Аудиторные занятия (практические
Проректор по УВР
Профессор Тулебаев К.А.
______________________
«___»___________2012г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по элективному циклу
«Хирургическая инфекция»
Специальность 051301 – «Общая медицина »
Объем учебных часов – 135 часов
Курс – пятый
Семестр –IX-X
Аудиторные занятия (практические
занятия, лекции)– 45 часов
Внеаудиторная самостоятельная
работа студентов с преподавателем (СРСП) – 45 часов
Внеаудиторная самостоятельная
работа студентов (СРС) – 45 часов
Форма контроля:Экзамен
Алматы, 2012 г.
Рабочая программа по элективному циклу составлена коллективом кафедры общей хирургии для специальности 051301 – «Общая медицина», рассмотрена и одобрена на заседании кафедры
от «___»_________2012г., протокол №__________
Заведующий кафедрой,
д.м.н., профессор __________________________М.У. Муканов
Рабочая программа обсуждена КОП Департамента хирургии
от «___»__________2012 г., протокол №_______
Председатель КОП, к.м.н.. доцент ______________________ Садуакасова Ш.А.
Одобрено МС КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова
«_____»_____________2012г., протокол № ____
Председатель МС, д.м.н., профессор ______________________Тулебаев К.А.
Общие сведения.
Наименование ВУЗа:Казахский Национальный Медицинский университет имени С.Д. Асфендиярова
Кафедра:общей хирургии
Специальность:051301 «Общая медицина»
Объем учебных часов – 135 часов
Курс и семестр изучения -пятый курс, девятый – десятый семестр
ПРОГРАММА
ВВЕДЕНИЕ.
Гнойная (хирургическая) инфекция – воспалительные заболевания различной локализации и характера, вызванные гноеродной флорой. Несмотря на значительные достижения современной медицины, проблема борьбы с хирургической инфекцией остается актуальной, занимает в хирургии одно из основных мест и определяет сущность многих заболеваний и послеоперационных осложнений.
В настоящее время больные с гнойно-воспалительными заболеваниями составляют 1/3 от всех хирургических больных; большинство послеоперационных осложнений связано с гнойной инфекцией.
Современный диапазон хирургических вмешательств создает опасность нагноений послеоперационных ран, которые нередко приводят к прямой угрозе жизни оперируемых. Более половины всех летальных исходов после операции связано с развитием гнойных осложнений.
Отмечающееся повсеместно увеличение частоты гнойно-воспалительных заболеваний и послеоперационных осложнений, снижение эффективности их лечения связаны также с увеличением штаммов возбудителей инфекции, устойчивых к воздействию антибактериальных препаратов.
Также за последние годы отмечаются значительные изменения иммунобиологической резистентности населения, вызванные как аллергизирующим влиянием многих факторов внешней среды, так и широким применением разнообразных лечебно-профилактичеких мероприятий (прививки, лекарственные препараты, переливание компонентов и препаратов крови, кровезамещающих жидкостей и т.д.). Нельзя сбрасывать со счетов и социальные причины (многочисленные стрессы, изменение рациона питания, наркоманию, табакокурение, алкоголизм).
Среди врачей, специально не занимающихся хирургией гнойных процессов мягких тканей и костей, распространено мнение, что данное направление является достаточно простым и мало привлекательным с научной и хирургической стороны. Такой взгляд связан с недостаточным пониманием особенностей и возможностей лечения пациентов с хирургической инфекцией. Прохладное отношение к гнойной хирургии меняется, как только хирург начинает регулярно сталкиваться с проблемой лечения больных с инфекцией мягких тканей, чего практически невозможно избежать в любой хирургической специальности.
Несмотря на, казалось бы, относительную ограниченность нозологии, заболевания, входящие в сферу деятельности гнойного хирурга, столь разнообразны по клиническому течению, сложны для диагностики и лечения, что требуют от врача наличия широкого профессионального кругозора, опыта и специальных навыков. Сегодня специалист, занимающийся гнойно-септической хирургией, должен обладать фундаментальными знаниями в смежных областях медицины, включая микробиологию, фармакологию, химиотерапию, иммунологию, диабетологию, общую терапию, ревматологию, инфектологию и др. Эффективное лечение больных в гнойной хирургии невозможно без овладения основными навыками в области пластической и реконструктивно-восстановительной, сосудистой хирургии, флеболимфологии, травматологии и ортопедии, комбустиологии, гинекологии и др.
