Чрезмерная гигиеническая потребность. «Сверхгигиена».

Описание случая.

Маленькой Маргарет 9 лет. Она несчастна сана по себе. Ей мешает все, что нечисто. Ее волнует каждое пятно на одежде. К чистоте она приучена с раннего детства, и теперь это уже представляется как невроз, как неправильное поведение. Все ей не подходит. При каждом бутерброде, кусочке сыра, каждом напитке она спрашивает, свежее ли все это. Она боится съесть что-либо, что может принести ей вред, и переносит этот страх в свой внутренний и внешний мир. В настоящее время у Маргарет имеется нарушение обмена веществ. У нее отмечается и увеличение веса тела. Физически она развивается слабо. Кроме того, Маргарет очень чувствительна, плаксива, легко волнуется и может громко плакать по каждому пустяку. После информативного разговора с матерью выясняется, что Маргарет была опрятной уже в том возрасте, когда дети еще непроизвольно мочатся в постель. В связи со своими чрезмерными гигиеническими навыками, которые в ней воспитывали, она попала в вынужденное положение, в котором ей длительное время приходится пребывать. Она старается делать то, что даже не соответствует ее возрасту. Надо ли удивляться, что у таких детей выявляется своеобразное неправильное поведение.

Все, до чего касается Маргарет, должно быть хорошо осмотрено и одобрено ее сознанием. При каждой возможности она старается вымыть свои руки. И это уже почти «вынужденное мытье». По отношению к другим людям она так подозрительна, что никому не даст с охотой своей руки, поскольку боится инфекции. Ей кажется, что другой человек может быть болен. Таким образом, она рас-тех с отрицательной жизненной установкой, которая полностью не соответствует детству и совершенно безрадостна для ребенка.

Это заходит настолько далеко, что Маргарет позднее в своем развитии имеет такой страх перед окружающим миром, что она, к примеру, не прикасается даже к деньгам. Страх все возрастает, и такие дети находятся в ожидании еще большего страха.

Здесь развивается так называемая «6олезнь страха» в связи с соответствующей ситуацией – невроз страха. Многие знают это из известной истории Говарда Хью, который совершенно изолировал себя от окружающего мира в течение более 20 лет, чтобы совершенно не соприкасаться с бактериями или чем-либо другим, что могло сделать его больным.

Преувеличенная забота о жизни у детей должна быть предотвращена. Детям необходимо помочь занять положительную жизненную установку. При этом они иногда могут спокойно быть даже грязными, играть в песочнице, валяться в грязи, копать в саду и вообще делать все, что им хочется. Чрезмерная «сверхгигиена» может действовать как фактор, предрасполагающий к болезни. Необходимо оберегать от этого наших детей. Правда, без гигиены тоже нельзя обойтись, сведения о ней, конечно, надо сообщать детям. Дети должны получить руководство по уходу за телом с ежедневной двухразовой чисткой зубов, о носке аккуратной, чистой одежды, о правильном, здоровом питании, правильной манере есть.

Поведение в обществе требует определенных, как говорят, «правил игры», которые должны соблюдаться равным образом, о чем бы ни шла речь. Такие правила даются не только в отношении гигиены, но также имеют значение и с точки зрения психогигиены. Преувеличение значения гигиенических мероприятий, так же как и упущения в гигиенических требованиях, ведут в итоге к ослаблению контактов с окружающими, к изоляции в обществе. Поэтому гигиеническое воспитание в этом отношении имеет большой смысл.

Как я наблюдала, в моей врачебной практике имеются такие дети с трудным для окружающих («ненормальным») поведением, в особенности те из них, которые просто причиняют вред окружающим и нередко попадают в изоляцию; окружающие их не принимают. Как только наблюдается ослабление контактов с окружающими, необходимо обратиться к пси-терапевту за советом, так как «головомойка», брань, любые меры наказания только ухудшат состояние. И лишь глубоко продуманный совет с назначением психогигиенических мер может оказать настоящую помощь, быть полезным.

Мастурбация

В настоящее время пытаются путем пони мания сексуальности и полового воспитания, которое происходит непрерывно, начиная с младшего детского возраста, в естественной, понятной форме достичь здорового соотношения телесного здоровья и сексуальности.

Почти каждый ребенок в различные возрастные периоды более или менее часто удовлетворяет себя. В такие моменты ребенок должен соответственно возрасту уяснить значение сексуальности и знать, что поэтому он не должен стыдиться некоторых явлений. При этом окружающие ребенка взрослые должны помочь ему избежать чувства вины.

Половое воспитание составляет часть общей системы воспитания, воспитатели должны дать растущему ребенку, а также девушке или юноше (соответственно возрасту) ясное представление о значении сексуальности.

Существует точка зрения, что уже у младенца имеется чувство наслаждения. И подростки в возрасте полового созревания проходят такие фазы в своем развитии. Многие родители стыдятся обсуждения различных проблем, связанных с половым созреванием детей. Часто родители бывают испуганы, когда они застают своего ребенка за сексуальными действиями в той или иной форме. Они не знают, что делать в такой ситуации.

Сейчас только редкие родители наказывают своих детей и тем более физически. Тем не менее, такое все-таки случается. В большинстве случаев это приводит к тому, что ребенок замыкается в себе, отчего может произойти ослабление контактов с окружающими. Родители неожиданно замечают такие изменения и оказываются беспомощными.

Родители, которые угрожают ребенку из-за того, что он занимается мастурбацией, вместо оказания ему помощи лишь поддерживают у него развитие сексуального невроза. Последний же позднее тяжело излечить.

