Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. €

4. Хрестоматия по детской психологии / Под ред. Г.В. Бурменской. – М., 1996. – С. 4-16.

Семинарское занятие № 3 (2 часа)

Тема: Соотношение обучения и развития.

1. Понятия «обучение» и «развитие» в психологической науке.

2. Л. С Выготский о зоне ближайшего развития и уровне актуального развития. Психологический смысл понятия «зона ближайшего развития».

3. Проблема соотношения обучения и развития в современной психологии.

Практическое задание

1. Составить «терминологическое гнездо» к теме «Соотношение обучения и развития».

Основная литература

1. Выготский Л.С. Проблема возраста. – Собр. соч. в 6 т. – Т. 4. – М., 1984.

2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1996. – С. 321 – 355.

3. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М.: 2001. – С. 161-162.

4. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении. – М., 1999. – С. 20 – 29.

Дополнительная литература

1. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия /Сост. И.В. Дубровина, А.И. Прихожан, В.В. Зацепин. – М., 1998. – С. 18 – 24.

2. Психология развития: Учебник для студ. высш. психол. и пед. учеб. заведений / Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко, К.Н. Поливанова и др.; Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: Академия, 2001. – С. 133-134.

3. Психология человека от рождения до смерти. / Под ред. А.А. Реана. – СПб. – М., 2001. – С. 81 – 88.

Семинарское занятие № 4 (2часа)

Тема: Ведущая роль обучения в развитии. Периодизация детского развития (Л.С. Выготский)

1. Значение понятий «социальная ситуация развития» и «новообразование» для понимания сущности онтогенеза.

2. Л.С. Выготский об источнике, движущих силах развития и проблеме возрастной динамики.

3. Закон психического развития. Периодизация детского развития.

Практическое задание

1. Сделать конспект работы Выготского Л.С. «Проблема возраста».

Рекомендации:В конспекте должны найти отражение следующие положения:

- основной критерий для выделения конкретных эпох детского развития;

- психологическая сущность литических и критических периодов (найдите определение литическому и критическому периодам; выделите их особенности – длительность, характер развития в эти периоды);

- перечислите выделенные автором критические возрасты, выпишите и поясните симптомы (отличительные признаки) критических возрастов;

- возрастная периодизация по Л.С.Выготскому;

- понятие возраста, структура возраста (взаимодействие центральных и
побочных линий развития);

- понятие социальной ситуации развития, значение этого понятия для понимания динамики психического развития;

- общая схема динамического развития возраста;

- понятие уровня актуального развития и зоны ближайшего развития;

- практическое и теоретическое значение открытия Л.С.Выготским
зоны ближайшего развития и уровня актуального развития.

Основная литература

1. Выготский Л.С. Проблема возраста. – Собр. соч. в 6 т. – Т. 4. – М., 1984. – С.244-269.

2. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 2006. – С. 177-186, 188-192.

Дополнительная литература

1. Леонтьев А.Н. Учение о среде в педологических работах Л.С. Выгот­ского // Вопросы психологии. – № 1, 1998. – С. 108- 124.

2. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М., 2001. – С. 159-177.

Семинарское занятие № 5 (2 часа)

Тема: Психическое развитие в раннем возрасте

1. Социальная ситуация развития в раннем возрасте.

2. Логика развития предметной деятельности ребёнка раннего возраста.

3. Умственное развитие ребёнка раннего возраста:

· развитие восприятия и представлений;

· тенденции развития речи и становление знаково-символической функции;

· развитие памяти и воображения.

4. Новообразования раннего возраста.

Практическое задание

Составить тезисный план к теме: «Развитие предметной деятельности» (по П.Я. Гальперину).

Основная литература

1. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 2006. – С. 255-260.

2. Эльконин Д.Б. Детская психология: Учебное пособие для студентов высш. уч. заведений/ Ред. – сост. Б.Д. Эльконин. – М., 2004. – С. 50-94.

3. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2001. – С. 226-251.

Дополнительная литература

1. Выготский Л.С. Раннее детство. Собр. соч. в 6-ти томах. Т. 4. — М., 1984.

2. Мухина В.С. Психология детства и отрочества. Учебник для студентов. — М., 1998.

Семинарское занятие № 6 (2 часа)

Тема: Психологическая характеристика подросткового и юношеского возрастов

1. Социальная ситуация развития в подростковом и юношеском возрастах (сравнительный подход).

