Симптом «мокрой постели» - ночное недержание мочи

О ночном недержании мочи (энурез) можно говорить только в том случае, когда ребенок в возрасте после 3 лет относительно регулярно (обычно в ночное время) мочится в постель. Ночное недержание мочи – это не наследственная болезнь, не наследственная слабость мочевого пузыря. С возрастом даже без какого-либо лечения число детей с ночным недержанием мочи уменьшается. Особенно резкое уменьшение происходит к возрасту начала половой зрелости. Для лечения мочеиспускания в постель во время сна (оно может быть как в ночное, так и, реже, в дневное время) соответствующие средства подобрать очень трудно, так как в основе этого явления лежат почти постоянно сопутствующие неразрешенные конфликты.

Таким образом, задача лечения имеет отношение не просто к симптомам ночного недержания мочи, но и к выяснению причины, лежащей в основе конфликта. Чаще всего причиной является нарушение правильных связей с окружающей ребенка средой. Если же не удастся выяснить и устранить, действующий, на ребенка конфликт, то недержание мочи может повторяться (если имело место симптоматическое недержание мочи, или же может развиться нарушение здоровья в какой-либо иной форме).

При этом надо отметить, что дети, у которых наблюдается недержание мочи, обычно находятся в конфликте с матерью. Мать, которая приказывает, запрещает, ругает и физически наказывает ребенка, вызывает у него чувство страха и вины. Это приводит детей к ощущению чувства тяжести. Ребенок все более ощущает безвыходность положения. Своеобразным предохранительным «клапаном», предотвращающим еще большее нарушение здоровья, является для ребенка ночное недержание мочи. Ребенок из-за этого очень страдает. Это выражается в нарушении концентрации внимания, ухудшении учебы, а часто в отказе от посещения школы.

Выздоровление у таких детей начинается с преодоления чувства страха. Для этого ребенку необходимо ощущать, что у него есть человек, который о нем заботится, защищает его, любит его, способствует утверждению его личности.

Поскольку для многих родителей и детей недержание мочи является тяжелой проблемой, то ее разрешение, т. е. фактически внутреннее освобождение, может и должно осуществляться в совместной работе с родителями. При выяснении причин ночного недержания мочи мерилом служит всегда оценка раннего детства с его глубокими переживаниями, которые покоятся в каком-то слое его подсознательной сферы. Чтобы найти отправную точку поиска, необходимо выяснить, не было ли у ребенка когда-либо недостатка в тепле родительского дома; возможно, он перенес конфликт родителей или у него нет самоутверждающей позиции среди своих братьев и сестер. Однако причину удается выяснить не всегда. Врач может лучше организовать лечение, если сможет завоевать доверие ребенка. Я успешно излечила 80% детей с ночным недержанием мочи. Убедительным первоначальным показателем того, что помощь ребенку начала осуществляться, является возможность установки (в условиях обычно крепкого, беспробудного сна) «часиков, находящихся в голове» у ребенка, которые должны будить его в обусловленный срок. Назначенная фразовая помощь ведет к программированию действий исходя из понимания реальной обстановки. С этим программированием ребенок постепенно приобретает готовность быть хозяином положения, стоять над этой ситуацией. «Моя кровать остается сухой — я здоров». Поскольку для детей всегда деятельность, соответствующая обстановке и возрасту, ведет к снятию напряжения, то симптом ночного недержания мочи будет вовремя перехвачен и отреагирован. И значит, расстояние до осознанной причины или до неосознанного «глубоко лежащего комплекса» увеличится. Так осуществляется поиск имеющейся в каждом человеке от природы концентрированной силы, она находится, развивается и пускается в действие.

Первым шагом в ликвидации симптомов ночного недержания мочи является нахождение причины, за которым последуют внутреннее расслабление и снятие напряжения посредством инструктирования с психогигиенической точки зрения, а также собственной активности ребенка. Лишь только сделан шаг, по этому пути, им нужно и далее следовать и далее укреплять у ребенка чувство своего «Я». Развитие личности в таком случае можно считать благоприятным, созревание ребенка будет осуществляться без осложнений.

Из приведенных здесь случаев из практики следует, что ночное недержание мочи требует применения как можно более раннего начала лечения, поддержанного действиями матери.

Говорят ли свободно об этом заболевании – энурезе, а если говорят, то с кем? Это уже вопрос понимания, такта, ситуации. Родители, учитель и все ответственные за работу с детьми должны знать о состоянии ребенка и быть готовыми помочь ему, исходя из своих возможностей. Ни в коем случае они не должны делать какие-либо намеки друзьям ребенка о его недуге или разговаривать об этом в присутствии других лиц. Именно этим детям нужна уверенность в себе, нужно самоутверждение.

Описание случая.

Клаусу 5 лет. Каждую ночь он дважды мочится в постель. Родители испробовали все доступные им меры: частые пробуждения, теплые купания, ограничение питья в вечернее время, специальные трусы с колокольчиком, начинающим звонить, когда ребенок обмочится, успокаивающие медикаменты, установка будильника. Ничто не помогало.

