Дети с задержкой психического развития. Свыше половины легких отклонений в умственном развитии квалифицируются педагогами и психологами как «задержка психи­ческого развития» (ЗПР) у детей

Свыше половины легких отклонений в умственном развитии квалифицируются педагогами и психологами как «задержка психи­ческого развития» (ЗПР) у детей. Понятие ЗПР психолого-педаго­гическое. Оно утверждает наличие отставания в развитии психичес­кой деятельности ребенка. Термин «задержка» подчеркивает времен­ной (несоответствие уровня психического развития возрасту) и одновременно в значительном количестве случаев временный ха­рактер отставания, которое с возрастом тем успешнее преодоле­вается, чем раньше дети с данной патологией попадают в адекват­ные для них условия воспитания и обучения.

Основной причиной ЗПР являются слабовыраженные (минималь­ные) органические повреждения мозга ребенка или врожденные, или полученные во внутриутробном, природовом, а также в раннем пе­риодах его жизни. Задержка психического развития возникает и в ре­зультате ослабленности ЦНС инфекциями, хроническими сомати­ческими состояниями, интоксикацией, травмами головного мозга, нарушениями эндокринной системы. В появлении синдрома ЗПР су­щественную роль играют конституциональные факторы, органичес­кая недостаточность нервной системы генетического происхождения, длительные неблагоприятные условия воспитания. Неблагоприятные социальные факторы усугубляют отставание в развитии, но не пред­ставляют единственную или главную причину ЗПР.

Одной из характерных особенностей ЗПР является неравно­мерность формирования разных сторон психической деятельнос­ти ребенка.

Установлено, что всем детям с ЗПР свойственно снижение вни­мания и работоспособности. Причем у некоторых детей максималь­ное напряжение внимания наблюдается в начале какой-либо дея­тельности, а потом оно неуклонно снижается. У других — сосредо­точение внимания отмечается лишь после того, как они выполнили некоторую часть задания. Также встречаются дети с ЗПР, которым свойственна нестойкость, периодичность в сосредоточении внима­ния. Для этой категории детей характерно снижение долговремен­ной и кратковременной памяти, произвольного и непроизвольно­го запоминания, низкая продуктивность и недостаточная устойчи­вость запоминания (особенно при большой нагрузке); слабое развитие опосредованного запоминания, снижение при его осуще­ствлении интеллектуальной активности.

Выявлено, что детям с ЗПР необходимо больше времени, чем их нормально развивающимся сверстникам, для приема и перера­ботки сенсорной информации.

Изучение особенностей мыслительной деятельности детей с ЗПР показало, что большие затруднения возникают у них при выполне­нии заданий, требующих словесно-логического мышления. Наглядно-действенное мышление оказывается нарушенным в значительно мень­шей степени. В наибольшей степени страдает наглядно-образное мыш­ление. Их наглядно-образному мышлению присуща недостаточная подвижность образов-представлений. Как правило, словесно сформу­лированные задачи, относящиеся к ситуациям, близким детям с ЗПР, решаются ими на достаточно высоком уровне. Простые же задачи, ос­нованные даже на наглядном материале, но отсутствующем в жиз­ненном опыте ребенка, вызывают большие трудности.

Речь детей с задержкой психического развития также имеет ряд особенностей. Так, их словарь, в частности активный, значитель­но сужен, понятия недостаточно точны. Ряд грамматических кате­горий в их речи вообще отсутствует.

В целом же ЗПР проявляется в нескольких основных клинико-психологических формах: конституционального происхождения, соматогенного происхождения, психогенного происхожде-ния и церебрально-органического генеза. Каждой из этих форм присущи свои особенности, динамика, прогноз в развитии ребенка. Остановимся более подробно на каждой из этих форм.

