Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские)

Цели и задачи дисциплины

Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра (с учетом требований ФГОС)

организационно-управленческая деятельность: участие в разработке и реализации комплекса мероприятий операционного характера в соответствии со стратегией организации; разработка и реализация проектов, направленных на развитие организации (предприятия, органа государственного или муниципального управления); информационно-аналитическая деятельность: сбор, обработка и анализ информации о факторах внешней и внутренней среды организации для принятия управленческих решений; создание и ведение баз данных по различным показателям функционирования организаций; оценка эффективности управленческих решений; предпринимательская деятельность: разработка бизнес-планов создания нового бизнеса; организация предпринимательской деятельности.
Студент должен знать о роли методов принятия решений в бизнесе современной организации, о средствах информационных технологий обеспечения управленческой деятельности с применением программных средств
Студент должен уметь использовать современные методы и технологии поддержки принятия решений, компьютерные технологии обработки экономической информации использования программных продуктов, интегрированных программных пакетов и программных комплексов.
Студент должен владеть практическими навыками использования информационных технологий при проведении диагностики внутренней и внешней среды организации, обосновании управленческих решений; уметь применять программные средства построения моделей бизнес-процессов, оценки экономической эффективности бизнес-идей и контроля за исполнением проектов.
Студент должен иметь представление о реальных задачах и проблемах, связанных с внедрением и использованием методов поддержки управленческих решений в современных организациях; о принципах организации компьютерных информационных систем поддержки управленческих решений
У студента должны быть сформированы следующие общекультурные компетенции (ОК) и профессиональные компетенции (ПК): ОК 15-владеть методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования, ОК-16 - пониманием роли и значения информации и информационных технологий в развитии современного общества и экономических знаний; ОК-17 - владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией; ОК18 - способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях и корпоративных информационных системах

1.2. Связь с другими дисциплинами Учебного плана



Перечень действующих и предшествующих дисциплин Перечень последующих дисциплин, видов работ
Б1.В.1 Экономическая теория Б1.В.3 Экономика предприятий (организаций) Б2.Б.1.3 Теория вероятностей и мат. статистика Б2.Б.4 Информационные технологии в менеджменте Б3.В.2 Инновационный менеджмент Б3.В.3 Корпоративное управление Б3.В.6 Инструментальные средства в управлении Б3.В.8 Прикладная экономика для менеджеров Б3.В12 Прикладные методы в управлении  

Содержание дисциплины, способы и методы учебной деятельности преподавателя

Методы обучения – система последовательных, взаимосвязанных действий, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие способностей студентов, овладение ими средствами самообразования и самообучения; обеспечивают цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия преподавателя и студента; направлены на приобретение знаний, формирование умений, навыков, их закрепление и контроль.

Монологический (изложение теоретического материала в форме монолога) М
Показательный (изложение материала с приемами показа) П
Диалогический (изложение материала в форме беседы с вопросами и ответами) Д
Эвристический (частично поисковый) (под руководством преподавателя студенты рассуждают, решают возникающие вопросы, анализируют, обобщают, делают выводы и решают поставленную задачу) Э
Проблемное изложение (преподаватель ставит проблему и раскрывает доказательно пути ее решения) ПБ
Исследовательский (студенты самостоятельно добывают знания в процессе разрешения проблемы, сравнивая различные варианты ее решения) И
Программированный (организация аудиторной и самостоятельной работы студентов осуществляется в индивидуальном темпе и под контролем специальных технических средств) ПГ
Другой метод, используемый преподавателем (формируется самостоятельно), при этом в п.п. 2.1.-2.4. дается его наименование, необходимые пояснения  

Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские)

