Воспитание в семье как одно из определяющих условий становления типа личности ребенка

Иное упало на добрую землю и принесло плод. Евангелие. Мф.13 8

Без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на все школы, институты и пансионы. Н. М. Карамзин

Специальное изучение этого вопроса удивило нас однознач­ностью связи между определенными особенностями условий жизни и воспитания в семье (при их вариативности, разумеется) и типом личности ребенка. В данной главе мы проиллюстри­руем эту связь на примере особенностей воспитания в семье детей, относящихся к двум противоположным типам личности, а именно характеризующихся самыми низкими и, наоборот, са­мыми высокими показателями развития базовых оснований лич­ности.

В первую группу вошли дети с ценностностью реально-при­вычного функционирования, самыми низкими типами отношения

«Я—другой», преодоления ограниченности привычных пред­ставлений, сознания и деятельности.

Семьи, в которых воспитываются эти дети, характеризова­лись следующими общими особенностями. Одной из ведущих ценностей в семье здесь очень часто считаются материальное благополучие, налаженный быт. Эти ценности в основном опре­деляют поведение членов семьи, стиль жизни, об этом чаще всего ведутся разговоры, эмоции и переживания также обычно связаны с этими ценностями. Хотя функции членов семьи рас­пределены и в разных семьях по-разному, но в целом матери­альная, реально-практическая, бытовая сторона жизни являет­ся сплачивающим семью стержнем, вокруг которого формируют­ся общие интересы. Даже если у ребенка есть свои четко за­данные обязанности (чаще всего они связаны с помощью по хозяйству — убирать, мыть посуду и т. п.), он включен в регламентированную и ограниченную определенным набором ситуаций жизнь семьи. Эти ситуации обычно связаны с бытом, значимы либо для всей семьи, либо для определенных, близких ребенку лиц (мамы, бабушки).

В семье, как правило, господствует культ вещных, практи­ческих, а не личностных отношений. Поэтому и ребенка, его до­стижения (даже в занятиях) оценивают с точки зрения не столько его личности, сколько достигнутого результата. Все это приводит к тому, что дети не выделяют себя из привычных син­кретически целостных ситуаций, не осознают или недостаточно осознают себя через отношение к определенному содержанию. Очень часто имеют место отрицательные оценки ребенка и стро­гие наказания. Ограниченность личностной культуры, замкну­тость на круг интересов своей семьи приводят к тому, что у де­тей складываются низкие типы отношения к другим («Я—Дру­гой») . Ограниченная набором определенных реальных ситуаций жизнь семьи (причем очень часто этот набор, эта ограниченность даже специально блюдутся) обедняет внутренний мир ее чле­нов, делает его замкнутым, конечным. Подобные условия жизни порождают и определенный тип ценностности, в большинстве случаев реально-привычного функционирования, и особенности отношения «Я — другой». Характер общения с ребенком в семье обусловливает низкие уровни сознания, преодоления ограничен­но-привычных представлений, такие особенности деятельности, как инертность, «погружение» в ситуацию, трудности рефлексии. В таких семьях от детей редко требуют самостоятельной, про­дуктивной деятельности, чаще их заставляют помогать в при­вычных домашних делах, их не побуждают к осознанию своей деятельности, поскольку для взрослого важнее, чтобы ребенок сделал, а не осознал, понял, не поощряют их личностных ка­честв, в крайнем случае хвалят за результат.

Преобладание со стороны близких отрицательных оценок,

накапливающийся опыт неудач не только в занятиях, но и в отношениях с другими приводят к тому, что у многих детей дан­ной группы отсутствует самостоятельность, они неуверены в се­бе, часто испытывают страх, проявляют негативизм, конфликт-ность, неадекватное восприятие поведения и отношения к себе со стороны других детей.

Прямо противоположной предстает картина воспитания в семье детей второй группы (но такие дети, к сожалению, состав­ляют меньшинство). В эту группу вошли дети с универсаль­ностью ценностности, с самыми высокими типами отношения «Я — другой», .с высоким уровнем развития способности «быть собой и другим», с высшим показателем преодоления ограни­ченности представлений о мире и о себе, развития сознания и деятельности.