Я разговариваю (когда родители согласны) с ребенком в «просветительском» духе. Он должен понимать свою сексуальность, свое сексуальное стремление. Естественно, однако, что он должен знать, что имеются установленные границы.

Содержание, форма и язык беседы являются здесь решающими, так же как и основа доверия, на которой идет беседа терапевта с ребенком. Точка зрения родителей (особенно матери) на его мастурбацию является решающей для его последующего развития, состояния, манеры поведения, например, будет ли владеть им чувство вины, которое сохранится в нем долгое время.

Развивающийся вместе с тем в ребенке синдром страха является причиной многих нарушений способности сосредоточивать внимание, а также трудностей в учебе. Предполагается, впрочем, что в возрасте полового созревания[9] имеется возможность для затухания фаз мастурбации. В течение этого времени «перелома» сексуальная энергия направляется в нужное русло. Известно, что управление ею весьма важно, так как она оказывает частично прямое, частично косвенное влияние на многие стороны поведения. Это одинаково относится как к девушкам, так и к юношам. Изменения поведения (страх перед школой, недостаточная способность сосредоточенности за учебой, снижение готовности к учебе) часто определяют в возрасте полового созревания сущность поведения детей.

Естественные потребности не определяются никаким общепринятым поведением, поэтому они не должны быть ни для семьи, ни для общества фрустрирующим моментом[10]. Их нужно включить в развитие и в общеличностное поведение. Понимание и внимание к ребенку и в этой области должно способствовать расцвету личности ребенка.

Описание случая.

Бетину, девочку 7 лет, мать привела ко мне из-за того, что «она ежедневно с энтузиазмом занимается мастурбацией». Учительница сообщила матери, что Бетина из-за своих качательных движений за партой привлекает всеобщее внимание. В такие дни она в классе мало или почти совсем не работает. Она не разговорчива.

Этот случай мастурбации настоятельно требовал помощи взрослых, поскольку развитие личности Бетины может пойти по неправильному пути. Мать мне сказала, что девочку она побила и добавила: «Это определенно было неправильно, но я это сделала, потому что была совершенно беспомощна».

У Бетины, изящной, рослой девочки, открытый взгляд. Я быстро вступаю с ней в разговор. Она удивляется, как скоро я вхожу в ее проблему, и поэтому открыто мне сообщает о своих трудностях.

Она охотно рассказывает мне, что ей нравится раскачиваться, так как у нее при этом приятное ощущение. И мать бы ее не поняла, а другие дети ее высмеивали.

Уже при нашем разговоре она понимает, что так делать в классе нельзя. Бетине очень хочется получить от меня помощь. Я ей объясняю (соответственно представлениям ее возраста) половые вопросы и обсуждаю с ней, что ей лучше делать вместо ее раскачиваний.

В суггестивной терапии Бетина придерживается фразы: «Я встаю и бегу». Всегда, когда ее охватывает желание раскачиваться, она должна делать что-то другое.

Улучшение произошло уже после первых сеансов и отмечено как учительницей в школе, так и родителями дома.

На вопрос, как произошло улучшение, Бетина отвечает, используя одну новую формулировку, которую она дала себе сама. Когда она встает, чтобы сделать что-то другое, она говорит себе: «Я забываю это». Эта фраза расширена еще за счет двух других слов: «К раскачиванию я равнодушна». Это она думает и высказывает.

Я перестаю этим заниматься – к раскачиванию я равнодушна» – таковы сопровождающие фразы, предназначенные оказать помощь.

После десяти индивидуальных сеансов Бетина принята в группу. Она способна оказать воздействие на саму себя или, выражаясь иначе, руководить собой. Но ведь это и есть тот истинный успех, который будет углублен в групповой работе.

В одном разговоре со мной Бетина могла уже искренне сказать: «Это по большей части я забываю» – после известной фразы «Исключения подтверждают правило».

Она счастлива, что я понимаю ее, и что она нашла выход из своих сексуальных тенденций, потому что подобную наклонность можно рассматривать как форму ее мастурбации. И сегодня уже Бетина стоит – смышленый и жизнерадостный ребенок – над этой ситуацией. Она ее победила.

Описание случая.

Вере 10 лет. Мастурбацией она занимается с 5 лет. При мастурбации она никогда не касается половых органов пальцами рук, а использует для этого прикосновение к спинке кресла или стула.

Она занималась мастурбацией уже в детском саду. Ее мать обращала на это внимание, Дома ей все это делать было запрещено. Позднее в школе она также обращала на себя внимание во время занятий подобными действиями.

Мать считала, что она дает слишком много свободы ребенку, однако это не соответствовало действительности, потому что она, наоборот, была слишком повелительной в обращении с девочкой. Несомненно, мастурбация, связанная и с другими, обращающими внимание окружающих изменениями поведения ее дочери, является неким «восстанием» против такого родительского авторитаризма. Здесь весьма демонстративно и чувство ревности, выказываемое Верой в отношении ее младшей сестры, еще рельефнее оно дополняет общую картину, свидетельствуя, что в своем окружении девочка имеет преимущественно отрицательные переживания и установки. Это наводит ее на мысль, что только она сама может дать себе наслаждение и удовлетворение. Как очевидно, мать не понимает, что стиль воспитания может осуществляться при предоставлении значительной свободы и уважения личных интересов ребенка. Она же может это делать, только угрожая запретами и излишним опеканием ребенка. В данном случае ей настоятельно рекомендуется посещать материнскую группу, чтобы повысить ее осведомленность в этих вопросах.

Наши рекомендации