Глава 9. Структура и функции социальных служб социальной защиты населения

Организационно-функциональное обеспечение социальной работы осуществляется социальными службами: государственными и муниципальными, а также негосударственными специализированными учреждениями и предприятиями, осуществляющие социальную работу.

К государственным социальным службамотносятся органы управления, учреждения и предприятия социального обслуживания системы социальной защиты населения, министерств и ведомств Российской Федерации, к компетенции которых относится социальная помощь населению.

К муниципальным социальным службам относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, находящиеся в ведении органов местного самоуправления.

К негосударственным социальным службамотносятся учреждения и предприятия социального обслуживания, создаваемые благотворительными, общественными, религиозными и другими организациями и частными лицами.

Для осуществления специализированных форм социального обслуживания в России функционируют следующие социальные службы:

● пенсионного обеспечения, включая федеральные и региональные службы социальной защиты, а также государственные и негосударственные пенсионные фонды;

● социально-бытового обслуживания;

● социального обслуживания на дому;

● специализированного стационарного социального обслуживания;

● протезирования и технических средств реабилитации;

● специального транспортного обслуживания;

● медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов;

● медико-социальных, социально-психологических и социально-педагогических услуг различным группам населения;

● детские специализированные медицинские, дошкольные и школьные учреждения;

● специальные профессиональные образовательные учреждения;

● поддержки семьи, женщин и детей;

● реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением;

● по социальным вопросам военнослужащих и членов их семей, беженцев и мигрантов, безработных, кризисные центры (для лиц страдающих алкоголизмом, наркоманией, подвергшихся сексуальному и физическому насилию), регулирующие гуманитарную и техническую помощь России и ее отдельным регионам;

● по взаимодействию с негосударственными организациями инвалидов, ветеранов, семей с детьми, и т.п.;

● другие.

Социальные службы функционируют как в системе самостоятельной социальной отрасли — социальной защиты населения, подведомственной Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, так и в структуре отраслей, образования, культуры, юстиции, силовых структур и др., а также на различных предприятиях и в организациях.

В России оформление социальной работы, как специализированного института стало происходить в конце 1980-х г., когда специалисты среднего звена, — социальные работники, начали обслуживание пожилых людей и инвалидов на дому. В 1991 г. в квалификационный справочник вносится новая профессия — специалист по социальной работе и с этого времени начинается становление системы социального обслуживания.

Значимым достижением в организации социальной защиты населения в России стало создание широкой сети социальных служб и института социальной работы за короткий срок. Начиная с 1989 г., и особенно в период с 1993 по 1996 гг., в стране появилось большое число разнообразных социальных служб, более чем в 50 высших профессиональных образовательных учреждениях открылись факультеты социальной работы, переориентацию на подготовку работников среднего звена в системе социальной работы получили средние профессиональные образовательные учреждения.

С 1995 по 1999 гг. принимаются Федеральные законы «Об основах социального обслуживания населения», «О социальном обслуживании пожилых людей и инвалидов», «О социальной помощи».В развитие этих законодательных актов принимаются нормативные и методические документы по нормативам и стандартам социального обслуживания населения. Учитывая конституционное положение о разграничении социальных полномочий, формируется законодательная основа этого направления деятельности в регионах России. В стране повсеместно создаются различные типы социальных учреждений, разрабатываются и реализуются федеральные и региональные социальные программы, финансируемые из бюджетов различных уровней. Активизируется формирование негосударственных организаций социальной направленности.

В настоящее время социальная работа рассматривается как:

1) вид профессиональной деятельности, основанный на предметно-интегрированных, междисциплинарных приемах формирования, поддержания, реабилитации устойчивой социальной интеграции или реинтеграции отдельной личности и групп;

2) комплексная социальная технология осуществления социальной защиты населения, социального управления, социальной политики в отношении социально уязвимых групп населения.

Основные направления социальной работы:

● социальный надзор (контроль) и профилактика — форма практических действий субъектов управления социальными процессами по реализации своих прав и функций в сфере социальной защиты населения и отдельных личностей;

· социальная реабилитация — система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических, юридических мер, направленных на создание и обеспечение условий для социальной интеграции или реинтеграции лица, имеющего ограничения жизнедеятельности, вызванные нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма и/или социальными обстоятельствами. Цель социальной реабилитации — восстановление (формирование) социального статуса человека, утраченных общественных связей (на макро- и микроуровнях).