ЗПР конституционального происхождения — так называемый гармонический инфантилизм (неосложненный психический и психофизический инфантилизм). При данной форме отмечается такая структура личности, при которой эмоционально-волевая сфера на­ходится как бы на ранней ступени развития. Преобладает эмоцио­нальная мотивация поведения, повышенный фон настроения, не­зрелость личности в целом, легкая внушаемость, непроизвольность всех психических функций. При переходе к школьному возрасту сохраняется большая значимость для детей игровых интересов. Черты эмоционально-волевой незрелости часто сочетаются с инфантиль­ным типом телосложения. Ребенок по своему психическому и фи­зическому облику соответствует более раннему этапу возрастного развития. Как правило, причиной такого состояния являются фак­торы генетического характера. Нередко возникновение этой фор­мы ЗПР может быть связано с негрубыми обменно-трофическими расстройствами. Детям с этой формой ЗПР практически не нужна специальная помощь, поскольку со временем отставание сглажи­вается. Однако обучение в школе с 6-летнего возраста для них не­рационально.

ЗПР соматогенного происхождения с явлениями стойкой со­матической астении и соматической инфантилизацией. Данная фор­ма возникает вследствие длительной соматической недостаточно­сти различного генеза (хронические инфекции, аллергические со­стояния, врожденные и приобретенные пороки внутренних органов и др.). В возникновении ЗПР у этой группы детей большая роль при­надлежит стойкой астении, снижающей не только общий, но и психический тонус. Большое значение имеют социальные факторы, приводящие к появлению различнъ1х невротических наслоений (не­уверенность, боязливость, капризность, ощущение физической неполноценности). Усугубляет состояние ребенка режим ограниче­ний и запретов, в котором он постоянно находится. Детям с этой формой задержки психического развития вместе с психолого-пе­дагогическим воздействием требуется и медицинская помощь, пе­риодическое пребывание в санатории.

ЗПР психогенного происхождения (патологическое развитие личности по невротическому типу, психогенная инфантилизация). Эта форма чаще всего возникает в результате неблагоприятных ус­ловий воспитания ребенка (неполная или неблагополучная семья). Конечно, социальный характер данной аномалии развития не ис­ключает ее первоначально патологической структуры. Неблагопри­ятные социальные условия, долго воздействующие и оказывающие травмирующее влияние на психику ребенка, способствуют возник­новению стойких отклонений в его нервно-психической сфере. Эту форму ЗПР надо уметь отличать от педагогической запущенности, проявляющейся прежде всего в ограниченных знаниях и умениях ребенка вследствие недостатка интеллектуальной информации.

Данная форма ЗПР наблюдается при аномальном развитии личности по типу психической неустойчивости, обусловленном явлениями гипоопеки и гиперопеки. У ребенка в условиях безнадзорности (гипоопеки) не формируется произвольное поведение, нестимулируется развитие познавательной активности, не формируются познавательные интересы. Патологическая незрелость эмоционально-волевой сферы сочетается с недостаточным уровнем знаний и бедностью представлений. Развитие ребенка в условиях гиперопеки (чрезмерной, излишней опеки) ведет к возникновению у него таких отрицательных черт личности, как отсутствие или недостаточность самостоятельности, инициативности, ответственности. Дети с такой формой ЗПР не способны к волевому усилию у них отсутствует произвольная форма поведения. Все эти качества в конечном счете ведут к тому, что ребенок оказывается неприсобленным к жизни и долгое время будет постоянно нуждаться в помощи.

Патологическое развитие личности по невротическому типу наблюдается у детей, воспитывающихся в условиях, где царят грубость, деспотичность, жестокость, агрессивность. Данная форма ЗПР часто встречается у детей, лишенных семьи. У них отмечается эмоциональная незрелость, малая активность. Психическая неустойчивость сочетается с задержкой формирования познавательной деятельности.

ЗПР церебрально-органического генеза (минимальная мозговая дисфункция) занимает основное место в полиморфной группе задержки психического развития. Дети с данной формой ЗПР характеризуются стойкостью и выраженностью нарушений в эмовционально-волевой сфере и познавательной деятельности. Функциональные расстройства ЦНС накладывают отпечаток на психологическую структуру этой формы ЗПР.