Мать в совершенном отчаянии. И в детском саду Клаус продолжает еще носить трусы, в которые кладут пелёночку. Я вижу, что ребенок печален, когда он после моего разговора с его матерью входит ко мне. Клаус – единственный мальчик в семье среди трех девочек, и о нем все заботятся. Его мать любит больше всех и, естественно, готова для него все сделать. И уже при первой встрече становится ясно, что причину появления симптомов недержания мочи следует искать во взаимоотношениях матери и ребенка, в чрезмерной заботе о мальчике.

Полный страха вид ребенка означает, что у него имеются препятствия в развитии. Как было установлено в процессе лечения, причина появления симптомов «мокрой постели» лежала самым определенным образом в поведении его матери.

Она получила курс терапии в виде бесед с нею. Она рассудительна, понимает запросы своего мальчика, и поэтому мы успешно сотрудничаем с ней.

Через четыре месяца мы достигаем успешного излечения мальчика. Сегодня Клаус – хороший ученик в своей гимназии. В будущем он мечтает стать детским врачом. Такое пожелание, очевидно, прямо связано с успехом в преодолении его болезни.

Описание случая.

Улле 7 лет. Девочка мочится в постель. Внешне она производит впечатление здорового жизнерадостного ребенка.

«Это происходит у нее по утрам, пока она полностью не проснется»,— поясняет ее мать, Она всегда на стороне дочери и очень ее балует. Улла это чувствует. Она может позволить себе мечтать о многом, и ее желания выполняются.

Ее мать сообщает, что Улла была удочерена в возрасте трех лет. Ей уделяли много внимания, ее баловали. Первые же три года Улла провела в детском доме, где она обращала внимание окружающих своим особенно дружеским отношением, но была тихим ребенком, Улла расцвела у приемных родителей, но всегда страдала ночным недержанием мочи,

Объяснение причин этого с психосоматической точки зрения состоит в том, что, во-первых, в начальные три года своей жизни она была относительно покинутым ребенком, когда находилась в детском доме. Не было определенных лиц, заботящихся персонально о ней, Во-вторых, причина недержания мочи обусловливается сменой окружающей обстановки и процессом привыкания к новой матери. Вопреки тому, что ребенок встречает здесь любовь и заботу, это не приводит к ее внутренней расслабленности, так как здесь «мокрая постель» сопровождается избалованностью и, таким образом, усиливается. И девочка не воспринимает это как неприятное явление, а привыкает к нему, как, впрочем, это часто и бывает.

В такой ситуации недержание мочи принимает стойкий характер. Лечение включает методы психотерапии — разъясняющей беседы; решающей здесь является аутогенная тренировка с фразовой формулой «моя постель остается сухой», помогающая довести до сознания ребенка, что она уже стала большой девочкой

«Я здорова и радостна» — так звучит постоянная фразовая формула.

Описание случая.

Марлене 12 лет. Это смышленый и воспитанный ребенок. Очень смущенная и тихая, она признается мне, что у нее после ночи остается мокрой постель. У нее большая потребность избавиться от этого, потому, что в ближайшее время она едет на экскурсию с классом. Она живет в страхе и заботе, так как ей рисуются картины ее будущего позора, Мать описывает, что Марлена в последнее время стала замкнутой, предпочитает одиночество. В заболевании наступил поворот. Мать надеялась на выздоровление с наступлением полового созревания. Она всегда бала со своей дочерью и ничего до сих пор не предпринимала.

При изучении предыстории ее болезни выясняется, что Марлена стала мочиться по ночам с тех пор, как ее отец умер от инфаркта миокарда. Марлена, единственный ребенок в семье, тяжело это переживала. В настоящее время мать отдает ей всю свою любовь и внимание. Она ко всему присматривается, и эта чрезмерная опека является тем самым основанием, которое среди прочих вызвало ночное недержание мочи (как ее реакцию упрямства). «Мама не дает ничего делать. Я не имею ни на что разрешения. Я всегда получаю от нее замечания. Я стараюсь чаще вставать ночью, но лучше не становится». Марлена находится в так называемом «пубертатном кризе», иначе переломном возрасте, она внутренне агрессивна, поскольку не может разрешить, «вытолкнуть наружу» свои затруднения и препятствия. «Мокрая постель» — это в первую очередь симптом ее горя и печали, который остается как неопределенный конфликт. Однако воспитание матери в духе доброжелательности оказывается проблематичным, и трудности в жизни дочери, проявляющиеся симптомом «мокрой постели», остаются.

Прошло еще некоторое время, пока, наконец, мать Марлены поняла возможные взаимосвязи такого расбалансированного состояния здоровья дочери со своим поведением. И тогда произошло то, во что трудно поверить: четыре беседы с матерью, а также с девочкой принесли исцеление еще до того, как состоялась поездка всего класса. Отношения «мать-дочь» стабилизировались. Познания, приобретенные при этом Марленой, сказывались на ней столь положительно, что с этого времени она развивалась свободно.

В случае с Марленой была прямо достигнута граница, у которой можно рассчитывать на излечение. И девочка настолько взрослая, насколько требуется, и созревшая настолько, насколько возможно, сама осознает и понимает причину своего состояния, так же как и ее мать, которая с этого времени становится ее лучшим другом.

Наши рекомендации