Субъекты социальной реабилитации:

● дети, оказавшиеся в особо сложных условиях, в том числе подвергшихся жестокому обращению, оставшиеся без надзора, беспризорные, подвергшиеся экономической и сексуальной эксплуатации, страдающие социально-обусловленными заболеваниями, включая синдром приобретенного иммунодефицита, дети-инвалиды, дети из числа беженцев, дети, склонные к правонарушениям, а также находящиеся в тюремном заключении;

● женщины, подвергшиеся физическому и сексуальному насилию;

● лица, занимающиеся проституцией;

● лица, страдающие алкоголизмом, вредными пристрастиями к наркотикам и иным веществам;

● лица, отбывающие и отбывшие наказания в учреждениях системы ГУИН и специальных лечебных учреждениях;

● лица пожилого и старческого возрастов;

● инвалиды;

● беженцы, вынужденные мигранты;

● лица, попавшие в особо сложные условия вследствие природных и техногенных катастроф;

● лица — участники боевых действий;

● лица, пострадавшие от терроризма и бандитизма;

● безработные;

● лица без определенного места жительства.

Комплексные технологии социальной реабилитации включают:

● социальную адаптацию — процесс освоения относительно стабильных условий социальной среды, решения повторяющихся, типичных проблем путем использования принятых методов социального поведения, действия;

● социально-бытовую адаптацию — процесс оптимизации режимов общественной и семейно-бытовой деятельности человека в конкретных социально-средовых условиях и приспособления к ним индивида;

● социально-средовую ориентацию — процесс структуризации наиболее развитой социально-бытовой и профессиональной функций индивида с целью последующего подбора на этой основе общественной и семейно-общественной деятельности, а также при необходимости адаптации социальной среды к его психофизиологическим возможностям;

● социально-психологическую адаптацию — процесс восстановления (формирования) способности индивида эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми в системе межличностных отношений, включая восстановление адекватного уровня коммуникабельности или общительности, т.е. способности и спонтанной коммуникативной активности, а также владение навыками общения, устойчивые типы реакций при социально-психологическом взаимодействии (характеризуются по ролевым и другим функциям, выполняемым индивидом в малых и/или больших группах);

● социальные услуги (медико-социальные, социально-педагогические, социально-психологические, социально-бытовые, социально-экономические, социально-трудовые), включающие медицинскую помощь, воспитание и обучение, профессиональное консультирование и образование, трудовое устройство, медико-социальный уход, социально-бытовое обслуживание на дому, в специальных центрах и стационарных учреждениях, психологическую, психиатрическую, наркологическую поддержку и др.

Решение проблем, связанных с социальным обеспечением,в том числе с социальным обслуживанием, населения, включая:

● назначение и выплату пенсий (по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные) и пособий (по временной нетрудоспособности, беременности и родам, многодетным и одиноким матерям, на детей в малообеспеченных семьях и военнослужащих срочной службы, инвалидам с детства и др.);

● содержание и обслуживание детей-сирот, престарелых и инвалидов в специальных учреждениях и в случае нуждаемости на дому;

● профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов;

● протезно-ортопедическую помощь, медико-социальную экспертизу и реабилитацию инвалидов, предоставление льгот и преимуществ отдельным социально уязвимым слоям населения.

Основное содержание социальной работы:

● оказывать помощь индивидам и группам для осознания и устранения затруднений личного, социального, экологического и духовного характера, неблагоприятно влияющих на них;

● содействовать устранению или смягчению возникших затруднений путем поддерживающих, реабилитационных, защитных технологий;

● защищать лиц, оказавшихся в сложных социально-психологических, материальных, социально-бытовых, иных сложных жизненных обстоятельствах в соответствии с законом, прибегая к использованию власти и необходимых организационных, материальных, технических и иных ресурсов;

● способствовать более широкому использованию каждой личностью собственных возможностей для социальной самозащиты;

● планировать организацию предоставления услуг, предупреждающих возникновение и содействующих разрешению социальных проблем;

● осуществлять адресную, дифференцированную социальную поддержку и защиту отдельных групп населения (детей, многодетных семей, пожилых, инвалидов, бездомных и других).

Методы социальной работы:

● организационные–распорядительные, координационные, методико-инструктивные, технические и др.;

● педагогические — методы формирования сознания личности, организации познавательной, практической деятельности и поведения индивида;

● консультирование социальное;

● социально-медицинские, социально-психологические, социально-экономические, правовые.

Кадровое обеспечение социальной работы осуществляется специалистами различных профессий:

● медиками (врачами разных специальностей, медико-социальными экспертами, средними и младшими медицинскими работниками), педагогами, юристами, социальными работниками, психологами и др.

Субъекты социальной работы — лицо, в отношении которого осуществляется социальная работа, и социальные субъекты, участвующие в реализации социальной политики, оказывающие социальную помощь и поддержку человеку, находящемуся в сложной жизненной ситуации. К таким субъектам относятся государство, общественные и политические объединения, фонды, концессии, специалисты социальных служб.

Объекты социальной работы:

1) в широком смысле — социальные отношения, в рамках которых возникают сложные жизненные ситуации для отдельных личностей и групп населения;

2) отдельные категории населения (см. выше);

3) социальные учреждения и предприятия.

В течение последних лет в России социальная работа как институт, ее технологии, организационные формы претерпевают существенные изменения. Несмотря на всевозможные, прежде всего, экономические трудности растет число социальных учреждений..

