Второго и третьего года жизни
Линия развития | Показатели | Методика выявления |
1 год 3 месяца | ||
Сенсорное развитие (С) | Играя, различает два разных по величине предмета (например, два куба). | Перед ребенком выкладывается малый куб (высотой 7см) из большого куба (высотой 10см). Ребенок должен вложить маленький куб в большой. Ребенок может пробовать 2-3 раза. Взрослый не помогает. |
Общие движения (ДО) | Ходит длительное время, меняет положения (приседает, наклоняется). | Взрослый наблюдает за ребенком во время игры - выполняет ли он указанные движения. |
Игра (И) | Умеет воспроизводить в игре разученные действия (кормит куклу, собирает пирамиду и др.). | 1. Перед ребенком раскладывается кукла, тарелочка - предлагается покормить куклу. 2. Ребенку предлагается поиграть с кубиками (2 кубика, 2 кирпичика), при этом малыш должен воспроизвести постройку «дома», «машины» (взрослый может показать). 3. Ребенок нанизывает на стержень 4-5 колец. Он должен выполнить все 3 указанных действия. |
Речь активная (РА) | Пользуется лепетом и облегченными словами (машина - «би-би», собака -«ав-ав» и пр.). | Взрослый наблюдает за ребенком во время игры, движений, отмечая, пользуется ли он лепетом и словами. |
Речь понимаемая (РП) | Значительно увеличивается запас понимаемых слов. | 1. По просьбе взрослого ребенок находит 3-4 игрушки. 2. Находит предметы обуви, одежды. 3. Выполняет действия по просьбе (покорми куклу, положи спать). 4. По слову ориентируется в комнате (где кроватка, где мы моем руки и т.д.). |
Навыки (Н) | Самостоятельно ест густую пищу ложкой. | Во время кормления ребенок должен самостоятельно съесть густую пищу из глубокой тарелки. Часть пищи он может съесть с помощью взрослого. |
1 год 6 месяцев | ||
Сенсорное развитие (С) | Из предметов разной формы (3-4) по предлагаемому образцу и слову подбирает предметы такой же формы (например, к кубику - кубик). | Взрослый раскладывает перед ребенком предметы разной формы (3 кирпичика, 3 куба, 3 шарика, 3 призмы). Скатывает шарик с желобка и предлагает ребенку найти еще шарики и скатить их. Затем берет один кубик, ставит его и предлагает найти еще кубики и построить дом. Ребенок выполняет оба задания. |
Общие движения (ДО) | Движения более координированные - перешагивает через препятствие приставным шагом (например, через палку, лежащую на полу). | Ребенку предлагается перешагивание через палку или брусочки, лежащие на полу, приставным шагом. Взрослый может показать. |
Игра (И) | Умеет воспроизводить часто наблюдаемые в жизни действия (причесывает куклу, умывает и т.д.). | Взрослый раскладывает перед ребенком предметы: куклу и расческу, носовой платок и говорит: «Кукла не причесана» или «У куклы грязный нос». Ребенок причесывает куклу и вытирает ей нос. |
Речь активная (РА) | В момент удивления или сильной заинтересованности называет предметы. | Из мешочка или коробочки неожиданно вынимают предметы (кукла, зайчик, петушок, котенок) и спрашивают: «Кто там?» или «Кто это?». Ребенок называет предметы с помощью облегченных слов или правильно («ляля», «кукла»). |
Речь понимаемая (РП) | Находит по слову среди нескольких внешне сходных предметов два одинаковых по значению, но разных по цвету или величине. | Перед ребенком раскладываются предметы в следующей последовательности: собака черная, кошка черная, собака белая, кукла. Взрослый предлагает найти собачку — одну и другую. Затем предметы необходимо поменять местами и спросить еще раз: «Где собачка?». |
Навыки (Н) | Самостоятельно ест густую пищу ложкой. | Во время кормления ребенок съедает 3/4 жидкой пищи (суп) из глубокой тарелки, держа черенок ложки рукой сверху (в кулачке). |
1 год 9 месяцев | ||
Сенсорное развитие (С) | Играя, различает три разных по величине предмета (например, 3 куба). | Взрослый достает кубы один из другого, ставит их вразнобой, после чего предлагает ребенку их собрать, ребенок собирает кубы соответственно величине (1-й - 10см, 2-й - 7см, 3-й - 4см). |
Общие движения (ДО) | Умеет ходить по поверхности шириной 15-20см на высоте от пола 15-20см. | Ребенок должен пройти по доске указанного размера без помощи взрослого (взойти и сойти может при помощи взрослого). |
Игра (И) | Строит «ворота», «скамейку», «домик». | Взрослый предлагает ребенку построить ворота, при этом может один раз показать (ставит 2 кирпичика вертикально, один сверху горизонтально). Ребенок воспроизводит постройку. |
Речь активная (РА) | Пользуется двухсловными предложениями. | Взрослый наблюдает, как ребенок во время игры и различных режимных моментов сопровождает свои действия двухсловными предложениями. Например: «Кукла спать». |
