Опыт клубной работы с детьми с нарушениями общения в ИКП РАО

Трудности контакта с другими людьми, в первую оче­редь с ровесниками, составляют одну из сложных и наиболее дезадаптирующих проблем аутичных детей. Известно, что аутизм интенсивно проявляется у детей в возрасте 4—7 лет. В дальнейшем, если ведется психокоррекционная работа, аутизм ослабевает, уменьшается стереотипность. Специфи­ческие речевые особенности и проблемы в сфере общения ос­таются. Стремление к общению в более старшем возрасте уси­ливается, однако возможности аутичного ребенка ограничи­вают реализацию этой потребности. Затруднена возмож­ность диалога: недостаточен учет желаний собеседника, его готовность к общению; нет навыка соблюдать элемен­тарную очередность слушания-говорения, недостаточное понимание, о чем можно говорить и в какой форме. Харак­терна плохая ориентировка в чувствах партнера по обще­нию; неспособность к гибкому учету изменений в среде и со­ответственно недостаточной гибкости в диалоге приводят к изменению собственного поведения. Быстро возникает пре­сыщение в общении.

283

Аутичный ребенок может приближаться к собеседнику, пере­брасываться одной-двумя репликами. В условии групповой ком­муникативной ситуации пресыщение может выглядеть как мно­гократные уходы участника и возвращения в общий круг. Любая неожиданность, трудность могут вызвать состояние растеряннос­ти и пассивного ожидания внешней помощи либо вызвать страх, импульсивное агрессивное действие, направленное вовне или на себя, усиление стереотипии у аутичного ребенка. Все это ограни­чивает возможности аутичного ребенка общаться в коллективе, в развитии произвольности, самообладания, гибкости, усложнении форм общения. Аутичному ребенку обязательно нужен определен­ный опыт пребывания в формальной детской группе (в классе, в кружке). Специально организованное общение в группе заставля­ет следовать групповым нормам, учиться быть одним из участни­ков, частью общего группового процесса.

В Институте коррекционной педагогики на протяжении 11 лет с несколькими подростками и уже взрослыми людьми с последствиями синдрома РДА ведутся групповые занятия, ко­торые можно назвать Клубом друзей.

Клуб возник из встреч детей на регулярных психокоррекци-онных и педагогических занятиях и совместных праздновани­ях. Участники Клуба не были аутичными. С каждым из них не менее 2— 3 лет велась индивидуальная психокоррекционная и/или педагогическая работа.

Были установлены правила, которые нельзя было нарушать никому. Например, очередность ответов: помогать товарищу, отвечать за него можно только в том случае, если он об этом сам попросит.

Встречи в Клубе включали в себя: совместное с родителями чаепитие, за которым родители могли видеть своих детей в до­вольно необычных условиях, по-своему открывая их.

Такие клубные встречи использовались как средство очень ин­тенсивной, но при этом комплексной и сбалансированной (много­уровневой) эмоциональной стимуляции аутичных детей и подрос­тков, адекватной их возможностям и уровню развития: •> Стимуляция первого уровня. Каждая встреча имела свою драматургию. Так, сначала все участники неторопливо со­бирались, при этом небольшое опоздание разрешалось. Кто-то в это время мог помогать устраивать помещение для игры — подносить стулья и т. д. Компьютер во время клуб­ных встреч был доступен,"и место перед ним становилось

284

ареной самопроизвольных, без вмешательства взрослых вза­имодействий между участниками. Каждый из пришедших по-своему осваивался в пространстве, привыкал, настраи­ваясь на предстоящее переживание. Точно так же происхо­дило и прощание.

•> Стимуляция второго уровня. Это в первую очередь отчетли­вое переживание тепла и уюта в обжитом безопасном поме­щении. Наиболее ярким из впечатлений второго уровня было совместное чаепитие. Здесь следует отметить, что свою логику, динамику имела не только каждая встреча, но и годовая цикличность встреч. Кульминацией всего года был всегда совместный новогодний праздник, по-своему отме­чались « конец сезона», последняя игра с награждением уча­стников. Начало года (сентябрь — октябрь) и конец (май — июнь) также были отмечены своими неповторимыми собы­тиями, как правило, совместными поездками за город (о роли таких « выходов » речь пойдет ниже). Таким образом, работа Клуба с самого начала была устроена так, чтобы, кроме все­го прочего, дать переживание устойчивого годового цикла, движения времени.