Опишем кратко некоторые особенности воспитания в семье одного ребенка из этой группы, уже знакомой нам девочки На­сти К. Состав семьи: мать врач, отец военный, сестра Насти на 16 лет ее старше—студентка и бабушка. Все члены семьи ув­лечены своими профессиональными занятиями (как видим, са­мыми разными) и всегда говорят о них дома. Настя, по словам матери (что подтверждается и нашими наблюдениями), «не яв­ляется центром, а выступает на равных со всеми». Содержание и формы общения с девочкой членов семьи и многочисленных друзей дома весьма разнообразны. Как отмечает мать: «Каж­дый с ней общается по-своему, но все относятся как к равной себе». Такое общение, по-видимому, и стало одним из решающих условий формирования универсальности ценностности. Настя воочию видит, сколь эмоционально значимы для окружающих ее людей разные сферы жизни. Девочка сопереживает другим, а те общаются с ней как с равной. В этом общении происходит и выделение собственного «Я», и осознание себя по отношению к этим разным сферам жизни, т. е. формируются соответствую­щие типы ценностности.

Круг интересов семьи отличает крайнее разнообразие. Отно;

шения в семье пронизаны вниманием и заботой не только о родных, но и о друзьях дома, просто знакомых, пациентах ма­тери и т. д. Эти отношения вместе с общением с Настей на рав1 ных, с представленностью в быте семьи различных типов цен­ностности и обусловили формирование высшего типа отношения к другим. Другой человек выступает для Насти в его самостоя­тельной значимости, в универсальности в смысле как ценност­ного содержания другого, так и разнообразия отношения с раз­ными другими. По словам матери, девочка «с разными людьми находит общий язык, со всеми ей интересно». Кроме того, На­стя при необходимости ищет способы соотнесения своих инте-| ресов и интересов, нужд другого. Мать так говорит об этом:| «Всегда считается с тем, что нужно другим, но ей очень важно|

сохранить свое. Поэтому найдет такой вариант, чтобы и другим было хорошо, и свое сохранить».

Бабушка еще маленькой Насте рассказывала много сказок. И в 6 лет девочка очень любит сказки. С ней дома много игра­ли. Причем сознательно время от времени меняли игры, а так­же и игрушки, «чтобы не фисировалась на одном» (как говорит мать). В 6 лет Настя также очень любит играть, игры разно­образны, и она сама придумывает новые.

Особо обращает на себя внимание открытость дома людям, разным интересам, разнообразным и новым делам и т. д. В то же время существуют семейные традиции. Например, на Новый год устраиваются праздники, представления, к которым каждо­му нужно придумать что-нибудь свое. Выпускается домашняя газета, в которой каждый принимает участие, придумывая что-нибудь интересное. Видимо, не нужно доказывав связь образа жизни этой семьи с такой характерной особенностью Насги, как ее стремление к интересному (во всех областях), новому, совер­шенствованию, творческое отношению к любому делу.

Своеобразно проводятся дома занятия с Настей. Обычно за­нимается с ней отец. Он объясняет, показывает, учит ее чему-то новому. Затем они играют в школу. Сначала отец—учитель, а ученики — Настя и куклы, потом Настя становится учитель­ницей и учит своих учеников, предъявляя им те требования, ко-рые ставились до этого отцом, а часто добавляя и свои. Отец отмечает: «Когда я начал так заниматься, Настя стала быстро и очень хорошо учиться и читать, и писать, и считать, и вообще всякому новому делу... И как-то глубже обдумывать все» (на­помним, что у Насти высшие показатели развития сознания).

При столь творческом стиле жизни семьи четко выражено ответственное отношение к любому делу. При этом у каждого члена семьи не вызывает сомнения, что сделать хорошо — это интересно, но еще интереснее — придумать, как сделать лучше. Нетрудно видеть, как пронизывающие жизнь семьи дух со­вершенствования, творческого отношения к тому, что делаешь, стремление делать для других отражаются в особенностях дея­тельности Насти (см. главу V).

Семьи других детей, относящихся к этой группе, также отли­чают открытость разным интересам, делам, людям, разнообра­зие форм и содержания общения с ребенком, внимание к дру­гим людям, забота о них, ответственное и личностное отноше­ние к разным видам деятельности и оценка через такое отно­шение личности ребенка, всяческое поощрение любви к играм.

Опишем также некоторые особенности воспитания в семье детей, относящихся к другим типам личности.

Для семей детей с преобладанием ценностности отношений с другими характерны повышенная эмоциональность в отноше­нии взрослых к ребенку, неадекватные (успехам или провинно-

" 123

стям ребенка) поощрения и наказания. Часто ребенка ругают, наказывают за незначительный проступок, а бывает и «по ошиб­ке», и, наоборот, положительно оценивают его безотносительно к действительным успехам. Повышенная чувствительность ре­бенка к отношениям с другими нередко наблюдается в семьях, в которых преобладает нервозный, неспокойный климат, часты разлады между членами семьи. Дети болезненно переживают конфликты между близкими, сфера отношений с другими ста­новится для них особо значимой. Все это приводит к тому, что ребенок стремится получить одобрение, положительную оценку своей личности либо ни за что, либо за малые успехи, а неред­ко прибегает для этого (или чтобы избежать наказания) к не­правде, хитрости. Нередко такой ребенок склонен к «ячеству», хвастовству, зависти, ябедничеству и т. п.

