Воспитание в семье ребенка с дефицитом внимания и гиперактивным поведением

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)

Специальные исследования показали, что синдром дефици­та внимания является самой частой причиной трудностей обу­чения и нарушений поведения в дошкольном возрасте.

Основными проявлениями данного синдрома являются: ♦ общее двигательное беспокойство, неусидчивость, недоста­точная регуляция поведения;

289

♦ нарушения целенаправленности и концентрации активно­го внимания;

♦> импульсивность и инфантильность в социальном поведении и интеллектуальной деятельности;

♦ проблемы во взаимоотношениях с окружающими;

♦ заниженная самооценка.

Все указанные расстройства приводят к школьной и соци­альной дезадаптации.

Многие из симптомов — невнимательность, гиперактивность, импульсивность — типичны и для родителей этих детей.

Родители часто испытывают чувство вины. Это тяжелая си­туация для родителей, особенно до того момента, как поставлен диагноз.

Гиперкинетическое расстройство, скорее всего, гетероген-но по своим механизмам и не имеет единого патогенеза. Пред­полагается, что возникновению данного расстройства может способствовать легкое повреждение мозга вследствие разнооб­разных патогенных воздействий во внутриутробном и перина­тальном периодах, а также цепочки инфекций в раннем возрас­те. Показано, что повреждение коры правого полушария в 93% случаев связано с гиперактивностью. Гиперактивность как про­явление ММД может быть одним из центральных нарушений при задержке психического развития церебрально-органичес­кого генеза.

Установлена связь гиперактивности с интоксикацией свин­цом, содержащимся в выхлопных газах и красках, используе­мых для отделки жилых помещений. Из лекарственных средств наиболее значимыми являются барбитураты, бензоадизепины. Имеет место повышенная частота неспецифических отклоне­ний ээг.

Признаки когнитивного дефицита многообразны и неспе­цифичны. Конкордантность МЗ — близнецов выше, чем ДЗ, что свидетельствует об определенной роли генетических фак­торов. Отмечен также повышенный риск расстройств у сибсов пробанда. О вовлеченности генетических механизмов свиде­тельствует также повышенная наследственная отягощенность гиперкинезами, особенно у девочек. Изучение приемных де­тей показало, что у биологических родителей детей с гиперак­тивным расстройством данное нарушение встречалось в детстве чаще, чем у приемных. Можно выделить группы больных с пре­имущественным типом отягощенности по тем или иным пси-

290

хическим расстройствам. Специальные исследования показа­ли, что признаки раннего органического поражения ЦНС отме­чаются у 84% детей с СДВГ, а его наследственный характер выявлен у 57% гиперактивных детей. Следовательно, в 41% случаев отмечался комплексный характер страдания. В группе обследуемых детей отмечались следующие негативные внут­рисемейные факторы:

неполная семья;

частые конфликты;

низкий уровень образования у родителей;

разлука с родителями;

неправильное воспитание.

Симптомы нарушения внимания, гиперактивности и импульсивности

Симптомы нарушения внимания, гиперактивности и им­пульсивности проявляются ранее 7 лет, обычно начиная с трех­летнего возраста. Это нелегкое для диагностики нарушение. Большое внимание необходимо уделять истории болезни, на­блюдать ребенка, говорить с родителями, воспитателями и учителями.

Симптомы нарушенного внимания

Ребенок не обращает внимания на детали. Например, надо закончить что-либо, внести заключительные штрихи — он ско­рее отложит это, чем выполнит. Ему трудно удержать внима­ние, ему свойственна непоседливость. Ребенок не слушает, ког­да к нему обращаются, избегает контакта взглядом, ему сложно сосредоточиться, чтобы слушать. Он может с большим энтузи­азмом подойти к заданию, что-либо сделать, но никогда не дово­дит начатое до конца. Ребенок избегает задач, которые требуют напряженных умственных усилий и которые являются одно­временно «скучными». Если ребенок действительно чем-то сильно увлечен, он может заниматься этим часами, но, если вдруг занятие ему наскучит, он бросит его.

Он легко отвлекается. Часто теряет свои вещи. Ребенок постоянно забывает то, что надо сделать, особенно в новых для него ситуациях, особенно когда необходимо быстро сориенти­роваться. Такие дети не могут выполнить задание по инструк­ции, если последняя состоит из нескольких звеньев. Ни одно задание не выполняется без многочисленных ошибок, так как

291

дети отвлекаются на любые внешние стимулы, повышенно забывчивы.