•> Стимуляция третьего уровня. Сама ситуация игры с неопре­деленным финалом предполагает активное включение уров­ня аффективной экспансии. Задания давали столь необходи­мое переживание азарта в предвкушении сложной задачи. *** Стимуляция четвертого уровня. На этом уровне стимулиро­валось развитие эмоционального механизма добровольной жертвы — пусть маленькой, но все же уступки другому. Та­ким образом, как и другие формы психокоррекционной ра­боты с аутичными детьми, Клуб изначально обращался к пе­реживаниям, к эмоциональному опыту разных уровней сис­темы аффективной регуляции и активизировал их, не давая зациклиться на переживаниях определенного уровня и раз­вивая эмоциональные механизмы разных уровней. Формы и методы такой клубной работы были наиболее адек­ватны особенностям младшего школьного и предподросткового возраста. Иными словами, клуб помогал подросткам 12—15 лет и даже 18-летним юношам приобрести тот необходимый опыт, который нормально развивающиеся дети получают в гораздо более раннем возрасте в более естественных условиях (дворовая компания, внеклассная работа в школе, спортивные секции, кружки по интересам).

285

После двух-трех лет встреч, преимущественно с игровыми сценариями, Клуб стал отчетливо и неуклонно двигаться в на­правлении меньшей структурированности, менее жесткой за-данности происходящего, а значит, большей спонтанности и ес­тественности. Исчезло игровое шоу, доминирующее место за­няли просто разговоры, беседа знакомых людей на разные темы. При этом постепенно все больше и больше стиралась граница между позициями участников и ведущих профессионалов. Ос­новной задачей являлась организация диалога.

За последние 2—3 года общение на клубных встречах явля­ется полностью незаданным, неспланированным и, следователь­но, непредсказуемым. Участникам все время приходится ждать, соотносить то, чем нестерпимо хочется поделиться в дан­ный момент, с сиюминутной коммуникативной ситуацией: с общей канвой разговора, с фокусом внимания аудитории, даже с преимущественным уровнем громкости речи окружающих в данный момент. Каждому хочется говорить об интересующем его предмете (как правило, это монолог, т. е. участнику больше нужно выговориться самому, чем выслушать других), часто эта тема подхватывается, начинают высказываться и другие при­сутствующие, разговор может перейти в иное русло — и участ­ник поневоле втягивается в диалогическое общение со всей его непредсказуемостью.

В сравнении впечатлений детства достигается радостное чув­ство общности присутствующих.

Очень важно, что Клуб остается местом не только специаль­но организованного общения за столом с ведущими, но и спон­танного взаимодействия участников между собой — местом, где можно просто поделиться новостями, расспросить других об их

НОВОСТЯХ И Т. Д.

Клубное общение является ценным тренингом для его участ­ников (в отношении социальных навыков, учета другого чело­века), устойчивой эмоциональной базой, на фоне которой воз­можно формирование гибкой адаптации к окружающей жиз­ни. Этому содействовали выезды на природу, к кому-нибудь в гости, в музей, на концерты и т. д. Сложность ситуации для участников увеличивалась постепенно.

Руководители клуба пришли к выводу, что иногда в реальных жизненных ситуациях, требующих мобилизации душевной и фи­зической, аутичные дети могут проявлять чудеса выдержки и нео­бычайно высокие для них адаптационные возможности.

286

Ранняя детская шизофрения

Одним из основных признаков ранней детской шизофре­нии является аутизм, отягощенный рядом регрессивных пси­хических расстройств: резкое снижение психической актив­ности, нарастание эмоционального безразличия к близким, потеря интереса к окружающей действительности. Ребенок становится бездеятельным, сидит, устремив безразличный взгляд в пустоту. Эти состояния сменяются возбуждением, стереотипными движениями: потряхиваниями кистями рук, прыжками, бегом на цыпочках и т. д. Постепенно у детей рас­падается речь, они отказываются от речевого общения или мо­нотонно повторяют одни и те же слова или отдельные звуко­сочетания, о себе говорят в третьем лице. Теряются навыки самообслуживания, ребенок становится безразличным к еде, одежде.

Таким образом, если при раннем детском аутизме развитие ребенка с самого раннего возраста отклоняется от нормы, то при шизофрении на фоне предшествующего нормального развития психики проявляется ее своеобразный регресс.

