Контроль за развитием детей второго и третьего года жизни

На втором году жизни уровень развития детей опреде­ляется близко к дате их рождения (±15 дней): в 1 год 3 месяца, 1 год 6 месяцев, 1 год 9 месяцев, 2 года, и также с учетом ведущих линий — развитие понимания речи; развитие активной речи; сен­сорное развитие; развитие игры и действий с предметами; разви­тие движений; формирование навыков. Контроль проходит по показателям нервно-психического развития детей второго года жизни, которые разработаны Н. М. Аксариной и К. Л. Печорой.

К 1 году 3 месяцам — 1 году 4 месяцам

Запас понимаемых слов быстро растет. Легко подражает часто слышимым облегченным словам. Сопровождает свои действия лепетом, эмоциональными возгласами. Воспроизводит в игре действия, ранее разученные. Ходит не присаживаясь длительно, меняет положение (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится). Самостоятельно ест густую пищу.

К 1 году 6 месяцам

Понимает смысл целых предложений о событиях и явлениях, часто повторяющихся. Понимает изображения предметов и действий. Обобщает предметы по существенным признакам (находит 2 однородных предмета, внешне различных).

Словом пользуется в момент наиболее сильной заинтересованности. В своей деятельности ориентируется в двух контрастных формах предмета (шар, куб); двух контрастных величинах предмета (например, в играх с различными вкладышами: кубами, матрешками). Отображает в игре отдельные часто наблюдаемые действия (например, причесывает куклу, моет ее). Перешагивает через пре­пятствия (брусочки) приставным шагом. Самостоятельно ест любую пищу (гус­тую и жидкую).

К 1 году 8 месяцам — 1 году 9 месяцам

Понимает рассказ без показа картинок о знакомых событиях. Понимает несложный сюжет по картинке, отвечает на вопросы «Кто это?», «Что это?». Легко повторяет слова и фразы. Во время игры обозначает свои действия словами, употребляя при этом предложения из двух-трех слов. В своей деятельности ориентируется в четырех контрастных формах предмета (шар, кирпичик, куб, призма), в трех величинах. Ходит по ограниченной в ширину поверхности (до 50—20 см) и приподнятой от пола (15—20 см). Частично раздевается (сни­мает ботинки, штанишки, шапку).

К 2 годам

Понимает несложный сюжет по картинке, отвечая на вопросы взрослого «Что здесь нарисовано?», «Что делают?». Обобщает предметы по существенным признакам в активной речи (называет однородные предметы, внешне различные). Речь становится средством общения со взрослыми, ребенок использует предложения из трех-четырех слов. Подбирает по образцу предметы, отличая от дру­гих, сходных по форме (например, шар подбирает к шару, отличая его от яйца). В своей деятельности ориентируется в трех-четырех величинах предметов. Под­бирает по образцу 4 контрастных цвета — красный, синий, зеленый, желтый. В игре воспроизводит ряд последовательных действий (начало сюжетной игры). Перешагивает через препятствия (брусочки, кубики) чередующимся шагом. Поднимается на высоту 15—20 см и сходит с нее. Контролирует свои физиоло­гические отправления. Ест довольно аккуратно. Частично одевается.

На третьем году жизни уровень нервно-психического развития детей определяется в сроки ± 30 дней по отношению к дате их рождения; в 2 года 6 месяцев и 3 года по следующим ведущим линиям(показатели разработаны Н. М. Аксариной и Г. В. Пантюхиной):

в первом полугодии

активная речь; игра; конструктивная деятельность; сенсорное развитие; навыки; движения;

во втором полугодии

активная речь; игра; изобразительная деятельность, конструк­тивная деятельность; сенсорное развитие; навыки; движения.

Для проверки психического развития детей должен быть подобран специальный материал, аналогичный используемо­му в самостоятельной деятельности детей. Одновременно проверяется развитие ребенка не более чем по двум-трем показа­телям. В один отрезок бодрствования можно выявить уровень развития трех-четырех детей.

К 2,5 годам

Предложения становятся многословными. Подбирает к образцу разно­образные предметы четырех цветов (красный, синий, зеленый, желтый). Игра носит сюжетный характер, ребенок отражает взаимосвязь и последовательность действий. Самостоятельно делает простые постройки в игре со строительным материалом и называет их. Полностью одевается, но не умеет застегивать пуго­вицы и завязывать шнурки. Перешагивает через палку или веревку, поднятую над полом на 20—30 см. Ест аккуратно.

К 3 годам

Начинает употреблять сложные предложения. Появляются элементы ро­левой игры. В игре со строительным материалом появляются сюжетные по­стройки. Называет четыре основных цвета. Перешагивает через палку или ве­ревку, приподнятую над полом на 30—35 см. Поднимается на скамейку высотой 25 см и сходит с нее. Одевается самостоятельно, начинает застегивать пугови­цы, завязывать шнурки с небольшой помощью взрослого. Пользуется салфеткой по мере надобности.

Библиография:

1. Аскарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста. – М.,1977.

2. Внешняя среда и психическое развитие ребенка. /Под ред. Тонковой-Ямпольской Р. В., Шмидт-Кольмер Е., Хабиноковой Э. - М., 1984.

3. Детская практическая психология: Учебник. /Под ред. Проф. Марцинковской Т. Д. – М., 2001.

4. Печора К. Л., Пантюхина Г. Б., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. – М., 1986.

5. Тонкова-Ямпольская Р. В., Черток Т. Я., Алферова И.Н. Основы медицинских знаний. – М.,1986.

Наши рекомендации