Модели отклонений психического развития и поведения
Модель | Многофакторная интерпретация расстройств психики |
Биомедицинская модель (В. Гри-зингер и др.) | Дефект всегда имеет соматическую природу. Болезни духа — это болезни головного мозга |
Психоанализ (3. Фрейд) | В основе психических расстройств — центральный дефект психической сферы, вызванный непереработанным конфликтом |
Гуманитарно-феноменологическая психиатрия (К. Ясперс) | Болезненные изменения психики вызываются первичным дефектом переживания психической, социальной или соматической природы |
Окончание табл. 3
Абнормальная психология, патопсихология (Г. Мюнстерберг и др.) | Психические расстройства — это ускорение или торможение нормального психического процесса; наличие дефекта не предполагается |
Психология научения (Б. Скин-нер и др.) | Отклонения поведения — это результат прямого воздействия неблагоприятных условий окружающей среды, регулирующих поведение; дефект самой личности не предполагается |
Когнитивная психология | Не человек является больным, а конкретные тип поведения и психические функции обнаруживают экстремальные отклонения, оцениваемые обществом и самой личностью как аномальные и нуждающиеся в изменении |
Социально-научные концепции, антипсихиатрия (Т. Сас) | Определение человека как психического больного — это приписывание ему диагноза и роли больного. Социально неадекватное поведение — следствие нарушенной социализации в семье, социальных группах или обществе в целом |
Семейная терапия и другие межличностные модели (Л. Хофманн, Г. Салливан и др.) | Индивидуальные расстройства у человека — это следствие или выражение «базисного нарушения» интеракций, коммуникаций и отношений членов данной социальной системы между собой |
Д. Шульте выделяет следующие типы расстройств психики и ее развития:
— нарушения в организме и нервной системе;
— нарушения психики как сбой программ, перераба
тывающих информацию и регулирующих поведе
ние, а также лежащих в их основе процессов био
химического обеспечения передачи информации;
— результат неблагоприятного влияния окружающей
среды.
Во многих случаях нарушения различного типа сочетаются, так как каждое из них оказывает воздействие на поведение и может провоцировать другое нарушение за счет наличия внутренних и внешних связей.
О.С. Васильева и Ф.Р. Филатов выделяют в структуре личности семь основных уровней, на каждом из которых может произойти нарушение.
1. Телесные ощущения и реакции (состояния, форми
рующие физическое самочувствие и все феномены внеш
него реагирования — влечения, рефлексы, динамические
стереотипы и т.п.).
2. Образы и представления (отражение внешних собы
тий и явлений и формирование внутренних образов).
3. Самосознание и рефлексия (образ «Я» и эго-созна-
ние — все аспекты самоидентификации, самооценки и
рефлексии).
4. Межличностные отношения и социальные роли (со
вокупность межличностных отношений, а также инди
видуальный репертуар социальных ролей, личностный
сценарий поведения в социуме).
5. Социокультурная детерминация личности (усвоен
ные человеком коллективные представления, знания, ве
рования, нормы, ценности, определяющие уровень его
индивидуальной культуры).
6. Экзистенциальные (сущностные) или трансперсо
нальные переживания (индивидуальный способ бытия,
проблемы смертности человека и смысла существования,
переживание «пограничных» и кризисных ситуаций, а так
же экстраординарных состояний сознания).
7. Самоактуализация, самость (стремление к полноте
самореализации, использованию всего потенциала лич
ности).
Возникновение психического или психосоматического расстройства является результатом рассогласования в структуре личности вследствие блокирования психической активности на определенном уровне и нарушения оптимального режима функционирования всех остальных Уровней и системы в целом.
В специальной литературе часто встречается разделение патогенных причин на эндогенные (наследственные) и экзогенные (средовые). Однако такое подразделение лишено смысла, так как внутренних причин в абсолютном смысле этого слова вообще не существует. Даже все наследственные заболевания имели когда-то внешние фак-ТоРы, создавшие то или иное наследственное предрасположение, которое затем закрепилось в потомстве. Что-DbI это предрасположение реализовалось, требуется воздействие тех или иных внешних факторов, т.е. наслед-
ственность является не самодовлеющей причиной болезни, а только ее возможностью.