Клинико-психологическую структуру этой формы ЗПР характеризует сочетание черт незрелости и различной степени поврежденности ряда психических функций. Признаки незрелости в эмоциональной сфере проявляются при органическом инфантилизме, а в интеллектуальной — в недостаточности сформированности отдельных корковых функций и в недоразвитии регуляции высших форм произвольной деятельности.

В зависимости от типа соотношения черт органической незрелости и повреждения ЦНС выделяют два клинико-психологических варианта ЗПР церебрально-органического генеза.

При первом варианте — у детей обнаруживаются черты незрелости эмоциональной сферы по типу органического инфантилизма (негрубые церебростенические и неврозоподобные расстройства, признаки минимальной мозговой дисфункции, незрелости мозговых структур). Нарушения высших корковых функций имеют дина­мический характер, обусловленный их недостаточной сформированностью и повышенной истощаемостью. Регуляторные функции особенно слабы в звене контроля.

При втором варианте - доминируют симптомы поврежденности: выраженные церебростенические, неврозоподобные, психопатоподобные синдромы. Неврологические данные отражают выраженность органических расстройств и значительную частоту очаговых нарушений. Наблюдаются также тяжелые нейро-динамические расстройства (инертность, персивираторные явления), дефицитарность корковых функций, в том числе их локальные нарушения. Дисфункция регуляторных структур проявляется в звеньях и контроля, и программирования.

При первом варианте данной формы ЗПР прогноз более бла­гоприятен и в хороших социальных условиях (благополучная семья и пр.) таким детям можно рекомендовать пребывание в кругу уча­щихся школ общего назначения в сочетании с квалифицирован­ной педагогической и психологической помощью.

При втором варианте этой формы дефекта дети нуждаются в существенной психолого-пе-дагогической коррекции. Такая коррекция в ряде случаев может быть обеспечена только в услови-ях специальных учреждений для дошкольников и школьников с ЗПР или в специальных группах детского сада или классов коррекционно-развивающего обучения школ общего назначения.

ЗПР могут возникать и вследствие иных причин. В зависимости от особенностей проявления задержки психического развития стро­ится коррекционная работа.

В нашей стране к этой категории детей не относят ни педаго­гически запущенных детей, ни детей со специфическими отклоне­ниями в эмоционально-волевой сфере и поведении.

Многие психологические особенности ЗПР можно наблюдать уже на ранних этапах жизни ребенка. Дети с минимальной мозговой дис­функцией беспокойны, раздражительны, часто кричат беспричин­но. У них наблюдается нарушение сна и бодрствования, сна и пита­ния. Они долго не засыпают, мало спят, плохо и мало едят. Невыспавшийся и голодный ребенок находится в состоянии постоянной усталости и напряжения. Активность младенца повышена и не все­гда целенаправленна. Восприятие мира более хаотично, чем у нор­мально развивающегося ребенка. Сенсомоторное развитие идет с за­позданием, поэтому у него вовремя не формируются адекватные ре­акции на поступающие воздействия. Часто наблюдается нарушение двигательных способностей: движения нескоординированы, нелов­ки, неконтролируемы. Дети чрезмерно подвижны и импульсивны. У них нередко возникает чувство страха, тревоги, опасения.

Психологические проявления, свойственные дошкольному воз­расту, у детей с ЗПР неполноценны. Так, игровая деятельность не­достаточно сформирована. Дети с ЗПР предпочитают наиболее про­стые игры, характерная же для старшего дошкольного возраста ролевая игра, требующая выполнения определенных правил, про­водится ими в ограниченной форме: дети соскальзывают на стерео­типные действия, часто просто манипулируют игрушками. В целом игра носит процессуальный характер. Фактически дошкольники с ЗПР не принимают отведенной им роли и не выполняют функций, возлагаемых на них правилами игры. Они не проявляют интереса к играм по правилам, имеющим важное значение в подготовке к учеб­ной деятельности. Такие дети предпочитают подвижные игры, свой­ственные более младшему возрасту. Дошкольники с ЗПР не держат дистанцию со взрослыми, могут вести себя навязчиво, бесцеремон­но, в процессе знакомства зачастую обследуют взрослого как нео­душевленный предмет. Они редко завязывают длительные и глубо­кие отношения со своими сверстниками.