2. Проблема ведущей деятельности в подростничестве и юношестве.

3. Психофизиологические особенности развития в подростничестве и юношестве.

4. Развитие личности подростка и юноши.

Практическое задание

Заполнить таблицу:

Таблица 2

Характеристика общения со сверстниками
у подростков и юношей

Подростки Юноши
Цели общения: Цели общения:
Мотивы общения: Мотивы общения:
Содержание общения: Содержание общения:
Дружба: Дружба:
Значение общения: Значение общения:

Основная литература

1. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 2006.

2. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М., 2001.

Дополнительная литература

1. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1989.

2. Мухина В.С. Психология детства и отрочества. Учебник для студентов. — М., 1998.

3. Раис Филипп Ф. Психология подросткового и юношеского возраста: Учебное пособие: Пер. с англ. – СПб., 2000.

Семинарское занятие № 7 (2 часа)

Тема: Психологические особенности зрелости

1. Возрастные кризисы взрослости, их психологический смысл.

2. Задачи развития в период зрелости. Особенности изменений когнитивной сферы.

3. Проблемы, связанные с семьёй и браком, в период зрелости.

4. Сущность изменений в профессиональной сфере в период зрелости.

Практическое задание

Составить «терминологическое гнездо» к теме: «Психология зрелого возраста».

Основная литература

1. Грейс Крайг. Психология развития. – СПб., 2000.

2. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М., 2001.

Дополнительная литература

1. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология: личность от молодости до старости. – М., 1999. – С. 15 – 49.

2. Ананьев Б.Г. Некоторые проблемы психологии взрослых // Психология развития. Хрестоматия. – СПб., 2001. – |С. 298.

Семинарское занятие № 8 (2 часа)

Тема: Период геронтогенеза

1. Старение и виды старости.

2. Физические и когнитивные изменения в процессе старения.

3. Новообразования старости.

4. Смерть как кризис.

Практическое задание

Прокомментировать мнение: М.М. Бахтин отмечал, что «старость – один из самых парадоксальных и противоречивых периодов жизни».

Основная литература

1. Грейс Крайг. Психология развития. – СПб., 2000.

2. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М., 2001.

Дополнительная литература

1. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология: личность от молодости до старости. – М., 1999. – С. 49 – 73.

Практическое занятие № 1 (2часа)

Тема: Методы психологии развития и возрастной психологии

Вопросы для самоконтроля:

1. Методы психологии развития и возрастной психологии.

2. Метод наблюдения, его разновидности.

3. Техника проведения стандартизированного наблюдения.

4. Анкетное исследование, области его применения, принципы отбора респондентов и постановки вопросов.

Основная литература

1. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии. – М.: Академия, 1998. – С. 21-39; 56-76.

2. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М., 1999. – С. 24-43.

3. Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию. – Самара: Издательский Дом Бахрам, 2000. – С. 3-15.

Дополнительная литература

1. Основы психодиагностики. / Ред. А.Г. Шмелев. – Р-н-Д, 1996. – С. 105-130.

Практическое задание

Составьте программу стандартизированного наблюдения по сформулированной Вами гипотезе. Расскажите о том, как на практике можно осуществить такое наблюдение.

Практическое занятие № 2 (2часа)

Тема: Общение как необходимое условие психического развития

Вопросы для самоконтроля:

5. Понятие общения в деятельностном подходе (А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина).

6. Охарактеризовать предмет, продукт, мотивы и средства общения в детском возрасте.

7. Развитие форм общения у детей первых семи лет жизни (М.И. Лисина).

8. Роль общения в психическом развитии ребёнка.

Основная литература

1. Лисина М.И. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.

2. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2001. – С. 52-65.

Дополнительная литература

1. Аверин В.А. Психология детей и подростков. – СПб., 1998. – С. 9-52.

2. Психология развития. Хрестоматия. – СПб., 2003. – С. 155-163.

3. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М., 1996. – С. 7-28.

Практическое задание

Законспектировать работу Лисиной М.И. «Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни».

Рекомендации:В конспекте должны найти отражение следующие положения:

- определение общения как вида деятельности по Лисиной М.И.;

- структура общения как вида деятельности;

- предмет, продукт, мотивы и потребности общения;

- средства общения, их характеристика;

- определение формы общения, виды форм общения, их характеристика (время появления формы общения, ведущая потребность, мотив, средства общения;

- влияние формы общения на развитие ребёнка.