Биологические факторы. Вприроде человека биологическое и социальное составляют нечто единое и неделимое, поэтому нет смысла говорить о прямом и непрямом действии природных факторов на человека, о преломлении биологического через социальное и т.п. Болезни человека возникают в процессе приспособления организма, т.е. природы человека к окружающей его среде, в том числе и ко всему, что им самим переустроено.
Социальные факторы.Далеко не всё, что окружает человека, является производным человеческой деятельности. Человек творит в мире, в какой-то мере переделывая его, но еще в большей мере мир творит человека, воздействуя на его приспособительные способности. Социальные факторы воздействуют на природу человека, вы-зывая в нем новые, особые приспособительные реакции, как безболезненные, так и болезненные. Человек сначала создает те или иные социально-экономические условия, способствующие благоустройству его как вида, и только потом сталкивается с патогенностью этих условий.
Патогенные факторы.Чрезвычайность и сила внешних раздражителей относительны. О том, что ни один раздражитель не имеет абсолютного значения в отношении характера воздействия, а лишь относительное, писал В.М. Бехтерев. Действие раздражителя определяется отнюдь не его свойствами, а соотношением его с состоянием психики человека. Таков, по В.М. Бехтереву, «закон относительности в деятельности центров», такова нервная система как «царство относительности», согласно АЛ. Ухтомскому.
Деление неблагоприятных условий на внутренние и внешние достаточно условно еще и потому, что в реальной жизни первые могут спровоцировать формирование целого ряда дополнительных внешних. Так, воспитание ребенка с нарушением развития в домашней изоляции вне полноценного общения со сверстниками не может не сказаться негативно на характере его психического развития. С другой стороны, внешние условия способны трансформироваться во внутренние: пребывание ребенка в ситуации хронической психической травмы (неправильного воспитания) часто приводит к стойким сбоям в работе ЦНС и нарушениям эмоционально-волевой сферы и поведения.
Закономерности, лежащие в основе человеческих заболеваний, тесно связаны с деятельностью человека и с его достаточным или недостаточным, «патогенным» приспособлением к этой деятельности. Человек не только адаптируется к среде, но и сам создает новые ее факторы и вынужден быстро и по-своему адаптироваться к ним. Особая напряженность приспособительных актов и обусловливает «законность» заболеваний.
Одна из закономерностей развития патологических процессов, связанных с непосредственным воздействием факторов внешней среды, в том, что роль этих факторов рано или поздно, прямо или косвенно, но обязательно снимается. Примером может служить мгновенный ожог: возникающие вслед за ним процессы представляют собой очень сложную, разветвленную цепь физиологических, морфологических и прочих актов, образующих стереотипную картину ожога, в которой так же трудно обнаружить ее причину, как в горящем доме причину пожара. Разумеется, сила ожога будет влиять на картину последующего процесса, на его продолжительность, объем, хотя в принципе это будет все то же воспаление и та же регенерация. Но причина развития процесса будет теперь уже в нем самом (принцип самодвижения, саморазвития в патогенезе). Сила внешнего фактора сменяется «силой» объективного процесса движения живой материи, превращения «нормологического» процесса в «патологический» (И.В. Давыдовский).
Неблагоприятные факторы не всегда становятся причиной отклонений в развитии, так как сочетание разнообразных характеристик индивида опосредует их воздействие. Они становятся патогенными, провоцирующими отклонения в развитии, если сила их воздействия разрушает адаптационный барьер человека и превышает его компенсаторные возможности. В результате значимо и относительно стабильно изменяются точность, полнота и скорость отражательных и регуляторных функций психики, темпы ее возрастного развития.
Факторы уязвимостии протективные.Они повышают или снижают риск заболевания, нарушения развития, регулируют возникновение и течение расстройства. Эти факторы могут локализоваться внутри или вне самого человека и относиться к разным сторонам его жизнедеятельности. Если исходить из того, что здоровье — это нечто большее, чем просто отсутствие болезни, то
наряду с патогенными механизмами имеют значение и саногенные, направленные на возникновение и поддержание здоровья. Взаимные отношения между факторами уязвимости и протективными до сих пор четко не
определены.
