Оценка физической работоспособности лиц различного пола и
Возраст | Низкая | Ниже средней | Средняя | Выше средней | Высокая |
Девушки | |||||
20-29 | меньше 450 | 450-549 | 550-749 | 750-849 | больше 849 |
Юноши | |||||
20-29 | меньше 700 | 700-849 | 850-1149 | 1150-1299 | больше 1299 |
возраста по данным пробы PWC170
2. Рассчитайте относительное МПК с учетом РWС170(единица измерения - мл/мин/кг), оцените показатель (таб. 3.3). МПК – это такое количество кислорода, которое организм способен усвоить (потребить) в единицу времени (берется за 1 мин).
ОМПК = | 1,7 *( PWC170+1240) |
М(масса тела в кг) |
Таблица 3.3.
Возраст (лет) | Величина ОМПК (мл/мин/кг) | ||||
Уровень физического состояния | |||||
низкий | ниже среднего | средний | выше среднего | высокий | |
20-29 лет | 33-37 | 38-44 | 45-52 | >52 |
3. Рассчитайте должное значение МПК (ДМПК) по формуле:
для мужчин ДМПК = 52 - (0,25 * возраст)
для женщин ДМПК = 44 - (0,20 * возраст)
4. Определите %ДМПК по формуле, оцените показатель (табл. 3.4).
%ДМПК = | ОМПК | х | 100% |
ДМПК |
Таблица 3.4.
Уровень физического состояния (здоровья) | %ДМПК |
Низкий | 50-60 |
Ниже среднего | 61-74 |
Средний | 75-90 |
Выше среднего | 91-100 |
Высокий | 101 и выше |
Выводы: _________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
Запишите вопросы для обсуждения на занятиях
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
Тема 4.методы самооценки усталости и утомления.
Методы регулирования психоэмоционального
Состояния средствами физической культуры
Дата проведения:_____________
Цель работы:
1.Овладеть простейшими методами самооценки усталости и утомления.
2. Ознакомиться с методикой диагностики оперативной оценки самочувствия, активности, настроения (САН).
3. Овладеть основами релаксационной гимнастики.
Приборы и оборудование:опросник САН, карандаши, гимнастические коврики.
Задание:Определите с помощью различных методов уровень Вашей усталости и утомления на текущий момент.
Основные понятия
Работоспособность –это способность человека выполнять конкретную деятельность в рамках заданных лимитов и параметров эффективности. В каждый момент работоспособность определяется воздействием разнообразных внешних и внутренних факторов не только по отдельности, но и в сочетании. Эти факторы делят на три основных группы: 1) физиологического характера (состояние здоровья, ССС и дыхательной систем и др.); 2) физического характера (степень и характер освещенности помещения, температура воздуха, уровень шума и др.; 3) психического характера (самочувствие, настроение, мотивация и др.).
Утомление- временное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки. Возникает от истощения внутренних ресурсов и рассогласования в работе обеспечивающих деятельность систем. Утомление имеет разнообразные проявления на уровнях: 1) поведенческом - снижение производительности труда, уменьшение скорости и точности работы; 2) физиологическом - затруднение выработки условных связей, повышение инерционности в динамике нервных процессов; 3) психологическом - снижение чувствительности, нарушение внимания, памяти, интеллектуальных процессов, сдвиги в эмоционально-мотивационной сфере.
Психоэмоциональное состояние - особая форма психических состояний человека с преобладанием эмоционального реагирования по типу доминанты. Дефицит эмоций снижает активность центральной нервной системы и может явиться причиной снижения работоспособности. Чрезмерное влияние эмоциогенных факторов может вызвать состояние нервно-психического напряжения и срыв высшей нервной деятельности.
Релаксация – состояние покоя, расслабленности, метод физического воздействия на мышечный тонус для снятия напряжения после сильных переживаний или физических усилий. Релаксация может быть непроизвольной (расслабленность при отходе ко сну) и произвольной, вызываемой путем принятия спокойной позы, представления состояний, обычно соответствующих покою, расслабления мышц.
Ход выполнения работы
1. На основании анализа субъективных ощущений и представленных в табл.4 симптомов утомления сделайте вывод о наличие или отсутствии у Вас признаков переутомления.
Таблица 4
Краткая характеристика степени переутомления
При умственном труде
Симптом | Степень переутомления | |||
начинающаяся | легкая | выраженная | тяжелая | |
Снижение дееспособности | мало выражено | заметно выражено | выражено | резко выражено |
Появление ранее отсутствующей усталости при умственной нагрузке | при усиленной нагрузке | при обычной нагрузке | при облегченной нагрузке | без видимой нагрузки |
Компенсация понижения дееспособности волевым усилием | не требуется | полностью | частично | незначительно |
Эмоциональные изменения | временное снижение интереса к учебе | временами неустойчивость настроения | раздражительность | угнетение, резкая раздражительность |
Расстройство сна | труднее засыпать или просыпаться | постоянно трудно засыпать или просыпаться | сонливость днем | бессонница |
Снижение умственной работоспособности | нет | труднее сосредоточиться | временами забывчивость | заметное ослабление внимания, памяти |
Вегетативные нарушения | временами ощущения тяжести в голове | часто ощущения тяжести в голове | временами головные боли, снижение аппетита | частые головные боли, потеря аппетита |
2. Проведите диагностику оперативной оценки самочувствия, активности, настроения (САН), обработайте полученные данные с помощью «ключа», внесите данные в табл.4.1, проанализируйте результаты.
Опросник для проведения диагностики состоит из 30 строк, в каждой из которых представлены два полярных утверждения, из них:
ü Самочувствие (1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26);
ü Активность (3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28);
ü Настроение (5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30).
Показатели самочувствия, активности и настроения вычисляются следующим образом. Вначале необходимо перевести зачёркнутые цифры в соответствующие им оценочные баллы.
Для показателей самочувствия и настроения они шифруются по шаблону № 1:
цифры опросника - 3 2 1 0 1 2 3