Эстетическая потребность – это потребность в общении с эстетически ценными предметами и явлениями, способная вызвать соответствующие переживания.

Эстетическую потребность можно рассматривать как объективно существующую взаимосвязь человека со средой, в результате которой возникает необходимость в производстве, сохранении, усвоении и распространении эстетических эмоций, индивидуальных и социальных чувств, взглядов, знаний, ценностей и идеалов и их объективизации в человеческой деятельности.

В структуре эстетической потребности можно выделить три взаимосвязанных элемента: эмоциональный, рациональный и деятельный. Это следует учитывать при определении путей и средств ее формирования. Конечно, нужно комплексное воздействие и на эмоциональную, и на рациональную сферу сознания для выработки необходимых убеждений и установок и для дальнейшего закрепления их в деятельности.

Понятие "эстетическая потребность" охватывает как потребность в восприятии эстетических явлений мира, так и потребность в искусстве и эстетическом творчестве. Эстетическая потребность выступает как движущая сила развития сознания и практической деятельности личности, как один из основных элементов эстетического сознания и проявляется в стремлении преобразовать мир. Особенностью эстетической потребности является то, что она может быть реализована во всех сферах деятельности человека: в труде, в отношении к природе, в приобщении к искусству, в нравственных отношениях, в научном познании. По своему содержанию эстетическая потребность является универсальной, ибо ее объект находится во всех сферах жизни.

Эстетическая потребность способна оказывать всестороннее воздействие на личность, так как она влияет на ее эмоциональную сторону. Как элемент эстетического сознания она взаимосвязана с другими его элементами, такими, как эстетические чувства, взгляды, идеалы, оценки.

Следует отметить и такую особенность эстетических потребностей, как их динамический характер, ибо с течением времени они развиваются, совершенствуются. Это связано с включением человека в различные виды деятельности, с развитием общества, изменением образа жизни. Изменяется мера совершенства личности и общества, и изменяются потребности.

Источниками формирования эстетических потребностей являются радио, телевидение, учреждения культуры, социальная микросреда (семья, друзья), изучаемые в школе и вузе учебные дисциплины, и прежде всего гуманитарного цикла, кружки, спецкурсы, воспитательные мероприятия (дискуссии, конференции, диспуты), самостоятельное приобщение к искусству и творчеству и осмысление его.

Развитие эстетических потребностей человека зависит и от самого субъекта - носителя потребностей, от его мировоззрения, ценностных ориентации, от уровня развития уже имеющихся потребностей, от самовоспитания.Сама личность должна быть активной, она как субъект эстетической деятельности наделена волей и сознанием. И задача заключается в том, чтобы целенаправленно воспитывать общественно необходимые субъективные качества.

При формировании сознания в целом и эстетической потребности как его составляющей следует постоянно приобщать личность к эстетической деятельности, развивая умения и навыки в различных видах общественной, производственной и художественной практики. Практика является критерием истинности отражения эстетических ценностей, предметов и явлений. Она показывает степень адекватности отражения.

Эстетическую потребность характеризуют универсальность и связь с творчеством. Эстетические потребности людей проявляются в самых разных сферах оытия и не могут быть удовлетворены каким-либо одним видом деятельности. Универсальность эстетической деятельности и сознания порождает чрезвычайно широкий спектр эстетических потребностей человека - от предметов быта до предметов искусства. Эстетическое потребление отличается от утилитарного потребления творческим характером.Оно способно приносить все новые и новые радости человеку, обогащая его духовный мир. Материальная потребность исчерпывается вместе с непосредственным достижением своей цели. У эстетической потребности самоценный, творческий, непотребительский характер.Развитие эстетического чувства до эстетической потребности свидетельствует о совершенствовании и углублении эстетического сознания человека.

• Когда эстетические чувства, потребности, интересы воспитываются, культивируются в человеке, они становятся более определенными, устойчивыми и получают выражение в эстетическом вкусе - в способности непосредственно, по первому впечатлению, без предварительного анализа отмечать эстетическую ценность чего-либо. Вкус основан на таких важных формах эстетического сознания, как оценки, суждения, идеалы. И хотя мы не ощущаем их присутствия во вкусе в развернутом виде (все оценки и суждения здесь достаточно лаконичны: «мне нравится, мне не нравится»), тем не менее во вкусе сфокусированы эстетические оценки, интеллектуальные реакции на реалии действительности и искусства. Суждения эстетического характера возникают в результате эмоционального отношения и чувственной информации, которая перерабатывается рационально, на базе индивидуального опыта, знаний человека, его образования, представления об авторитетах сравнительных действий.Поле эстетического вкуса не принадлежит ни чистому чувству, ни чистой мысли. Эта способность эстетического сознания образует органическое единство чувственно-мыслимого в человеке. И хотя в истории эстетики известны приверженцы теорий рациональной основы эстетического чувства (Батте, Шефтсбери), а также теорий эмоциональной его основы (Руссо, Хатчесон, Берк, Монтескье), сегодня исследователи подчеркивают гармоническое единство суждения и переживания рационального, и эмоционального во вкусе.