Понятие уязвимости (подверженности) относят к приобретенному в периоды пренатального и постнатального (до взрослого возраста) развития риска заболевания. Уязвимость к расстройству — это специфическая выраженность индивидуальных и личностных черт, содействующих такому расстройству. Возникнет ли оно в конечном итоге — зависит от дополнительных пусковых факторов: если уязвимость низкая, требуются более существенные пусковые механизмы, если она выражена сильнее — достаточно и менее существенных факторов.
Люди, у которых, несмотря на наличие уязвимости пусковых факторов, не развивается соответствующее расстройство, характеризуются как резистентные. Это, например, дети, которые, несмотря на жестокое обращение, не заболевают никаким психическим расстройством. Резистентность часто рассматривается как противоположность уязвимости.
Около 50 лет назад канадский патофизиолог Г. Селье определил совокупность адаптационно-защитных реакций организма на любое воздействие, порождающее психическую или физическую травму как стресс. Общий биологический эндокринно-биохимический механизм напряжения, вызванного травмирующим влиянием, включает
три этапа:
— реакцию тревоги — генерализованное усилие орга
низма приспособиться к новым условиям;
— этап резистентности, наступающий вследствие пе
рестройки организма на травмирующий агент;
— этап истощения, наступивший при выраженном на
рушении адаптации организма, будь то невроти
ческое расстройство или дефект развития в целом;
он возникает, очевидно, либо при низкой рези
стентности индивида, либо при патогенном воз
действии, превышающем адаптационный барьер.
Опосредующие факторы.Они в различных комбинациях во многом определяют конечный эффект действия патогенного фактора, т.е. конкретную форму нарушенного развития. К ним относят вредоносные воздействия, собственные свойства индивида, качество помощи.
Характеристики вредоносных воздействий:
— локализация вредоносного воздействия, влияние
которого чаще всего избирательно, поэтому пора
женными могут оказаться самые различные струк
туры, органы и системы;
— интенсивность, напрямую определяющая выражен
ность того или иного нарушения;
— экспозиция, или длительность, воздействия;
— частота воздействия: даже если оно кратковремен
но и достаточно слабо, при его повторяемости воз
можен кумулятивный эффект, способный приве
сти к серьезным расстройствам в развитии.
Собственные свойства индивида:
— возраст: чем он меньше, тем тяжелее возможные
последствия различных патогенных факторов;
— компенсаторные возможности, т.е. сопротивление
вредным воздействиям со стороны защитных сис
тем (начиная с иммунной и заканчивая сложными
компенсаторными реакциями в виде многообраз
ных механизмов психологической защиты).
Качество помощи:
— конечные последствия деструктивных условий во
многом определяются тем, насколько быстро и в
полном объеме пострадавшему будет оказана ква
лифицированная помощь, в том числе и психоло
го-педагогическая (рис. 1).
Определение причинной обусловленности нарушенного развития усложняется тем, что разные причинно-следственные связи разворачиваются в различных временных перспективах. Одни патогенные воздействия практически сразу вызывают выраженные расстройства, другие, напротив, проявляются в виде отдаленных последствий в результате воздействия опосредующих факторов. Существенно, что патогенное воздействие приводит к формированию не самого феномена нарушенного развития, а лишь его анатомо-фи-зиологических предпосылок — относительно устойчивых нарушений ЦНС. Эти предпосылки представляют собой уже непосредственную причину последующих аномалий.
Итак, даже краткое рассмотрение проблем этиологии Дизонтогенеза показывает, что для исследования его причин и их структуры требуются обширные и комплексные эксперименты, междисциплинарная совместная работа По построению биопсихосоциальных моделей возникно-еНия отклоняющегося развития.
Факторы резистентности и уязвимости |
конституциональные особенности; функциональное состояние ЦНС; соматическое состояние; компенсаторный фонд |
преморбидные свойства личности; психологические и социально-психоло гические внутренние и внешние факторы |
Патогенные факторы (биологические и психосоциальные)
Рис. 1. Взаимодействие факторов возникновения отклоняющегося развития