Неделя Кол. час в том числе в интерактивной форме, час. Вид занятия, модуль, тема и краткое содержание Методы Реализуемые компетенции
      Очная форма обучения, 4 года    
    Лекции    
1-6 Модуль 1 Проблемы принятия решений в управлении экономическими системами    
1-2 - Тема Общая постановка задач принятия решений. Понятия управляющей и управляемой подсистемы, их связи в процессе принятия решения. Классифи­кация задач принятия решений. Классификация методов принятия решений. Количественные и качественные методы М ОК-17 ОК-18
3-4   Тема Технология выработки управленческого решения Типовой процесс принятия решения, его этапы и модификации в зависимости от типа задач. Принятие решений в зависимости от сложности проблемы. .М, ПБ ОК-15, ОК-16
5-8 Тема Принятие качественных решений Методы психологи­ческой активиза­ции: мозговой штурм, метод фокальных объек­тов, «Бритва Оккама» и др. Ме­тоды систематизирован­ного поиска, Методы направленно­го поиска, Методы управ­ления: Метод Дельфи, "Диаграмма Исикавы", "Диаграмма Парето", ABC-анализ"и др. Древовидная диаграмма.   ОК-15, ОК-16, ОК-17, ОК-18
9-12 Модуль 2 Количественные методы принятия управленческих решений    
9-12 Тема Принятие решений в условиях полной неопределен­ности. Методы сбора информации и принятия решений. Анкетирование: разработка анкеты, определение типа анкеты, определение содержания вопросов, определение последовательности вопросов, тестирование анкеты Метод экспертных оценок. Метод анализа иерархий. Уровни иерархии. Шкала оценок. Локальные и глобальные индексы согласованности. Мето­дика опроса экспертов и обработки данных. Синтез приоритетов. Результаты применения метода. М, П, ПБ ОК-15, ОК-17
13-16 - Тема Методы принятия решения в условиях недостатка информации и риска. Принципы максимакса, максимина (критерий Вальда), минимакса (критерий Сэвиджа), критерий Гурвица — компромиссный способ принятия решений. "Дерево" решений М, П ОК-15, ОК-16
17-18   Тема Методы принятия решения в условиях определен­ности Принятие решений на основе расчетных показателей. Принятие оптимальных решений методом линейного программирования.Общая постановка и математическая модель задачи поиска оптимального решения. Анализ оптимального решения. Решение задачи оптимума с использованием MS Excel. Анализ результатов, пределов, устойчивости решения. Многокритериальные задачи.   ОК-17 ОК-18
Итого 18 час.      
    Практические занятия /семинары    
1-10 Модуль 1 Проблемы принятия решений в управлении экономическими системами    
1-2 - Тема Общая постановка задач принятия решений. Классифи­кация задач принятия решений. Модель информации в процессе принятия решений. Д, ПБ ОК-15
3-4 Тема Технология выработки управленческого решения Этапы и модификации в зависимости от типа задач процесса принятия решения. Типы задач в зависимости от сложности проблемы. Примеры разных типов задач и их анализ И,ПГ ОК-15, ОК-18
5-10 Тема Принятие качественных решений. решений Методы психологи­ческой активиза­ции: мозговой штурм, метод фокальных объек­тов, «Бритва Оккама» и др. Ме­тоды систематизирован­ного поиска, Методы направленно­го поиска, Методы управ­ления: Метод Дельфи, "Диаграмма Исикавы", "Диаграмма Парето", ABC-анализ"и др. Древовидная диаграмма.   ОК-15, ОК-18
11-18   Модуль 2 Количественные методы принятия управленческих решений    
11-14 Тема Принятие решений в условиях полной неопределен­ности Анкетирование: разработка анкеты по заданию преподава­теля, определение типа анкеты, определение содержания и типа вопросов, определение последовательности вопросов, тестирование анкеты. Обсуждение анкет студентов. Метод экспертных оценок. Примеры реальных ситуаций для опроса экспертов. Формулирование проблем, критериев и альтернатив решения для конкретных ситуаций. Мето­дика опроса экспертов и обработки данных. Критерии согласованности мнений экспертов. Результаты применения метода. Решение задач (по вариантам заданий) в среде MS Excel. Результаты применения метода. Примеры   ОК-15, ОК-17 ОК-18
15-16 Тема Методы решения многокритериальных задач в условиях недостатка информации. Принципы максимакса, максимина, минимакса, критерий Гурвица — компромиссный способ принятия решений и их применение на примере индивидуальных заданий. "Дерево" решений (по вариантам) И,ПГ ОК-15, ОК-16 ОК-18
17-18 Тема Методы принятия решения в условиях определен­ности Принятие решений на основе расчетных экономи­ческих пока­зателей (на конкретном примере). Принятие оп­ти­маль­ных решений методом линейного программирования. Решение задач поиска оптимума с использованием MS Excel. И,ПГ,Э ОК-15, ОК-18
           