Вместе с тем задержку психического развития не всегда мож­но распознать в дошкольном возрасте. Чаще всего ее выявляют в процессе преддошкольной диспансеризации или в ходе обучения в 1 классе школы общего назначения.

У школьников с ЗПР отмечается недостаточная познавательная активность, которая, сочетаясь с быстрой утомляемостью и истоща­емостью ребенка, может серьезно тормозить их обучение и развитие. Так, быстро наступающее утомление приводит к снижению работо­способности у детей, что проявляется в трудностях усвоения учебно­го материала. Дети с ЗПР не удерживают в памяти условия задания, продиктованное предложение, забывают слова, не могут сосредото­читься на задании, не умеют подчиняться школьным правилам и др.

Учащиеся этой категории требуют особого подхода к ним, многие из них нуждаются в коррекционном обучении, которое необходимо сочетать с лечебно-оздоровительными мероприятиями.

Поскольку степень задержки психического развития бывает различной, то в легких случаях помощь детям с ЗПР может быть ока­зана в условиях школы общего назначения. В случаях тяжелых форм ЗПР детям лучше всего обучаться в специальных учреждениях.

Детям с данной патологией свойственны частые переходы от состояния активности к полной или частичной пассивности, смене рабочих и нерабочих настроений, что связано с их нервно-психическими состояниями. Вместе с тем, иногда и внешние обстоятельства (сложность задания, большой объем работы и др.) выводят ребенка из равновесия, заставляют нервничать, волноваться.

Дети с ЗПР не остаются равнодушными к оценке результатов своей деятельности: ищут у учителя подтверждения правильности своих решений, одобрения, проявляют заинтересованность в хо­роших оценках и очень огорчаются неудачам.

Как отмечают многие авторы, дети с ЗПР эффективно принимают и используют помощь взрослого при выполнении каких-либо заданий. Причем в зависимости от степени задержки пси-хического развития и материала, с которым работает ребенок, помощь по своему характеру может быть разной. Способность принимать помощь взрослых, усваивать принцип действия и перено-сить его на аналогичные задания существенно отличает детей с ЗПР от умственно отсталых, обнаруживает более высокие потенциальные возможности их психического развития и является той основой, на которую возможно опереться при организации коррекционных мероприятий.

Все дети с ЗПР любят занятия физической культурой, спортив­ные игры, хотя у них обнаруживается двигательная неловкость, не­достаточная координированность движений, неумение подчиняться заданному ритму. Со временем в процессе обучения они достига­ют значительных успехов.

Как правило, дети с ЗПР проявляют исполнительность и акку­ратность во время уборки класса, территории, ухаживая за растени­ями и животными. Но это отмечается только в том случае, если ра­бота не требует от них длительного напряжения и не монотонна.

Школьники с ЗПР, дорожа доверием взрослых, могут допус­кать срывы в своем поведении. Они трудно входят в рабочий ре­жим урока, могут вскочить, пройтись по классу, задавать вопро­сы, не относящиеся к данному уроку. Быстро утомляясь, одни дети становятся вялыми, пассивными, не работают; другие — повышен­но возбудимы, расторможены, двигательно беспокойны. Эти дети очень обидчивы и вспыльчивы. Для вывода их из таких состояний требуется время, особые методы и большой такт со стороны педа­гога и других взрослых, окружающих ребенка с данным дефектом развития.

Они с трудом переключаются с одного вида деятельности на другой.