У некоторых детей заболевание может начинаться с появ­ления страхов, галлюцинаций. Происходит изменение эмоцио­нальной сферы: бросается в глаза неустойчивость настроения, общее беспокойство, иногда ребенок сильно возбуждается, са-моагрессивен. Дети могут кусать свои руки, бить себя по лицу. В периоды возбуждения наблюдаются характерные особеннос­ти походки: шаг вприскочку, чередование размеренного шага с быстрыми пробежками. Дети могут долго и однообразно бе­гать по кругу с припаданием то на одну, то на другую ногу. Вре­менами это двигательное возбуждение сменяется заторможен­ностью, застыванием в одной позе. У некоторых детей периоды возбуждения чередуются немотой. Часты проявления негати­визма, ребенок импульсивен, нелепо ведет себя, пугает взрос­лых устрашающими фантазиями. Обычно расстраивается сон, характерны общая тревожность и страхи.

В некоторых случаях заболевание может возникать посте­пенно. Это вялотекущая шизофрения. У детей появляются на­вязчивые движения, мысли, высказывания. Они малоактивны, игры становятся более примитивными и однообразными. Рас­страивается сон, появляются страхи, неустойчиво настроение. Постепенно изменяется поведение, усиливается отгорожен-

ность от сверстников, дети все больше погружаются в мир своих фантазий, эмоциональные контакты обедняются.

Могут также возникать и более тяжелые расстройства по­ведения. Дети не могут соотносить свои желания с желания­ми окружающих. Поведение их все больше принимает не­адекватный характер. Они не подчиняются общим правилам поведения, требуют выполнения только своих желаний. Мо­жет появляться агрессивность и жестокость по отношению прежде всего к близким. Все эти психические нарушения обычно усиливаются в периоды возрастных кризов. Постепен­но дети становятся все более отчужденными, бездеятельны­ми и вялыми.

Иногда начало заболевания может иметь приступообразный характер. В этих случаях могут наблюдаться расстройства сна, общее моторное возбуждение, приступы немотивированного плача. Эти состояния возбуждения обычно сменяются общей вя­лостью, безразличием ко всему окружающему. Одновременно пропадает речь, утрачиваются навыки опрятности. Возникают и становятся стойкими однообразные и бессмысленные движе­ния-стереотипии. Во всех случаях замедляется темп психичес­кого развития, падает активное внимание.

Шизофрения является психическим заболеванием, возник­новению которого способствует генетическая предрасположен­ность. В отличие от аутизма, при котором имеет место особый, неравномерный тип психического развития ребенка, проявля­ющийся уже в раннем возрасте, при шизофрении наблюдается прогрессирующий характер заболевания с регрессом ряда пси­хических функций. Шизофрения может возникать и чаще все­го возникает на фоне различных нарушений психического раз­вития (в том числе у детей с ранним детским аутизмом).

Существует несколько форм течения ранней детской ши­зофрении. Закономерности психического развития ребенка на каждом возрастном этапе видоизменяют и определяют спе­цифику проявлений заболевания у детей разного возраста. Особенности проявлений заболевания тесно связаны с наслед­ственной семейной патологией. Больные ранней детской ши­зофренией нуждаются в систематическом медикаментозном лечении, специальных занятиях с психологом, логопедом и дефектологом. Для более успешного обучения и адаптации к жизни детей, больных шизофренией, важное значение имеет раннее распознавание заболевания. Большая роль в этом при-

288

надлежит родителям, которые должны внимательно наблюдать за своим ребенком.

В тех случаях, когда заболевание возникает остро, первым признаком являются страхи, которым может сопутствовать ис­каженное восприятие окружающего. Страхи характеризуются психологической немотивированностью. Дети убеждены в ре­альности причины, которая их вызвала, отвлечь и переключить их на что-либо другое практически невозможно. Отмечаются общая растерянность, неадекватность поведения и затруднения в общении, особенно речевом. Поведение ребенка резко меня­ется: он перестает играть, не отвечает на вопросы, застывает в каких-либо неудобных позах, иногда у него пропадает речь. Часто наблюдается двигательное возбуждение, непонятная аг­рессия, импульсивность. Ребенок становится драчливым, ду­рашливым, не может ничем заняться, бежит куда-то без всякой цели. Постепенно начинает проявляться отставание умствен­ного развития, потеря речевого контакта может сопровождать­ся своеобразными искажениями произношения знакомых ре­бенку слов.

Наряду с отсутствием речевого контакта ребенок может повто­рять отдельные слова по созвучию, но не по смыслу, он начинает говорить о себе в третьем лице. Также наблюдаются изменения и в общем соматическом состоянии: прежде всего у ребенка наруша­ется сон, появляется непонятная избирательность в еде, для него характерны общая слабость, бледность, похудание. Умение роди­телей внимательно наблюдать своего ребенка помогает диагности­ке этого заболевания уже в раннем возрасте.

Наши рекомендации