Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины. а) основная литература: Профессиональная этика и психология делового общения: Учебное пособие/ И.П.Кошевая

а) основная литература:

  1. Профессиональная этика и психология делового общения: Учебное пособие/ И.П.Кошевая. – Форум:Инфра-М, 2013.
  2. Барышева А.Д. Этика и психология делового общения. – М.: Альфа-М, 2014.
  3. Русский язык и культура речи: учебник/ Под ред. проф. В.И.Максимова. – М.: Гардарики, 2003.

4. НЦР «РУКОНТ». - http://rucont.ru Логин: refactor Пароль: 111111

5. ЭБС «ЛАНЬ». - http://www.e.lanbook.com/ Логин: urao Пароль: urao271113

6. Эл. библиотека издательства «Инфра-М». - http://znanium.com Абонент № 2524 Логин: urao0467 Пароль: 2a1RGqcN

7. Эл. библиотека «Библиоклуб.ру». - http://biblioclub.ru

б) дополнительная литература:

  1. Асадов А.Н., Косалимова О.А., Покровская Н.Н. Культура делового общения: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010.
  2. Басаков М.И. Современное делопроизводство (Документационное обеспечение управления): учебное пособие/ М.И.Басаков. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.

3. Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н., Социально-психологический климат коллектива и личность.- М.: Мысль, 2010.

  1. Борисов В.К., Панина Е.М., Панов М.И., Тумина Л.Е., Петрунин Ю.Ю. Этика деловых отношений. – М.: Изд-во «Форум», 2010.
  2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2001.
  3. Горбатов А.В., Елескина О.В. Деловая этика: Учебное пособие/ ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет». – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2007.
  4. Гравицкий А. Основы деловой этики / А.Гравицкий – Ростов н/Д : Феникс, СПб.: Северо-Запад, 2007.
  5. Громова Л.А. Этика управления: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2007.
  6. Деловая этика: методические рекомендации для российских компаний. – М., 2004.
  7. Делопроизводство: Образцы, документы. Организация и технология работы. Более 120 документов/ В.В. Галахов, И.К.Корнеев и др; под ред. И.К.Корнеева. – М.: Проспект, 2009.
  8. Захаров Д.К., Кибанов А.Я., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений. Учебник. - М.: Инфра-М, 2008.
  9. Казакова О.А. Деловая коммуникация: учебное пособие/ О.А.Казакова, А.Н.Серебренникова, Е.М.Филиппова. – Томск: Томский политехнический университет, 2013.

13. Каймакова М.В. Коммуникации в организации: текст лекций/ М.В.Каймакова. – Ульяновск: УлГТУ, 2008.

  1. Капто А.С. Профессиональная этика / А.С.Капто. – М.; Ростов н/Д: СКАГС, 2006.
  2. Коноваленко М.Ю. Деловые коммуникации: учебник для бакалавров/ М.Ю.Коноваленко, В.А.Коноваленко. – М.: Издательство Юрайт, 2013.
  3. Коробейникова Л.С., Купрюшина О.М. Деловое общение: Пособие для бакалавров. – Воронеж: Воронежский государственный университет, 2004.
  4. Коробкова С.Н. Этика делового общения: текст лекций. – СПб.: СПбГУАП, 2001.
  5. Кузнецов И.Н. Бизнес-этика / И.Н. Кузнецов. – М.: Дашков и Ко, 2007.
  6. Кузнецов И.Н. Деловая этика и деловой этикет / И.Н. Кузнецов. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
  7. Панасюк А.Ю. Как убеждать в своей правоте. Современные психотехнологии убеждающего воздействия. – М.: Дело, 2002.
  8. Подопригора М.Г. Деловая этика: Учебное пособие. - Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2012. - http://www.aup.ru/books/m243/7_5.htm
  9. Психология и этика делового общения/ Под ред. В.Н.Лавриненко. – М.: ЮНИТИ, 2005, 2008.
  10. Радченко И.С. Обучение технике деловой беседы студентов экономических специальностей: Учебно-методическое пособие. – Орск: Орский гуманитарно-технологический институт, 2005.
  11. Рева В.Е. Деловое общение: учебное пособие на электронном носителе. – Пенза: ПГУ, 2003.
  12. Рева В.Е. Коммуникационный менеджмент: Учебно-методическое пособие. Электронная версия. – Пенза: ПГУ, 2003.
  13. Семенов А.К. Этика менеджмента : учеб. пособие / А.К. Семенов, Е.Л. Маслова. – М.: Дашков и Ко, 2006.
  14. Скаженик Е.Н. Деловое общение: Учебное пособие. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. - http://www.aup.ru/books/m161/
  15. Смирнов Г.Н. Этика деловых отношений: учебник для студентов вузов, обуч. по гуманит. спец. / Г.Н. Смирнов. – М.: Проспект, 2006.
  16. Федотова М.Г. Коммуникационный менеджмент: учебное пособие. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2006.
  17. Федорова Л.Ф. Этика деловых отношений: Учебное пособие. – Ухта: УГТУ, 2014.
  18. Хазагеров Г.Г., Корнилова Е.Е. Риторика для делового человека: учебное пособие/ Г.Г.Хазагеров, Е.Е.Корнилова. – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2008.
  19. Этика делового общения: учебное пособие/ Сост. М.С.Узерина. – Ульяновск: УлГТУ, 2004.

г) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

MICROSOFT OFFICE
INTERNET EXPLORER
www.google.ru
www.wikipedia.org
www.kadrovik.ru
www.hr-journal.ru
www.hrm.ru

Глоссарий

Административная этика - правила и принципы нравственного поведения руководителя или лиц, участвующих в управлении.

Визитная карточка - небольшой лист тонкого картона (или плотной бумаги высокого качества), на котором напечатаны основные сведения о ее владельце.

Деловая беседа - передача или обмен информацией и мнениями по определенным вопросам и проблемам. Деловая беседа выполняет ряд функций: взаимное общение работников из одной деловой сферы; совместный поиск, выдвижение или разработка рабочих идей и замыслов; контроль и координирование деловых мероприятий. Она может быть непосредственной или опосредованной, чаще всего, по телефону. Данная форма деловых коммуникаций может предварять переговоры или быть элементом переговорного процесса.

Деловая коммуникация – процесс взаимодействия деловых партнеров, направленный на организацию и оптимизацию того или иного вида предметной деятельности: производственной, научной, педагогической и др. В деловой коммуникации предметом общения является деятельность (дело), и партнер по общению всегда выступает как личность, значимая для другого. Основные задачи деловой коммуникации - продуктивное сотрудничество, стремление к сближению целей, улучшение партнерских отношений (М.В.Каймакова). Деловая коммуникация (в более узком смысле) - деятельность, предполагающая достижение определенных интересов, целей в профессиональной сфере бизнеса.

Деловое общение – такой процесс взаимосвязи и взаимодействия, в ходе которого происходит обмен деятельностью, информацией и опытом.

Деловая переписка - обобщенное название различных по содержанию документов, выделяемых в связи с особым способом передачи информационного сообщения.

Деловая этика в широком смысле - это совокупность этических принципов и норм, которыми должна руководствоваться деятельность организаций и их членов. Она включает явления различных порядков: этическую оценку как внутренней, так и внешней политики организации в целом; моральные принципы членов организации, т.е. профессиональную мораль; моральный климат в организации; нормы делового этикета и т.п. Деловая этика в узком смысле - предпринимательская этика (требует от бизнесмена осознания полезности труда, уважения законов, государственной власти, социального порядка, собственности, другой личности).

Деловое совещание - способ открытого коллективного обсуждения проблем группой специалистов.

Деловой этикет представляет собой свод правил и норм целесообразного поведения партнеров по совместному делу, обеспечивающий уважение человеческой личности и неукоснительное соблюдение правовых, финансовых и этических обязательств.

Деловые переговоры - основное средство согласованного принятия решений в процессе общения заинтересованных сторон. Деловые переговоры всегда целенаправленны и предполагают заключение сделок, подписание соглашений и контрактов.

Дресс-код - это набор требований к одежде и одно из внешних проявлений корпоративной культуры организации. Применительно к деловой среде дресс-код понимается как стиль одежды, рекомендованный и обязательный не только для ношения в офисе и во время проведения деловых переговоров, но для неформального общения с коллегами.

Имидж - совокупность представлений окружающих о данном человеке, его видимый со стороны психологический портрет, сопряженный с внешностью и манерами; 2) целенаправленный формируемый образ лица, явления или предмета, призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на к.-л. в целях популяризации, рекламы и т.п.

