СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Учебное пособие
Редакторы ВВ. Амельченко, В.В. Дремова
Художник обложки Е.В. Кустарова Корректоры Л.Г. Новожилова, Л.Б. Успенская
Компьютерная верстка Т.Н. Полозовой
Оригинал-макет и диапозитивы текста изготовлены
В ООО «ТЦ Сфера»
Лицензия ИД № 02242 от 05.07.2000 г.
Гигиенический сертификат № 77.99.02.953.Д.000876.02.05 от 28.02.2005 г.
Подписано в печать 04.04.05. Формат 84xl08'/32.
Усл. п. л. 11,76. Тираж 5 000 экз.
Заказ №3175.
Издательство «ТЦ Сфера»
Москва, Сельскохозяйственная ул., 18, корп. 3.
Тел.: (095)656-75-05, 107-59-15.
ОАО «Владимирская книжная типография»
600000, г. Владимир, Октябрьский проспект, д. 7
Качество печати соответствует качеству предоставленных диапозитивов
© ООО «ТЦ Сфера», 2005
ПРЕДИСЛОВИЕ
Не плакать, не смеяться, а понимать.
Б. Спиноза
Специальная психология как учебная дисциплина включена в государственные стандарты высшего профессионального образования в середине 90-х годов XX века. Она призвана помочь людям с психофизическими аномалиями сделать свою жизнь полноценной и достойной. Каждый человек уникален, индивидуален в восприятии окружающего мира, переживаниях, потребностях, но в то же время он как представитель вида имеет общие черты с себе подобными и приспосабливается к окружающей его физической и социальной среде. Включение человека с теми или иными отклонениями в развитии в социальные отношения и его поддержка предполагают организацию профессионального психологического сопровождения в течение всей его жизни.
Десятилетия изоляции инвалидов от общества сформировали в обыденном сознании разделение социального мира на нас, здоровых людей, и их, инвалидов и «ненормальных».
К сожалению, отношение общества к инвалидам и людям с аномалиями в психическом развитии базируется на предрассудках, негативных и упрощенных стереотипах. Это в итоге приводит к несоответствиям поведения таких людей общепринятым нормам.
По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 млн людей с нарушенным психическим и физическим развитием, что составляет одну десятую часть жителей нашей планеты. Данные Всемирной организации здравоохранения свидетельствуют, что число таких людей достигает 13%. Среди них около 200 млн детей с ограниченными возможностями. В США число новорожденных с отклонениями психофизического здоровья составляет 45—50%, в Российской Федерации — 80—85%.
В нашей стране в настоящее время 1,7 млн детей, т.е. 4,5% всей детской популяции, относится к категории людей с ограниченными возможностями. Они нуждаются в специальном образовании. В это число входит более 353 тыс. детей дошкольного возраста, 63,6% из них находятся в дошкольных учреждениях. Почти 272 тыс. детей
школьного возраста обучается в 1905 специальных (кор-рекционных) образовательных учреждениях1.
В 15% случаев нарушений интеллекта дети имеют тяжелые формы умственной отсталости, осложненные недостатками развития — нарушениями слуха, зрения и др. До недавнего времени таких детей относили к необучае-мой категории, поэтому до сих пор они часто остаются вне образовательного пространства, а именно — в учреждениях социальной защиты, где получают лишь уход, но не необходимую коррекционную помощь. Таких детей и подростков в РФ сегодня около 32 тыс.
К системе специального образования относятся специальные классы для детей с нарушениями интеллекта в общеобразовательных школах — в них обучается около 200 тыс. человек. Еще около 34 тыс. детей и подростков с нарушениями развития учится на дому или в школах индивидуального (надомного) образования.
В целом более 500 тыс. детей и подростков школьного возраста охвачены системой специального образования, однако десятки тысяч не имеют возможности обучаться из-за отсутствия специальных профильных учреждений на своей территории. Так, каждый второй ребенок с нарушением опорно-двигательного аппарата лишен возможности получить соответствующее его состоянию обучение, а общеобразовательные школы не имеют условий и специалистов для этого.
Среди ребят с ограниченными возможностями преобладают дети 8—13 лет, что объясняется поздними сроками выявления отклонений в развитии. Кроме того, не учитывается большая группа детей, не имеющих официального статуса инвалида, но имеющих слабое здоровье из-за хронических заболеваний.
Во взрослом населении России официальный статус инвалида имеет около 8 млн человек, еще несколько миллионов по состоянию здоровья близки к ним, а всего около 15 млн жителей России имеет ограниченные возможности жизнедеятельности по состоянию здоровья, а значит, и трудоспособности.
Приоритет интересов общества в советский период над интересами личности фактически узаконивал статус социальной «малоценности» лиц с ограниченными возмож-
ностями, однако и сегодня в сознании людей продолжает доминировать критерий полезности. Наше общество находится в начале длинного пути — перехода от культуры полезности к культуре достоинства, отмечал А.Г. Ас-молов. В культуре полезности, отмечал он, «урезается время, отводимое на детство, старость не обладает ценностью, а образованию отводится роль социального пасынка, которого терпят постольку, поскольку приходится тратить время на выучку, подготовку человека к исполнению полезных служебных функций». В культуре достоинства «ведущей ценностью является ценность личности человека независимо от того, можно ли что-либо получить от этой личности для выполнения того или иного дела или нет. В культуре достоинства дети, старики и люди с отклонениями в развитии священны ... и находятся под охраной общественного милосердия».
