Оценка физической работоспособности лиц различного пола и

Возраст Низкая Ниже средней Средняя Выше средней Высокая
Девушки
20-29 меньше 450 450-549 550-749 750-849 больше 849
Юноши
20-29 меньше 700 700-849 850-1149 1150-1299 больше 1299

возраста по данным пробы PWC170

2. Рассчитайте относительное МПК с учетом РWС170(единица измерения - мл/мин/кг), оцените показатель (таб. 3.3). МПК – это такое количество кислорода, которое организм способен усвоить (потребить) в единицу времени (берется за 1 мин).

  ОМПК = 1,7 *( PWC170+1240)
М(масса тела в кг)

Таблица 3.3.

Возраст (лет) Величина ОМПК (мл/мин/кг)
Уровень физического состояния
низкий ниже среднего средний выше среднего высокий
20-29 лет 33-37 38-44 45-52 >52

3. Рассчитайте должное значение МПК (ДМПК) по формуле:

для мужчин ДМПК = 52 - (0,25 * возраст)

для женщин ДМПК = 44 - (0,20 * возраст)

4. Определите %ДМПК по формуле, оцените показатель (табл. 3.4).

  %ДМПК = ОМПК х 100%
ДМПК

Таблица 3.4.

Уровень физического состояния (здоровья) %ДМПК
Низкий 50-60
Ниже среднего 61-74
Средний 75-90
Выше среднего 91-100
Высокий 101 и выше

Выводы: _________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

Запишите вопросы для обсуждения на занятиях

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

Тема 4.методы самооценки усталости и утомления.

Методы регулирования психоэмоционального

Состояния средствами физической культуры

Дата проведения:_____________

Оценка физической работоспособности лиц различного пола и - student2.ru Цель работы:

1.Овладеть простейшими методами самооценки усталости и утомления.

2. Ознакомиться с методикой диагностики оперативной оценки самочувствия, активности, настроения (САН).

3. Овладеть основами релаксационной гимнастики.

Приборы и оборудование:опросник САН, карандаши, гимнастические коврики.

Задание:Определите с помощью различных методов уровень Вашей усталости и утомления на текущий момент.

Основные понятия

Работоспособность –это способность человека выполнять конкретную деятельность в рамках заданных лимитов и параметров эффективности. В каждый момент работоспособность определяется воздействием разнообразных внешних и внутренних факторов не только по отдельности, но и в сочетании. Эти факторы делят на три основных группы: 1) физиологического характера (состояние здоровья, ССС и дыхательной систем и др.); 2) физического характера (степень и характер освещенности помещения, температура воздуха, уровень шума и др.; 3) психического характера (самочувствие, настроение, мотивация и др.).

Утомление- временное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки. Возникает от истощения внутренних ресурсов и рассогласования в работе обеспечивающих деятельность систем. Утомление имеет разнообразные проявления на уровнях: 1) поведенческом - снижение производительности труда, уменьшение скорости и точности работы; 2) физиологическом - затруднение выработки условных связей, повышение инерционности в динамике нервных процессов; 3) психологическом - снижение чувствительности, нарушение внимания, памяти, интеллектуальных процессов, сдвиги в эмоционально-мотивационной сфере.

Психоэмоциональное состояние - особая форма психических состояний человека с преобладанием эмоционального реагирования по типу доминанты. Дефицит эмоций снижает активность центральной нервной системы и может явиться причиной снижения работоспособности. Чрезмерное влияние эмоциогенных факторов может вызвать состояние нервно-психического напряжения и срыв высшей нервной деятельности.

Релаксация – состояние покоя, расслабленности, метод физического воздействия на мышечный тонус для снятия напряжения после сильных переживаний или физических усилий. Релаксация может быть непроизвольной (расслабленность при отходе ко сну) и произвольной, вызываемой путем принятия спокойной позы, представления состояний, обычно соответствующих покою, расслабления мышц.

Ход выполнения работы

1. На основании анализа субъективных ощущений и представленных в табл.4 симптомов утомления сделайте вывод о наличие или отсутствии у Вас признаков переутомления.

Таблица 4

Краткая характеристика степени переутомления

При умственном труде

Симптом Степень переутомления
начинающаяся легкая выраженная тяжелая
Снижение дееспособности мало выражено заметно выражено выражено резко выражено
Появление ранее отсутствующей усталости при умственной нагрузке при усиленной нагрузке при обычной нагрузке при облегченной нагрузке без видимой нагрузки
Компенсация понижения дееспособности волевым усилием не требуется полностью частично незначительно
Эмоциональные изменения временное снижение интереса к учебе временами неустойчивость настроения раздражительность угнетение, резкая раздражительность
Расстройство сна труднее засыпать или просыпаться постоянно трудно засыпать или просыпаться сонливость днем бессонница
Снижение умственной работоспособности нет труднее сосредоточиться временами забывчивость заметное ослабление внимания, памяти
Вегетативные нарушения временами ощущения тяжести в голове часто ощущения тяжести в голове временами головные боли, снижение аппетита частые головные боли, потеря аппетита

2. Проведите диагностику оперативной оценки самочувствия, активности, настроения (САН), обработайте полученные данные с помощью «ключа», внесите данные в табл.4.1, проанализируйте результаты.

Опросник для проведения диагностики состоит из 30 строк, в каждой из которых представлены два полярных утверждения, из них:

ü Самочувствие (1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26);

ü Активность (3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28);

ü Настроение (5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30).

Показатели самочувствия, активности и настроения вычисляются следующим образом. Вначале необходимо перевести зачёркнутые цифры в соответствующие им оценочные баллы.

Для показателей самочувствия и настроения они шифруются по шаблону № 1:

цифры опросника - 3 2 1 0 1 2 3

Наши рекомендации