Определение нервно-психического развития ребенка 4-6 лет
Определение соответствия НПР возрасту ребенка проводится по 4 показателям, отражающим особенности социальных контактов и развитие определенных психических функций. Показатели являются итогом взаимодействия биологических и длительно действующих социальных факторов.
Мышление и речь - характеризуют развитие интеллекта ребенка и одновременно отражают общий уровень его психического развития.
Моторное развитие - характеризует развитие движений ребенка: общих (т.е. движений всего тела) и ручных. Косвенно моторное развитие отражает состояние центральной нервной системы: дети, имеющие отклонения в поведении, нередко имеют отклонения в моторном развитии.
Внимание и память -характеризуют способность ребенка к сосредоточению внимания, устойчивость внимания, способность к запоминанию и воспроизведению информации (кратковременная и долговременная память).
Социальные контакты - характеризуют способность ребенка к общению, умению согласовывать свои желания и потребности с желаниями и потребностями других детей, способность к совместной деятельности с другими детьми.
Большинство показателей НПР определяется по «Анкете для выявления особенностей поведения детей 4-6 лет». Показатели развития мышления, речи и общей моторики данная анкета не выявляет. При необходимости развитие ручной моторики может быть проверено медицинской сестрой или врачом.
При наличии отклонений в разделе «НПР» напротив соответствующего показателя делается запись: «с отклонением».
Медицинской сестрой и врачом определяются только отклонения в НПР, а их квалификация (задержка или нарушение) проводится специалистом-психоневрологом.
Для оценки показателя «Мышление» медицинская сестра имеет:
- набор сюжетных картинок (2-3) из книжек для старшего дошкольного возраста - для определения умения ребенка составить рассказ по картинке;
- набор карточек с изображением зверей, птиц, ягод, посуды, мебели, одежды или др. (5-6) - для определения умения классифицировать предметы.
Особое внимание следует обращать на детей, которые предпочитают рассказы с неблагоприятным окончанием (гибель героя и т.п.), т.к. это является существенным признаком негативных тенденций в развитии личности ребенка или говорит о крайне неблагополучных условиях его воспитания. Наиболее высокую оценку получает рассказ ребенка, в котором герой находит выход из бедственного положения сам или при минимальном участии других лиц.
Для проверки способности ребенка группировать предметы по классам ему предлагается набор карточек, относящихся к какому-то одному классу, куда вкладывается одна карточка другого класса. Например, к 5 карточкам с изображением мебели добавляется карточка с изображением посуды и т.д. Инструкция: покажи, какая карточка лишняя?
Сначала ребенку предлагают наиболее сложный вариант: мебель-посуда, звери-птицы или одежда-посуда. Если он справился с заданием, тестирование заканчивается. Если нет - предлагается более легкий вариант: мебель-звери или посуда-птицы и т.д. В случае если ребенок справился со вторым заданием, считается, что функция развивается без отклонений.
Отклонения в моторном развитии фиксируются независимо от того, относятся ли они к общей или тонкой (ручной) моторике.
Для определения состояния внимания и памяти, а также социальных контактов вопросы для всех трех возрастов совпадают.
Рекомендации по коррекции выявленных отклонений даются в соответствии с приложением. В связи с тем, что показатели являются итогом взаимодействия биологических й длительно действующих социальных факторов, характер рекомендаций зависит от фактора, определяющего то или иное отклонение.
Медицинская сестра осуществляет контроль за выполнением в семье медико-педагогических рекомендаций по коррекции поведения и НПР ребенка.
Наряду с рекомендациями по коррекции НПР приложение включает рекомендации по коррекции поведения ребенка.
Особенности поведения определяются по первым 4 пунктам «Анкеты для выявления особенностей поведения детей 4-6 лет». Считается, что ребенок развивается с отклонениями в вегетативном, эмоциональном, психомоторном статусе, если отмечен хотя бы один признак по каждому из этих пунктов.