Таким образом, на современном этапе гнойная хирургия остро нуждается в целенаправленной научной и практической разработке многих своих проблем, без осуществления которых невозможен прогресс всей хирургии.
2.2. Цель дисциплины
Ознакомить студентов с принципами диагностики, лечения и профилактики гнойно-воспалительных заболеваний и осложнений в практике акушера-гинеколога.
2.3. Задачи обучения:
Знания
· Формировать знания по этиопатогенезу, диагностике и лечению, интерпретации современных и лабораторно-инструментальных методов исследования больных с гнойно-воспалительными заболеваниями
Практические навыки
· Формировать навыки основных медицинских лечебно-диагностических и профилактических мероприятий для оказания врачебной медицинской помощи населению при гнойно-воспалительных заболеваниях;
· Формировать и развивать навыки дифференциальной диагностик гнойно-воспалительных заболеваний;
· Обучить ведению текущей учетно-отчетной медицинской документации.
Коммуникативные навыки
· Формировать коммуникативные навыки, навыки работы в команде, организации диагностическим и лечебным процессом;
· Формировать и совершенствовать навыки общения с пациентами и их родственниками.
Адвокат здоровья
· Совершенствовать знания принципов и методов формирования здорового образа жизни человека и семьи;
· Формировать знания основ законодательства Республики Казахстан, социальных наук и организации системы здравоохранения, этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку.
· Формировать знания по правам пациента и медицинского работника.
Самосовершенствование
· привить потребность к непрерывному профессиональному обучению и совершенствованию своих знаний и навыков на протяжении всей профессиональной деятельности;
· Способствовать развитию навыков научно-исследовательской работы.
2.4. Конечные результаты обучения:
У студента должны быть сформированы знания по:основнымвидам гнойно-воспалительных заболеваний, их этиологии, патогенезе, методах диагностики, лечению и профилактике.
У студента должны быть сформированы умения: выбирать методы диагностики гнойно-воспалительных заболеваний,определять показания к консервативному или оперативному лечению, выбирать наиболее целесообразные методы местного и общего лечения.
У студента должны быть сформированы:навыки осмотра больных с гнойно-воспалительными заболеваниями, проведения перевязок.
Формирование компетенции у студента:
1. Когнитивная – особенности диагностики и дифференциальной диагностики основных гнойно-воспалительных заболеваний.
2. Операциональная – интерпретировать данные клинико-лабораторных исследований; интерпретировать данные УЗИ, УЗДГ; ЭФГДС, КТ и ЯМРТ.
3. Коммуникативная – формирование навыков общения с больными, коллегами: поведенческие умения в конкретных ситуациях (моральная и психологическая адаптированность, навыки коммуникации с коллегами, с родственниками умершего, сообщение тяжелого заболевания, печального известия).
4. Правовая – информированное согласие пациента. Конфиденциальность. Права пациента и медицинского работника. Объем гарантированной медицинской помощи.
5. Саморазвитие – изучение специальной медицинской литературы, работа с электронными информационными ресурсами, сетью Интернет порталов и др. Совершенствование навыков презентации СРС, формирование портфолио, написание статей, эссе, резюме.