Подвижные игры на развитие внимания

1. «Запомни ритм».

Ведущий предлагает участникам повторить за ним рит­мическую модель, которую он воспроизвел с помощью хлоп­ков. Для тех, кто не запомнил услышанный образец, дается ориентир в виде цифровой записи его, где цифра обозначает число непрерывно, через равные интервалы следующих друг за другом хлопков, а тире между ними — паузы. Для облег­чения задачи предлагается вслух считать хлопки в соответ­ствии с их цифровым изображением. После освоения всеми ритмической мелодии она воспроизводится по кругу в ин­дивидуальном, а затем нарастающем темпе. Сбившийся вы­бывает.

2. «Внимательные животные».

Каждый, сидящий в круге, выбирает роль животного, кото­рое изображается характерной позой или жестом. Первый из играющих показывает свой образ, затем образ животного, выб­ранного кем-то другим. Тот, в свою очередь, повторяет свой об­раз и показывает еще чей-то. Выбывает тот, кто ошибся в пока­зе, больше трех секунд выдержал паузу либо изобразил образ того участника, который уже выбыл.

3. «Шапка-невидимка».

В течение трех секунд надо запомнить все предметы, собран­ные под шапкой, которая на это время поднимается, а затем перечислить их.

4. «Мяч в круге».

Стоя в круге, участники перебрасывают друг другу 1, 2, 3 и более мячей, сигнализируя о своих намерениях без помощи слов. Выбывает тот, чей брошенный мяч не был пойман.

Симптомы гиперактивности

Ребенок ерзает, не может спокойно сидеть, он очень беспо­коен. Он сидит и барабанит пальцами, все время двигается в кресле. У него всегда чувство внутреннего беспокойства. Он не может сидеть неподвижно, все время бегает, куда-нибудь заби­рается. Ребенок движется все время, даже если кажется, что он устал. Часто эти дети спят меньше, чем обычные дети, даже в младенчестве; то есть, помимо того, что он все время бегает, ка­жется, он никогда не спит. ■--—■ -

Таким детям трудно играть тихо — они как будто с мотором внутри. Они обычно очень говорливы, часто это основа для диаг­ноза. Их избыточная моторная активность бесцельна, не соот­ветствует требованиям конкретной ситуации.

Наибольшая выраженность гиперактивности отмечается в дошкольном и школьном возрасте. Наряду с гиперактивностью в двигательной сфере у детей с СДВГ обычно имеют место нару­шения координации движений, несформированность мелкой моторики и праксиса. Ребенок затрудняется в освоении навы­ков самообслуживания.

Такие дети не могут регулировать свои действия, не могут ничего приятного для себя откладывать — всего хотят сейчас. Часто перебивают или недослушивают в разговоре, бестактно вмешиваются в игру. Испытывают трудности в коллективной деятельности, требующей соблюдения очередности. Это затруд­няет занятия игровым спортом. Дети могут быть излишне болт­ливы на уроках, не считаясь с ситуацией. Диагноз может быть поставлен с 3—4 лет. Девочек часто поздно диагностируют, по­тому что они вообще спокойнее. Чем спокойнее ребенок, тем позднее ставят диагноз.

При диагностике дети часто показывают хорошие резуль­таты, если тест интересен и в новинку. В ситуации один на один ребенок показывает результаты лучше, чем в группе. Дети часто показывают лучшие результаты в присутствии отца, нежели в присутствии матери. Это объясняется тем, что дети больше привыкают к матери, а отец — более в новинку для них.

Игры на тренировку выдержки и контроль импульсивности

1. «Личный подвиг».

Несдержанному, импульсивному ребенку дается индивиду­альное задание — подняв для ответа руку самому ее опустить и обдумать то, что хотел сказать; вновь подняв руку, опять ее опу­стить и обсудить предполагаемый ответ с соседом. Только после этого вновь поднять руку, если хочет высказаться.

2. «Скалолазы».

Участники должны пройти вдоль свободной стены, фикси­руясь на ней постоянно минимум тремя конечностями. Кто ото­рвал или передвинул две конечности, считается «сорвавшим­ся» и возвращается на старт. Побеждает команда, первая доб­равшаяся до противоположного угла.

293

3. «Съедобное-несъедобное», «Черное с белым не носить, «да» и «нет» не говорить» и подобные игры, требующие самоконтро­ля для избежания импульсивных реакций.

4. Игры типа «Угадай мелодию».