12. Ирония как эстетическая категория.

Ирония (греч. eironeia, букв. - притворство) - категория философии и эстетики, обозначающая высказывание или образ искусства, обладающие скрытым смыслом, обратным тому, который непосредственно высказывается или выражается. В отличие от сатиры, которая не скрывает своего критического отношения к объекту, ирония является видом скрытой насмешки. В ней отрицание происходит в подчеркнуто-утвердительной форме. Ирония состоит в том, что кто-либо соглашается, доказывает, утверждает за явлением право на существование, но в этом утверждении и выражается отрицательное отношение к объекту. Обладая смыслом, обратным тому, который непосредственно высказывается, ирония предполагает творческую активность воспринимающего ее мышления, что было отмечено Л. Фейербахом в книге «Лекции о сущности религии».

Впервые термин "ирония" появляется в греческой литературе в V в. до н.э.В комедиях Аристофана ирония употребляется в отрицательном смысле, обозначая "обман", "насмешку", "хитрость" и т.д. В "Осах" Кленослав поступает "ловко" (eironicos), продавая осла, в "Облаках" Стрепсиад называет ироником (eiron) лжеца.

Более глубокий смысл ирония получает у Платона. По Платону, ирония означает не просто обман, но то, что, внешне напоминая обман, по сути дела является глубоким знанием. В диалогах Платона Сократ широко пользуется иронию как средством полемики и доказательства истины. Используя иронию, Сократ принижает свое знание, делает вид, что не имеет никакого представления о предмете спора, поддакивает противнику, а затем, задавая "наивные" вопросы, приводит собеседника к сознанию своего заблуждения. Платон характеризует сократовскую иронию как самоунижение человека, который знает, что он не достоин унижения. Ирония Платона - насмешка, скрывающая под видом самоунижения глубокое интеллектуальное и нравственное содержание.

Дальнейшее развитие понятия ирония содержится у Аристотеля, который рассматривает иронию как притворство, означающее прямую противоположность хвастовству. По Аристотелю, притворство в сторону большего есть хвастовство, в сторону меньшего - ирония, в середине между ними находится истина.

В искусстве ирония появляется в переходные исторические периоды. Ирония Лукиана, являясь формой разложения, самокритики античной мифологии, отражала падение античных идеалов. Искусство средневековья богато сатирическими мотивами, однако они носят поучительный характер и совершенно лишены иронии. Средневековая эстетика вообще выступила с критикой иронии, считая ее пустым, софистическим искусством, разрушающим веру в догматы и авторитеты.

В эпоху Возрождениявместе с ростом свободомыслия возникает плодотворная почва для расцвета художественной практики и эстетической теории иронии. Искусство этого времени в бурлескной и буффонной форме пародирует античные и средневековые идеалы (поэма «Орландино» Флоренго, «Энеида» Скаррона и др.). В трактатах этого времени («О речи» Дж. Понтано, «Придворный» Б. Кастильоне) ирония рассматривается исключительно как риторический прием, как оборот речи, помогающий избежать "личностей" и подвергнуть кого-либо осмеянию в форме скрытого намека.

Особое значение ирония получает в эстетике немецких романтиков, которые придавали иронии универсальное значение, рассматривая ее не только как прием искусства, но и как принцип мышления, философии и бытия. Понятие «романтическая ирония» получило развитие в теоретических работах Ф. Шлегеля, под непосредственным влиянием философии Фихте. Подобно тому как в системе "наукоучения" Фихте развитие сознания состоит в бесконечном снятии и полагании "Я" и "не Я", романтическая ирония заключается в отрицании духом своих собственных, им самим поставленных, границ.