Многим детям с ЗПР необходимо обучение в специальных шко­лах, где с ними проводится большая коррекционная работа, зада­ча которой — обогащать этих детей разнообразными знаниями об окружающем мире, развивать у них наблюдательность и опыт прак­тического обобщения, формировать умение самостоятельно добы­вать знания и пользоваться ими. Неотъемлемой частью коррекционного обучения детей с ЗПР является нормализация их учебной деятельности, которая характеризуется неорганизованностью, им­пульсивностью, низкой продуктивностью. Учащиеся с данным де­фектом не достаточно умеют планировать свои действия, их конт­ролировать, не руководствуются в своей деятельности конечной целью, часто «перескакивают» с одного задания на другое, не завер­шив начатое, и т.д. Нарушения деятельности детей с ЗПР — суще­ственный компонент в структуре дефекта, они тормозят обучение и развитие учащихся. Нормализация деятельности составляет важ­ную часть коррекционного обучения таких детей, осуществляемая на всех уроках и во внеурочное время.

Для детей с ЗПР характерна значительная неоднородность на­рушенных и сохранных звеньев психической деятельности. Наибо­лее нарушенной оказывается эмоционально-личностная сфера и общие характеристики деятельности (познавательная активность, особенно спонтанная, целенаправленность, контроль, работоспо­собность), в сравнении с относительно более высокими показате­лями мышления и памяти.

Коррекционная работа по формированию учебной деятельнос­ти может осуществляться на уроках по любому школьному пред­мету, но преимущественно на уроках труда, на которых у учащих­ся с ЗПР формируются все этапы деятельности и корригируются многие негативные черты личности, такие как нерешительность, растерянность и др.

Обнаружить те или иные отклонения в развитии ребенка в ран­нем возрасте может мать. Она первая заметит особенности его пове­дения. Если возникнут какие-либо сомнения в отношении правиль­ного, в соответствии с нормой, развития ребенка необходимо обра­титься или к врачу педиатру, или к психологу, или к психоневрологу. При установлении диагноза «задержка психического развития» зада­ча семьи и, особенно родителей, помочь ребенку выйти из этого со­стояния, максимально скорригировать его дефект. Ребенку необходи­мо прививать навыки самообслуживания, его надо учить общаться со сверстниками и взрослыми. Необходимо знакомить малыша с окру­жающим миром, водить его на прогулки, экскурсии, в походы. Все это будет способствовать расширению его кругозора, увеличению словарного запаса, эмоциональному развитию. Особое внимание следует обратить на формирование интереса к игре и учебе.

Необходимо помнить, что ребенок с такой патологией часто нуждается в помощи взрослого при выполнении заданий. Если родители не могут сами оказать такой помощи, целесообразно по-местить ребенка в специальное учреждение, где ему будет предоставлена необходимая квалифи-цированная помощь, или пригласить специалиста-дефектолога для домашнего обучения ребенка.

Дети с ЗПР могут обучаться в школах общего назначения, но учитель должен хорошо знать их особенности, чтобы осуществлять индивидуальный подход к этим детям. Детям с резко выраженной задержкой психического развития, как правило, следует посещать специальные группы при детских садах, учиться в специальных школах. Для них организуются классы выравнивания при школах об­щего назначения.

Структура специальных школ лучше всего учитывает специфику этой категории детей с отклонениями в развитии. Программа на­чальной школы рассчитана на 5 лет. Для учащихся начальной шко­лы обязателен дневной сон. В школах осуществляется комплексная лечебно-воспитательная, санитарно-гигиеническая и профилакти­ческая работа. В целях коррекции недостатков психического разви­тия в специальных школах во второй половине дня проводятся коррекционные занятия: с логопедом, ритмикой, ЛФК и др.

По окончании учеником начальной школы ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия) школы решает вопрос о ме­сте его дальнейшего обучения. Детям со стойкими формами ЗПР следует рекомендовать оставаться в специальных школах, продол­жительность обучения в которой 10 лет. По окончании неполной средней школы выпускники могут поступать в различные учебные заведения общего типа — на курсы, в ПТУ, в техникумы и др.

Наши рекомендации