Дети не способны предвидеть последствия своих поступков, поэтому нарушения дисциплины нельзя считать преднамерен­ными. Взрывчатая раздражительность сочетается с лабильнос­тью аффекта и легкими переходами от смеха к слезам. У девочек менее выражена гиперактивность, но в большей степени выра­жены тревога, эмоциональная лабильность, нарушения мышле­ния и речи. Гиперактивность обычно нормализуется в подрост­ковом возрасте, импульсивность сохраняется у 25% взрослых. Труднее всего компенсировать нарушения внимания.

У детей и подростков с СДВГ отмечается более низкая само­оценка, более высокий уровень алкоголизации и употребления наркотиков. В сборе данных специалисту прежде всего требу­ется помощь родителей.

Анкета для родителей

1) Правша или левша ребенок, владеет ли он двумя руками в равной степени?

2) Отмечаются ли колебания настроения? Нет ли тенденции быть в хорошем настроении один день, а на следующий — впа­дать в депрессию?

3) Соответствуют ли достижения ребенка его возможностям?

4) Имеются ли трудности включения в задание?

5) Замечают ли родители, что ребенок не может сидеть спо­койно, покачивает ногой, стучит пальцами, ерзает?

6) Всегда ли ребенок доводит начатое до конца?

7) Много ли ребенок мечтает с отсутствующим взглядом, .«спит наяву»?

8) Испытывает ли ребенок трудности, вспышки гнева, не­терпения, когда он расстроен?

9) Импульсивен ли ребенок?

10) Легко ли его отвлечь?

11) Откладывает ли ребенок начатое на потом? Часто ли бы­вает, что он «загорелся» по поводу чего-нибудь, а потом быстро «остыл»?

12) Есть ли у ребенка привычка часто менять программы по ТВ, крутить ручку радио?

13) Способен ли ребенок работать по инструкции?

294

14) Легко ли приходит в состояние гнева? (Дети обычно вспы­хивают мгновенно).

15) Имеются ли у ребенка выраженные трудности в обучении?

16) Нет ли подобных нарушений у других членов семьи?

17) Часто ли ребенок нарушает правила?

18) Часто ли ребенок испытывает беспокойство по любому поводу?

19) Низкая ли у него самооценка?

20) Не играет ли ребенок в детском саду (либо в школе) роль клоуна?

21) Не усыновлен ли ребенок?

22) Желанный ли ребенок в семье?

23) Не страдает ли ребенок аллергией?

24) Трудно ли ему сохранить секреты?

25) Любит ли он новые вещи?

26) Свойственна ли ребенку агрессивность, ломает ли он час­то игрушки, рвет книжки?

27) Часто ли ребенок говорит неправду?

28) Часто ли ребенок берет без спросу чужие вещи?

29) Отмечается ли у него асоциальное поведение?

30) Свойственна ли ему эмоциональная незрелость?

31) Отвергают ли ребенка сверстники?

32) Трудно ли ему планировать собственное поведение?

33) Свойственны ли ребенку:

— незрелая моторика и координация;

— энурез;

— нарушения сна?

34) Сведения о родителях гиперактивных детей;

— возможно, отец или мать, когда были детьми, проявляли симптомы СДВГ?

— отмечается ли у родителей тревожность или депрессив-ность?

— имеют ли родители склонность к алкоголизму, асоциаль­ному поведению?

— характерны ли драки в семье?

— полная ли семья?

— есть ли в семье еще дети, подвержены ли они указанным нарушениям?

Важно поставить диагноз нараннем этапе, чтобы предупре­дить развитие вторичных отклонений — беспокойства, тревож­ности, агрессивности, асоциального поведения.

295

У детей могут быть трудности обучения, расстройства пове­дения, депрессии. Они рано замечают, что все дети могут сде­лать что-то, а они — нет. Ребенок задает себе вопрос: «Что же такое со мной? ». Конечно, это накладывает сильный отпечаток на ребенка. Родителям следует иметь в виду, что сам по себе синдром не проходит к подростковому возрасту, этим детям не­обходима помощь.

Исследования показали следующее:

♦ К подростковому возрасту у 70—80% этих детей могут на­блюдаться некоторые симптомы СДВГ.

<* 2/3 взрослых имеют неполный синдром.

♦ 25—45% —демонстрируют асоциальное поведение.

♦;♦ У таких подростков нередко имеются приводы в милицию, они рано начинают злоупотреблять алкоголем, употреблять наркотики.

