Основные психологические школы: психоанализ, бихевиоризм, гуманистическая психология.

Психоанализ З. Фрейда. Основная идея психоанализа – поведение человека определяется не столько его сознанием, сколько бессознательным, к которому относятся те желания, влечения, в которых человек не может себе признаться и которые поэтому не допускаются до сознания/вытесняются из него, но в реальности остаются в душевной жизни и стремятся к реализации, побуждая человека к тем или иным поступкам, проявляясь в искаженном виде (во снах, фантазиях и т.д.). По Фрейду, психика, личность Ч состоит из 3-х уровней: ОНО, Я, СВЕРХ-Я. ОНО – бессознательная часть психики, биологические инстинктивные влечения: агрессивные и сексуальные. ОНО подчиняется принципу удовольствия, т.е. удо-вольствие и счастье - главные цели в жизни человека. Уровень Я-сознания находится в состоянии постоянного конфликта с ОНО, подавляет сексуальные влечения. На Я воздействуют 3 силы: ОНО, СВЕРХ-Я и общество, которое предъявляет свои требования к человеку. Я старается установить гармониию между ними, подчиняется не принципу удовольствия, а принципу «реальности». СВЕРХ-Я служит носителем моральных стандартов, это часть личности, которая играет роль критика. Если Я примет решение/совершит действие в угоду ОНО, но в противовес СВЕРХ-Я, то испытает наказание в виде чувства вины, стыда. СВЕРХ-Я не пускает инстинкты в Я, и тогда энергия этих институтов сублимируется, трансформируется, воплощается в иных формах деятельности, которые приемлемы для общества и человека (творчество, искусство, общественная активность). Если энергия «либидо» не находит выхода, то у человека возникают психические болезни, неврозы, истерики. Для спасения от конфликта между Я и ОНО применяются ср-ва психол защиты: вытеснение, подавление, непроизвольное устранение из сознания недозволенных мыслей, чувств, желаний в бессознательное ОНО; Задача психоанализа по Фрейду – помочь страдающему понять истинную причину страданий, скрытую в бессознательном, вспомнить забытые травмирующие переживания, сделать их сознательными и как бы пережить заново; это приводит к эффекту катарсиса – очищения, освобождения. Недостатком фрейдизма является преувеличение роли сексуальной сферы в жизни и психике человека. Таким образом, человек с позиции фрейдизма – это противоречивое, изначально порочное, мучающееся, страждущее существо, невротичное и конфликтное. Заслуга Фрейда в том, что он привлек внимание ученых к серьезному изучению бессознательного в психике, впервые выделил и стал изучать внутренние конфликты личности человека.

Центральной идеей А. Адлера является идея о бессознательном стремлении человека к совершенству; это стремление определяется исходным и неизбежным переживанием чувства собственной неполноценности и потребностью его компенсировать. Задача психотерапии - помочь невротическому субъекту осознать, что его мотивы и цели неадекватны реальности, чтобы его стремление компенсировать неполноценность нашло выход в творческих актах. Основа теории К. Юнга – учение о коллективном бессознательном, существующем в душевной жизни наряду с бессознательным и сознательным. В коллективном бессознательном запечатлен опыт человечества. Если содержание личного бессознательного составляют комплексы, то содержание коллективного бессознательного составляют архетипы–первообразы, образцы поведения, мышления, существующие наподобие инстинктов. Таким образом, классические положения – роль бессознательного в психической жизни, роль детского опыта взаимоотношений со взрослыми, проблема внутреннего конфликта, формирование психологических защит –присутствуют практически в любой психоаналитической концепции, что и дает возможность говорить о психоанализе как целостном направлении. Э.Фромм попытался соединить идеи псих-за, марксизма и экзистенциализма. Он считал, что в личности нет ничего прирожденного. Все ее психические проявления - это следствие погруженности личности в различные социальные среды. Фромм выводит характер формирования того или иного типа личности не из прямого воздействия социальной среды, а из двойственности человеческого существования "экзистенциального" и "исторического".

1) Экзистенциальная составляющая –

1. Человек, изначально находится между жизнью и смертью, "он брошен в этом мире в случайном месте и времени" и "выбирается из него опять же случайно";

2. Существует противоречие между тем, что каждое человеческое существо является носителем всех заложенных в нем потенций, но не может реализовать их в результате кратковременности своего существования. Человек не может избежать этих противоречий, но реагирует на них различными способами, соответственно своему характеру и культуре.