Практическое занятие № 3(2часа)

Тема: Психологический смысл критических возрастов.

Вопросы для самоконтроля:

1. Понятие кризиса (Л.С. Выготский). Симптомы кризиса.

2. Критический период как «акт развития» (Б.Д. Эльконин).

3. Особенности формирования новообразования в критический период.

4. Структура возрастного кризиса.

5. Особенности поведения детей в переходные периоды.

Основная литература

1. Выготский Л.С. Проблема возраста. – Собр. соч. в 6 т. – Т. 4. – М., 1984.

2. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М., 2000. – С. 23-35.

3. Эльконин Б.Д. Психология развития. – М.: 2001. – С. 98-111.

Дополнительная литература

1. Психология человека от рождения до смерти. /Под ред. А.А. Реана. – СПб. – М., 2001. – С. 63 – 64.

2. Психология развития: Учебник для студ. высш. психол. и пед. учеб. заведений / Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко, К.Н. Поливанова и др.; Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: 2001. – С. 276-305.

3. Учение о среде в педагогических работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева / Вопросы психологии. – № 1. – 1998. – С. 108 – 124.

Практическое задание

Сравните взгляды Л.С. Выготского на природу кризиса со взглядами других исследователей.

Рекомендации:В конспекте должны найти отражение следующие положения:

- определение, психологический смысл, в понимании Л.С.Выготского;

- причины появления кризисов А.Н. Леонтьевым;

- М.И. Лисина о кризисах;

- смысл кризиса в работах Л.И.Божович и Т.В.Драгуновой;

- расхождения в понимании возрастных кризисов у разных авторов

Практическое занятие № 4(2часа)

Тема: Влияние депривации на психическое развитие.

Вопросы для самоконтроля:

1. Понятие психической депривации. Изоляция и сепарация как причины депривации.

2. Виды депривации, их характеристика.

3. Влияние депривации на интеллектуальное, эмоционально-волевое и личностное развитие ребенка.

Основная литература

1. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи. – М., 1991. – С. 30 – 151.

2. Психология развития. Хрестоматия. – СПб. 2001. – С. 127 – 154.

3. Психологическое развитие воспитанников из детского дома / Под ред. И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской. – М., 1990.

Дополнительная литература

1. Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2000. – С. 287 – 290.

2. Лангмейер И., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. – Прага, 1984. – С. 25 – 165, 258 – 268.

3. Ослон В.Н., Холмогорова А.Б. Проблемы сиротства в России: социально-исторические и психологические аспекты / Семейная психология и семейная терапия. – М., 2001. – № 1. – С. 5-38.

4. Психология человека от рождения до смерти. /Под ред. А.А. Реана. – СПб. – М., 2001. – С. 118 – 134, 153 – 155.

Практическое задание

Составить конспект 2,3, 4 глав книги А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых «Дети без семьи».

Рекомендации:В конспекте должны найти отражение следующие положения:

- определение депривации;

- сенсорная депривация, причины её возникновения, проявление сенсорной депривации, возможности преодоления;

- материнская депривация, причины её возникновения, проявление материнской депривации, возможности преодоления;

- двигательная депривация, причины её возникновения, проявление двигательной депривации, возможности преодоления;

- социальная депривация, причины её возникновения, проявление социальной депривации, возможности преодоления;

- влияние депривации на психическое развитие ребёнка(таблица стр….).

Практическое занятие № 5 (2часа)

Тема: Психическое развитие в теориях З. Фрейда и Э. Эриксона

Вопросы для самоконтроля:

1. З. Фрейд и Э. Эриксон о структуре личности.

2. Сущность представлений З. Фрейда и Э. Эриксона о психическом развитии.

3. З. Фрейд о стадиях детского развития.

4. Стадии жизненного пути по Эриксону.

Основная литература

1. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 2006. – С. 65 – 103.

2. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М., 2001. – С. 101-123.

Дополнительная литература

1. Марцинковская Т.Д. История детской психологии. – М., 1998. – С. 135 – 167.

2. Психоанализ в развитии (сборник переводов). – Екатеринбург, 1998.

3. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб., 1997. – С. 106 – 160, 214 – 246.