*♦♦ Большинство этих детей не заканчивают школу.

♦ 20% проявляют физическую агрессию.

•> Эти люди нередко попадают в автомобильные катастрофы.

♦ Среди них часты попытки к самоубийству.

Информация для родителей

Важно, чтобы родители:

♦;• понимали всю серьезность создавшегося положения, адек­ватно и серьезно воспринимали беды своего ребенка, люби­ли его и ценили его здоровье;

. искренне желали помочь ребенку;

. были лучшими адвокатами своего ребенка;

■ были готовы к переменам;

• были способны встать на место ребенка, посмотреть на себя его глазами;

• контролировали свои чувства и эмоции;

■ были терпеливы и последовательны; ► верили в успехи своих детей.

Ребенок должен быть в семье желанным, родители должны заботиться о нем и заниматься его воспитанием, не оставлять ребенка в первые годы жизни и не передавать его на попечение кому бы то ни было. Необходимо учитывать индивидуальность, своеобразие темперамента и личности ребенка.

Специалист обязан объяснять родителям особенности их ребенка. Родители должны принимать самое активное участие в лечении, обучении и воспитаниигребенка. Они должны понимать,

296

что при сохранном интеллекте и адекватном воспитании их дети могут достичь определенных успехов. Например, Черчилль, Эй­нштейн, Эдисон и Моцарт также страдали этим синдромом. Эти дети часто обладают хорошей интуицией, творческим мышле­нием, у них постоянно появляются какие-то идеи. Вместе с тем им трудно отвечать на вопросы или быстро что-то делать. Такому ребенку следует помочь, сказав: « Не спеши». Если он отвлекся, иногда достаточно положить ему руку на плечо, чтобы вернуть его внимание. Дети более продуктивны в первую половину дня. Таким детям тяжело концентрировать внимание, особенно если они устали. Чтобы привлечь и поддерживать внимание, надо де­лать занятие более интересным и разнообразным. Детям трудно делать скучную работу. Им всегда нужна индивидуальная под­держка; они лучше работают под наблюдением взрослых, им все­гда нужен помощник или наставник.

При занятиях с детьми родители не должны давать им боль­шую нагрузку. Работу с ребенком следует делить на корот­кие периоды. Дети нуждаются в более частых поощрениях, что­бы у них возникало ощущение успеха. Следует занизить тре­бования к аккуратности ребенка. При занятиях с ребенком обя­зательно применять наглядные средства, вовлекая его в рабо­ту. Показывать ребенку, как выполнить то или иное задание, делать его вместе с ним, в результате чего у ребенка выработа­ются умения и навыки. Следует формировать положительные привычки. Не следует увлекаться многословными советами и поучениями. Надо помнить, что ребенок не может долго удер­живать внимание. Следует продумать план управления таким ребенком, объяснить правила поведения в каждом конкрет­ном случае, объяснить, что от него ожидается. Говорить с ре­бенком нужно спокойным доброжелательным тоном. В случае конфликта нельзя кричать, нужно сохранять хладнокровие. Родители должны помогать развить в ребенке чувство уверен­ности в себе.

Родителям необходимо структурировать собственное поведе­ние и строго выполнять режим дня. Если взрослые в семье стра­дают частыми немотивированными сменами настроения, в се­мье конфликтные отношения, они не уверены в себе, испыты­вают чувство вины, недостаточна успешность профессиональ­ной деятельности, натянуты отношения с коллегами, то им са­мим следует воспользоваться помощью психотерапевта, чтобы разработать стратегию дальнейшего поведения.

297

Родителям, имеющим ребенка с дефицитом внимания, необ­ходимо объяснить другим взрослым, общающимся с их ребенком, в первую очередь родственникам, воспитателям, чторебенок име­ет специфические трудности в выполнении заданий, так как его нервная система функционирует не совсем так, как у других де­тей. Не следует ждать, когда возникнет непонимание и враждеб­ность по отношению к ребенку. Лучше, не стесняясь, объяснить значимым для ребенка людям его особенности.

Родители должны быть в курсе всех мероприятий по оказа­нию помощи ребенку и в тесном контакте с теми, кто их прово­дит: педиатром, психологом, учителем. Только в этом случае помощь ребенку будет эффективной. Хорошо себя зарекомен­довали так называемые группы, состоящие из родителей, име­ющих детей с аналогичными проблемами. Общение в таких груп­пах оказывает эффективную помощь ребенку.