2.7. Тематический план лекций
Тема | Продожи- тельность | |
Хирургическая инфекция, понятие, пути распространения, условия развития, диагностика, принципы общего и местного лечения. | 1 час | |
Течение раневого процесса у больных с хирургической инфекцией. | 1 час | |
Фурункул, карбункул, абсцесс, флегмона, рожа, панариций, лимфангит, лимфаденит. Этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение. | 1 час | |
Парапроктит, мастит, гидраденит, бартолинит, тромбофлебит. Этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение | 1 час | |
Плеврит. Этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение Перитонит. Этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение | 1 час | |
Остеомиелит. Этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение | 1 час | |
Костно-суставной туберкулез. Этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение | 1 час | |
Анаэробная инфекция (столбняк, газовая гангрена). Этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение, профилактика. | 1 час | |
Сепсис. Этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение. | 1 час |
2.7. Тематический план практических занятий
Тема | Продожи- тельность | |
Хирургическая инфекция, понятие, пути распространения, условия развития, диагностика, принципы общего и местного лечения. | 4 часа | |
Течение раневого процесса у больных с гнойно-воспалительными заболеваниями. | 4 часа | |
Фурункул, карбункул, абсцесс, флегмона, рожа, панариций, лимфангит, лимфаденит. Этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение. | 4 часа | |
Парапроктит, мастит, гидраденит, бартолинит, тромбофлебит. Этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение | 4 часа | |
Плеврит. Этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение Перитонит. Этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение | 4 часа | |
Остеомиелит. Этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение | 4 часа | |
Костно-суставной туберкулез. Этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение | 4 часа | |
Анаэробная инфекция (столбняк, газовая гангрена). Этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение, профилактика. | 4 часа | |
Сепсис. Этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение. | 4 часа |
2.7. Задания для самостоятельной работы студентов (СРСП)
№ | Тема | Форма проведения и продолжительность | Время консульта- ций, рубежного и итогового контролей |
Современные методы дезинтоксикации и рациональная антибиотикотерапия. | Малые группы, работа в парах, 5 часов | В течение и в конце цикла | |
Коррекция гомеостаза у больных с гнойно-воспалительными заболеваниями. | Малые группы, работа в парах, 5 часов | В течение и в конце цикла | |
Современные методы послеоперационной санации брюшной полости и борьба с парезом кишечника. | малые группы, работа в парах, курация больных 4 часа | В течение и в конце цикла | |
Рубежный контроль I | 1 час | ||
Костно-пластические операции при хроническом гематогенном остеомиелите и костно-суставном туберкулезе | малые группы, работа в парах, 5 часов | В течение и в конце цикла | |
Недостаточность крово- и лимфообращения. Некрозы, язвы, свищи, пролежни. Этиология, патогенез, клиника. Лечение. | малые группы, работа в парах, курация больных 5 часов | В течение и в конце цикла | |
Медиастинит, этиология, клиника, диагностика, лечение. | малые группы, работа в парах, курация больных 4 часа | В течение и в конце цикла | |
Рубежный контроль II | 1 час | ||
Кишечные свищи, этиология, клиника, диагностика, лечение. | малые группы, работа в парах, курация больных 5 часов | В течение и в конце цикла | |
Иммунотерапия при гнойно-воспалительных заболеваниях. | малые группы, работа в парах, курация больных 5 часов | В течение и в конце цикла | |
Ферментная терапия при гнойно-воспалительных заболеваниях. | малые группы, работа в парах, курация больных 4 часа | В течение и в конце цикла | |
Рубежный контроль III | 1 час |
2.7 Задания для самостоятельной работы студентов (СРС)
№ | Тема | Форма проведения и продолжительность | Время консультаций рубежного и итогового контролей |
Флегмоны шеи | работа с литературой, интернет-ресурсами, учебными и научными материалами на электронных носителях, подготовка презентаций и тематических рефератов, кроссвордов, ситуационных задач. 5 часов | В течение цикла | |
Флегмоны кисти | работа с литературой, интернет-ресурсами, учебными и научными материалами на электронных носителях, подготовка презентаций и тематических рефератов, кроссвордов, ситуационных задач. 5 часов | В течение цикла | |
Флегмоны забрюшинного пространства | работа с литературой, интернет-ресурсами, учебными и научными материалами на электронных носителях, подготовка презентаций и тематических рефератов, кроссвордов, ситуационных задач. 5 часов | В течение цикла | |
Гнойный паротит. | работа с литературой, интернет-ресурсами, учебными и научными материалами на электронных носителях, подготовка презентаций и тематических рефератов, кроссвордов, ситуационных задач, кроссвордов, ситуационных задач. 5 часов | В течение цикла | |
Абсцессы легких. | работа с литературой, интернет-ресурсами, учебными и научными материалами на электронных носителях, подготовка презентаций и тематических рефератов, кроссвордов, ситуационных задач. 5 часов | В течение цикла | |
Абсцессы брюшной полости. | работа с литературой, интернет-ресурсами, учебными и научными материалами на электронных носителях, подготовка презентаций и тематических рефератов, кроссвордов, ситуационных задач. 5 часов | В течение цикла | |
Синдром диабетической стопы. | работа с литературой, интернет-ресурсами, учебными и научными материалами на электронных носителях, подготовка презентаций и тематических рефератов, кроссвордов, ситуационных задач. 5 часов | В течение цикла | |
Гангрена Фурнье. | работа с литературой, интернет-ресурсами, учебными и научными материалами на электронных носителях, подготовка презентаций и тематических рефератов, кроссвордов, ситуационных задач. 5 часов | В течение цикла | |
Ректовагинальные свищи. | работа с литературой, интернет-ресурсами, учебными и научными материалами на электронных носителях, подготовка презентаций и тематических рефератов, кроссвордов, ситуационных задач. 5 часов | В течение цикла |
2.8 Методы обучения:формы проведения лекций, практических занятий, СРСП, СРС.