4. Цвейг С. Врачевание и психика. Зигмунд Фрейд. – СПб., 1992. – 236 с.

5. Эриксон Э. Детство и общество. – СПб.: Речь, 2000. – С. 249-252.

Практическое задание

Составить письменный вывод к теме «З. Фрейд и Э. Эриксон о развитии: общее и различное».

Практическое занятие № 6 (2часа)

Тема: Особенности мышления ребёнка на разных этапах развития (Ж. Пиаже)

Вопросы для самоконтроля:

1. Ключевые идеи концепции Ж. Пиаже. Школа генетической психологии о проблеме развития.

2. Феномены детского мышления.

3. Периодизация интеллектуального развития по Ж. Пиаже. Характеристика основных стадий развития интеллекта ребенка:

а) сенсомоторный интеллект;

б) стадия конкретных операций:

- дооперациональная стадия;

- стадия конкретных операций;

в) стадия формальных операций.

Основная литература

1. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М., 1995. – С. 133 – 177.

2. Пиаже Ж.: теория, эксперименты, дискуссии. Сборник статей / сост. и общ. ред. Л.Ф. Обуховой и Г.В. Бурменской. – М., 2001. – С. 46-72.

3. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М., 2001. – С. 142-159.

Дополнительная литература

1. Крайг Грейс. Психология развития. – СПб., 2000. – С. 254 – 263, 363 – 373, 467 – 472, 586 – 587.

2. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – М., 1996. – С. 346 – 372.

3. Флейк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Мир входящему. – М., 1992. – С. 31-60, 205-208, 286-331, 456-461.

Практическое задание

На основе статьи Ж. Пиаже (см. сборник – в основной литературе № 2 – с. 46-72) выпишите и прокомментируйте основные феномены детского мышления.

Практическое занятие № 7 (2часа)

Тема: Развитие идей Л.С. Выготского в советский период

Вопросы для самоконтроля:

1. Возраст в понимании А.Н. Леонтьева.

2. Ведущая деятельность, её критерии, виды деятельности (А.Н. Леонтьев).

3. «Присвоение» как содержание психического развития (А.Н. Леонтьев).

Основная литература

1. Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка // Хрестоматия по детской психологии / Сост. и ред. Г.В. Бурменская. – М., 1996. – С. 20-27.

2. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М., 1995. – С. 177-186, 188-192.

Дополнительная литература

1. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. – Т. 1. – М, 1986. – С. 223-257.

2. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2001. – С. 159-177.

Практическое задание

Сделать конспект работы А.Н. Леонтьева «К теории развития психики ребёнка»

Практическое занятие № 8 (2часа)

Тема: Периодизация детского развития по Эльконину Д.Б.

Вопросы для самоконтроля:

1. Выделение ведущего типа деятельности как системообразующего кри­терия периодизации детского развития в теории деятельности.

2. Характеристика мотивационно-потребностной и операционально-технической сторон деятельности (Д.Б. Эльконин). Закон чередования видов деятельности.

3. Теория психического развития по Д.Б. Эльконину. Периодизация пси­хического развития.

Основная литература

1. Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка // Хрестоматия по детской психологии / Сост. и ред. Г.В. Бурменская. – М., 1996. – С. 20-27.

2. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 2006. – С. 177-186, 188-192.

Дополнительная литература

1. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. – Т. 1. – М, 1986. – С. 223-257.

2. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2001. – С. 159-177.

Практическое задание

Сделать конспект работы Д.Б. Эльконина «К теории развития психики ребёнка».

Рекомендации:В конспекте должны найти отражение следующие положения:

- опишите положенный в основу периодизации развития закон чередования видов деятельности;

- смысл освоения мотивационно-потребностной стороны деятельности;

- смысл освоения операционально-технической стороны деятельности;

- основной критерий периодизации детского развития в подходе Д.Б. Эльконина;

- периоды онтогенеза психики;

- стадии онтогенеза психики;

- критерии выделения психологического возраста Д.Б.Элькониным;

- виды кризисов по Эльконину.

Практическое занятие № 9 (2часа)

Тема: Младенческий возраст.

Вопросы для самоконтроля:

1. «Сущность и значение беспомощности» (Брунер) в развитии психики ребёнка.

2. Кризис новорожденности. Начало психической жизни ребёнка.