При преобладании положительных, не связанных с действи­тельными достижениями ребенка оценок, когда тот растет в ат­мосфере обволакивающей любви, нередко становясь центром жизни семьи, ценностность отношений с другими также оказы­вается преобладающей, часто единственной. При этом возмож­ны две крайние формы проявления: стремление получить поло­жительную оценку своей личности безотносительно к собствен­ным достижениям, болезненная реакция на неудачи и отсутст­вие положительной оценки (встречается чаще) и, напротив, не­которое равнодушие к оценке (со стороны воспитателя, детей и других людей), поскольку «меня и так всегда дома хвалят».

Типичны в этом отношении условия воспитания в семье у Андрея И. (ценностность отношений с другими при значимости норм, альтруистский тип отношения «Я — другой»). В семье, по словам матери, к мальчику относятся на равных. Он вместе со всеми занимается хозяйственными делами, ходит вместе с родителями в походы и т. д. Но при этом взрослые все время задают определенные нормы, которым Андрей должен строго следовать. Как правило, Андрею не поручается сделать что-то самостоятельно, а он лишь принимает участие в общих делах (дома—чаще с мамой, бабушкой, в походах—с отцом). Когда Андрей что-то хочет сделать по-своему, выражает собственные желания, которые почему-либо не нравятся родителям, те (ча­ще мать) мягко, но настойчиво подводят мальчика к признанию правоты взрослых. Мать так говорит об этом: «Сделает по-своему, а потом я показываю, что он был не прав, и он сам со мной соглашается». Такое поведение близких с очень большой вероятностью могло стать причиной того, что самостоятельная деятельность не стала для мальчика ценностной в отличие от значимости выполнения требований взрослых, норм.

Наконец, в доме поддерживается, особенно со стороны ма­тери, которую мальчик очень любит, атмосфера помощи, сочув­ствия другим. Андрей действительно много делает по дому, по-

тому что «мама устала, надо ей помочь». Любит и жалеет жи­вотных, успокаивает и защищает маленьких. В основном полу­чает положительные оценки, особенно часто от бабушки, кото­рая его очень любит. Все это и обусловило становление ценно-стности отношений с другими в сочетании с типом отношения «Я — другой», когда реализация себя связывается с другими и потому возможен отказ от положительной оценки себя в поль­зу положительной оценки другого.

В семьях, в которых личность оценивается через следование нормам и требованиям, у ребенка формируется ценностность действовать в соответствии с нормами и требованиями. Но по­скольку ребенок 6 лет сталкивается с многообразными ситуа­циями и в это время интенсивно развивается сфера сознания, то правильное следование нормам, требованиям связывается с осознанием соответствующей ситуации. Вот почему указанная ценностность у 6-летнего ребенка нередко принимает форму «действовать в соответствии с пониманием ситуации».

Наконец, перечислим особенности условий жизни в семье детей с ценностностью «делания», например, в семье Макси­ма X. Дома с мальчиком вообще не занимаются, хотя мать по-своему проявляет любовь к нему (все делает за него, 6-летний мальчик даже не сам одевается, при конфликтах с детьми мать при Максиме ругает других детей, скандалит с их родителями). Мальчик дома ничего не делает, но и дома, и в детском саду беспричинно активен: бегает, кричит, дерется, употребляет бран­ные слова. В течение нескольких месяцев в году Максим живет с бабушкой в деревне. Там он помогает ей, работает на участке, и лишь здесь он действительно чем-то занят и получает за это похвалу. Вот это-то и привело к формированию ценностности делания, но не деятельности, поскольку мальчик выполняет от­дельные действия в совместной работе с бабушкой, при отсут­ствии ценностностей отношений с другими и познавательной деятельности. То, что в семье не проявляется забота о других и мать защищает Максима во всех случаях, даже когда тот неправ, обусловило формирование эгоистической тенденции в отношениях с другими.

Приведенный материал, как нам кажется, позволяет сделать вывод, что тип личности существенно обусловлен определенными условиями воспитания в семье, особенностями отношения, обще­ния с ребенком, организации его деятельности, характером оце­нок близких, стилем жизни семьи и местом, которое в ней за­нимает ребенок.

ГЛАВА VIII

Наши рекомендации