· Чтение обзорных и проблемных лекций.
· Проведение практических занятий: обсуждение теоретического материала по теме занятия,
· Практические навыки по теме занятия, подведение общих итогов.
· Формы организации СРС и СРСП: работа с литературой по вопросам, предусмотренным для самостоятельного изучения; подготовка научных рефератов, докладов, эссе по темам, рецензирование научных статей и перекрестное рецензирование студенческих рефератов, подготовка презентаций, демонстрационного материала, составление ситуационных задач, кроссвордов.
Лекции
Критерии выполнения
· посещаемость;
· наличие конспекта лекции;
· опрос по теме на семинарах.
Критерии оценок
· За отсутствие на лекции минус 1 балл за каждую пропущенную лекцию от рейтинга допуска.
Практические занятия
Критерии выполнения
· обязательное посещение практических занятий;
· устный опрос (студент обязан приходить на занятия подготовленным по вопросам методических рекомендаций);
· выполнение практических работ и знание методики их выполнения;
· правильное оформление результатов работ и выводов.
Критерии оценки:
Устный опрос (максимум 100 баллов)
100-90 - Студент показал глубокое понимание темы занятия, умение мыслить логически. Изложение материала полностью соответствует поставленным вопросам, содержит все необходимые теоретические факты, иллюстрируемые правильно подобранными конкретными примерами. Студент смог сделать обоснованные выводы.
89-75 -Студент показал знание материала темы, но допустил мелкие неточности в ответе, которые исправил после замечания преподавателя, показал умение мыслить логически и для подтверждения знаний привел правильно подобранные примеры, смог сделать обоснованные выводы.
74-50 -Студент имеет неглубокие знания по теме занятия, неполно и непоследовательно отвечает на вопросы, но показал общее понимание вопроса и продемонстрировал умения, достаточные для усвоения дальнейшего программного материала. Имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные после нескольких дополнительных вопросов педагога.
49-0 -Студент присутствовал на занятии. Обнаружил незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала, допустил серьезные ошибки в определении понятий и при использовании терминологии, которые не сумел исправить после нескольких наводящих вопросов преподавателя.
Практическая часть занятия – навыки (максимум 100 баллов)
100-90-Студент творчески и правильно выполнил все задания практической части занятия, грамотно и аккуратно выполнил навык, при разборе ситуационных задач сделал правильные выводы, дал глубокий анализ предлагаемой ситуации, дал обоснованные и полные ответы на все вопросы.
89-75-Студент правильно выполнил все задания практической части занятия с использованием теоретических знаний, допустив при этом незначительные погрешности в выполнении навыка и формулировке выводов, которые исправил после замечания преподавателя. При разборе ситуационных задач дал правильный анализ ситуации, но допустил непринципиальные ошибки.
74-50- Студент не сумел применить теоретические знания при выполнении практической части занятия, но выполнил задания обязательного уровня сложности, в оформлении протокола допустил серьезные ошибки, сделал неполные выводы, дал неглубокий анализ ситуационных задач.
49-0- Участвовал в выполнении практической части занятия, не оформил протокол, не сумел сделать выводы, не смог проанализировать ситуационную задачу.
СРСП
Критерии выполнения:
· обязательное посещение занятий по СРСП
· устный опрос (студент обязан приходить на занятия подготовленным по вопросам методических рекомендаций);
· тестирование проводится в письменной форме и сдается на проверку в течение недели, на которой изучается данный раздел;
· проверка решений ситуационных задач проводится в письменной форме и сдается на проверку в течение недели, на которой изучается данный раздел;
· проверка выполнения практических заданий проводится на практическом занятии и на СРСП.