3. Структура и динамика младенческого возраста.

4. Основные психологические новообразования младенчества.

Основная литература

1. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 2006. – С. 177-186, 188-192.

2. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2001. – С. 245- 251.?????

Дополнительная литература

1. Эльконин Д.Б. Детская психология: Учебное пособие для студентов высш. уч. заведений/ Ред. – сост. Б.Д. Эльконин. – М.: Академия, 2004. – С. 50-94.

Практическое задание

Проведите наблюдение и опишите особенности проявления кризисов одного и трёх лет (одного из них).

Практическое занятие № 10(2часа)

Тема: Личность ребёнка раннего возраста

Вопросы для самоконтроля:

1. Развитие звеньев самосознания в раннем возрасте.

2. Эмоциональное развитие ребёнка раннего возраста.

3. Характеристика кризиса 3-х лет.

Основная литература

1. Эльконин Д.Б. Детская психология: Учебное пособие для студентов высш. уч. заведений/ Ред. – сост. Б.Д. Эльконин. – М.: Академия, 2004. – С. 50-94.

2. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2001. – С. 245- 251.

Дополнительная литература

1. Выготский Л.С. Раннее детство. Собр. соч. в 6-ти томах. Т. 4. — М., 1984. — С. 340.

2. Обухова Л.Ф. Возрастная психолгия. – М., 2006. – С. 255-260.

Практическое задание

Составить обобщённый «психологический портрет» ребёнка раннего возраста.

Рекомендации:Для составления «психологического портрета» необходимо учесть следующее:

1.Особенности личностного развития:

- Развитие самосознания (уровень притязаний, самооценка; развитие самоконтроля; осознание нравственных норм);

- Нравственные черты;

- Мотивы поведения;

- Особенности развития эмоций и чувств;

- Проявления темперамента и характера.

2.Особенности развития видов деятельности:

- Предметно-манипулятивная;

- Изобразительная;

- Общение с родителями.

3.Особенности развития речи:

- Диалогической;

- Монологической (связной).

4.Особенности развития познавательной сферы:

- Внимание;

- Восприятие;

- Память;

- Воображение;

- Мышление.

Практическое занятие № 11 (2часа)

Тема: Роль игры в психическом развитии ребёнка

Вопросы для самоконтроля:

1. Понятие и структура игры (Д.Б. Эльконин).

2. Этапы развития игры.

3. Роль игры в психическом развитии ребёнка:

а) влияние игры на мотивационно-потребностную сферу ребенка;

б) игра и преодоление «познавательного эгоцентризма»;

в) игра и развитие умственных действий (развитие символизма в игре);

г) развитие произвольного поведения в игре.

Основная литература

1. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1999. – С. 37-74, 319-336.

2. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М., 2001.

Дополнительная литература

1. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 2006. – С. 222-255.

2. Мухина В.С. Психология детства и отрочества. Учебник для студентов. — М., 1998. — С. 235-259.

Практическое задание

Охарактеризовать этапы развития игры (письменно), опираясь на работу Д.Б. Эльконина «Психология игры».

Практическое занятие № 12 (2часа)

Тема: Сенсорное развитие ребёнка.

Вопросы для самоконтроля:

1. Логика развития действий восприятия на ранних этапах онтогенеза.

2. Обучение сенсорным действиям ребенка.

3. Усвоение сенсорных эталонов.

4. Суть и значение сенсорного воспитания для психического развития ребёнка.

Литература

1. Запорожец А.В. Развитие восприятия / Психология действия. – М. – Воронеж, 2000. – С. 88-154.

2. Мухина В.С. Психология детства и отрочества. – М., 1998. – С. 141-153.

3. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М., 1996. – С. 145-157.

Практическое занятие № 13 (2часа)

Тема: Диагностика готовности к школе

Вопросы для самоконтроля:

1. Понятие психологической готовности к школе.

2. Общая характеристика подходов к определению психологической готовности ребенка к обучению в школе.

3. Компоненты психологической готовности к школе.

4. Анализ ролевой игры как диагностического средства готовности ребенка к обучению в школе.

Основная литература

1. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М., 1995. – С. 255-260.

2. Основы психодиагностики / Под ред. А.Г. Шмелева. – М., 1998. – С. 211-223.

3. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М., 2001. – С. 287-301.