Речь понимаемая (РП) | Отвечает на вопросы взрослого при рассматривании сюжетных картинок. | Ребенку предлагают рассмотреть одну за другой 4 картинки с изображением знакомых сюжетов (например, мальчик поит лошадку, дети умываются) и спрашивают: «Что на картинке?», «Что делает мальчик?». Ребенок может ответить одним словом. |
Навыки (Н) | Умеет частично раздеваться с небольшой помощью взрослого. | Во время раздевания ребенок снимает ботинки (развязанные), туфли (расстегнутые), чулки. Взрослый может немного помочь. |
2 года | ||
Сенсорное развитие (С) | По предлагаемому образцу и просьбе взрослого находит предмет того же цвета. | Перед ребенком раскладываются варежки (носочки) 3 цветов в следующем порядке: красная, синяя, зеленая; синяя, красная, зеленая. Ребенок должен к каждой варежке подобрать пару соответствующего цвета. |
Общие движения (ДО) | Перешагивает препятствия, чередуя шаг. | На расстоянии 20см друг от друга на полу раскладываются 3-4 брусочка, через которые ребенок перешагивает чередующимся шагом. Взрослый может показать. |
Игра (И) | В игре воспроизводит ряд логически связанных действий. Например, куклу купает и вытирает. | Перед ребенком раскладываются игрушки: кукла-голыш, губка, полотенце, кубик (вместо мыла), ванночка. Ребенку говорят: «Кукла грязная», ребенок сажает куклу в ванночку, трет губкой, моет, вытирает. Взрослый ничего не показывает. |
Речь активная (РА) | Пользуется 2-3-словными предложениями при общении со взрослыми. | Во время игры, режимных процессов ребенок должен обращаться ко взрослому с речью (3-словными предложениями). |
Речь понимаемая (РП) | Понимает короткий рассказ о событиях, знакомых по опыту (данный показатель проверяется в семье). | Взрослый рассказывает ребенку короткий рассказ о хорошо знакомых событиях (как видели на улице собачку, кормили голубей). После этого задаются 3-4 вопроса. Ребенок отвечает словом или коротким предложением. |
Навыки (Н) | Умеет частично надевать одежду, с небольшой помощью взрослого. | Во время одевания взрослый отмечает, может ли малыш сам одеть шапку, ботинки, носки. При этом можно немного помочь. |
2 года 6 месяцев | ||
Сенсорное развитие (С) | Подбирает к образцу разнообразные предметы четырех цветов (красный, синий, желтый, зеленый). | Материал: четырехцветные карты (12 х 9), 8 разноцветных предметов - по 2 каждого цвета, но разной формы (знакомые) - красные карандаши, красный кубик. Взрослый дает ребенку 4 карты, показывает по очереди предметы. Спрашивает, на какую карту положить предмет; ребенок подбирает по 2 предмета каждого цвета |
Общие движения (ДО) | Приставным шагом перешагивает через несколько препятствий, лежащих на полу (палка, кубики на расстоянии 20см друг от друга). | Материал: 3 кубика. Взрослый раскладывает на полу 3 кубика на расстоянии 20см друг от друга и предлагает ребенку перешагивать через них. Ребенок приставным шагом должен перешагивать через 3 кубика. |
Игра (И) | В игре действует последовательно (кормит куклу, укладывает спать, гуляет), выполняя 2-3 взаимосвязанных действия. | Материал: разные игрушки (сюжетные для игры в доктора, парикмахера). Взрослый предлагает ребенку разнообразные игрушки в неподсказывающей ситуации; ребенок выполняет 2-3 связанных между собой действия. |
Речь активная (РА) | Строит предложение из трех и более слов. | Взрослый непринужденно беседует с ребенком на любую близкую ему тему; в речи ребенок должен употребить хотя бы один раз предложение, состоящее более чем из 3 слов. |
Навыки (Н) | Самостоятельно одевается, но еще не умеет застегивать пуговицы и завязывать шнурки. | Во время одевания после сна, при сборе на прогулку ребенок самостоятельно надевает рубашку, брюки, шапку, пальто. |
3 года | ||
Сенсорное развитие (С) | Называет 4 основных цвета. | Материал: 8 разноцветных предметов по 2 каждого цвета, но разной формы. Например: красный мяч, красный флаг и т.д. (знакомые). Взрослый показывает поочередно предметы и спрашивает, какого они цвета. Ребенок называет каждый цвет хотя бы один раз. |
Общие движения (ДО) | Переступает через препятствия высотой 10-15см чередующимся шагом. | Материал: кубики или другие предметы (высотой 10-15см). Взрослый расставляет предметы и предлагает ребенку перешагнуть через препятствие. |
Игра (И) | В играх исполняет роль. | Материал: разнообразные сюжетные игрушки. Взрослый наблюдает за игрой ребенка. Ребенок отбирает какой-либо сюжет и исполняет роль, которую сопровождает словами. |
Речь активная (РА) | Употребляет сложные предложения. | Взрослый наблюдает за ребенком во время деятельности или беседы с ним; ребенок хотя бы раз в своей речи должен употребить сложное предложение. |
Навыки (Н) | Одевается самостоятельно с небольшой помощью взрослого, застегивает пуговицы, завязывает шнурки. | Во время одевания после сна, при сборе на прогулку ребенок самостоятельно одевается и с помощью взрослого застегивает пуговицы и завязывает шнурки. |
Приложение 5