Критерии оценки
100-90 балловза СРСП («отлично»)- заслуживает студент, обнаруживший всесторонние и глубокие знания по материалу темы, безошибочно и творчески выполнивший задания. А так же студент, принимающий активное участие в семинарах и дискуссиях, умеющий доказать собственное мнение. Студент должен правильно решать тесты и ситуационные задачи по теме на 90-100%.
89-75 баллов за СРСП («хорошо») - заслуживает студент, обнаруживший полное знание материала темы, но допустивший мелкие неточности в ответе и при выполнении заданий. Отвечает на контрольные вопросы и участвует в семинарах не достаточно активно. Решение тестов и ситуационных задач на 75-89 %.
74-50 баллов за СРСП («удовлетворительно») - заслуживает студент, обнаруживший знания данной темы в объеме, необходимом для дальнейшей учебы, но допустивший погрешности в ответе и при выполнении заданий. Принимает пассивное участие в дискуссиях и семинарах, ответы на тесты и ситуационные задания менее 50%.
49-0 баллов за СРСП («неудовлетворительно») - выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях данной темы и допустившему принципиальные ошибки в выполнении заданий. 0баллов выставляется при отсутствии студента на занятии.
СРС
Сдача и защита рефератов, докладов, демонстрация презентаций, демонстрация таблиц-схем проводится до проведения рубежного контроля.
Критерии выполнения:
Реферат – 1. Объем 7-8 печатных стр. формата А4. Шрифт Times New Roman, кегль 14, интервал междустрочный – 1; Должен содержать: план, введение, актуальность, цели, основная часть, заключение, список литературы – не менее 8 источников.
Презентация – 1. Презентация не менее 5 слайдов; доклад не более 10 минут. Изложение четкое, интересное, в докладе отражены основные ключевые положения по теме доклада. Докладчик успевает доложить тему по регламенту, имеется связь докладчика с аудиторией
Кроссворд – 2. Кроссворд содержит не менее 20 слов (10 по вертикали, 10 по горизонтали), все слова соответствуют одной тематике. Вид кроссворда – симметричность, отсутствие соприкасающихся клеток, содержит четкие ясные недвусмысленные вопросы для ответа. Каждый ответ должен пересекаться минимум с двумя ответами.
Ситуационная задача – 2. Задача закрытого типа содержит клиническую ситуацию (возраст, основное заболевания + сопутствующее), отражает основные клинические симптомы, патогномоничные лабораторные и инструментальные данные с четкой постановкой цели задачи и вопроса для ее решения, с 5 вариантами ответов.
Критерии оценки:
Реферат–1
Баллы | Критерии оценки |
100% выполнение требований | |
75-89 | Допущены незначительные неточности, нет четкой иерархии построения реферата |
50-70 | Значительные неточности, нет ссылок на источники, не отражена актуальность темы |
Несоответствие требованиям | |
Отсутствие реферата |
Презентация–1.
Баллы | Критерии оценки |
Доклад доложен четко, ясно по регламенту. В слайдах отражены четкая последовательность, красочность и высокая степень презентативности, имеется анимация | |
75-89 | 1)Доклад превышает регламент, но стиль изложения понятен и доступен 2) Доклад укладывается в регламент, но стиль изложения малопонятен, отражены не все основные положения |
50-70 | Доклад не укладывается в регламент, стиль изложения непонятен, не четок, краток или слишком длинный, нет основной нити и последовательности. Презентация не соответствует требованиям презентабельности |
Плохая презентация. Доклад очень краток или слишком длинный, не отражаются основные положения, нет заключения, стиль изложения имеет ряд неточностей | |
Отсутствие СРС |
Кроссворд-2.
Баллы | Критерии оценки |
Все слова соответствуют одной тематике. Вид симметричный, содержит четкие, ясные вопросы. | |
75-89 | Отдельные нечеткие вопросы. Остальные требования сохранены. |
50-70 | Нарушена монотематичность, имеются двусмысленные вопросы |
Кроссворд содержит менее 20 слов, не соблюдена монотематичность, вопросы не четкие. | |
Отсутствие кроссворда |
Ситуационная задача-2.