Корпоративная социальная ответственности (КСО) - этичное поведение организаций по отношению к человеческому обществу. КСО – это, во-первых, выполнение организациями социальных обязательств, предписываемых законом, и готовность неукоснительно нести соответствующие обязательные расходы. Во-вторых, КСО — это готовность добровольно нести необязательные расходы на социальные нужды сверх пределов, установленных налоговым, трудовым, экологическим и иным законодательством, исходя не из требований закона, а по моральным, этическим соображениям.

Корпоративная этика - культура поведения сотрудников компании, их убеждения и ценности, традиции, уровень взаимоотношений между руководителями среднего звена (менеджерами) и рабочими, между компанией, ее клиентами и партнерами.

Мораль - существующая внутри общества система ценностей, выполняющая функцию регулирования поведения человека.

Нравственность - сфера духовной жизни человека и общества, включающая в себя различные обычаи, нормы человеческого общежития.

Презентация - первое официальное представление заинтересованной аудитории некоторой еще неизвестной или малоизвестной продукции, фирмы и ее создателей. С помощью презентации информируют и убеждают потенциальных клиентов и партнеров в необходимости приобретения конкретной продукции или услуги.

Пресс-конференция - мероприятие для СМИ, проводимое в случаях, когда есть общественно значимая новость, и организация или отдельная известная личность, непосредственно связанные с этой новостью, желают дать свои комментарии по этой новости, которые были бы интересны и важны для общественности.

Производственная этика - поведение людей непосредственно в процессе производства материальных и духовных благ безотносительно к ранговым и статусным параметрам.

Профессиональная этика - это нравственные нормы, которые регулируют взаимоотношение людей в трудовой деятельности и отношение человека к своим профессиональным обязанностям, долгу.

Репутационная функция деловой этики заключается в повышении доверия к компании со стороны потенциальных инвесторов (акционеров, банков, инвестиционных компаний) и деловых партнеров (клиентов, поставщиков, подрядчиков и т. д.). Наличие у компании документа деловой этики уже становится своеобразным брендом, признаком ее успешности и необходимым условием высокой деловой репутации. В результате принятия и внедрения документа деловой этики в деятельность компании растет ее инвестиционная привлекательность, имидж компании выходит на качественно более высокий уровень.

Собеседование - используется при решении кадровых вопросов: при приеме на работу, увольнении.

Спор - столкновение мнений, разногласие по какому-либо вопросу, борьба за отстаивание собственных позиций. Спор может быть реализован через полемику, дебаты, дискуссии и т.д.

Торги - это способ продажи и закупки товаров, размещения заказов на подрядные работы путем привлечения предложений от нескольких поставщиков и подрядчиков и выбора наилучшего из них. В результате торгов заключается юридическая сделка с тем деловым партнером, который предложил наиболее выгодные условия.

Управленческая функция документов деловой этики состоит в регламентации и упорядочивании корпоративного поведения в сложных и неоднозначных ситуациях с точки зрения соблюдения принципов этики, честности и добросовестности.

Этика - 1) философская дисциплина, изучающая мораль и нравственность; 2) совокупность норм поведения, мораль отдельного человека или общественной группы.

Этика бизнеса - это деловая этика, основанная на честности, открытости, верности данному слову, способности действовать на рынке в соответствии с существующими законодательством и традициями.

Этикет - система правил поведения в общественных местах при контактах с другими людьми. Слово «этикет» (от фр. etiquette) произошло от названия карточек - «этикеток», которые во Франции при Людовике XIV раздавали на светских приемах. На них были изложены правила поведения, за соблюдением которых следили церемониймейстеры.

Этикет приветствий и представлений - совокупность правил первоначального межличностного взаимодействия, касающихся внешнего проявления отношения к людям.

См.: Коробкова С.Н. Этика делового общения: текст лекций. – СПб.: СПбГУАП, 2001; Подопригора М.Г. Деловая этика: Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2012. - http://www.aup.ru/books/m243/7_5.htm; Этика делового общения: учебное пособие/ Сост. М.С.Узерина. – Ульяновск: УлГТУ, 2004; Новый словарь иностранных слов/ Гл. ред. В.В.Адамчик. – Мн.: Современный литератор, 2006; Каймакова М.В. Коммуникации в организации: текст лекций/ М.В.Каймакова. – Ульяновск: УлГТУ, 2008.

Наши рекомендации