Прежде всего родители должны определить, что именно в поведении ребенка особенно настораживает. Все это обсужда­ется и взвешивается в семье и с психологом. В результате роди­телям становится более понятным поведение ребенка, да и соб­ственное поведение они начинают оценивать более объективно. Первым шагом к изменению поведения ребенка является со­ставление плана общения с ребенком. Даже очень занятые ро­дители должны научиться ежедневно выделять 10—15 минут, чтобы побыть с ребенком, вникнуть в то, что он делает, выслу­шать его и поддержать.

Родителям необходимо научиться бороться с нежелательным поведением ребенка не только посредством наказаний, но и с по­мощью невмешательства в его действия, игнорирования. Напри­мер, ребенок бросил свою игрушку под дождем. Не спешите ее поднять. Ребенок ищет положенную не на место вещь, не торо­питесь помочь ему, пусть поищет. Ребенок импульсивно выска­кивает на велосипеде на середину проезжей части улицы. На вре­мя запретите ему пользоваться велосипедом. Наконец, почаще используйте наказание, заключающееся в спокойном сидении в определенном месте после совершенного проступка.

Задание, которое дается ребенку с нарушенным вниманием, не должно быть сложным и состоять из нескольких звеньев. Для ребенка с дефицитом внимания запоминание длинных инст­рукций, состоящих из цепочки коротких указаний, особенно затруднительно. Поэтому не стоит давать ребенку более одного указания за раз. ^~

298

Трудная задача для ребенка с дефицитом внимания — завес­ти и поддерживать дружбу со сверстниками. Такие дети могут говорить, не обращая внимания на высказывания собеседника, могут не поддержать, когда их товарищ пытается начать игру, вмешиваться в чужую игру, не соблюдать ее условий, бросить игру, не доведя ее до конца.

Проблемы со сверстниками могут приводить к одиночеству и низкой самооценке. В то же время дружба для ребенка с дефи­цитом внимания является важным фактором в достижении ус­пеха. Для того чтобы помочь ему наладить отношения со свер­стниками:

1. Понаблюдайте за ребенком во время общения его со свер­стниками. Приметив хорошие проявления во взаимоотношени­ях с другими детьми, наградите его за это.

2. Организуйте совместную деятельность своего ребенка с его другом. Например, это может быть совместный выход на игро­вую площадку или в библиотеку.

3. Устраивайте перерывы в общении со сверстниками, если видите, что уровень возбуждения у вашего ребенка чрезмер­но высок.

4. Старайтесь уменьшить агрессивные проявления в поведе­нии ребенка дома.

Обратите внимание на то, что участие в игровом спорте пред­ставляет значительные трудности для ребенка с дефицитом вни­мания. Это связано с выполнением ряда правил, соблюдением очередности на протяжении достаточно продолжительного вре­мени. Однако жесткие запретительные установки здесь не го­дятся. Если ребенок очень заинтересован именно этим видом спорта, посоветуйтесь со специалистами и тренером, как луч­ше справиться с трудностями.

Всегда будьте хорошими адвокатами для своего ребенка. Помните, что большинство людей ничего не знают о нарушени­ях внимания. Найдите время, чтобы в начале каждого учебного года поговорить с учителями о своем ребенке и его нуждах. По­мните, что ваш ребенок может нуждаться в специальных мето­дах коррекции, если у него наблюдаются специфические недо­статки обучаемости.

Опыт показывает, что дети, имеющие осведомленных роди­телей, гораздо лучше подготовлены к жизненным трудностям. Необходимо, чтобы ваш ребенок все знал о своих трудностях и способах справляться с ними.

299

Постарайтесь в общении с ребенком придерживаться следу­ющих правил:

1. Прежде чем поручить ребенку что-либо сделать, тщатель­но взвесьте, сможет ли он с этим справиться. Не ожидайте, что поручения или свои обязанности ребенок сразу выполнит очень хорошо.

2. Установите твердый распорядок дня, обязательный не толь­ко для ребенка, но и для всех членов семьи. Напоминайте об этом распорядке своему ребенку почаще.

3. Придумайте гибкую систему вознаграждения за хорошо (без отвлечений) выполненное задание. Это может быть словес­ное поощрение типа: «Ты сегодня пришел в школу вовремя. Молодец!» Это может быть поцелуй или разрешение пригласить поиграть друга, разрешение смотреть телевизор дольше обыч­ного, поиграть с родителями в какую-либо игру и т. д.