2) Исторические противоречия. Не являются необходимой частью человеческого существования, а создаются и разрешаются человеком или в процессе его собственной жизни, или в последующие периоды истории. Устранение исторических противоречий Фромм связывал с созданием нового гуманистического общества.

Фромм выдвигает идею создания небольших общностей, в которых люди должны иметь свою собственную культуру, стиль жизни, манеру поведения, основанную на общих "психодуховных ориентациях", напоминающих результаты и символы церковной жизни.

Бихевиоризм (Дж. Уотсон). Задача психологии - по реакции определить вероятный стимул, а по стимулу предсказать определенную реакцию. Личность человека – совокупность поведенческих реакций, присущих данному человеку. Та или иная поведенческая реакция возникает на определенный стимул, ситуацию. Формула "стимул - реакция" (S-R) является ведущей в бихевиоризме. Связь между S и R усиливается, если есть подкрепление. Подкрепление может быть положительным (похвала, получение желаемого результата, материальное вознаграждение и т. п.) либо отрицательным (боль, наказание, неудача, критическое замечание и т. п.). Поведение человека вытекает чаще всего из ожидания положительного подкрепления, но иногда преобладает желание прежде всего избежать отрицательного подкрепления, т. е. наказания, боли и пр Человек в концепции бихевиоризма понимается прежде всего как реагирующее, действующее, обучающееся существо, запрограммированное на те или иные реакции, действия, поведение. Изменяя стимулы и подкрепления, можно программировать человека на требуемое поведение. Толмен ввел между S и R важную переменную - психические процессы данного индивида, зависящие от его наследственности, физиологического состояния, прошлого опыта и природы стимула (S-I-R). Позднее Скиннер доказал, что любое поведение определяется своими последствиями и сформулировал принцип оперантного обуславливания (поведение живых организмов определяется последствиями, к которым оно приводит). В зависимости от того, будут ли последствия приятными, безразличными или неприятными – живой организм проявит тенденцию повторять данный поведенческий акт, не придавать ему никакого значения или же избегать его повторения в дальнейшем. Таким образом, заслуга бихевиоризма в том, что он показал возможность объективного подхода к психическим явлениям.

В центре гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, Т. Оллпорт) – понятие становления личности, представление о необходимости максимальной творческой самореализации, что и означает истинное психическое здоровье. В отличии от классического психоанализа, гуманистическая психология утверждает, что человек изначально добр или хотя бы нейтрален; агрессия, насилие и прочее возникают под влиянием окружения. Маслоу подчиняет интерес гуманистической психологии к психически здоровой личности; прежде, чем анализировать болезнь, нужно понять, что есть здоровье.

По Маслоу потребности человека иерархически организованы по уровням. Если эту иерархию представить в виде пирамиды, то выделяются следующие уровни (снизу вверх): 1.Базовые физиологически потребности (пища, вода, одежда и т.д.); 2.Потребности, связанные с безопасностью (материальная надежность, здоровье и т.д.); 3.Соц. потребности (любить и быть любимым, включенность в гр. и т.п.); 4. Потребности в уважении и самоуважении; 5. Потребности в самоактуализации и личностной состоятельности.

Самоактуализацию Маслоу определял как желание стать всем, чем возможно; это – потребность в самосовершенствовании, в реализации своего потенциала. «Самоактуализирующейся личности» присущи следующие особенности: 1.полное принятие реальности и комфортное отношение к ней (не прятаться от жизни, а знать, понимать ее); 2. профессиональная увлеченность любимым делом, ориентация на задачу, на дело; 3.автономность, независимость от социальной среды, самостоятельность суждений; 4. способность к пониманию других людей, внимание, доброжелательность к людям; 5.постоянная новизна, свежесть оценок, открытость опыту; 6.различение цели и средств, зла и добра ("Не всякое средство хорошо для достижения цели"); 7. саморазвитие, проявление способностей, потенциальных возможностей, самоактуализирующее творчество в работе, любви, жизни;

Конгруэнтность (непротиворечивость, согласованность) – это соответствие переживания, сознавания опыта его настоящему содержанию. Принадлежность к группе и чувство самоуважения – необходимые условия для самоактуализации, так как человек может понять себя только получая информацию о себе от других людей.

Наши рекомендации