Баллы | Критерии оценки |
Все требования соблюдены | |
75-89 | Не четко представлены некоторые клинические симптомы. |
50-70 | Нет четкой постановки цели, задачи и вопросы для её решения. |
Плохо представлены основные клинические симптомы, нет соответствия между клиническими и параклиническими методами обследования. Поставленный вопрос не соответствует клинической ситуации | |
Нет ситуационной задачи |
РУБЕЖНЫЙ КОНТРОЛЬ
Устно
Баллы | Критерии оценки |
Содержание устного ответа студента полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты и обоснованные выводы, изложение логически грамотное, отличается последовательностью и аккуратностью и основано на понимании теоретического материала | |
75-89 | В изложении допущены небольшие пробелы, не искажающие логического и информационного содержания ответа. Изложение основано на понимании теоретического материала |
50-70 | В изложении материала показано общее понимание вопроса, продемонстрированы знания, достаточные для дальнейшего обучения. Тема раскрыта непоследовательно, неполно, допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии. |
49-0 | В изложении показано незнание, непонимание большей или наиболее важной части учебного материала, допущены серьезные ошибки в определении понятий, использовании терминологии |
Письменно
Баллы | Критерии оценки |
Студент дал глубокий анализ ситуации, сумел применить теоретические знания, правильно решил типовую задачу | |
75-89 | Студент проанализировал ситуацию, но допустил незначительные ошибки, не влияющие на общие выводы, дал правильный ответ к типовой задаче. |
50-70 | Студент дал правильный ответ, но не смог проанализировать ситуацию, не справился с применением теории в новой ситуации |
49-0 | Студент не смог решить задачу и проанализировать ситуацию |
Тесты
Баллы | Критерии оценки |
90-100% правильных ответов | |
75-89 | 75-89% правильных ответов |
50-70 | 50-74% правильных ответов |
49-0 | менее 50% правильных ответов |
КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ
Критерии оценки
№ | Навык | Макс балл |
1. | Приветствие пациента. Самопрезентация. Эмпатия. | |
Повышения доверия, развития убедительной речи врача. | ||
Открытые вопросы, побуждение собеседника говорить. | ||
Соблюдение темпа беседы . | ||
Наблюдательность. Внимательное восприятие. | ||
Уверенность. | ||
Навык убеждения. | ||
Подача сигналов активного слушания (кивание головой, техника «переспрашивания» и т.д.). | ||
Умение видеть проблему с точки зрения собеседника (пациента). | ||
Применение соответствующих выразительных и ободряющих замечаний, такие как: «это должно быть трудно для вас», «продолжайте, пожалуйста», «это звучит интересно», «я вижу» и «я понимаю». | ||
Навык правильного информирования и инструктирования пациента в доступной форме при проведении процедуры. | ||
Навык построения коммуникации, позволяющей создать необходимый эмоциональный настрой пациента. | ||
Соблюдение интонации в процессе коммуникации. | ||
Обобщение и комментарии высказываний. | ||
ИТОГО: |
ПРАВОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ
Критерии оценки
№ | Навык | Макс балл |
1. | Что такое здоровье? | |
Что такое медицинская помощь? | ||
Что такое гарантированный объем бесплатной медицинской помощи? | ||
Что не входит в гарантированный объем бесплатной медицинской помощи? | ||
Что такое традиционная медицина? | ||
Каковы основные виды медицинской помощи? | ||
Цели Программы «Саламатты Қазақстан»? | ||
Основные задачи Государственной Программы «Саламатты Қазақстан»? | ||
Благополучие населения? | ||
Что предусматривает Единая национальная система здравоохранения РК? | ||
Ключевые проблемы системы здравоохранения РК? | ||
Кодекс РК о здоровье народа и системе здравоохранения? | ||
Несвоевременное оказание (или неоказание) медицинской помощи, оставление в опасности? | ||
Незаконное занятие частной медицинской практикой? | ||
Незаконное производство аборта? | ||
Нарушение санитарно-эпидемиологических правил? | ||
Незаконная выдача наркотических и психотропных средств? | ||
Незаконная выдача рецептов и листков нетрудоспособности? | ||
Что такое преступления медицинского работника по неосторожности? | ||
Что такое умышленные профессиональные преступления медицинского работника? | ||
ИТОГО: |
Составил доцент кафедры
Зав.кафедрой общей хирургии
Составил доцент кафедры
Зав.кафедрой общей хирургии
Проректор по УВР
Профессор Тулебаев К.А.