      Заочная форма обучения (5 лет обучения)    
    Лекции    
  2,5   Модуль 1 Проблемы принятия решений в управлении экономическими системами И,ПГ ОК-15, ОК-17 ОК-18
    Тема Общая постановка задач принятия решений. Понятия управляющей и управляемой подсистемы, их связи в процессе принятия решения. Классифи­кация задач принятия решений. Классификация методов принятия решений. Количественные и качественные методы И,ПГ ОК-15, ОК-18
  0,5   Тема Технология выработки управленческого решения Типовой процесс принятия решения, его этапы и модификации в зависимости от типа задач. Принятие решений в зависимости от сложности проблемы И,ПГ ОК-15, ОК-16
    Тема Принятие качественных решений Методы психологи­ческой активиза­ции: мозговой штурм, метод фокальных объек­тов и др. Методы управ­ления: Метод Дельфи, "Диаграмма Исикавы", "Диаграмма Парето", ABC-анализ"и др. Древовидная диаграмма. И,ПГ ОК-15, ОК-17
  1,5   Модуль 2 Количественные методы принятия управленческих решений   ОК-16
  0,5   Тема Принятие решений в условиях полной неопределен­ности. Методы сбора информации и принятия решений. Анкетирование: разработка анкеты, определение типа анкеты, оп­ределение содержания вопросов, определение последова­тельности вопросов, тестирование анкеты Метод экспертных оценок.Шкала оценок. Индексы согласо­ванности мнений экспертов. Мето­дика опроса экспертов и обработки данных. Результаты применения метода. И,ПГ,Э ОК-15
  0,5   Тема Методы принятия решения в условиях недостатка информации и риска.Принципы максимакса, максимина (критерий Вальда), минимакса (критерий Сэвиджа), критерий Гурвица — компромиссный способ принятия решений. "Дерево" решений И,ПБ,Э ОК-15, ОК-18
  0,5   Тема Методы принятия решения в условиях определен­ности Принятие решений на основе расчетных показателей. Принятие оптимальных решений методом линейного программирования.Общая постановка и математическая модель задачи поиска оптимального решения. Анализ оптимального решения. Решение задачи оптимума с использованием MS Excel. Анализ результатов, пределов, устойчивости решения. Многокритериальные задачи. Д, ПБ ОК-15, ОК-17 ОК-18
    Практические занятия /семинары    
    Принятие качественных решений. Решений Методы управ­ления: Метод Дельфи, "Диаграмма Исикавы", "Диагра­мма Парето", ABC-анализ"и др. Древовидная диаграмма И,ПГ,Э ОК-15, ОК-16
    Методы экспертных оценок и анализа иерархий. Примеры реальных ситуаций для опроса экспертов. Формулирование проблем, критериев и альтернатив решения для конкретных ситуаций. Мето­дика опроса экспертов и обработки данных. Критерии согласованности мнений экспертов. Результаты применения метода. И, ПГ, Э ОК-15, ОК-16
    Методы решения многокритериальных задач в условиях недостатка информации.Принципы максимакса, макси­мина, минимакса и др.Принятие оп­ти­маль­ных решений методом линейного программирования И, ПГ, Э ОК-15, ОК-17

Наши рекомендации