4. Если в семье есть другие дети, поощряйте и их за хорошо выполненную работу. Почаще показывайте ребенку, как луч­ше выполнить то или иное задание, не отвлекаясь.

5. Если ребенок не сделал чего-либо, потому что отвлекался, объясните ему, что из этого может получиться и почему. На­пример, чтобы успеть в школу, ребенок должен выйти из дому не позднее 8 часов утра, а он в это время все еще одевается. По­дойдите к ребенку и объясните ему, что он не подготовился к школе вовремя и опоздает, а это недопустимо.

6. Подписывайте соглашения со своим ребенком типа: «Я, Алексей, обязуюсь три дня подряд не опаздывать в школу. Если я это выполню, то смогу смотреть телевизор на 30 минут доль­ше». Такое соглашение должно учитывать пределы возможно­го для ребенка и оговаривать только одно условие.

7. Не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка. Не подбирайте за ним вещи и игрушки.

8. Не следует давать ребенку только директивные указания: «Ты должен сделать то-то и то-то». Лучше говорить с ним в бо­лее мягкой форме: «После того как ты приготовишься ко сну, можешь посмотреть телевизор».

9. Напоминайте ребенку о его обязанностях не только устно. Пусть он их видит: повесьте на стену их перечень.

10. Расширяйте список обязанностей ребенка по мере того, как убедитесь, что он научился с ними справляться, не отвлека­ясь. Разрешите ребенку принимать участие в обсуждении кру­га его обязанностей.

300

11. Покажите ребенку несколько раз, как нужно выполнять его новую обязанность, прежде чем разрешить выполнять ее самому.

12. Убедитесь, что у ребенка есть все необходимое, чтобы выполнить свои обязанности по дому в срок.

Лечение

Для каждого ребенка подбирается специфическая доза препарата, которая часто не зависит от его веса, роста и воз­раста. При лечении психостимуляторами не выявлено сколь­ко-нибудь серьезных побочных эффектов (Приложение IV). Наиболее часто отмечаются снижение аппетита и трудности засыпания. В редких случаях возможно снижение настрое­ния и повышение активности в период снижения действия препарата. Такие явления преодолеваются посредством из­менения дозы и сроков приема препарата. Тем не менее за весом и ростом ребенка нужно следить.

Психостимуляторы могут спровоцировать, хотя это случа­ется редко, и появление тиков, что имеет место при синдроме Туретта. По некоторым данным, среди детей с дефицитом вни­мания и гиперактивностью их частота составляет 1 %. Поэтому детей с этим синдромом не рекомендуется лечить с помощью психостимуляторов. При лечении некоторых детей с дефици­том внимания эффективны антиделрессанты. Они используют­ся, когда психостимуляторы не помогают или противопоказа­ны, а также когда наблюдается побочный эффект. Иногда для лечения используют клонидин — гипотензивное средство, сни­жающее гиперактивное поведение, но не влияющее на концен­трацию внимания.

Медикаментозное лечение само по себе недостаточно для до­стижения успеха. Необходимым условием успеха является пси­хологическая и педагогическая коррекция, позволяющая изме­нить поведение и повысить самооценку ребенка. Только комп­лексный подход к проблемам ребенка гарантирует успех. Иног­да родителей ребенка с дефицитом внимания и гиперактивнос­тью волнует вопрос, не приведет ли медикаментозное лечение к привыканию к препаратам, а в дальнейшем и к токсикомании. Как показывают специальные исследования, оснований для та­кого беспокойства нет. Привыкания к данным психостимуля­торам и антидепрессантам не наблюдается, а риск токсикома­нии не повышается. Более того, возможность возникновения

301

эмоциональных нарушений и токсикомании выше, если ребе­нок никогда не лечился должным образом.

Выводы

Каков прогноз детей с дефицитом внимания? Раньше счита­лось, что трудности проходят с возрастом, ребенок как бы пере­растает свой недостаток, становясь взрослым. Отчасти такое мнение основывалось на том факте, что врачи сфокусировали свое внимание на гиперактивности как на главном симптоме. В настоящее время основным симптомом считается нарушение внимания в сочетании с гиперактивностью. Гиперактивность имеет тенденцию уменьшаться с возрастом, дефицит внимания и импульсивность подвергаются обратному развитию в значи­тельно меньшей степени. Поэтому надеяться на то, что время — лучший лекарь, в данном случае неправомерно, затраченные же усилия непременно принесут свой результат.

Наши рекомендации