Согласно принципу романтической иронии, никакая художественная форма не может быть адекватным выражением авторской фантазии, которая не выражает себя полностью, всегда оставаясь содержательнее всякого своего создания. Ирония означает, что творческая фантазия не теряется в материале, не сковывается определенными формами, а свободно парит над собственными созданиями. По мнению Шлегеля, ирония снимает ограниченность отдельных профессий, эпох и национальностей, делает человека универсальным, настраивая его «то на философский лад, то на филологический, критический или поэтический, исторический или риторический, античный или же современный...». Однако этот синтез, осуществляемый на субъективной основе фихтевского "Я", является иллюзорным, целиком зависящим от произвола субъективного сознания. Характеризуя романтическую иронию, Гегель назвал ее «концентрацией "я" в себе, для которой распались все узы и которая может жить лишь в блаженном состоянии наслаждения собою».Теория романтической иронии получает завершение в эстетике Зольгера, который, подчеркивая диалектический момент, содержащийся в этой категории, отождествил ее с моментом "отрицания отрицания".

Ирония Гейне явилась способом избавления от чрезмерного лиризма и напыщенной сентиментальности, формой разложения "романтических" иллюзий автора и утверждения его критических позиций по отношению к действительности. В дальнейшем теория романтической иронии развивалась в неоромантической эстетике символистов, где она понималась как прием, разоблачающий ничтожество явления, раскрывающий его несоответствие с идеалом.

С резкой критикой романтической иронии выступил Гегель, который указал на ее субъективизм и релятивизм. Говоря об "иронии истории", "хитрости мирового разума", он попытался вскрыть объективный характер иронии, содержащийся в развитии истории. В "Феноменологии духа", показывая диалектику развития познания от обыденных представлений к научным понятиям, Гегель показал ироническую диалектику развития нравственного и научного сознания.

В идеалистических эстетических теориях 2-й пол. XIX в. ирония теряет нравственное и философское значение, которое придавалось ей в классической эстетике. Современная ирония, согласно Ницше, выражает пессимистическое отношение к действительности, якобы граничащее с цинизмом. У Фрейда ирония сводится к техническому приему «изображения при помощи противоположности», который позволяет «легко обходить трудности прямых выражений, как, например, ругательств...».

Современная эстетика рассматривает иронию как характерную особенность современного искусства. Так, испанский философ Ортега-и-Гассет в сочинении «Дегуманизация искусства» доказывает, что современное искусство обречено на иронию и иначе как без иронии не может существовать. Только благодаря иронии, этой самоубийственной насмешке искусства над самим собой, «искусство продолжает быть искусством, его самоотрицание чудотворным образом приносит ему сохранение и триумф». В ироническом и скептическом отношении к действительности видит характер современного искусства и немецкий экзистенциалист Аллеман («Ирония и поэзия»).

13. Категория «гармония» в учениях Гераклита и Демокрита.

Гераклит жил в Эфесе, на западном побережье Малой Азии, примерно в 520-450 гг. до н.э. Из источников поздней античности известно, что Гераклит оставил сочинение под названием «О природе», посвященное Артемиде, главный храм которой и находился в этом городе.

Прозванный “Темным”, он не был учеником никого из философов, но был воспитан природой и прилежанием. В философии Гераклита можно выделить три ключевые категории. Это огонь – начало и конец всего, логос – мировой закон и гармония – совпадение противоположностей.

В целом понятие «гармонии» у Гераклита не отделимо от понятия «космос» в том его значении, которое связано со словами «миропорядок», «мироустройство». Этот миропорядок Гераклит отождествляет с вечно живым огнем, «мерно возгорающимся и мерно угасающим». Хорошо известно выражение Гераклита о том, что «Тайная гармония лучше явной».

Поскольку многие высказывания Гераклита достаточно метафоричны и неоднозначны (за что он и был прозван «Темным»), то уже в древности те, кто цитировал его выражения, предлагали свое понимание их смысла. Так и эта фраза трактуется по-разному. Одни считали, что Гераклит предпочитает познаваемости непознаваемость. Или, что он ценит явное наравне с тайным, потому что они образуют некое единство. По мнению других это выражение может быть применено к рассуждениям о душе. Вообще многим древним философам свойственно выделять в душе разные части.

Интерпретация гераклитовского фрагмента оказывается следующей. Разные вещи и природные явления, которые представляются нам прекрасными можно отнести к явной гармонии. Но есть некая гармония в душе человека, которая является категорией скорее умопостигаемой, чем чувственно воспринимаемой. Это лишает нас возможностей ее измерения. И именно поэтому она может быть названа тайной.

Наши рекомендации