Же возрастает. К концу второго года ребенок употребляет до 300, а к концу третьего года - от 500 до 1500 слов.
Наряду с расширением словаря и уточнением произношения слов в раннем детстве происходит усвоение грамматического строя родного языка. Вначале дети ограничиваются предложениями, состоящими из одного, позднее - двух слов, не изменяющихся по родам и падежам (до 1 года 9 месяцев). Причем каждое такое слово-предложение может иметь несколько разных значений. Позже речь ребенка начинает приобретать связный характер и выражать простейшие отношения между предметами. К концу раннего возраста дети довольно хорошо согласовывают слова в предложении. К трем годам усваиваются основные грамматические формы и основные синтаксические конструкции родного языка В речи ребенка встречаются почти все части речи, разные типы предложений. Речь становиться полноценным средством общения.
но из системы человеческих отношений, а не из системы материальных отношений. Как показали исследования Д. Б. Эльконина, игра - это не всеобщая форма жизни всех детей, она - образование историческое. Игра возникает только на определенных этапах развития общества, когда ребенок не может принять непосредственное участие в системе общественного труда, когда возникает « пустой» промежуток времени, когда надо подождать, чтобы ребенок подрос.
в условиях опосредованной, а не прямой связи с миром. Ребенок еще не в состоянии реально участвовать в жизни взрослых. Данное противоречие разрешается в игре как в ведущей деятельности. Это единственная деятельность, которая позволяет смоделировать жизнь взрослых и действовать в ней.
Круг отношений детей расширяется, они чаще бывают в магазинах, больницах и т. п., появляется потребность изображать взрослую жизнь. Здесь впервые появляется общение со сверстниками, форма его внеситуативно-личностная. Со взрослыми преобладает внеситуативно-познавательное общение (общение по поводу мира предметов), ребенок испытывает потребность во внимательном уважительном отношении к нему.
г
47. Познавательная сфера дошкольника
Развитие восприятия в дошкольном возрасте связано с формированием способов и средств ориентации. В этом возрасте, как показали исследования Л. А. Венге-ра, Д. Б. Эльконина, происходит усвоение сенсорных эталонов (цвета, формы, величины) и эталонов фонем родного языка. Усвоение общественно выработанных эталонов, или мер, меняет характер детского мышления, в развитии мышления к концу дошкольного возраста намечается переход от эгоцентризма (центрации) к де-центрации. Это подводит ребенка к объективному, элементарно-научному восприятию действительности.
Условием возникновения и развития мышления ребенка, по А. В. Запорожцу, является изменение видов и содержаний детской деятельности.
Переход от наглядно-действенного к наглядно-образному и словесному мышлению, как показано в эксперимен-тальных исследованиях А. В. Запорожца, Н. Н. Поддьякова, Л. А. Венгера и др., происходит на основе изменения характера ориентировочно-исследовательской деятельности, благодаря замене ориентировки на основе проб и ошибок более целенаправленной двигательной,. затем зрительной и, наконец, мысленной ориентировкой.
Наглядные модели, в которых воспроизводятся существенные связи и отношения предметов и событий, являются важнейшим средством развития способностей ребенка и важнейшим условием формирования внутреннего, идеального плана мыслительной деятельности.
В центре сознания в дошкольном возрасте, по Л. С. Выготскому, стоит память. В этом возрасте возникает намеренное запоминание в целях последующего воспроизведения материала. В основе ориентации в этот период
---------------------- .------------------ J*
48. Речь дошкольника '
В дошкольном детстве в основном завершается долгий |
и сложный процесс овладения речью. К 7 годам язык для ■
ребенка становится действительно родным. |
-Развивается звуковая сторона речи. Младшие
дошкольники начинают осознавать особенности своего I
произношения. Развивается фонематический слух, и при I
соответствующем обучении дети легко овладевают зву- '
ковым анализом слова. I
- Интенсивно растет словарный состав речи. Как и ■
на предыдущем возрастном этапе, здесь велики индиви- 1
дуальные различия: у'одних детей словарный запас ока- )
.зывается больше, у других - меньше, что зависит от I
условий их жизни, от того, как и сколько с ними общаются I
близкие взрослые. Словарь ребенка быстро увеличивает- >
ся не только за счет существительных, но и глаголов, мес- I
тоимений, прилагательных, числительных и соединитель- .