______________________
«___»___________2012г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по элективному циклу
«Хирургическая инфекция»
Специальность 051301 – «Общая медицина »
Объем учебных часов – 135 часов
Курс – пятый
Семестр –IX-X
Аудиторные занятия (практические
занятия, лекции)– 45 часов
Внеаудиторная самостоятельная
работа студентов с преподавателем (СРСП) – 45 часов
Внеаудиторная самостоятельная
работа студентов (СРС) – 45 часов
Форма контроля:Экзамен
Алматы, 2012 г.
Рабочая программа по элективному циклу составлена коллективом кафедры общей хирургии для специальности 051301 – «Общая медицина», рассмотрена и одобрена на заседании кафедры
от «___»_________2012г., протокол №__________
Заведующий кафедрой,
д.м.н., профессор __________________________М.У. Муканов
Рабочая программа обсуждена КОП Департамента хирургии
от «___»__________2012 г., протокол №_______
Председатель КОП, к.м.н.. доцент ______________________ Садуакасова Ш.А.
Одобрено МС КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова
«_____»_____________2012г., протокол № ____
Председатель МС, д.м.н., профессор ______________________Тулебаев К.А.
Общие сведения.
Наименование ВУЗа:Казахский Национальный Медицинский университет имени С.Д. Асфендиярова
Кафедра:общей хирургии
Специальность:051301 «Общая медицина»
Объем учебных часов – 135 часов
Курс и семестр изучения -пятый курс, девятый – десятый семестр
ПРОГРАММА
ВВЕДЕНИЕ.
Гнойная (хирургическая) инфекция – воспалительные заболевания различной локализации и характера, вызванные гноеродной флорой. Несмотря на значительные достижения современной медицины, проблема борьбы с хирургической инфекцией остается актуальной, занимает в хирургии одно из основных мест и определяет сущность многих заболеваний и послеоперационных осложнений.
В настоящее время больные с гнойно-воспалительными заболеваниями составляют 1/3 от всех хирургических больных; большинство послеоперационных осложнений связано с гнойной инфекцией.
Современный диапазон хирургических вмешательств создает опасность нагноений послеоперационных ран, которые нередко приводят к прямой угрозе жизни оперируемых. Более половины всех летальных исходов после операции связано с развитием гнойных осложнений.
Отмечающееся повсеместно увеличение частоты гнойно-воспалительных заболеваний и послеоперационных осложнений, снижение эффективности их лечения связаны также с увеличением штаммов возбудителей инфекции, устойчивых к воздействию антибактериальных препаратов.
Также за последние годы отмечаются значительные изменения иммунобиологической резистентности населения, вызванные как аллергизирующим влиянием многих факторов внешней среды, так и широким применением разнообразных лечебно-профилактичеких мероприятий (прививки, лекарственные препараты, переливание компонентов и препаратов крови, кровезамещающих жидкостей и т.д.). Нельзя сбрасывать со счетов и социальные причины (многочисленные стрессы, изменение рациона питания, наркоманию, табакокурение, алкоголизм).
Среди врачей, специально не занимающихся хирургией гнойных процессов мягких тканей и костей, распространено мнение, что данное направление является достаточно простым и мало привлекательным с научной и хирургической стороны. Такой взгляд связан с недостаточным пониманием особенностей и возможностей лечения пациентов с хирургической инфекцией. Прохладное отношение к гнойной хирургии меняется, как только хирург начинает регулярно сталкиваться с проблемой лечения больных с инфекцией мягких тканей, чего практически невозможно избежать в любой хирургической специальности.
Несмотря на, казалось бы, относительную ограниченность нозологии, заболевания, входящие в сферу деятельности гнойного хирурга, столь разнообразны по клиническому течению, сложны для диагностики и лечения, что требуют от врача наличия широкого профессионального кругозора, опыта и специальных навыков. Сегодня специалист, занимающийся гнойно-септической хирургией, должен обладать фундаментальными знаниями в смежных областях медицины, включая микробиологию, фармакологию, химиотерапию, иммунологию, диабетологию, общую терапию, ревматол