Предлагаемое учебное пособие является материальным методическим обеспечением таких университетских курсов, как «Основы специальной психологии и специальной педагогики», «Специальная психология», «Введение в специальность» (специальность «Специальная психология»), «Основы дефектологии», для факультетов психологии, социальной педагогики, других педагогических специальностей.
Главные цели этих курсов — формирование мотива-ционно-ценностного компонента профессиональной подготовки будущих специалистов, их первоначальное ознакомление с теоретическими и прикладными аспектами специальной психологии.
Предлагаемая читателям книга содержит базовый понятийный аппарат, сведения об особенностях развития психики людей с психофизическими аномалиями, о возможностях компенсации и путях коррекции отклоняющегося развития, методах его диагностики. Книга включает информацию о природе и характере отклонений в психофизическом состоянии и развитии личности, возможностях и механизмах их компенсации, коррекции и личностной реабилитации.
1 Цифры приведены по кн.: Специальная педагогика: Учеб. пособие / Под ред. Н.М. Назаровой. М., 2000.
НОРМАЛЬНОЕ, АНОМАЛЬНОЕ
И ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ
РАЗВИТИЕ
Идиоты? Так ведь они только для нас идиоты, а не для себя и не для Бога. Дух их своим путем растет и может так статься, что не они, а мы, просвещенные, станем похуже их идиотами.
Святитель затворник Феофаний
РАЗНОБОЙ В ТЕРМИНОЛОГИИ
Среди специалистов существуют значительные расхождения в определении того, что обозначается термином «проблемный ребенок». Ученые и практики обращают внимание на то, что такие определения, как «дети-дебилы», «имбецилы», «шизофреники», абсолютно не отвечают ни гуманистическим принципам, ни этике специалиста-психолога, ни собственно психологическому содержанию этого феномена. Иными словами, специальная психология нуждается в собственном профессиональном словаре, в языке общения специалистов.
В начале XX века дети с недостатками в развитии считались «ненормальными» (А. Бине, Г.И. Россолимо и др.) или «дефективными» (В.П. Кащенко, Л.С. Выготский и др.). Эти определения не удовлетворяли психологов, поскольку крайне односторонне характеризовали личность и были оскорбительны.
В конце 30-х годов появился термин «аномальный ребенок», а во Франции «инадаптированный» — трудно приспосабливающийся; в Англии — «исключительный» (exceptional). Однако под эти определения попадали не только аномальные, но и одаренные дети. В те годы получили распространение термины «абнормальный», «атипический», «субнормальный» и др. В Словакии до сих пор официально используется понятие «дети и подростки, нуждающиеся в специальной помощи». В нашей стране общепринятыми терминами являются «инвалид» и «лицо с ограниченными возможностями здоровья». Это люди,
в том числе дети, пользующиеся социальными льготами и пособиями.
В то же время в специальной литературе часто используется термин «дети с нарушениями в развитии», т.е. те, кто имеет отставание (искажение) в психофизическом развитии вследствие нарушений деятельности анализаторов или органического поражения центральной нервной системы (ЦНС). При менее выраженных дефектах используется определение «дети с отклонениями в развитии». Получило распространение и понятие «дети с ограниченными возможностями здоровья». Однако оно не вполне адекватно, так как не ясно, о каком здоровье идет речь и в чем психологическое содержание жизнедеятельности таких детей. Ведь существуют нарушения здоровья в виде тяжелых хронических соматических заболеваний, например астмы или диабета, накладывающие свой негативный отпечаток на жизнь и развитие ребенка или взрослого, и др.
Термин «дети с особыми потребностями (нуждами)» в целом не определяет, какие нужды имеются в виду, какие из них особые. На наш взгляд, более правомерен термин «дети с особыми образовательными потребностями», т.е. с отклонениями в развитии.
Распространенный термин «дети с нарушениями развития» также не совсем точен, так как не дифференцирует, что является нарушением (повреждением), а что — недоразвитием, несформированностью. А это весьма важно, так как от этого зависит психологическое содержание дифференцированной работы с детьми.
Наконец, термины «дети с трудностями обучения», «с проблемами развития», «проблемные дети» также крайне неопределенны и не дают возможности оценить психологическую специфику их состояния.
Наиболее адекватным признается термин «дети с отклонениями в развитии». Однако есть значительное количество детей с отклонениями в развитии, которых нельзя отнести к «классическим», традиционным видам. Такие дети испытывают значительные трудности адаптации, обучения, развития в целом. Кроме того, в последние десятилетия во всем мире отмечается тенденция резкого усложнения структуры отклонений в развитии, у многих детей значительно увеличивается число сочетанных нарушений, а в 90-х годах XX века появились, новые формы отклонений и несформиро-
г
ванности определенных сфер психического развития. Наконец, выделяются особые формы дизонтогенеза, достаточно сложные для психолого-педагогической диагностики и применения к ним сложившегося понятийного аппарата.
В связи с необходимостью уточнения и дифференциации терминологии далее рассматриваются определения и характеристики норм развития, дизонтогенеза и отклоняющегося развития.