги;

6) индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание

Статья 19. Формы социального обслуживания

1. Социальные услуги предоставляются их получателям в форме социального обслуживания на дому, или в полустационарной форме, или в стационарной форме.

2. Социальные услуги в полустационарной форме предоставляются их получателям организацией социального обслуживания в определенное время суток.

3. Социальные услуги в стационарной форме предоставляются их получателям при постоянном, временном (на срок, определенный индивидуальной программой) или пятидневном (в неделю) круглосуточном проживании в организации социального обслуживания. Получатели социальных услуг в стационарной форме обеспечиваются жилыми помещениями, а также помещениями для предоставления видов социальных услуг, предусмотренных пунктами 1 - 7 статьи 20 настоящего Федерального закона.

Статья 20. Виды социальных услуг

Получателям социальных услуг с учетом их индивидуальных потребностей предоставляются следующие виды социальных услуг:

1) социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту;

2) социально-медицинские, направленные на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья;

3) социально-психологические, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия;

4) социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей;

5) социально-трудовые, направленные на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией;

6) социально-правовые, направленные на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг;

7) услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов;

8) срочные социальные услуги.

Статья 21. Срочные социальные услуги

1. Срочные социальные услуги включают в себя:

1) обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами продуктов;

2) обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;

3) содействие в получении временного жилого помещения;

4) содействие в получении юридической помощи в целях защиты прав и законных интересов получателей социальных услуг;

5) содействие в получении экстренной психологической помощи с привлечением к этой работе психологов и священнослужителей;

6) иные срочные социальные услуги.

2. Предоставление срочных социальных услуг в целях оказания неотложной помощи осуществляется в сроки, обусловленные нуждаемостью получателя социальных услуг, без составления индивидуальной программы и без заключения договора о предоставлении социальных услуг. Основанием для предоставления срочных социальных услуг является заявление получателя социальных услуг, а также получение от медицинских, образовательных или иных организаций, не входящих в систему социального обслуживания, информации о гражданах, нуждающихся в предоставлении срочных социальных услуг. Подтверждением предоставления срочных социальных услуг является акт о предоставлении срочных социальных услуг, содержащий сведения о получателе и поставщике этих услуг, видах предоставленных срочных социальных услуг, сроках, дате и об условиях их предоставления. Акт о предоставлении срочных социальных услуг подтверждается подписью их получателя.

Статья 22. Содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (социальное сопровождение)

1. При необходимости гражданам, в том числе родителям, опекунам, попечителям, иным законным представителям несовершеннолетних детей, оказывается содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (социальное сопровождение).

2. Социальное сопровождение осуществляется путем привлечения организаций, предоставляющих такую помощь, на основе межведомственного взаимодействия в соответствии со статьей 28 настоящего Федерального закона. Мероприятия по социальному сопровождению отражаются в индивидуальной программе.

Наши рекомендации