Дополнительная литература

1. Афонькина Ю.А., Урунтаева Г.А. Практикум по детской психологии. – М., 1995. – С. 116-120, 163-176.

2. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика. – М., 1991. – С. 9-26, 58-68, 112-164.

3. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. – М., 1994.

Практическое задание

1. Подобрать комплекс методик для диагностики готовности ребенка к школе и обосновать свой выбор.

2. Подготовить инсценировку сюжетно-ролевой игры детей 6-летнего возраста с разным уровнем готовности к школе. Прокомментировать особенности проигрывания выбранной роли (группа студентов).

Практическое занятие № 14 (2часа)

Тема: Новообразования младшего школьного возраста

Вопросы для самоконтроля:

1. Особенности развития мотивационной сферы в младшем школьном возрасте.

2. Структура учебной деятельности, закономерности её формирования.

3. Влияние учебной деятельности на развитие познавательной сферы младшего школьника.

4. Новообразования личности в младшем школьном возрасте.

Практическое задание

Сравнить (письменно) новообразования в дошкольном и младшем школьном возрастах.

Основная литература

1. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 2006.

2. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М., 2001.

Дополнительная литература

1. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. — СПб., 2000. —С. 253-264.

2. Мухина В.С. Психология детства и отрочества. Учебник для студентов. — М., 1998.

Практическое занятие № 15 (2часа)

Тема: Нарушение поведения в подростковом и юношеском возрасте

Вопросы для самоконтроля:

1. Девиантность, делинквентность, асоциальность.

2. Акцентуация характера и нарушения поведения.

3. Формы проявления нарушений поведения в подростковом и юношеском возрастах

Практическое задание

Заполните таблицу: «Акцентуации характера и нарушения поведения подростков»

Акцентуация характера Виды нарушений поведения
Например: истероидный тип Демонстративные побеги, демонстративный суицид, ….
   
   
   
   

Основная литература

1. Личко А.Е. Типы акцентуации характера и психопатии у подростков. – М., 1999. – 416 с.

2. Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 1989. – С. 69-78, 106-206.

3. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. – М., 1994. – С. 93-189.

Дополнительная литература

1. Байярд Р., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. Практическое пособие для отчаявшихся родителей. Пер. с англ. – М., 1991.

2. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / Сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М., 1999. – 624 с.

3. Кон И.С. Подростковая сексуальность на пороге XXI века. Соци­ально-психологический анализ. – Дубна, 2001.

Практическое занятие № 16 (2часа)

Тема: Старость как социальная проблема

Вопросы для самоконтроля:

1. Адаптивное и неадаптивное старение.

2. Факторы, определяющие поведение в старости (гендерные и индивидуальные особенности; материальное положение; утрата близких и одиночество; сознание конечности существования).

3. Смерть и умирание. Добровольный уход из жизни.

4. Социальная защита населения в период старения.

Практическое задание:

Сформулируйте (письменно) вывод – В чём заключается социальная проблема старения?

Основная литература

1. Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2000. – С. 743-825.

2. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2001. – С. 407-426.

Дополнительная литература

1. Альперович В.Д. Геронтология. Старость. Социокультурный портрет. – М., 1998.

2. Психология человека от рождения до смерти // Под ред. А.А. Реана. – М., – СПб., 2001. – С. 546-614.

3. Психология развития: Учебник для студ. высш. психол. и пед. учеб. заведений / Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко, К.Н. Поливанова и др.; Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: 2001. – С. 243-261.

Утверждено на заседании кафедры «____» ______________2012 г.

Протокол________

КОНТРОЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

для проверки самостоятельной работы студентов по дисциплине

«Психология развития и возрастная психология»

Направление подготовки: 030300 – «Психология»

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
ПО ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ
И ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Блок I. Развитие как психологическая категория

Домашняя работа

Тема: Закономерности психического развития

Задание.

Составить тезисы к данной теме с учетом следующих обязательных содержательных положений:

· Понятие «развитие» и «закономерность развития»;

· Неравномерность и гетерохронность развития;

· Стадиальность развития;

· Сензитивность развития;

· Дифференциация и интеграция психических свойств;

· Кумулятивность, пластичность развития;

· Проявление закономерностей развития в онтогенезе.

Основная литература

1. Аверин В.А. Психология детей и подростков. – СПб., 1998. – С. 311-314.