По данным Е.И. Холостовой, за последние шесть лет в России численность учреждений социального обслуживания семьи и детей возросла в 21 раз и составляет в настоящее время около 2300 учреждений, предоставляющих более 23 млн. различных видов социальных услуг.

Быстрыми темпами развиваются социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних (рост составил более чем в 5 раз за 6 лет), реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями, их численность выросла в 2 раза.

Однако нормативы обеспеченности населения социальными услугами остаются низкими. Так, обеспеченность социальными приютами составляет 10,4%, центрами помощи семье и детям — 6,4 %, домами-интернатами для пожилых людей и инвалидов — 60%.

Уровень удовлетворенности населения различными видами социальных услуг имеет существенную дифференциацию по субъектам Российской Федерации. В регионах постоянно ведутся поиски наиболее приемлемых для конкретных условий форм и методов социальной работы.

Реабилитационная индустрия

Одной из важнейших современных составляющих социальной защиты населения, ведущим направлением государственной политики в этой сфере является создание, поддержание и развитие реабилитационной индустрии.

Реабилитационная индустрия — это технологически развитая промышленность специального назначения, созданная и функционирующая на основе комплекса организационных, производственных, социально-экономических, правовых, информационных мер, товары и услуги которой предназначены лицам с ограниченными по состоянию здоровья возможностями (больным, инвалидам, лицам пожилого и старческого возрастов, детям, женщинам в период вынашивания, рождения и воспитания детей) и ориентированы на создание им равных возможностей осуществления жизнедеятельности наряду с другими членами общества.

Основными товарами реабилитационной индустрии являются технические средства, включая:

● вспомогательные технические средства — дополнительные подсобные орудия, предметы, приспособления, применяемые для компенсации (замещения) нарушенных или утраченных функций организма, приводящих к ограничениям жизнедеятельности (самообслуживания, передвижения, ориентации, общения, контроля за поведением, трудовой деятельности, обучения), а также облегчающие уход за лицами с ограниченными по состоянию здоровья возможностями;

● архитектурно-планировочные приспособления — специальные конструкции, обеспечивающие безбарьерную среду жизнедеятельности для лиц с ограниченными возможностями путем специализации строительных норм и правил, а также архитектурно-планировочных решений и специального технического обеспечения жилых и производственных помещений, транспорта, путей передвижения.

Технические средства существенно облегчают указанным лицам решение различных проблем в быту, на производстве, при пользовании общественным и личным транспортом, средствами связи и коммуникаций, что было бы невозможным или крайне затруднительным без этих средств.

Технические средства предоставляются нуждающимся в них лицам на льготных условиях в соответствии с базовыми программами (гарантированными перечнями технических средств) по заключению уполномоченных служб здравоохранения и социальной защиты населения, а также по личной инициативе граждан на общих основаниях. В предусмотренных законодательством случаях этими средствами оборудуются рабочие (учебные) места. Службы занятости компенсируют работодателям понесенные ими для данных целей затраты. Порядок и условия получения, эксплуатации, ремонта и замены средств, для отдельных категорий граждан, определяются нормативными документами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Производство технических средств осуществляется как на предприятиях общего типа, занятых наряду с изготовлением этих изделий и другой деятельностью, так и на специализированных предприятиях, которых в настоящее время в России насчитывается свыше 100. Номенклатура данных средств порядка 4000 наименований.

Реабилитационная индустрия развивается и поддерживается на основе социальных государственных заказов, в рамках федеральных и региональных целевых программ. Предприятиям и организациям, производящим указанные технические средства, а также обеспечивающим их ремонт, осуществляется государственная поддержка (в том числе предоставление налоговых и иных льгот) в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Государственная стандартизация указанных средств производится в соответствии с Федеральными законами «О стандартизации» (от 10 июня 1993 г.), «О защите прав потребителей» (от 7 февраля 1992 г.), «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (от 24 ноября 1995 г.).

Развитие реабилитационной индустрии в России может способствовать решению не только проблем отдельных категорий граждан, но это путь создания большого числа рабочих мест для квалифицированных специалистов. Продукция, производимая на соответствующих предприятиях, является высокорентабельной, востребованной, а потому такие предприятия благоприятны для инвестиционных вложений. На их базе возможно трудоустройство лиц с ограниченными возможностями, а также членов их семей. Такой опыт положительно зарекомендовал себя во многих странах, в том числе и в России.

Контрольные вопросы:

1. Раскройте содержание функций государственного социального обеспечения.

2. Какова роль муниципальных органов в организации социальной защиты населения?

3. Назовите основные виды социальной поддержки по категориям населения.

Литература

1. Социальное страхование и социальная защита. Доклад Генерального Директора. Международная Конференция Труда. Женева, 1993.

2. Холостова Е.И. Социальная работа: теория и практика. Учебное пособие. -М.: 2007.

3. Фирсов М.В. Введение в теоретические основы социальной работы. М.1997.

Наши рекомендации