ных слов. |
В полтора года ребенок активно использует примерно I
100 слов, в три - 1000-1100, в 6 лет - 2500-3000 слов. I
- Развивается грамматический строй речи. Детьми Iусваиваются закономерности морфологического порядка J(строение слова) и синтаксического (построение фразы). jРебенок 3-5 лет верно улавливает значения «взрослых» >слов, хотя и применяет их иногда неправильно. Слова, Iсоздаваемые самим ребенком по законам грамматики Iродного языка, всегда узнаваемы, иногда очень удачны и Iнепременно оригинальны. Эту детскую способность Iк самостоятельному словообразованию часто называют 'словотворчвством, I
- Появляется осознание словесного состава ре- ■ чи. Ориентировка как на смысловую, так и на звуковую ! _________ . I
Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя его подчиняться правилам, соответствующим взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств иволевой регуляции поведения.
Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее становится ведущей деятельностью.
Игра как ведущая деятельность имеет особое значение для развития рефлексивного мышления, поскольку в игре возникает реальная возможность контролировать то, как выполняется действие, входящее в процесс общения.
Линия развития действия: от операциональной схемы действия к человеческому действию, имеющему смысл в другом человеке; от единичного действия к его смыслу. В игре происходит рождение смыслов человеческих дей-ствий (оно для другого человека) - в этом, по мнению Д. Б. Эльконина, величайшее гуманистическое значение игры.
3. Последний компонент в структуре игры - правила. В игре впервые возникает новая форма удовольствия ребенка - радость от того, что он действует так, как требуют правила. В игре ребенок плачет как пациент и радуется как играющий. Это не просто удовлетворение желания, это линия развития произвольности, которая продолжается в школьном возрасте.
сторону языка осуществляется в процессе его практического применения, и до известного момента нельзя говорить об осознанности речи, что предполагает усвоение соотношения между звучанием слова и его значением. Однако постепенно развивается языковое чутье и происходит связанная с ним умственная работа.
В отличие от практического овладения речью осознание самой речевой действительности и осознание словесного состава речи значительно отстает. Без специального обучения дети относятся к предложению как к единому смысловому целому, единому словесному комплексу, который обозначает собой реальную ситуацию. Значительно ускоряет формирование способности осознавать словесный состав речи специальное обучение (или обучение чтению), благодаря которому к концу дошкольного возраста дети начинают четко вычленять слова в предложении.
лежат обобщенные представления. Ни они, ни сохранение сенсорных эталонов и т. п. невозможны без развития памяти. Наиболее благоприятные условия для развития произвольных форм запоминания создаются в игре, когда ребенок вынужден запоминать роли, условия, правила.
Воображение ребенка складывается в игре и переходит в другие виды деятельности. В игре трех-четырехлет-них детей существенно сходство предмета-заместителя с предметом, который он замещает. У детей более старшего возраста воображение может опираться и на такие предметы, которые вовсе не похожи на замещаемые. Постепенно необходимость во внешних опорах исчезает. Происходит интериоризация - переход к игровому дей-ствию с предметом, которого в действительности нет. Так зарождается воображение как психический процесс.
I 49. Эмоциональны сфера дошкольникаt
IПри всей важности познавательного развития ребенка
|его гармоничное становление невозможно без эмоцио-
■нального отношения к окружающему.
1Для дошкольного детства характерна в целом спокой-
Iная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных
'вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Но
Iиз этого совсем не следует снижение насыщенности эмо
циональной жизни ребенка. День дошкольника настолько
Iнаполнен эмоциями, что к вечеру он может, утомившись,
*дойти до полного изнеможения.
IВ ходе онтогенеза изменяется структура эмоциональ-
Iных процессов - в их состав постепенно включаются, по-
'мимо вегетативных и моторных реакций, познавательные
Iпроцессы (воображение, образное мышление, сложные
'формы восприятия). Эмоции становятся «умными», ин-
|теллектуализируются, а познавательные процессы при-
.обретают аффективный характер, обогащаются чувством.
IРебенок начинает радоваться и печалиться .не только по
Iповоду того, что он делает в данный момент, но и по по-
*воду того, что ему еще предстоит сделать.
IНа ранней стадии развития эмоциональная коррекция
.поведения еще несовершенна и имеет запаздывающий
Iхарактер. Она включается лишь тогда, когда поведение
Iзначительно отклоняется от «требуемого курса», а его от-
|рицательные последствия уже получают негативную со-
|циальную оценку.
* В дальнейшем, по мере того как побудительная сила
Jсоциальных мотивов возрастает, совершается переход от
запаздывающей к более совершенной - опережающей
|эмоциональной коррекции действий. Предвосхищение
■выполняет важную регулирующую роль в более сложных
э*-----------------------------------------