2. Психология человека от рождения до смерти // Под ред. А.А. Реана. – М., – СПб., 2001. – С. 198-203.

Дополнительная литература

1. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М., 1996. – С. 145-157.

Тема: Развитие как психологическая категория (рубежный контроль)

Вопросы к минизачету:

1. Предмет и методы психологии развития и возрастной психологии.

2. Детство как предмет психологического анализа. Специфика и уникальность детства.

3. Понятия «социальная ситуация развития», «психологическое новообразование», «возрастной кризис» в работах Л.С. Выготского.

4. Понятие общения, его предмет, мотивы и средства. Формы общения со взрослыми в детском возрасте (М.И. Лисина).

5. Развитие форм общения в детском возрасте (М.И. Лисина). Роль общения со взрослыми в развитии ребёнка.

6. Психическая депривация и её виды.

7. Влияние депривации на психическое развитие ребёнка.

8. Закономерности психического развития.

9. Проблема соотношения обучения и развития

10. Понятие психологического возраста. Его определение в работе Л.С. Выготского.

11. Факторы психического развития.

12. Психологический смысл критического возраста, его структура.

13. Особенности поведениядетей в кризисе.

Терминологический минимум к блоку I:

Развитие, созревание, рост, социальная ситуация развития, психологический возраст, новообразование, кризис, форма общения, депривация, предмет психологии развития и возрастной психологии, сензитивность, гетерохронность и неравномерность, стадиальность.

Представить следующие письменные работы: тезисы к теме «Закономерности психического развития», конспекты работ Л.С. Выготского «Проблема возраста» и М.И. Лисиной «Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни».

Литература

1. Обухова Л.Ф. Детская психология. – М., 1995. – С. 65-158.

2. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2001. – С. 314-320.

3. Аверин В.А. Психология детей и подростков. – СПб., 1998. – С. 254-281.

4. Лисина М.И. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни // Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. Л.М. Семенюк / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Международная педагогическая академия, 1994. – С. 136-143.

5. Выготский Л.С. Проблема возраста. Сбор, соч.: В 6 т. – Т. 4. – С. 244-269

Блок II. Зарубежные теории онтогенеза

Коллоквиум (текущий контроль)

Тема: Сравнительная характеристика теорий психического развития

Вопросы к коллоквиуму

Вопросы и задания для самопроверки

5. Выделите основные направления изучения детского развития в различных учениях западной психологии. В чём различия подходов к пониманию детского развития в этих направлениях?

6. В чем суть теории рекапитуляции и кто ее автор?

7. Раскройте содержание нормативного подхода к исследованию детского развития.

8. В чем значение концепции конвергенции двух факторов для дальнейшего изучения психического развития?

9. Сформулируйте понятие «развитие» по Фрейду. Какие защитные механизмы ЭГО выделяет З. Фрейд? Опишите защитные механизмы.

10. Какое развитие получили идеи классического психоанализа в работах Анны Фрейд?

11. З. Фрейд и Э. Эриксон о структуре личности. Сравните подходы.

12. Выделите основные положения эго-психологии Э. Эриксона?

13. В чем содержание эпигенетического принципа созревания?

14. Каким образом теория Эриксона модифицирует и/или расширяет психоаналитический подход Фрейда к развитию?

15. Периодизация психического развития по Э. Эриксону.

16. Как представители социального научения назвали процесс, позволяющий ребенку занять свое место в обществе? Раскройте содержание этого понятия.

17. Какие концепции научения существуют?

18. Каков механизм приобретения нового опыта с позиций теории Р. Сирса, Б. Скиннера, А. Бандуры?

19. В чем суть процесса социализации по Ж. Пиаже? Объясните механизм этого процесса.

20. Характеристика особенностей (феноменов) детского мышления.

21. Периодизация интеллектуального развития по Ж. Пиаже. Характеристика основных стадий развития интеллекта:

а) сенсомоторный интеллект;

б) стадия конкретных операций:

- дооперациональная стадия;

- стадия конкретных операций;

в) стадия формальных операций.

Основная литература

1. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Тривола, 1995. – С. 33-102; 103-132;

2. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2001. – С. 159-177.

Дополнительная литература

1. Психология человека от рождения до смерти. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. – С. 66-68.

2. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер Пресс, 1997. – С. 106-151, 197-206.

Наши рекомендации